Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством музыкального фольклора. Презентация
презентация к уроку по музыке

Наталья Александровна Намятова

презентация

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МДОУ ИРМО Хомутовский детский сад №4 Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством музыкального фольклора» Музыкальный руководитель: Намятова Н.А. 2023 г.

Слайд 2

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, достойно завоёванного русским искусством. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом ». Д . Лихачёв Дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребенка с элементарными основами музыкального фольклора. Формируется личностное отношение к музыкальным образам, закладываются предпосылки музыкального вкуса и духовно-нравственного воспитания ребенка. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом.

Слайд 3

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Нельзя прерывать связь времен и поколений, чтобы не исчезла душа русского народа. Наши дети должны быть участниками традиционных на Руси праздников, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народные игры.

Слайд 4

Музыкальный фольклор - это уникальная, самобытная культура наших предков, значительный фактор духовности, преемственности поколений. И я считаю, что именно в этом и заключается актуальность данной темы. Целью моей деятельности является развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста, а так же их духовно- нравственное воспитание посредством русского музыкального фольклора . Достижение поставленной цели осуществляю через задачи: 1.Формировать представление детей о различных жанрах музыкального фольклора, о русской народной культуре. 2. Развивать музыкальные способности детей, восприятие музыки через пение народных песен, разучивание народных плясок, хороводов. 3. Воспитывать песенный музыкальный вкус, посредством музыкального фольклора.

Слайд 5

Для работы с детьми в данном направлении, использую различные виды музыкальной деятельности, куда входит: - слушание народной музыки; - пение народных песен; - народная хореография (танцы, хороводы) - музыкально – фольклорные игры; - игра на народных инструментах. Обучение детей музыкальному фольклору, на мой взгляд, должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности – музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда. В русском музыкальном фольклоре, по моему мнению, каким – то особым образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Произведения музыкального фольклора, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Адресованные детям потешки , прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Интонационные достоинства песен позволяют использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем.

Слайд 6

С самого раннего возраста детей нужно знакомить с песенными детскими жанрами: колыбельными песнями, пестушками , прибаутками, закличками . Все это прекрасный материал, используемый мною на музыкальных занятиях для развития детей, начиная с младшей группы, когда оторванность от мамы, в связи с поступлением в детский сад, становятся для ребенка настоящим стрессом. В это время колыбельные, напоминают детям о теплоте маминых рук, голоса в момент напевания «Баю-баю-баю-бай, спи малыш мой, засыпай…». Плавность и мягкость колыбельной песни просто не позволяют быть грубым. Также использую пестушки (от слова «пестовать» – воспитывать), прибаутки (смешное, динамичное произведение, часто рифмованное, подготавливают детей к учебе, к труду), потешки , которые создают веселое настроение. Есть потешки , которые и наставляют, и дают простейшие знания о мире. Например, « Сорока - белобока ».

Слайд 7

Потешки сопровождаются жестами взрослого. Ребенок уже стремится к звукоподражанию, к повторам жестов, а через это – до него доходит смысл потешки : « Ты дров не носил, кашу не варил, печку не топил, тебе каши не дадим! ». С одной стороны, ребенок играет, но в игре до него доходит смысл самой потешки , который имеет нравственную подоплеку – как нужно сделать так, чтобы было хорошо и правильно. В потешках , в которых имеется звукоподражание, например, голоса животных, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому: «Наши уточки с утра: кря, кря, кря. Наши гуси у пруда: га - га - га! Наши курочки в окно: ко-ко, ко-ко, ко-ко» Песенный материал подбираю несложный по мелодичному и ритмичному строю в соответствии с образами (петушок, зайка, котик.) Все занятия с детьми в младшем возрасте провожу только в игровой форме, так как создание игровой ситуации вызывает у детей повышенный интерес к выполнению того или иного задания.

