Способы развития эмоционального раскрепощения детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях
статья по музыке

Мельникова Евгения Алексеевна

В сообществах музыкальных руководителей всё чаще возникают вопросы, как работать с детьми по развитию эмоционального интеллекта. Такие запросы возникают в связи с возрастающим количеством детей с ОВЗ, также схожие проблемы могут возникнуть и у нормотипичных детей по разным причинам. Проблемы неговорящих или поздно говорящих детей, которые испытывают трудности в социальной коммуникации, активно обсуждают педагоги и представители разных наук. Чтобы было легче решить задачи музыкального воспитания, я выделила для себя следующие способы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_emotsionalnoe_raskreposhchenie.docx17.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Способы развития эмоционального раскрепощения детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

В сообществах музыкальных руководителей всё чаще возникают вопросы, как работать с детьми по развитию эмоционального интеллекта. Такие запросы возникают в связи с возрастающим количеством детей с ОВЗ, также схожие проблемы могут возникнуть и у нормотипичных детей по разным причинам. Проблемы неговорящих или поздно говорящих детей, которые испытывают трудности в социальной коммуникации, активно обсуждают педагоги и представители разных наук. Чтобы было легче решить задачи музыкального воспитания, я выделила для себя следующие способы.

Способ 1. Вокализация

Кластерное пение

Кластер – с англ. tone claster – «гроздь, скопление звуков». Кластерное пение – это творческий процесс, в котором ребёнок пользуется голосом, как инструментом, без знания нот.

Один из способов работы по эмоциональному раскрепощению с детьми на музыкальных занятиях – работа с голосом. Начинайте с вокализации, прислушиваясь к звукам, которые ребёнок издаёт. Это могут быть протяжные однородные звуки, мычание, такие как «А-а», «У-у», «М-м». Педагог поддерживает пение ребёнка, помогает почувствовать правильное дыхание, модулирует в тональности, повышая или понижая тон.

Побуждайте к кластерному пению. Большое значение в групповой вокализации имеют кластерное пение и характер анонимности для «гудошников». Каждый ребёнок имеет возможность через звук найти свои интонации, пережить свои телесные ощущения, освободиться от зажимов, неуверенности.

Способ 2. Ритмопластика

Используйте ритмопластику. Ритмопластика или в других источниках, пластическое интонирование - один из способов, одна из возможностей «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Этот приём поможет в процессе работы над таким видом музыкальной деятельности как слушание музыки. Он позволяет прочувствовать музыкальный образ, переживания и передать их через движения своего тела. Например, звук становится выше вместе с мягкими движениями рук вверх. При понижении тона руки опускаются вниз. При долгом звучании можно плавно двигать руками справа налево перед собой. Чтобы естественно интегрировать действия с музыкой, используйте предметы. Для этого подойдут лёгкие платки, ленты, тесёмки, шарфы, вееры, листочки, цветы, снежинки и т. д.

Переключайте внимание на предмет. Этот прием имеет для ребёнка психологическое и терапевтическое значение. Действуя с предметом в руках, ребёнок перестаёт контролировать себя и свои действия, не ждёт оценки педагога и реакции детей. Всё внимание переключается на сам предмет, который может ошибаться. Оценку получает в данном случае не ребёнок, а предмет. Лучшим замечанием со стороны педагога могут служить следующие речевые модели: «Мне нравится, как ты занимаешься, ты старательный. Но сегодня, мне кажется, твой платок был недостаточно лёгкий и полётный. Ты постарайся в следующий раз с ним договориться».

Культивируйте успех ребёнка в деятельности. Повторяйте многократно слова: «Молодец! Ты стараешься! У тебя всё получится! Ты – лучший! Я горжусь тобой! Я люблю тебя!» Одобрения взращивают ростки будущего уверенного в себе человека. Это особенно важно застенчивым детям и детям с речевой патологией. Они ждут похвалы педагога, признания и принятия коллективом детей.

