Занятия направленные на развитие мышления у детей дошкольного возраста средствами сказкатерапии, изотерапии, библиотерапии, музыкотерапии
статья

Смульский Дмитрий Петрович

Методичка по Арт-терапии

Для наиболее эффективного развития мышления на занятиях для детей дошкольного возраста необходимо использовать такие виды арттерапии, как: (музыкотерапию, изотерапию, сказкотерапию, библиотерапию) и их интеграцию.
Структура занятий для развития мышления дошкольников состоит из следующих этапов:
Ритуал приветствия - позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.
Разминка - воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности: Выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать детей, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения.
Основное содержание занятия - совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия (изотерапия, библиотерапия, музыкатерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, групповая дискуссия).


Рефлексия - оценка занятия (беседы). Введение и «разминка» (5минут) Этап творческой работы (15минут) Этап обсуждения (10минут)
(В зависимости от возраста воспитанников)
«Рисуем сказки»:
-    помочь ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он уникален и неповторим, как каждый человек;
-    развивать память дошкольника и наглядно-образного мышления. Уверенность в себе является важным качеством человека как личности.


Она позволяет иметь и отстаивать собственное мнение, доверять себе и своим чувствам.
Содержание этого раздела предполагает оказание необходимой помощи каждому ребенку для развития памяти, наглядно - образного мышления с помощью сказок и рисования. Например, в процессе изобразительной деятельности ребенок может нарисовать героев сказки, которые ему запомнились, понравились, произвели большое впечатление.
Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении, функции, которых способствуют развитию абстрактно - логической памяти, мышления, обогащают жизненный опыт детей. Благодаря этой взаимосвязи, мышление совершает полный круг: от накопления, переработки впечатлений о реальной деятельности к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения в реально - существующие результаты творчества, которые воздействуют на ребенка. Поэтому в работе и на занятиях используются методы изотерапии и библиотерапии, которые стимулируют развитие мышления, помогают раскрыться ребенку. Технология их выполнения интересна и доступна, позволяет детям чувствовать себя раскованно, смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения, способствует развитию моторики руки и координации движения, способствует развитию речи и помогает подготовить руку к письму. Занятие детей проходит в библиотеке, где дети знакомятся с жизнью книг. Сочиняют рассказы, рисуют их, чувствуя себя непринужденно и спокойно, что дает возможность быстрее освоить новые полученные знания.

....

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Занятия направленные на развитие мышления у детей дошкольного возраста средствами сказкатерапии, изотерапии, библиотерапии, музыкотерапии

Для наиболее эффективного развития мышления на занятиях для детей дошкольного возраста необходимо использовать такие виды арттерапии, как: (музыкотерапию, изотерапию, сказкотерапию, библиотерапию) и их интеграцию.

Структура занятий для развития мышления дошкольников состоит из следующих этапов:

Ритуал приветствия - позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.

Разминка - воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности: Выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать детей, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения.

Основное содержание занятия - совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия (изотерапия, библиотерапия, музыкатерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, групповая дискуссия).

Рефлексия - оценка занятия (беседы). Введение и «разминка» (5минут) Этап творческой работы (15минут) Этап обсуждения (10минут)

(В зависимости от возраста воспитанников)

«Рисуем сказки»:

  • помочь ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он уникален и неповторим, как каждый человек;
  • развивать память дошкольника и наглядно-образного мышления. Уверенность в себе является важным качеством человека как личности.

Она позволяет иметь и отстаивать собственное мнение, доверять себе и своим чувствам.

Содержание этого раздела предполагает оказание необходимой помощи каждому ребенку для развития памяти, наглядно - образного мышления с помощью сказок и рисования. Например, в процессе изобразительной деятельности ребенок может нарисовать героев сказки, которые ему запомнились, понравились, произвели большое впечатление.

Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении, функции, которых способствуют развитию абстрактно - логической памяти, мышления, обогащают жизненный опыт детей. Благодаря этой взаимосвязи, мышление совершает полный круг: от накопления, переработки впечатлений о реальной деятельности к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения в реально - существующие результаты творчества, которые воздействуют на ребенка. Поэтому в работе и на занятиях используются методы изотерапии и библиотерапии, которые стимулируют развитие мышления, помогают раскрыться ребенку. Технология их выполнения интересна и доступна, позволяет детям чувствовать себя раскованно, смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения, способствует развитию моторики руки и координации движения, способствует развитию речи и помогает подготовить руку к письму. Занятие детей проходит в библиотеке, где дети знакомятся с жизнью книг. Сочиняют рассказы, рисуют их, чувствуя себя непринужденно и спокойно, что дает возможность быстрее освоить новые полученные знания.

