Занятия направленные на развитие мышления у детей дошкольного возраста средствами сказкатерапии, изотерапии, библиотерапии, музыкотерапии
статья
Для наиболее эффективного развития мышления на занятиях для детей дошкольного возраста необходимо использовать такие виды арттерапии, как: (музыкотерапию, изотерапию, сказкотерапию, библиотерапию) и их интеграцию.
Структура занятий для развития мышления дошкольников состоит из следующих этапов:
Ритуал приветствия - позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.
Разминка - воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности: Выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать детей, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения.
Основное содержание занятия - совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия (изотерапия, библиотерапия, музыкатерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, групповая дискуссия).
Рефлексия - оценка занятия (беседы). Введение и «разминка» (5минут) Этап творческой работы (15минут) Этап обсуждения (10минут)
(В зависимости от возраста воспитанников)
«Рисуем сказки»:
- помочь ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он уникален и неповторим, как каждый человек;
- развивать память дошкольника и наглядно-образного мышления. Уверенность в себе является важным качеством человека как личности.
Она позволяет иметь и отстаивать собственное мнение, доверять себе и своим чувствам.
Содержание этого раздела предполагает оказание необходимой помощи каждому ребенку для развития памяти, наглядно - образного мышления с помощью сказок и рисования. Например, в процессе изобразительной деятельности ребенок может нарисовать героев сказки, которые ему запомнились, понравились, произвели большое впечатление.
Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении, функции, которых способствуют развитию абстрактно - логической памяти, мышления, обогащают жизненный опыт детей. Благодаря этой взаимосвязи, мышление совершает полный круг: от накопления, переработки впечатлений о реальной деятельности к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения в реально - существующие результаты творчества, которые воздействуют на ребенка. Поэтому в работе и на занятиях используются методы изотерапии и библиотерапии, которые стимулируют развитие мышления, помогают раскрыться ребенку. Технология их выполнения интересна и доступна, позволяет детям чувствовать себя раскованно, смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения, способствует развитию моторики руки и координации движения, способствует развитию речи и помогает подготовить руку к письму. Занятие детей проходит в библиотеке, где дети знакомятся с жизнью книг. Сочиняют рассказы, рисуют их, чувствуя себя непринужденно и спокойно, что дает возможность быстрее освоить новые полученные знания.
....
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Занятия направленные на развитие мышления у детей дошкольного возраста средствами сказкатерапии, изотерапии, библиотерапии, музыкотерапии
Для наиболее эффективного развития мышления на занятиях для детей дошкольного возраста необходимо использовать такие виды арттерапии, как: (музыкотерапию, изотерапию, сказкотерапию, библиотерапию) и их интеграцию.
Структура занятий для развития мышления дошкольников состоит из следующих этапов:
Ритуал приветствия - позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.
Разминка - воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности: Выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать детей, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения.
Основное содержание занятия - совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия (изотерапия, библиотерапия, музыкатерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, групповая дискуссия).
Рефлексия - оценка занятия (беседы). Введение и «разминка» (5минут) Этап творческой работы (15минут) Этап обсуждения (10минут)
(В зависимости от возраста воспитанников)
«Рисуем сказки»:
- помочь ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он уникален и неповторим, как каждый человек;
- развивать память дошкольника и наглядно-образного мышления. Уверенность в себе является важным качеством человека как личности.
Она позволяет иметь и отстаивать собственное мнение, доверять себе и своим чувствам.
Содержание этого раздела предполагает оказание необходимой помощи каждому ребенку для развития памяти, наглядно - образного мышления с помощью сказок и рисования. Например, в процессе изобразительной деятельности ребенок может нарисовать героев сказки, которые ему запомнились, понравились, произвели большое впечатление.
Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении, функции, которых способствуют развитию абстрактно - логической памяти, мышления, обогащают жизненный опыт детей. Благодаря этой взаимосвязи, мышление совершает полный круг: от накопления, переработки впечатлений о реальной деятельности к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения в реально - существующие результаты творчества, которые воздействуют на ребенка. Поэтому в работе и на занятиях используются методы изотерапии и библиотерапии, которые стимулируют развитие мышления, помогают раскрыться ребенку. Технология их выполнения интересна и доступна, позволяет детям чувствовать себя раскованно, смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения, способствует развитию моторики руки и координации движения, способствует развитию речи и помогает подготовить руку к письму. Занятие детей проходит в библиотеке, где дети знакомятся с жизнью книг. Сочиняют рассказы, рисуют их, чувствуя себя непринужденно и спокойно, что дает возможность быстрее освоить новые полученные знания.
