Развитие активной речи детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания
статья на тему

Чибирова Диана Людвиговна

Важное место в исследовании дошкольников занимает изучение особенностей развития их речи и речевых возможностей. Ведь ребёнок рождается, не умея говорить. А в процессе своего развития он должен овладеть языком, на котором говорят окружающие его взрослые, научиться пользоваться устной, а затем письменной речью. Это очень сложная задача. Ребёнку приходится за немногие годы усвоить всё богатство языка, которое создавалось народом в течение тысячелетий. Именно в дошкольном детстве зарождается процесс формирования речи, начиная с младенческого возраста. В раннем детстве, с усложнением деятельности малыша и расширением доступных сфер деятельности, усложняется общение с взрослыми, и потребность в речи возрастает, что в свою очередь, стимулирует развитие активной речи, которая превращается в средство общения. Речь начинает приобретать коммуникативную функцию, а в дальнейшем обобщающую, планирующую, регулирующую и знаковую. Именно в дошкольном возрасте речь ребенка наиболее уязвима, и под воздействием ряда неблагоприятных факторов может нарушаться и в дальнейшем иметь патологическое развитие. Важно не упустить момент и вовремя начать работу над развитием речи, так как в возрасте до 6 лет детский организм очень пластичен, а это создает огромные возможности для качественного развития ребенка.

Сегодня мы  рассмотрим влияние музыкального воспитания на развитие активной речи дошкольников. Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Однако только музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Она является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания. Уже в работах древнегреческого философа Пифагора мы находим описание того, как положительно влияет музыка на эмоциональное состояние человека. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполняется впоследствии. Именно поэтому в дошкольном детстве важное место отводится музыкальному воспитанию. Музыкальное воспитание можно понимать в широком или в более узком смысле.

В широком смысле музыкальное воспитание - это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании - это воспитание Человека.

В более узком смысле музыкальное воспитание - это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания. [3,с.8]

Средствами музыкального воспитания являются следующие виды музыкальной деятельности:

  • восприятие,
  • исполнительство,
  • творчество,
  • музыкально - образовательная деятельность.

Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально - ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально - образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности оказывает специфическое влияние, как на музыкальное, так и общее развитие дошкольников.

Первым и ведущим видом в детской музыкальной деятельности является слушание - восприятие. Слушание складывается из следующих действий:

-слушания произведений;

-слушания в процессе разучивания песен, хороводов, танцев.

-слушания, с целью определения свойств звука в дидактических играх.

С помощью восприятия музыки, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство, нормализуются психические процессы и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения.

Вторым видом музыкальной деятельности является детское исполнительство. Массовым и доступным видом исполнительства является пение. Песня - ценное средство нравственно - эстетического воспитания благодаря единству музыкального и литературного текста. Еще одним видом исполнительства является ритмика. Музыкально - ритмическая деятельность условно делиться на две группы: восприятие музыки и воспроизведение ее выразительных свойств и движений. Первая группа действий связана с целостным восприятием музыки, которое постепенно дифференцируется, становиться более точным, когда ребенок выделяет отдельные наиболее яркие средства - регистры, динамические, темповые нюансы, метрическую пульсацию, структуру произведения и т.д. Вторая группа действий направлена на освоение двигательных навыков в процессе музыкальных игр, хороводов, танцев. При этом используются различные движения: из области физических упражнений, танца. Музыкальные игры - ведущая форма организации ритмических движений. В основе игры чаще всего лежит музыка, которая подсказывает ход действий сюжетной игры, музыкальную характеристику персонажей. Хороводы также проходят под музыкальное сопровождение. Танцы построены на зафиксированных движениях в определенной последовательности и построении (пары, круг) - состоят из знакомых элементов движений, которые повторяются на припев. Все музыкально - ритмические  движения выполняют общую задачу - добиться слитности характера движения и музыки. Еще одним видом детского исполнительства является игра на детских музыкальных инструментах. Первоначально детей знакомят с различными музыкальными инструментами, их тембровой окраской, устройством, приемами игры. Постепенно, в самостоятельной деятельности дети осваивают приемы игры на инструментах. Дошкольникам уже доступны такие исполнительские качества как: выразительность воспроизведения, умение проявить свое отношение к исполняемому произведению, непринужденность, естественность действий при игре на детских музыкальных инструментах.