«Звуки музыки»:

  • способствует развитию произвольного внимания и всех видов слуховой памяти;
  • стимулирует воображение и развитие образной сферы человека;
  • активно содействует развитию эмоционально-волевых качеств и работоспособности личности, регуляции ее поведенческих реакций;
  • участвует в формировании ценностных ориентиров.

Каждый ребенок обладает музыкальным мышлением, и это мышление можно развивать. Оно прогрессирует тогда, когда ребенок слушает музыку, учится управлять звуками и делится мыслями по этому поводу с окружающими. Обучение музыке начинается с умения прислушиваться к звукам. Да-да, именно так, хотя вам, наверное, кажется, что окружающие вас звуки не особенно музыкальны. Тем не менее, они дают представление о ритме, высоте

звука, о тоне и мелодии (если речь идет о пении птиц).

Кстати, умение слушать улучшит способность малыша различать похожие звуки, а это играет важную роль в разных видах обучения, особенно в обучении чтению и иностранному языку.

Чтобы ребенок начал активно слушать и прислушиваться, ему необходимо в этом упражняться. Очень полезна такая игра. Попросите ребенка закрыть глаза и не подглядывать. Сделайте что-нибудь, и пусть малыш попробует по звукам угадать, что именно вы делаете. Например, во время занятий педагог переворачивает страницу книги, включает кофемолку, хлопает в ладоши. Воспитаннику предлагаем рассказать о том, что услышал, а потом поменяйтесь ролями. Предлагаем ему придумать новые задания, которые можно узнавать по звукам. Положить что-нибудь в банку или коробку и потрясите. Задача воспитанника — угадать по звуку, что это и из чего сделано.

Еще один увлекательный способ развития умения слушать это сходить вместе с ребенком на «звуковую прогулку». Это значит, что вы будете внимательно прислушиваться ко всему, что вас окружает. После возвращения постарайтесь вспомнить все звуки, которые слышали, и поговорить о них.

Музыкальное мышление развивается, когда ребенок слушает музыку, создает музыку и откликается на нее. Напойте ребенку хорошо знакомую ему мелодию или песенку, и пусть он попробует узнать ее и, если сможет, напеть. Потом поменяйтесь ролями. Если с ранних лет у ребенка есть возможность слушать разнообразную музыку, включая классическую и этническую, это закладывает основание для дальнейшего развития музыкального мышления.

Напойте ребенку или выстучите ритм. Начните с простого ритмического рисунка, а затем усложняйте его, попросите его повторить ритм. Чем точнее он это сделает, тем лучше. Он может отбить ритм на столе или хлопая в ладоши. Поощряйте ребенка двигаться под музыку и танцевать. У детей обычно это хорошо получается, и им это нравится. Когда малыш это делает, в движении участвует все тело. Предложите ему сначала прослушать музыку целиком, а потом уже танцевать. Покажите, как хлопать, топать и петь под музыку. Попробуйте вместе со своим ребенком потанцевать под разные типы музыки, например, классическую, джазовую или поп-музыку, военные марши и барабанный бой, танго, вальс и музыку для балета.

Музыка пробуждает эмоциональную чувствительность, способствует пониманию гармонии, развивает образное мышление. Но, самое удивительное то, что музыка способна развить и пространственное мышление. А это, впоследствии в школьные годы, поможет ребенку с легкостью овладеть математикой.

Главное, чтобы мелодия вызывала положительные эмоции. Поэтому на занятиях используются методы музыкатерапии и сказкотерапии дети самостоятельно играют на музыкальных инструментах, имитируют звуки музыки, сочиняют сказки про музыку. Играют оркестр на шумовых инструментах. Рисуют свои сказки разнообразными методами рисования.

  1. «Сказка о волшебнике».

Организационные формы: Занятие начинается с чтения сказки под спокойную музыку, на котором дети знакомятся с героем сказки волшебником, который учит людей мудрости, предлагает увидеть, что их окружает и нарисовать это в своих рисунках. На данном занятии детям предлагают представить волшебника и под звуки музыки нарисовать его и мир, в котором он живет.

  1. Творческое рассказывание «Где живут волшебники». Организационные формы: детям предлагают        нарисовать то место где, по их мнению, живут волшебники, под тихую спокойную музыку и придумать рассказ по своему рисунку. С помощь данных методов изотерапии, библиотерапии, музыкатерапии развивается наглядно-образное, словесно-логическое мышление.
  2. Библиотерапия «Новое платье короля».

