Родительское собрание "Правонарушения и беспризорность"
методическая разработка

Лычко Марина Васильевна

Разработка родительского собрания, целью которого является профилактика преступлений, правонарушений и беспризорности среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся. Собрание проводится совместно с детьми, рекомендуется приглашение социального педагога и инспектора ОДН или участкового.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 9 классе

«Правонарушения и беспризорность»

(Собрание проводится совместно с детьми, рекомендуется приглашение социального педагога и инспектора ОДН или участкового)

Цель: профилактика преступлений, правонарушений и беспризорности среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся.

        Добрый вечер, уважаемые родители и дорогие ребята! Прежде всего, мне хотелось бы поблагодарить родителей за то, что вы нашли время и желание встретиться со мной в указанный день и час, отложив свои дела. Мне очень приятно, что вам небезразлична судьба наших детей, что вы интересуетесь их делами, переживаете за них, что вы хотите им помочь – и это именно так, поскольку вы сегодня здесь…

И так, начнем… Сегодня мы с вами будем говорить на важную и серьезную тему: «Правонарушения и беспризорность». Данная тема актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудноисправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).

        Но прежде, чем мы начнем говорить о правонарушениях и преступлениях, давайте определимся с понятиями: безнадзорность, беспризорность. Поскольку это одна из самых важных причин совершения подростками правонарушений и преступлений.

        Итак, мы с вами разделимся на 2 группы: дети и родители, у вас есть 2 минуты посовещаться и определиться с этими понятиями: беспризорный и безнадзорный подросток, как вы это понимаете. (заслушиваются ответы)

        А теперь давайте посмотрим, как трактует данные понятия закон:

безнадзорный - несовершеннолетний, контроль над поведением которого отсутствует вследствие невыполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению  и  содержанию со стороны  родителей  или законных представителей;

беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

 Выше перечисленные дети делятся на 9 подгрупп.

 Живущие в условиях, угрожающих их жизни и здоровью, в том числе - дети, изолированные частично или полностью от внешнего мира в своих квартирах  родителями, так называемые «дети-Маугли».

Частично потерявшие связь  с   родителями  и бесцельно проводящие все время бодрствования на улице, подрабатывающие (мытьем стекол у машин, продажей мелких товаров и т.п.) или добывающие деньги (попрошайничанием и т.п.) и ночующие дома.

«Дети улиц» - полностью потерявшие связь  с   родителями  (по причине их жестокости, равнодушия, болезни), живущие в подвалах, на чердаках, в старых машинах и т.п., зарабатывающие на жизнь самостоятельно и не ночующие дома.

«Дети-бомжи» - ставшие бездомными по причине незаконной купли-продажи квартир у их  родителей.

Благополучные ранее, но внезапно оставшиеся без попечения  родителей  (их гибель, экстренная госпитализация, арест  и  т.п.) или вместе  с   родителями  попавшие в кризисную ситуацию.

Завезенные в большие города  родителями, которые бросили их на произвол судьбы, в том числе - дети-цыгане, зарабатывающие деньги самостоятельно или по указанию взрослых.

«Путешественники  и  искатели приключений» из других городов России или стран СНГ, в том числе - психически больные.

Убежавшие из государственного учреждения (детский дом  и  др.) по причине жестокого обращения со стороны воспитанников или сотрудников учреждения.

Украденные у  родителей  (в целях: выкупа, продажи новым  родителям).

Каковы же основные причины безнадзорности? Ваши варианты? (работа в группах – ответы родителей и детей)

 Основные причины детской  безнадзорности.

 Злоупотребление  родителей  своими родительскими обязанностями по причине резкого ухудшения материального благополучия семьи, физического здоровья (алкоголизм, шизофрения  и  т.п.).

Отсутствие статей законодательства (до марта 1996 года), позволяющих вмешиваться в судьбу ребенка органам опеки и попечительства, милиции и т.п. в момент выявления неблагополучия, не дожидаясь длительной процедуры судебного разбирательства.

Отсутствие средств, выделяемых государством, на профилактику данного явления в обществе.

Незаконная купля-продажа квартир у граждан мошенниками, в результате которой дети и их родители становятся бездомными.

Ненормальный образ жизни родителей (беженцы, цыгане и т.д.)