Способ 3. Речевая коммуникативная игра

Вербальное общение – основной метод в коррекционной работе с нарушением речи у детей. Рассмотрим значение речевой коммуникативной игры. Такую игру называют логоритмикой, нейроигрой, развивающей нейронные полушарные связи мозга, мелкую моторику, координацию, речь.

В речевых упражнениях восприятие стиха происходит через три модальности: зрение, слух, ощущения. Ребёнок одновременно хорошо выполняет сразу несколько дел. Он выполняет игровые движения пальцами или руками, проговаривает текст и развивает коммуникативные навыки.

Используя различные интонации голоса, слушает свою речь, различает различные тембры голоса. Это помогает ребёнку координировать свои движения, организовывать свои действия с действиями партнёра по игре.

Способ 4. Игры с палочками-клавесами

Клавесы – клаве, от исп. clave, дословно «ключ» – простейший кубинский народный ударный инструмент (идиофон) африканского происхождения. Две палочки из твёрдого дерева, при помощи которых задаётся основной ритм ансамбля. Заменой клавесам могут выступать классические деревянные ложки. Они отличаются характерным звучанием.

В процессе интеграции речи, движения и звука игры с палочками являются одним из видов художественных средств. Ритм, который подарила природа каждому при рождении, дети передают звуками своего тела – «топ», «хлоп», «шлёп», ударами палочек, движениями рук и тела. Палочки или заменители – кубики, камушки, плоды каштанов, ракушки – выступают в роли посредников. С их помощью ребёнок способен ощутить в себе биоритм и выразить ритм стиха движением и звуком.

Речевые игры в парах способствуют формированию вербальной и тактильной коммуникации, развитию способности взаимодействовать друг с другом, социализироваться.

Способ 5. Коммуникативные игры-танцы

Коммуникативный танец – это танец с простыми, легкими, игровыми компонентами, который вызывает у детей массу положительных эмоций, что, способствует развитию не только музыкально-ритмических способностей и коммуникативных навыков, но и эмоциональному раскрепощению. Коммуникативный танец состоит из несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации, направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнерами и группой. Очень популярной формой коммуникативных танцевальных игр являются танцы со сменой партнеров, которые встречаются в фольклоре. Это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания (кто лучше пляшет) и т. д. Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже детям младшего дошкольного возраста. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.

Детская стеснительностью и замкнутость многогранна и разнопланова. Здесь важна комплексная работа с эмоциональным интеллектом, телом, голосом, психикой. У некоторых детей застенчивость объясняется типом темперамента. Но если вы замечаете у ребенка серьезные проблемы с общением, страх быть замеченным и услышанным, боязнь всего нового и незнакомого, нужно не только устранять последствия, но и разбираться с причинами с помощью специалиста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Игровая деятельность детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

"Игра – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям самого ребенка" (Л.С.Выготский)....

развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях

Презентация включает в себя этапы развития, условия возникновения и успешного развития творческих способностей детей дошкольного возраста....

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами театрально-игровой деятельности

В коррекционной педагогике и специальной психологии  известно, какими огромными возможностями для коррекции нарушений развития дошкольников обладают различные виды игр. Среди   сюжетно-...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ КАК РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Начальный этап жизни—один из наиболее важных в развитии  человека  поскольку  ранние впечатления  достаточно  глубокие и оставляют отпечаток на всю жизнь. Порой они становятся...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ КАК РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Начальный этап жизни—один из наиболее важных в развитии  человека  поскольку  ранние впечатления  достаточно  глубокие и оставляют отпечаток на всю жизнь. Порой они становятся...

Развитие активной речи детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания

Важное место в исследовании дошкольников занимает изучение особенностей развития их речи и речевых возможностей. Ведь ребёнок рождается, не умея говорить. А в процессе своего развития он должен овладе...

« РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО – ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Опыт работы по развитию музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность в различных формах работы (инсценировки, театрализация, музыкальные спектакли, досуги и праздники). Оформлени...