Педагог читает сказки, предлагает детям сочинить продолжения сказки. Рисование продолжения с использованием трафаретов. В конце занятия оформляется картинная галерея.

  1. «Веселые музыканты».

Организационные формы: педагог дает детям фигуры веселых музыкантов, вырезанные из картона и предлагает их раскрасить. В заключении каждому ребенку предлагают выбрать музыкальный инструмент для своего музыканта и воспроизвести звуки. Развивается наглядно-действенное, и наглядно-образное мышление. Развитие мышления.

  1. «Волшебная поляна».

У детей развивается произвольное поведение, развитие воображения, креативность, наглядно-образное мышление

  1. «На Горизонтских островах».

Цель и задачи: развитие творческого воображения и фантазии; развитие вариативности и оригинальности мышления; поддержка и развитие творческого самовыражения

  1. «Обыкновенное чудо».

Цель: развитие сенсорно-перспективной сферы; развитие, воображения, оригинальности мышления; стимулирование творческого самовыражения.

  1. «Музыкальная шкатулка».

Цель и задачи: развитие творческого воображения и фантазии; гармонизация эмоционального состояния; развитие сенсорно-перцептивной сферы.

  1. «Чудесные маски».

Цели и задачи развитие интереса к самому себе повышение самооценки. развитие творческого воображения; совершенствование механизмов саморегуляции.

  1. «Путешествие в мир книги».

Сочинение детьми рассказа «О чем говорят книги». Рисования «Мир сказок». Обсуждение выполненных рисунков

11.Библиотерапия «Репка».

Чтение сказки. Сочинение продолжения сказки. Рисование продолжения. Обсуждение выполненных рисунков. Театрализация сказки.

  1. Творческое рассказывание «Переделывание сказки».

Предложить детям заняться переделыванием сказки «Золушка» Послушайте внимательно начало, а потом вы продолжите.

  1. Творческое рассказывание по собственным схематическим рисункам

«Нарисуй сказку».

Задачи: Развитие воображения, активизация внимания, мышления и речи.

  1. Творческое рассказывание «Чудеса волшебной палочки».

Цель: развивать умение связно рассказывать; развивать словесно-логическое мышление.

  1. Видеотренинг «Возвращение блудного попугая».

Цель: Развивать умение связно рассказывать; развивать словесно - логическое мышление.

  1. Драматизация сказки «Царевна – лягушка».
  2. Просмотр сказки «Снегурочка».

Цель: Развивать наглядно-действенное, и наглядно-образное, словесно - логическое мышления.

  1. Сказкотерапия «Неопознанный самолёт».

Чтение рассказа. Цель: Развивать наглядно-действенное, и наглядно-образное мышление. Развитие мышления.

  1. «Звуки леса».

Творческое рассказывание по музыкальным произведениям Развитие воображения, активизация внимания, мышления и речи.

14.«Фантазеры».

Организационные формы: рисование звуки природы под тихую музыку. Составление рассказа «Цветной мир природы» Развивается наглядно-образное, словесно-логическое мышление

15.Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Цель: развивать у детей монологическую речь при составлении сюжетного рассказа, улавливать последовательность изображенных событий, развитие творческого воображения.

Во многих сказках главному герою приходится отгадывать три загадки, чтобы спасти свою жизнь или получить руку и сердце прекрасной принцессы. Одной из самых трудных загадок считается, такая: «Что на свете всего быстрее?» И умный сказочный герой отвечает: «Всего быстрее мысль человеческая». Что же такое «мысль», «мышление» и как специально научить ребенка думать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие физических качеств детей дошкольного возраста средствами гимнастический упражнений "

Актуальность данного проекта заключается в том, что гимнастические упражнения являются одним из важнейших инструментов обновления и дополнения содержания программ по физическому воспитанию детей в дош...

Методические рекомендации для руководителей хореографических коллективов, направленные на развитие творческой активности детей дошкольного возраста.

В данном материале представлены  методические рекомендации , направленные на развитие творческой активности и самостоятельности  детей в организованных формах хореографической деятельности....

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами фольклора

Огромная роль в воспитании положительных эмоций должна отводится народной культуре. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым. В процессе радостной ра...

Картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста

Игры, упражнения, задания, способствующие развитию памяти у детей дошкольного возраста...

Развитие активной речи детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания

Важное место в исследовании дошкольников занимает изучение особенностей развития их речи и речевых возможностей. Ведь ребёнок рождается, не умея говорить. А в процессе своего развития он должен овладе...

« РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО – ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Опыт работы по развитию музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность в различных формах работы (инсценировки, театрализация, музыкальные спектакли, досуги и праздники). Оформлени...

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста  средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...