Организация работы по профилактике правонарушений, бродяжничества и беспризорности» (выполнение закона РФ №120)
статья по психологии по теме

Нехлопочина Оксана Владимировна

Профилактика правонарушений, бродяжничества и беспризорности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_organizaciya_raboty_po_profilaktike.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы по профилактике

 правонарушений, бродяжничества и беспризорности» (выполнение закона РФ №120)

 среди несовершеннолетних в

МБОУ СОШ п.Солидарность Елецкого района

Проблема помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением обозначена в нашем обществе особенно остро. Сегодня в России каждое 11-е преступление совершает подросток. Характерной особенностью последнего десятилетия является рост числа социально-обусловленных заболеваний среди подростков (токсикомания, табакокурение, алкоголизм, ВИЧ/СПИД, туберкулез). К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много. Ими являются:

1. Процессы, происходящие в обществе:

– отсутствие ясной, позитивной государственной идеологии, направленной на изменение иерархии общественных ценностей;

– несовершенство законов и работы правоохранительных органов, безнаказанность преступлений;

– безработица (явная и скрытая);

– отсутствие социальных гарантий и государственной поддержки экономически  несостоятельных семей с детьми;

– пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации;

– отсутствие своевременной и квалифицированной диспансеризации детей, позволяющей выявлять физические и психологические нарушения здоровья детей и подростков, оказывать им  по итогам диспансеризации помощь;

– доступность табака, алкоголя, наркотических и психотропных веществ.

2. Состояние семьи, ее атмосфера:

– неполная семья;

– материальное положение семьи (как бедность, так и богатство);

– низкий социально-культурный уровень родителей;

– отсутствие семейных традиций;

– стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребенка);

– отрицание самоценности ребенка;

– удовлетворение потребностей детей (недостаток или избыток);

– злоупотребление родителей алкоголем, наркотиками и др.;

– попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ.

 

3. Внутренние факторы риска:

 

Ощущение ребенком собственной ненужности, низкая самооценка, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплина, незнание и неприятие социальных норм и ценностей, неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях, неумение выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и поступки других людей.

Как правило, ребенок или подросток получает клеймо «трудного», если его поведение не соответствует ожиданиям взрослых и для его воспитания и обучения невозможно применить наработанные педагогические приемы.

Признаками проблемных детей могут являться:

1. Уклонение от учебы вследствие:

– неуспеваемости по большинству предметов;

– отставания в интеллектуальном развитии;

– ориентации  на другие виды деятельности;

– отсутствия познавательных интересов.

2. Низкая общественно-трудовая активность:

– отказ от общественных поручений;

– пренебрежительное отношение к делам класса;

– демонстративный отказ от участия в трудовых делах;

– пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.

3. Негативные проявления:

– употребление спиртных напитков;

– употребление психотропных и токсических веществ;

– тяга к азартным играм;

– курение;

– нездоровые сексуальные проявления.

4. Негативизм в оценке действительности.

5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:

– грубость;

– драки;

– прогулы;

– пропуски занятий;

– недисциплинированность на уроках;

– избиение слабых, младших;

– вымогательство;

– жестокое отношение к животным;

– воровство;

– нарушение общественного порядка;

– немотивированные поступки.

6. Отношение к воспитательным мероприятиям:

– равнодушное;

– скептическое;

– негативное;

– ожесточенное.

  Безусловно, таким детям необходима педагогическая реабилитация.

          Наличие вышеуказанных факторов  не означает, что подросток обязательно совершит правонарушение или проявит признаки антисоциального поведения. Однако наличие их повышает вероятность подобного поведения.

           Поэтому одно из важных направлений воспитательной работы школы – профилактика правонарушений, девиантного поведения, бродяжничества, безнадзорности в детской среде, а также раннего семейного неблагополучия.

Напомним при каких противоправных действиях несовершеннолетние несут ответственность.

Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную, дисциплинарную, материальную ответственность.

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста.

С 14-летнего возраста человек подлежит уголовной ответственности за совершение двадцати видов преступлений, в том числе:

  1. грабеж,
  2. разбой,
  3. умышленное убийство,
  4. изнасилование,
  5. насильственные действия сексуального характера,
  6. хулиганство,
  7. угон автотранспортного средства,
  8. захват заложников,
  9. заведомо ложное сообщение об акте терроризма,
  10. хищение или вымогательство оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств или психотропных веществ,
  11. вандализм и др.

Дела на несовершеннолетних рассматриваются:

  1. в судах - на лиц, совершивших преступление в возрасте 16 лет, а по преступлениям, за которые ответственность установлена с 14 лет, - в порядке особого производства по делам несовершеннолетних;
  2. в комиссиях по делам несовершеннолетних - на лиц, совершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления) и в возрасте от 14 до 16 лет - общественно опасные действия (имеющие признаки преступления), не предусмотренные статьей 20 Уголовного кодекса.

Административная ответственность для несовершеннолетних наступает с 16-летнего возраста к моменту совершения административного правонарушения.

К совершившим в возрасте от 16 до 18 лет такие правонарушения, как:

  1. приобретение, хранение и потребление наркотических средств и психотропных веществ,
  2. жестокое обращение с животными,
  3. повреждение транспортных средств общего пользования,
  4. групповые передвижения с помехами для дорожного движения,
  5. повреждение телефонов-автоматов,
  6. распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных местах,
  7. приобретение самогона и др., - применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних.

К лицам, совершившим такие виды административных правонарушений, как:

  1. мелкое хулиганство,
  2. нарушение правил дорожного движения,
  3. нарушение порядка обращения с оружием,
  4. правил пограничного режима и др., - применяются меры наказания на общих основаниях в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут материальную ответственность за причиненный ими вред. За вред, причиненный малолетними (не достигшими 14 лет), имущественную ответственность несут родители или лица, их заменяющие.