Третьим видом деятельности является детское музыкальное творчество. В пении это импровизация простейших мотивов, придумывание своих мелодий на заданный текст. Танцевальное творчество проявляется в умении комбинировать знакомые элементы танца, создавать собственные движения, придумывать несложный танец.

Четвертый вид - изучение элементарных сведений о музыке. Сюда включены сведения, как общего, так и специального характера. Общие сведения раскрывают детям свойства музыки отражать определенные чувства, мысли, настроения, знакомят с авторами музыки - композиторами, народом. Вторая группа сведений связана с различными видами музыкальной деятельности.

Таким образом, в дошкольном детстве музыкальному воспитанию уделяется достаточное внимание, оно направлено на развитие не только музыкальных, но и общих способностей ребенка.

Роль музыкального воспитания в развитии активной речи детей дошкольноговозраста

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Оно преодолевается как педагогическими методами, включающими специальное обучение и коррекционно-воспитательное мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. Очень важно предупредить такие нарушения, провести профилактическую работу. Для этого используются всевозможные способы. Один из способов развития речи детей - дошкольников - регулярное использование средств музыкального воспитания. Исследования показали, что использование музыкотерапии при речевых патологиях имеет благоприятное воздействие[1,с.82]. Поэтому сочетание работы над речью детей - дошкольников и развитием музыкальных способностей вполне актуально.

 

Связь музыки и речи очевидна. Музыкальные звуки, так же как и речь, воспринимаются слухом. Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Музыка, так же как и речь, имеет интонационную природу. Как голос передает эмоциональное состояние человека с помощью интонационной окраски, так и музыка, обладая интонацией, выражает настроение, характер.

Элементарным воздействием музыки на речевую сферу детей становится ее пассивное или активное восприятии. Пассивное восприятие имеет активизирующий эффект, может выражаться в музыкальном оформлении различных игр, в сопровождении традиционных групповых занятий. Также музыка может быть использована во время выполнения самостоятельной работы детей, когда исключается речевое общение. Активное восприятие выражается в беседе о прослушанном музыкальном произведении. Такая беседа может включать характеристику эмоционально-образного содержания произведения и позволяет расширить словарный запас детей, обогатить его образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. После прослушивания музыкального произведения полезно не только поговорить о нем, но и предложить детям подвигаться под эту музыку, чтобы они почувствовали её характер, передали свои чувства, своё отношение к музыкальному произведению.

Следует ориентироваться на интерес детей. И если он отсутствует или выражен слабо, следует обратить внимание на подбор музыкальных произведений для слушания.

Интерес детей повышается, если:

· ряд музыкальных произведений объединен общим рассказом; (например, произведения «Клоуны» Д.Кабалевского, «Медведь танцует под дудочку» А.Н.Александрова, «Чтобы кувыркаться» И.Сау, можно включить в тему «Цирк»)

· ряд занятий посвящен творчеству одного композитора, а итоговое занятие включает музыкально - дидактическую игру «Узнай и назови произведение»;

· на занятии сравниваются контрастные по содержанию и по названию произведения (например, «Болезнь куклы» и «Новая кукла» П.И. Чайковского) или близкие по названию, но разные по характеру («Смелый наездник» и «Всадник» Р.Шуман).

Пение - это тот вид музыкальной деятельности, в котором работа над речью детей проходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения. Пение очень полезно для детей, имеющих речевые нарушения, так как оно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Пение помогает исправлять ряд недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Обучение детей пению складывается из нескольких моментов (постановка голоса, работа над дикцией, работа над дыханием).

