Музей природы в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста
статья (11 класс) на тему

Петрачук Лилия Александровна

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, сре­ди которых самой актуальной на сегодняшний день является пробле­ма сохранения экологии.  Об этом свидетельствуют  часто возникающие экологические катастрофы и бедствия во всем мире. Первопричина неблагоприятной ситуации кроется в человеке, его деятельности и отношении к окружающему. Такие острые проблемы порождает бессистемная, разрушительная эксплуатация природы и ее ресурсов.

Выход из экологического кризиса возможен при условии активного внедрения системы непрерывного экологического воспитания и образовании, нравственного оздоровления общества. Духовность и нравственность, широкий кругозор, цивилизованность и образованность, бережное отношение ко всему живому и окружающему, то есть культура и сознание, - прежде всего в этом остро нуждаются современный человек и общество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

Петрачук Лилия Александровна

преподаватель ГАПОУ СО «СОПК»

г.Саратов

Музей природы в формировании экологической

культуры детей дошкольного возраста

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения экологии.  Об этом свидетельствуют  часто возникающие экологические катастрофы и бедствия во всем мире. Первопричина неблагоприятной ситуации кроется в человеке, его деятельности и отношении к окружающему. Такие острые проблемы порождает бессистемная, разрушительная эксплуатация природы и ее ресурсов.

Выход из экологического кризиса возможен при условии активного внедрения системы непрерывного экологического воспитания и образовании, нравственного оздоровления общества. Духовность и нравственность, широкий кругозор, цивилизованность и образованность, бережное отношение ко всему живому и окружающему, то есть культура и сознание, - прежде всего в этом остро нуждаются современный человек и общество.

Дошкольное детство – самоценный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Ребенок в дошкольном возрасте усваивает морально-этические нормы поведения. Именно этот возраст является благодатной почвой для формирования нравственно осознанного  отношения к природе, воспитания сопереживания к ней.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности.  Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и оказывают огромное  влияние на отношение человека к природе, к Родине.

Современные дети, особенно городские, сильно оторваны от природы и редко с ней общаются, хотя такая потребность у них есть. Поэтому одна из важных задач развивающей предметной среды в дошкольном учреждении — создать возможности для общения детей с природой. Одну из таких возможностей открывает мини-музей природы.

Главное назначение таких музеев — формирование научной картины мира и поддержка у детей интереса к миру природы.

Фундаментом педагогики музея является идея погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду, которая может включать в себя произведения искусства, старины, памятники природы, экспонаты экологического содержания. 

Н.А. Рыжова, автор программ экологического воспитания детей дошкольного возраста, выделяет следующие педагогические функции музеев:

- образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;

- развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;

- просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;

- воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта, их интериоризацию и экстериоризацию.

Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в становлении умственного, нравственного, экологического воспитания подрастающего поколения. Нередко, именно музей, становится источником формирования познавательного интереса, на основе которого у детей закладываются экологические знания о живой и неживой природе, о необходимости бережного отношения к ней.

Создавая эколого-краеведческий мини-музейв нашем детском саду, мы сочли необходимым определить принцип отбора краеведческих сведений, формирующих региональный компонент содержания дошкольного образования. Где должны быть отражены не только природные зоны Саратовской области, но и существующие в них взаимосвязи и проблемы взаимоотношения человека и природы. Весь наш музей разделен на множество экспозиций расположенных по всему детскому саду, можно считать у нас целый музейный комплекс. Основной раздел, самый большой  посвящен природе Саратовской области и расположен в  отдельном помещении.

Интересными экологическими мини-зонами стали  экспозиции   озеро, опушка леса, степь. Экспозиции природоведческого содержания позволяют показать богатство и разнообразие животного и растительного мира нашей области в условиях, приближенных к натуральным. Также наш музей может рассказатьоХвалынскомзаповеднике и других природо-охраняемых территориях нашего края.  Экспозиция «Природные объекты нашей области» включают

• образцы горных пород и минералов — «камней» (естественные и искусственные, разного размера, цвета, необычной формы, камни с отпечатками растений и животных (каменный уголь, известняк), драгоценные и декоративные);

• необычные грибы - трутовики;

• спилы разных деревьев с хорошо заметными годичными кольцами;

• старые брошенные гнезда птиц или ос;

•  коллекция «Перья», «Яйца птиц»;

• шишки, кора, семена растений;

Дополнительными материалами являются:

— аудиозаписи звуков природы;

— видеофильмы, мультфильмы;

— компакт-диски с записями фотографий природы и других материалов, которые дети могут посмотреть вместе с воспитателем;

— репродукции картин природы, фотокалендари,  марки, открытки;

  • библиотека книг и журналов;
  • подборка стихов и репродукций по временам года.