«Звуки музыки»:
- способствует развитию произвольного внимания и всех видов слуховой памяти;
- стимулирует воображение и развитие образной сферы человека;
- активно содействует развитию эмоционально-волевых качеств и работоспособности личности, регуляции ее поведенческих реакций;
- участвует в формировании ценностных ориентиров.
Каждый ребенок обладает музыкальным мышлением, и это мышление можно развивать. Оно прогрессирует тогда, когда ребенок слушает музыку, учится управлять звуками и делится мыслями по этому поводу с окружающими. Обучение музыке начинается с умения прислушиваться к звукам. Да-да, именно так, хотя вам, наверное, кажется, что окружающие вас звуки не особенно музыкальны. Тем не менее, они дают представление о ритме, высоте
звука, о тоне и мелодии (если речь идет о пении птиц).
Кстати, умение слушать улучшит способность малыша различать похожие звуки, а это играет важную роль в разных видах обучения, особенно в обучении чтению и иностранному языку.
Чтобы ребенок начал активно слушать и прислушиваться, ему необходимо в этом упражняться. Очень полезна такая игра. Попросите ребенка закрыть глаза и не подглядывать. Сделайте что-нибудь, и пусть малыш попробует по звукам угадать, что именно вы делаете. Например, во время занятий педагог переворачивает страницу книги, включает кофемолку, хлопает в ладоши. Воспитаннику предлагаем рассказать о том, что услышал, а потом поменяйтесь ролями. Предлагаем ему придумать новые задания, которые можно узнавать по звукам. Положить что-нибудь в банку или коробку и потрясите. Задача воспитанника — угадать по звуку, что это и из чего сделано.
Еще один увлекательный способ развития умения слушать это сходить вместе с ребенком на «звуковую прогулку». Это значит, что вы будете внимательно прислушиваться ко всему, что вас окружает. После возвращения постарайтесь вспомнить все звуки, которые слышали, и поговорить о них.
Музыкальное мышление развивается, когда ребенок слушает музыку, создает музыку и откликается на нее. Напойте ребенку хорошо знакомую ему мелодию или песенку, и пусть он попробует узнать ее и, если сможет, напеть. Потом поменяйтесь ролями. Если с ранних лет у ребенка есть возможность слушать разнообразную музыку, включая классическую и этническую, это закладывает основание для дальнейшего развития музыкального мышления.
Напойте ребенку или выстучите ритм. Начните с простого ритмического рисунка, а затем усложняйте его, попросите его повторить ритм. Чем точнее он это сделает, тем лучше. Он может отбить ритм на столе или хлопая в ладоши. Поощряйте ребенка двигаться под музыку и танцевать. У детей обычно это хорошо получается, и им это нравится. Когда малыш это делает, в движении участвует все тело. Предложите ему сначала прослушать музыку целиком, а потом уже танцевать. Покажите, как хлопать, топать и петь под музыку. Попробуйте вместе со своим ребенком потанцевать под разные типы музыки, например, классическую, джазовую или поп-музыку, военные марши и барабанный бой, танго, вальс и музыку для балета.
Музыка пробуждает эмоциональную чувствительность, способствует пониманию гармонии, развивает образное мышление. Но, самое удивительное то, что музыка способна развить и пространственное мышление. А это, впоследствии в школьные годы, поможет ребенку с легкостью овладеть математикой.
Главное, чтобы мелодия вызывала положительные эмоции. Поэтому на занятиях используются методы музыкатерапии и сказкотерапии дети самостоятельно играют на музыкальных инструментах, имитируют звуки музыки, сочиняют сказки про музыку. Играют оркестр на шумовых инструментах. Рисуют свои сказки разнообразными методами рисования.
- «Сказка о волшебнике».
Организационные формы: Занятие начинается с чтения сказки под спокойную музыку, на котором дети знакомятся с героем сказки волшебником, который учит людей мудрости, предлагает увидеть, что их окружает и нарисовать это в своих рисунках. На данном занятии детям предлагают представить волшебника и под звуки музыки нарисовать его и мир, в котором он живет.
- Творческое рассказывание «Где живут волшебники». Организационные формы: детям предлагают нарисовать то место где, по их мнению, живут волшебники, под тихую спокойную музыку и придумать рассказ по своему рисунку. С помощь данных методов изотерапии, библиотерапии, музыкатерапии развивается наглядно-образное, словесно-логическое мышление.
- Библиотерапия «Новое платье короля».