Основные варианты работы с беспризорными детьми:

 в нашей стране функционирует целая сеть специализированных учреждений и служб, которые занимаются проблемами детской беспризорности:

 - социально-реабилитационные центры

- центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей

- центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП)

- центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам

- специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации

- специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с отклонениями в поведении

- комиссии по делам несовершеннолетних

- органы опеки и попечительства.

        Именно безнадзорность и беспризорность являются сегодня одной из самых важных причин совершения преступлений и правонарушений.

Нельзя не отметить и такие опасные для подрастающего поколения тенденции, как:

- рост ранней алкоголизации и наркомании подростков;

- увеличение преступности среди девочек подросткового возраста (только на учете в ОВД их

  более 40 тысяч человек);

- широкое  распространение  детской  проституции  и  венерических  заболеваний  у

  несовершеннолетних;

- высокий уровень беременности и родов у девочек-подростков;

- рост числа несовершеннолетних с психическими отклонениями среди правонарушителей.

(Выступление социального педагога о ситуациях, описанных выше)

 Мы часто считаем, что наши дети уже совсем взрослые и могут сами решать свои проблемы. Мы мало интересуемся их учебой, делами, чем они занимаются в свободное время, с кем дружат и гуляют и т.д. Это и есть первый шаг к безнадзорности, следствием которой являются мелкие правонарушения, хулиганство, а потом и преступления. Но за любой проступок нужно отвечать.

        Дорогие ребята и родители, я хочу, чтоб вы сегодня меня услышали как можно лучше, поскольку за все правонарушения отвечают и родители и дети.

        

Какие виды ответственности вы знаете?

Ответы детей и родителей

         Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

            1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

            За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность

наступает с 14 лет.

            2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

            3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

            4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

(включить несколько сообщений о преступлениях, совершаемых подростками в родном районе, лучше пригласить инспектора ОДН)

             Ребята, вы узнали о преступлениях, которые совершаются подростками в нашем районе, а также о видах юридической ответственности за нарушения. А теперь я хочу узнать, насколько внимательны вы были, поэтому предлагаю вам выполнить несколько заданий.

   Задания для учащихся.

1 Разбор ситуации:

№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?

№2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?

№3. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

№4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

№5  Рассмотрим следующую жизненную ситуацию, в которой я верю, вы легко сейчас разберетесь.

            В каждой школе найдутся лентяи, которым не хочется учиться. Звонок в милицию «В школе заложена бомба!». После оказалось, что это была шутка, чтобы сорвать контрольную. Как вы оцените этот поступок? Это преступление или шутка? (ребята высказываются).

            Конечно, «заложенная бомба» - это терроризм! Значит, представляет серьезную проблему, как у правоохранительных органов, так и для граждан. Отвлекает силы и средства органов правопорядка. Создают нервозность и панику в обществе.

            Как вы думаете, за подобные «шутки» с какого возраста человек отвечает по всей строгости закона? (ребята отвечают).

            Правильно, с 14 лет. Кроме этого родители будут вынуждены возместить весь материальный ущерб в связи с затратами служб, выезжавших на место происшествия. И прокуратура города может привлечь родителей к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей.

            И в статье Уголовного кодекса предусматривается наказание за заведомо ложное сообщение об акте терроризма: штрафом в размере до двух сот тысяч рублей или исправительными работами на срок от одного года до 2х лет, либо арестом на срок от 3х до 6ти месяцев, либо лишение свободы на срок до 3х лет.

Так что, помните, с законом шутки плохи!

            2. Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.

Виды ответственности:

А- административная ответственность.

Г – гражданско – правовая.

У- уголовная.

Д - дисциплинарная

Виды нарушений:

1. Порвал учебник одноклассника(Г)

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

3. Избил одноклассника (У)

4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)

5. Совершил прогул в школе (Д)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

7. Разбил мячом окно. (Г)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

 

 Ребята, а как вы думаете, вправе ли представитель закона задержать вас на улице в позднее время? И почему? (Ребята высказываются, приводят примеры).

Конечно, они беспокоятся о вашем здоровье, о вашей жизни. ( Инспектор ОДН О законе в Любинском районе – пребывание несовершеннолетних в общественных местах в позднее время без сопровождения родителей)

А как надо себя, если вас задержал полицейский: вырываться, кричать, убегать? (ребята говорят).