В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за правильностью положения губ и точнее запоминать и воспроизводить текст и мелодию песни.

В работе над дыханием важно использовать показ или жест, помогающий вовремя взять дыхание. Перед началом пения можно предложить детям сделать вдох (“понюхать цветок”) или показать момент взятия дыхания кивком. Чтобы не происходило разрыва слов в пении можно сравнивать показ правильного и неправильного исполнения.

Проблема постановки певческого голоса дошкольника - одна из наиболее сложных в практике музыкального воспитания дошкольников. Но и при постановке певческого голоса можно решать и речевые задачи:

· совершенствуя голосовой аппарат детей для пения, мы совершенствуем его и для речи;

· прививая детям культуру выразительного исполнения, мы формируем речевую выразительность;

· формируя навыки самостоятельного пения (соло) и пения без сопровождения, закладываем основы активной монологической речи;

· Развивая ладовое чувство, музыкальную интонационную точность, развиваем способность к речевым интонациям;

В процессе вокально-речевой работы на музыкальных занятиях очень эффективно использование  упражнений -  на  распевание :

· пение вокализов, пение  несложных мелодий с каким либо гласным звуком (например, мелодию «ре - ми - фа - ми - ре» надо пропеть со звуком а, затем на пол тона выше со звуком о и т.д.);

· Пропевание слогов «ми - мэ - ма - мо - му» на одном звуке;

· Пропевание нисходящих мажорных трезвучий на гласных «и - а - у», «е - о - а».

Их несложная мелодика позволяет обращать внимание не только на интонационную точность исполнения, но и на правильное и выразительное произношение звуков

Очень важным для детей является тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и времени, развитие общей и мелкой моторики. В этом помогает музыкальная ритмика, так как ее лечебный эффект при двигательных и речевых расстройствах известен давно.

Оптимальная система работы в этом разделе создана Э.Жаком - Далькрозом. В ней музыкально-ритмические задания сочетаются с ритмическими упражнениями, что позволяет детям постепенно накапливать музыкально-двигательный опыт, соотнося его с музыкой разного характера, отражать его в свободных выразительных движениях и музыкально-художественных образах. Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительных движений приобретенных в упражнениях позволяют детям полнее и качественнее проявить себя в танцах.

Музыкальная ритмика оказывает коррекционное воздействие и на речь детей. Ребенку с нарушением речи при наличии определенных двигательных навыков легче передать характер музыки в движении, чем описать его словами. Справедливо заметил Л.Генералов: «Движение - это тоже речь, выражающая сущность ребёнка».

Особую роль играют упражнения для развития мелкой моторики и кистей рук - пальчиковая гимнастика под музыку. Связь мелкой моторики и речевого умения установлена давно, так при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Разработка и методика использования пальчиковых игр под музыку (песни) предложена Е. Железновой. Данная методика решает задачи речевого развития в двух направлениях: первое направление осуществляется при выполнении самой пальчиковой гимнастики, а второе направление при стимулировании ребенка к подпеванию песни, то есть к речевой активности.

Еще один вид музыкальной деятельности решает вопросы развития мелкой моторики. Это обучение игре на детских музыкальных инструментах. Он является одним из интереснейших видов деятельности для детей, по причине возможности проявления самостоятельности, активности, творчества, преодоления излишней застенчивости, скованности ребенка.

Специальные оркестрово-исполнительские умения связаны с овладением ребенком приемами игры на том или ином инструменте. В младшем возрасте - это преимущественно шумовые и ударные инструменты, не имеющие звукоряда. К ним относятся бубны, деревянные ложки, маракасы, колокольчики, треугольники и т.д. Создание шумовых оркестров - это замечательное средство развития не только метроритмического слуха, но и мелкой моторики детей. Ведь ребенок учится контролировать процесс звукоизвлечения не только слухом, но и волевым усилием кисти руки, отчего и происходит ее мышечная работа.