Педагог читает сказки, предлагает детям сочинить продолжения сказки. Рисование продолжения с использованием трафаретов. В конце занятия оформляется картинная галерея.
- «Веселые музыканты».
Организационные формы: педагог дает детям фигуры веселых музыкантов, вырезанные из картона и предлагает их раскрасить. В заключении каждому ребенку предлагают выбрать музыкальный инструмент для своего музыканта и воспроизвести звуки. Развивается наглядно-действенное, и наглядно-образное мышление. Развитие мышления.
- «Волшебная поляна».
У детей развивается произвольное поведение, развитие воображения, креативность, наглядно-образное мышление
- «На Горизонтских островах».
Цель и задачи: развитие творческого воображения и фантазии; развитие вариативности и оригинальности мышления; поддержка и развитие творческого самовыражения
- «Обыкновенное чудо».
Цель: развитие сенсорно-перспективной сферы; развитие, воображения, оригинальности мышления; стимулирование творческого самовыражения.
- «Музыкальная шкатулка».
Цель и задачи: развитие творческого воображения и фантазии; гармонизация эмоционального состояния; развитие сенсорно-перцептивной сферы.
- «Чудесные маски».
Цели и задачи развитие интереса к самому себе повышение самооценки. развитие творческого воображения; совершенствование механизмов саморегуляции.
- «Путешествие в мир книги».
Сочинение детьми рассказа «О чем говорят книги». Рисования «Мир сказок». Обсуждение выполненных рисунков
11.Библиотерапия «Репка».
Чтение сказки. Сочинение продолжения сказки. Рисование продолжения. Обсуждение выполненных рисунков. Театрализация сказки.
- Творческое рассказывание «Переделывание сказки».
Предложить детям заняться переделыванием сказки «Золушка» Послушайте внимательно начало, а потом вы продолжите.
- Творческое рассказывание по собственным схематическим рисункам
«Нарисуй сказку».
Задачи: Развитие воображения, активизация внимания, мышления и речи.
- Творческое рассказывание «Чудеса волшебной палочки».
Цель: развивать умение связно рассказывать; развивать словесно-логическое мышление.
- Видеотренинг «Возвращение блудного попугая».
Цель: Развивать умение связно рассказывать; развивать словесно - логическое мышление.
- Драматизация сказки «Царевна – лягушка».
- Просмотр сказки «Снегурочка».
Цель: Развивать наглядно-действенное, и наглядно-образное, словесно - логическое мышления.
- Сказкотерапия «Неопознанный самолёт».
Чтение рассказа. Цель: Развивать наглядно-действенное, и наглядно-образное мышление. Развитие мышления.
- «Звуки леса».
Творческое рассказывание по музыкальным произведениям Развитие воображения, активизация внимания, мышления и речи.
14.«Фантазеры».
Организационные формы: рисование звуки природы под тихую музыку. Составление рассказа «Цветной мир природы» Развивается наглядно-образное, словесно-логическое мышление
15.Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Цель: развивать у детей монологическую речь при составлении сюжетного рассказа, улавливать последовательность изображенных событий, развитие творческого воображения.
Во многих сказках главному герою приходится отгадывать три загадки, чтобы спасти свою жизнь или получить руку и сердце прекрасной принцессы. Одной из самых трудных загадок считается, такая: «Что на свете всего быстрее?» И умный сказочный герой отвечает: «Всего быстрее мысль человеческая». Что же такое «мысль», «мышление» и как специально научить ребенка думать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Развитие физических качеств детей дошкольного возраста средствами гимнастический упражнений "
Актуальность данного проекта заключается в том, что гимнастические упражнения являются одним из важнейших инструментов обновления и дополнения содержания программ по физическому воспитанию детей в дош...
Методические рекомендации для руководителей хореографических коллективов, направленные на развитие творческой активности детей дошкольного возраста.
В данном материале представлены методические рекомендации , направленные на развитие творческой активности и самостоятельности детей в организованных формах хореографической деятельности....
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами фольклора
Огромная роль в воспитании положительных эмоций должна отводится народной культуре. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым. В процессе радостной ра...
Картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста
Игры, упражнения, задания, способствующие развитию памяти у детей дошкольного возраста...
Развитие активной речи детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания
Важное место в исследовании дошкольников занимает изучение особенностей развития их речи и речевых возможностей. Ведь ребёнок рождается, не умея говорить. А в процессе своего развития он должен овладе...
« РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО – ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Опыт работы по развитию музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность в различных формах работы (инсценировки, театрализация, музыкальные спектакли, досуги и праздники). Оформлени...
Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"
Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...