            Во-первых, отвечать спокойно на вопросы милиционера, не бояться, не говорить неправду. Например: вы с друзьями поздно возвращаетесь с тренировки…

            Во-вторых, вы можете сообщить представителям закона номер телефона родителей или позвоните им сами.

А за какие правонарушения вас могут доставить в милицию?

Правильно:

1.Нарушение правил дорожного движения

2.Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах (т.е. любое место за пределами твоей квартиры) и появление в пьяном виде.

3.Мелкое хулиганство (драка, злословие и т.д.).

4.Незаконная продажа.

5.Злостное неповиновение.

А теперь поговорим о ваших правах.

Дорогие родители, скажите, пожалуйста, какие права есть у ваших детей? ….

Теперь вы, ребята…

1.Если вас не задерживают, а просто предлагают пройти побеседовать. Ваши действия? (ребята отвечают).

2.Вы правы. Не грубите, а вежливо, но твердо откажитесь.

            Но вас могут пригласить в качестве очевидца происшествия. Что в этом случае делаете вы? (ребята отвечают).

            Да. В этом случае вы можете пойти в отделение милиции только по доброй воле. При этом вы должны знать, что вас не могут пригласить в качестве свидетеля: такое приглашение должно быть оформлено в виде повестки, которую вручает почтальон, вы имеете право отказаться от свидетельских показаний – вам не грозит за это ответственность, если вам нет 16 лет.

            А чем «очевидец» отличается от «свидетеля»? Как вы думаете? (ребята отвечают).

            Очевидец – не несет ответственности за свои слова, он говорит то, что видел или то, что думает по поводу происшествия. Поэтому может сказать неправду.

            Свидетель – это лицо, на которое указал подозреваемый или потерпевший. Он несет уголовную ответственность за дачу ложных показаний.

            Предположим, вас привели в отделение милиции. Знайте, дежурный должен немедленно сообщить о вашем задержании родителям, Если вы совершили незначительное правонарушение, то после составления протокола вас должны немедленно отпустить или дождаться ваших родителей, чтобы они забрали вас домой.

            Если вы совершили более серьезное правонарушение, то вас могут задержать в административном порядке – не более 3 часов (время после составления протокола).

            Вас не имеют права помещать в камеру предварительного заключения (КПЗ), если там уже находятся взрослые!

            Вас могут заключить по стражу, если вы подозреваетесь в совершении тяжкого преступления. Это решение принимает только суд.

            Допрос несовершеннолетнего должен проходить при педагоге, при адвокате. При этом родители могут присутствовать, но их присутствие не обязательно. Помните, любые действия сотрудников милиции вы можете обжаловать!

        А как же нам избежать правонарушений и столкновений с полицией? (ответы детей, родителей и только потом рекомендации классного руководителя – о занятости детей: о кружках, секциях, спорте, учебе и т.д.)

 Заключение.

Природа создала всё, чтобы человек был счастлив. Деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. И нас, людей, - сильных, красивых, здоровых, разумных. Человек рождается для счастья, и, кажется, нет места в его душе для злого духа и низменного порока.

Дорогие родители, мне хочется, чтобы наши дети совершали только хорошие поступки! А вы как можно чаще интересовались делами своих детей и больше проводили времени вместе с ними. Спасибо за внимание! Удачи вам! Берегите себя и своих детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беспризорность

Чтобы решить проблему бездомных детей  необходимо:1)Усилить ответственность семьи за воспитание детей;2)Совершенствование профилактической работы со стороны государства, школы;3)Усиление го...

Беспризорность в России

Цель – выяснить причины появления беспризорности, провести профилактическую работу по вопросам беспризорности среди учащихся начальных классов.Задачи:1) Изучить историю беспризорности.2) Выяснит...

Профилактика беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Советую использовать в своей работе социальным педагогам школ по профилактике беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - 120 ф-з....

Комплексно-целевая программа профилактики безнадзорности, беспризорности и вредных привычек среди детей и подростков.

Программа отражает актуальность данного вопроса. Прилагается план реализации программы....

Детская безнадзорность и беспризорность

Детская безнадзорность и беспризорность...