Постепенно дети овладевают умениями играть на инструментах, имеющих звукоряд - металлофоны, детские аккордеоны, где они учится играть на слух. Развитие слуха очень важно при активизации речи ребенка, так как научно доказано функциональное единство речи и слуха. Поэтому, начиная с младшего возраста, важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте для накопления слухового опыта.

Логоритмические упражнения - еще одна методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения, включающая речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Целью логоритмического воздействия является преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачами логоритмического воздействия являются:

· развитие слухового внимания;

· развитие фонематического слуха;

· развитие пространственных организаций движений;

· развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;

· формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;

· развитие физиологического и фонационного дыхания;

· развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков;

· формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.

Практика показывает, что регулярное использование логоритмических упражнений способствует развитию четкого произношения доступных по возрасту звуков, обогащению словаря детей, быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Таким образом, под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно будут развиваться психические процессы и свойства личности, будет оказана большая помощь в работе над развитием активной речи детей.

 

 

Библиографический список

1. Битова А. Л., Липес Ю. В. Специальные занятия музыкой, ориентированные на стимуляцию речи у детей с тяжелыми нарушениями речевого развития: Методические рекомендации для музыкальных педагогов, логопедов, воспитателей. - М, 1994.

2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981.

3. Ветлугина Н. А. Музыкальные занятия в детском саду. М.: «Просвещение», 1984.

4. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

5. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_i_muzykalnye_zanyatiya.pptx384.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ прогимназия «Эрудит» ДО Развитие активной речи детей дошкольного возраста с редствами музыкального воспитания. Музыкальный руководитель: Чибирова Д.Л .

Слайд 2

Связь музыки и речи . Музыка и речь имеют общее начало -звук Формы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке и в речи. Играющие и поющие дети лучше говорят и пишут, легче запоминают, быстрее усваивают грамматику.

Слайд 3

Музыкальные звуки, так же как и речь, воспринимаются слухом. Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Музыка, так же как и речь, имеет интонационную природу. Как голос передает эмоциональное состояние человека с помощью интонационной окраски, так и музыка, обладая интонацией, выражает настроение, характер. Связь музыки и речи

Слайд 4

Черты сходства музыкальной и разговорной речи И речь и музыка являются средствами общения между людьми И речь и музыка имеют определенное содержание (образ) Как речь без всякого содержания не речь, так и музыка, лишенная содержания, не есть музыка.

Слайд 5

Дети не поют ,а говорят. Не справляются с произношением и пропеванием какого - либо звука. Плохо запоминают тексты песен и их названия. Плохо запоминают прослушанные произведения Недостаточно согласовывают движения с музыкой ,пением и словом. Затрудняются в передаче ритмического рисунка. Проблемы у детей с нарушениями развития речи

Слайд 6

В широком смысле - это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании - это воспитание Человека. В узком смысле - это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания. Два смысла музыкального воспитания.

Слайд 8

Первый вид в детской музыкальной деятельности -слушание - восприятие.

Слайд 9

Второй вид музыкальной деятельности -детское исполнительство.

Слайд 10

В пении это импровизация простейших мотивов, придумывание своих мелодий на заданный текст. Танцевальное творчество проявляется в умении комбинировать знакомые элементы танца, создавать собственные движения, придумывать несложный танец Третий вид деятельности- музыкальное творчество.

Слайд 11

Сюда включены сведения, как общего, так и специального характера. Общие сведения раскрывают детям свойства музыки способные отражать определенные чувства, мысли, настроения, знакомят с авторами музыки - композиторами, народом. Вторая группа сведений связана с различными видами музыкальной деятельности. Четвертый вид - изучение элементарных сведений о музыке

Слайд 12

увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. один из способов развития речи детей - дошкольников - регулярное использование средств музыкального воспитания исследования показали, что использование музыкотерапии при речевых патологиях имеет благоприятное воздействие Роль музыкального воспитания в развитии активной речи детей дошкольного возраста