Слайд 8

В среднем и старшем возрасте знакомлю детей с народным календарем, обращаю внимание детей на виды фольклорных песен: лирических, плясовых, шуточных, игровых. Также, часто использую малые фольклорные жанры : небылицы, прибаутки, считалки, частушки, заклички , игровые и обрядовые песни. Например, частушки в озорной форме, рассказывали о мире, о быте, об отношениях между людьми. Заклички представляли собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным. Дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства. Заклички знакомят ребенка с миром живой природы, с ее законами, учат бережно относиться к ней и к человеческому труду. Игровые песни: наблюдая, жизнь взрослых, дети часто имитировали в своих играх календарные и семейные обряды, сопровождая их песнями, развивали чувство сопричастности к коллективу: « Воротики », «Горелки», «Жмурки».

Слайд 9

Обрядовые песни вводили детей во взрослый мир, знакомили с его правилами, воспитывали в них гуманное отношение к природе, человеку и всему, что он делает. Например, колядки, веснянки, жнивные песни. В пословицах и поговорках , а это основа нравственных законов, мудрости, в сжатой форме, оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. На музыкальных занятиях пословицы и поговорки задают тон, вводят в тему, помогают раскрыть смысл определенных ситуаций («Без труда не вытащишь рыбу из пруда», «Друзья познаются в беде», «Родина-мать – умей за неё постоять»). Все вышеперечисленные фольклорные жанры являются основными на моих занятиях. Музыкальный материал для детей данного возраста более развернут, тематика разнообразнее, мелодическая и ритмическая структура сложнее.

Слайд 10

В своей работе я часто использую музыкальный фольклор для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игр и т.д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении ритмических движений на музыкальных занятиях. Дети с удовольствием играют на детских музыкальных инструментах: свистульках, ложках, бубне, коробочке, маракасах, колокольчиках, трещетках , рубеле. Это самая привлекательная для детей область музыки. Причем игра на шумовых инструментах влияет на развитие таких важных качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, воля, внимание, мышление. А это тоже является духовно-нравственным воспитанием.

Слайд 11

Народный быт раскрываю в теме «Народный костюм». В саду воспитателями создан мини-музей русского народного быта, который постоянно пополняется.

Слайд 12

Целенаправленная систематическая и последовательная работа в данном направлении приводит к тому, что к подготовительной группе дети имеют углубленные знания о народном календаре. Результатом моей деятельности как музыкального руководителя является проведение календарных и фольклорных праздников. Благодаря включенности ребенка в деятельность по подготовке праздников, он становится не простым зрителем, а соучастником происходящего.

Слайд 13

В детском саду традиционно отмечаются народные праздники с соответствующей атрибутикой : осенние ярмарки , в рождество дети колядуют, где выступают в роли ряженых, поют частушки, весной празднуют масленицу, водят хороводы, играют в народные игры. Все мероприятия проходят совместно с родителями. Опыт моей работы показал, что широкое включение музыкального фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями и традициями русского народа, создает положительную эмоциональную обстановку в детском учреждении.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ КАК РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Начальный этап жизни—один из наиболее важных в развитии  человека  поскольку  ранние впечатления  достаточно  глубокие и оставляют отпечаток на всю жизнь. Порой они становятся...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ КАК РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Начальный этап жизни—один из наиболее важных в развитии  человека  поскольку  ранние впечатления  достаточно  глубокие и оставляют отпечаток на всю жизнь. Порой они становятся...

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Дошкольный возраст – важный период для вос­питания культуры  гендерных  взаимоотношений детей. Мужчину в мальчике и женщину в девочке следует воспитывать с раннего д...

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста  средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...

"Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации экологических акций в ДОУ"

АннотацияВ данной статье рассмотрены особенности экологического воспитания дошкольников. Проанализированы методы работы с детьми, особое внимание автор уделил наблюдению, а также рассказал о реализаци...

Обобщение опыта «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности в рамках ФГОСДО»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит о...

Презентация на тему: "Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством музыкально- ритмических движений"

Презентация на тему: "Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством музыкально- ритмических движений"...