Остальные разделы расположены в группах детского сада. Экспозиции  посвящены одному компоненту природы, такие как «Вода-волшебница», «Верный друг-собака», «Космос», «Мир цветов», «Мир насекомых», «Птичий мир», «Хлеб-всему голова», «Морские чудеса».

Изюминкой музея является живой уголок, самое излюбленное место детей. Общение с живой природой просто необходимо для человека, общение с живыми объектами трудно переоценить. А при правильно организованной работе воспитывается любовь и бережное отношение к животным. Но нас педагогов не всегда это радует, так как многие животные этого уголка результат неосознанной жестокости взрослых. Когда животное берется в дом (будь то домашнее или взято из живой природы), а потом доведенное до ужасного состояния не правильным уходом выбрасывается на улицу или  в лучшем случае подбрасывается нам. Исходя из сказанного, на базе МДОУ ведется большая просветительная работа среди родителей и жителей микрорайона.

Основой организации работы в мини-музее является проектной и познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?…).

Одна из интересной формой работы с детьми в музее – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд. Она позволяет закрепить полученные знания детей, отразить формирующееся отношение к изучаемому предмету. Результаты продуктивной деятельности детей оформляются в форме тематических выставок, многие работы отправляются на конкурсы различного уровня. Положительные эмоции играют значительную роль в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста. Поэтому большую роль  отводится  использованию таких форм работы, как праздники и развлечения.

Нельзя ни отметить большую работу, по природоохранной деятельности проводимую совместно с педагогами и учащимися школой №51 г.Саратова. Совместная работа по практической деятельности проходят под общим девизом: «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!». Результаты и фотоотчеты помещаются в музее на стенде «Наши добрые дела», а также на сайте ДОУ в раздел «Дети и природа».

Организация такой работы способствует формированию у детей позитивно-деятельностного отношения к природе, развитию собственного познавательного опыта, расширению перспектив развития поисково-познавательной деятельности.  Когда перед ребенком в доступной форме поставлена проблемная ситуация, когда он увлечен событиями, когда он по собственной инициативе решает задачу в контексте общей для детско-взрослого коллектива цели и привлекает к сотрудничеству членов своей семьи и товарищей, когда получает хотя и ожидаемый, но столь желанный продукт своей деятельности и срывает свою «долю аплодисментов» во время презентации этого продукта, тогда можно сказать, что мы действительно организовали увлекательную детскую жизнь в условиях детского сада и школы, а ребенок выбирает для себя задачи из своей зоны ближайшего развития и восходит по лестнице достижений.


Список литературы:

  1. Музейная педагогика: Из опыта методической работы/ Под ред. А.Н.Морозовой, О.В.Мельниковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006 (Программа развития)
  2. Никифорова Л., Бекк. И. Клуб «Юный краевед»  // Дошкольное воспитание -2010.- №3  С. 10-13
  3. Рыжова Н.А. Материалы курса «Мини-музей в детском саду как новая форма работы с детьми и родителями»: лекции 1–4. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2010. — 96 c.
  4. Чумалова Т. «Живой» музей в дошкольном учреждении// Дошкольное воспитание Дошкольное воспитание – 2010. –  №7С. 10-13
  5. Шевкунова Е., Власова Л., ИвановаЕ. «Музей и дети»: педагогический аспект региональной программы //Дошкольное воспитание – 2009. – №4С. 10-13
  6. Экологическое образование музейными средствами: Сборник статей и методических материалов. Саратов.Изд-во Локатор, 2006.С.Ил. (Труды СОМК; Вып.8)
  7. Юхневич М.Ю.  Я поведу тебя в музей: Учеб.пособие по музейной педагогике / М-во культуры РФ. Рос.ин-т культурологии. – М., 2001. – 223 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический материал по формированию здоровья детей дошкольного возраста "Здравствуй"

Здоровье – это то, что желает каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто....

Консультация: "Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста."

ldquo;Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, аумелые руки снова способствуют развитию мозга”И. П. Павлов...

"Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста"

Природа - не беспредельный склад. Запасы ее истощены, Поэтому деятельность человека должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних ...

Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста

Аннотация: Огромное значение и актуальность приобретает изучение дошкольника в системе его взаимоотношений со сверстниками в группе детского сада, так как дошкольный возраст – самый ...