ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ КАК РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
статья по теме

Позднякова Светлана Георгиевна

Начальный этап жизни—один из наиболее важных в развитии  человека  поскольку  ранние впечатления  достаточно  глубокие и оставляют отпечаток на всю жизнь. Порой они становятся  основным импульсом для дальнейшего эстетического развития ребёнка.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ КАК  РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ  

Начальный этап жизни—один из наиболее важных в развитии  человека  поскольку  ранние впечатления  достаточно  глубокие и оставляют отпечаток на всю жизнь. Порой они становятся  основным импульсом для дальнейшего эстетического развития ребёнка.

«Музыка—могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»,--говорил В.А. Сухомлинский. Только находясь в музыкальной среде научившись чувствовать и осмысливать выразительность музыкальной речи ребёнок будет испытывать потребность в ней. Сочетание выразительных средств музыки с сюжетом и действием делает музыкальный образ более конкретным и понятным. Как научить детей не только воспринимать замысел автора музыкального произведения или танцевальной миниатюры, но и уметь передавать его пластикой собственного тела? Единство музыки и художественного движения - трудно назвать более универсальное средство эстетического в нравственного воспитания ребенка, движение облегчает восприятие и запоминание музыки, а музыка помогает запомнить движение. Так, взаимообогащая друг друга, они воспитывают у детей любовь к музыке, ощущение пластики, ритма, координации, музыкальную память, развивают эстетически.

Активное  восприятие  музыкального  образа  предлагает  единство двух начал - объективного и субъективного, т.е. того, что заложено  в  самом художественном произведении, и тех  толкований,  представлений,  ассоциаций, которые рождаются в сознании ребёнка в связи с  ним.  Очевидно,  чем  шире круг таких субъективных представлений - тем богаче и полнее круг образов, создаваемых ребёнком при помощи пластики и жеста, тем активнее он будет участвовать в выполнении творческих заданий, импровизировать и придумывать варианты образных движений в играх и хороводах.

        Воплощение переживаемого в творческой деятельности дошкольника 5-7 лет является обязательным. Синтезируя имеющийся у него опыт, он испытывает потребность воплотить свои переживания и фантазии в объективной форме. Известно: чем богаче его опыт, тем точнее критерии оценки, тем выразительнее творчество.

Известно, как велика сила эмоционального и нравственного воздействия музыки, как важно переживать её в движении. Именно благодаря тесной взаимосвязи слуховых ощущений с мышечными значительно ярче и эмоциональнее воспринимается музыка.

Развитый  мелодизм, яркая гармония классической музыки, способствует активному развитию творческого воображения, подводит детей к ощущению гармоничной слитности своих движений с музыкой.

Детское исполнительство имеет свои особенности, вызванные возрастным развитием, недостатком представлений, опыта, технических умений. Поэтому развитие музыкально  - ритмических движений на каждом возрастном этапе происходит различно.

Уже в младшем возрасте ребёнок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике и жестах. Но движения ещё неточны и порой несогласованны с музыкой. Педагогу необходимо использовать личный пример и опираясь на эмоциональную отзывчивость ребёнка, развивать способность слушать музыку, запоминать и выполнять несложные движения. Использование классических произведений в разделе «музыкально-ритмические движения» с младшей группы, будет способствовать формированию высокого уровня в восприятии музыки.

На четвёртом году жизни дети чувствуют смену контрастных частей музыки, могут выполнять и усвоить небольшие музыкальные задания. Но они ещё плохо ориентируются в пространстве, поэтому педагог учит их двигаться в соответствии с ярко- контрастным характером музыки, в различном темпе, реагировать на начало и окончание звучания музыки, исполнять простейшие движения, передавать несложные имитационные движения игровых образов.   Для детей этого возраста можно предложить танец «Снежинок» под  «Вальс»  А. Гречанинова,  танец «Колокольчиков» на муз. В.А.Моцарта «Колокольчики звенят» т.д.

На пятом году жизни у детей уже есть опыт слушания музыки, они могут узнавать знакомые мелодии, определять характер музыки и некоторые средства музыкальной выразительности (динамика – громко, тихо; регистры – высокий, низкий, темп – быстрый, умеренный). Движения становятся более ритмичными, чёткими, согласованными с началом и окончание звучания музыки. Дети выполняют более разнообразные движения (прямой галоп, движения парами, притопы, поскоки и т.д.) и могут двигаться в соответствии с менее контрастным характером музыки.  Для этих детей можно предложить: композицию Зарецкой «Воробушки»  на муз В.А. Моцарта «Турецкое рондо», композицию Бурениной «Лошадки»  на муз  Пуни.

Дети шести - семи лет слышат произведение в целом, определяют его жанровую принадлежность, ощущают динамические оттенки, изменение темпа, как способа выражения различных нюансов и настроений, понимают организующую роль ритма. Этим детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега до шага польки и т.д.). Программой музыкального воспитания детей этого возраста предусматривается знакомство с детским бальным танцем, а именно: полькой, полонезом, вальсом, менуэтом, краковяком, падеграсом, народными танцами. Это произведения П.И. Чайковского, М.И. Глинки, И.Штрауса, А, Гербер, Ф. Шопен, Ф.Лист и др.  Существуют основные принципы отбора  музыкального репертуара для музыкально-ритмических движений:

- художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность образов;

- разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений;

Детство является периодом, наиболее благоприятным для становления музыкальности и музыкальных способностей. Упущение этого периода невосполнимо. Трудно не согласиться со словами В. Астафьева: «Детство и юность всякого человека – это слышимый лишь ему одному камертон, по которому он потом всю жизнь настраивает свою душу».

В музыке и музыкальной деятельности чувства и эмоции составляют главное содержание. Музыка — искусство «интонируемого смысла» (Б. Асафьев), что и определяет богатство смыслового содержания музыкальных произведений. Благодаря музыке в ребенке пробуждается представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка помогает детям познать мир, развивает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, природе, ко всему окружающему. Это помогает формированию полноценной личности человека, способного чувствовать и сострадать.

http://u-sovenka.ru/Razvitie-1-3-goda/Muzyikalnoe-razvitie/q-q-183.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Игровая деятельность детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

"Игра – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям самого ребенка" (Л.С.Выготский)....

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения

Музыкально-дидакти­ческие игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, помогают в...

развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях

Презентация включает в себя этапы развития, условия возникновения и успешного развития творческих способностей детей дошкольного возраста....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ КАК РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Начальный этап жизни—один из наиболее важных в развитии  человека  поскольку  ранние впечатления  достаточно  глубокие и оставляют отпечаток на всю жизнь. Порой они становятся...

Презентация на тему: "Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством музыкально- ритмических движений"

Презентация на тему: "Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством музыкально- ритмических движений"...

Способы развития эмоционального раскрепощения детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях

В сообществах музыкальных руководителей всё чаще возникают вопросы, как работать с детьми по развитию эмоционального интеллекта. Такие запросы возникают в связи с возрастающим количеством детей с ОВЗ,...