Слайд 13

Музыкальные звуки, так же как и речь, воспринимаются слухом. Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Музыка, так же как и речь, имеет интонационную природу. Как голос передает эмоциональное состояние человека с помощью интонационной окраски, так и музыка, обладая интонацией, выражает настроение, характер. Связь музыки и речи

Слайд 14

Пассивное восприятие имеет активизирующий эффект, может выражаться в музыкальном оформлении различных игр, в сопровождении традиционных групповых занятий. Музыка может быть использована во время выполнения самостоятельной работы детей, когда исключается речевое общение. Активное восприятие выражается в беседе о прослушанном музыкальном произведении . Элементарное воздействие музыки на речевую сферу детей

Слайд 15

Пение очень полезно для детей, имеющих речевые нарушения, так как оно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Пение помогает исправлять ряд недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения . Пение – самый эффективный вид музыкальной деятельности, в работа над речью детей.

Слайд 16

постановка голоса, работа над дикцией, работа над дыханием . Обучение детей пению складывается из нескольких моментов

Слайд 17

· совершенствуя голосовой аппарат детей для пения, мы совершенствуем его и для речи; · прививая детям культуру выразительного исполнения, мы формируем речевую выразительность; · формируя навыки самостоятельного пения (соло) и пения без сопровождения, закладываем основы активной монологической речи; · развивая ладовое чувство, музыкальную интонационную точность, развиваем способность к речевым интонациям; Постановка певческого голоса дошкольника

Слайд 18

Музыкальная ритмика оказывает коррекционное воздействие и на речь детей. Ребенку с нарушением речи при наличии определенных двигательных навыков легче передать характер музыки в движении, чем описать его словами. Музыкальная ритмика

Слайд 19

Данная методика решает задачи речевого развития в двух направлениях: -первое направление осуществляется при выполнении самой пальчиковой гимнастики, -второе направление при стимулировании ребенка к подпеванию песни, то есть к речевой активности. Развития мелкой моторики и кистей рук - пальчиковая гимнастика под музыку

Слайд 20

один из интереснейших видов деятельности для детей, по причине возможности проявления самостоятельности, активности, творчества, преодоления излишней застенчивости, скованности ребенка. Обучение игре на детских музыкальных инструментах.

Слайд 21

очень важно при активизации речи ребенка, так как научно доказано функциональное единство речи и слуха. важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте для накопления слухового опыта. Развитие слуха

Слайд 23

Целью логоритмического воздействия является преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Цель логоритмического воздействи я

Слайд 24

· развитие слухового внимания; · развитие фонематического слуха; · развитие пространственных организаций движений; · развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики; · формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации; · развитие физиологического и фонационного дыхания; · развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков; · формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения. Задачи логоритмического воздействия :

Слайд 25

под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно будут развиваться психические процессы и свойства личности, будет оказана большая помощь в работе над развитием активной речи детей. Таким образом ,

Слайд 26

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие физических качеств детей дошкольного возраста средствами гимнастический упражнений "

Актуальность данного проекта заключается в том, что гимнастические упражнения являются одним из важнейших инструментов обновления и дополнения содержания программ по физическому воспитанию детей в дош...

развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях

Презентация включает в себя этапы развития, условия возникновения и успешного развития творческих способностей детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов:«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависи...

« РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО – ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Опыт работы по развитию музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность в различных формах работы (инсценировки, театрализация, музыкальные спектакли, досуги и праздники). Оформлени...

Анкета для родителей детей подготовительной к школе группы для родительского собрания «Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста»

Анкета для родителей детей подготовительной к школе группы для родительского собрания «Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста»...

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста  средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...

Занятия направленные на развитие мышления у детей дошкольного возраста средствами сказкатерапии, изотерапии, библиотерапии, музыкотерапии

Для наиболее эффективного развития мышления на занятиях для детей дошкольного возраста необходимо использовать такие виды арттерапии, как: (музыкотерапию, изотерапию, сказкотерапию, библиотерапию) и и...