За совершение противоправных действий, грубое и неоднократное нарушение устава школы ученик, достигший 15 лет, может быть исключен из школы по решению органа управления школой. Органы местного самоуправления совместно с родителями исключенного ученика в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение образования в другом образовательном учреждении. Исключение несовершеннолетнего из общеобразовательной школы возможно только с согласия районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних.

           В школе создана социально-психолого-педагогическая  служба, которая обеспечивает сопровождение ребёнка на всех этапах его школьной жизни через тесное сотрудничество психолога социального педагога с классными руководителями и учителями-предметниками, ученическими коллективами.

           Основной сферой деятельности этой службы является процесс адаптации детей в социуме.

Работа по профилактике правонарушений среди детей и подростков в МБОУ СОШ п.Солидарность  проводится в тесном сотрудничестве со следующими службами: комиссией по делам несовершеннолетних при администрации района, отделением по делам несовершеннолетних ОВД при районном отделении внутренних дел по Елецкому району УВД, органом опеки и попечительства ОНО, отделом соц.защиты населения администрации Ел.района, ЦРБ, МУ «Центром социальной реабилитации для несовершеннолетних с.Ериловка,  учреждениями культуры, центром занятости населения,  центром детско-юношеского туризма, районной спортивной школой, районной библиотекой и др. В школе созданы условия нормального воспитания и развития личности ребенка:

      гуманный стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса;

      демократические принципы и стиль управления учреждением, включающие адекватную реакцию на общественный заказ;

      разумная дисциплина и порядок как условия защищенности ребенка и взрослого в образовательном пространстве;

      возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых.

В начале каждого учебного года в школе создаётся банк данных учащихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им. Оформляются социальные паспорта каждого класса, и впоследствии составляется единый социальный паспорт школы. Силами педагогов и администрации традиционно проводятся рейды по микроучастку школы с целью выявления детей, не приступивших к занятиям 1 сентября. Работниками социально-психолого-педагогической службы – тщательно планируется работа с подростками с девиантным поведением: составляется план работы Совета профилактики правонарушений, план  работы школы   по предупреждению правонарушений среди подростков, план работы по профилактике употребления психически активных веществ среди несовершеннолетних, план мероприятий по антиалкогольной, антиникотиновой пропаганде; планируются санитарно-просветительская работа. В школе на протяжении нескольких лет ведется папка работы по профилактике девиантного поведения учащихся, где фиксируются все данные об учащихся, состоящих на внутришкольном учете и учете в районном подразделении полиции по делам несовершеннолетних, а также данные о семьях, находящихся в социально-опасном положении. В ней ведется учет сведений о проведенной работе с учащимися из «группы риска», записываются выводы и рекомендации.  

Один раз в четверть в школе проводятся заседания Совета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Здесь регулярно заслушивают вопросы поведения и успеваемости «трудных» подростков, анализируют оперативную обстановку на микроучастке школы.

В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые в школе следующие виды работ:

  1. Организация совместной работы по профилактике раннего семейного неблагополучия с администрацией МДОУ п.Солидарность:

-  совместное наблюдение за семьёй;

-посещение семей (возвращение ребёнка в школу).

  1. Организация и проведение мониторинга социального состава обучающихся школы и их семей. Созданы списки учащихся  находящихся  в социально-опасном положении (малообеспеченные семьи, многодетные семьи, опекунские семьи, дети-инвалиды, и др.)
  1. Деятельность по программе всеобуча – контроль за посещением занятий; выявление и учет детей, подлежащих обучению в школе;
  1. Выявление и учет обучающихся, требующих повышенного педагогического внимания.
  1. Вовлечение обучающихся, состоящих на учете и учащихся группы риска в кружковую работу.
  1. Участие в работе Совета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
  1. Участие в работе заседания комиссии при Архангельской сельской администрации.
  1. Рейды по неблагополучным семьям, семьям учащихся группы риска и семей обучающихся школы. Обследование условий жизни детей.
  1. Выявление  детей группы риска при проведении диагностики по адаптации обучающихся 1,5, 10-х классов к новым условиям школы
  1. Психолого-педагогическое консультирование  родителей и педагогов «Адаптация детей к классному коллективу, взаимоотношения в коллективе»
  1. Диагностическая работа по изучению личностных особенностей обучающихся группы риска и выявлению причин неадекватного поведения; дезадаптации, конфликтности, слабой успеваемости, неуспеваемости.
  1. Выявление и составление  списка обучающихся на ПМПК. Диагностика уровня познавательного развития.
  1. Диагностика обучающихся «Акцентуации характера» (А.Е.Личко)
  1. Диагностика старшеклассников на профпригодность и консультации по результатам диагностики.
  1. Участие в работе мониторинга психофизического состояния обучающихся школы (диагностика эмоционального состояния, тест Люшера). Работа  программы «Фактор».
  1. Проведение мониторинга по выявлению, распространению  и злоупотреблению несовершеннолетними психоактивными веществами в образовательной среде.
  1. Работа психолого-педагогических консилиумов:

- «Преемственность в обучении и воспитании обучающихся начальных классов и среднего звена» (5 кл.)

      - «Трудные подростки. Формы методы  работы с подростками»;

      - «Адаптация обучающихся (8-11 кл.) к новым   условиям обучения».

  1. Проведение индивидуальных консультаций с родителями, психологическое просвещение, знакомство с психологическими особенностями возраста ребёнка, методами бесконфликтного общения, психологией семейных отношений.
  1. Проведение профилактических бесед с учащимися группы риска (обсуждаются  вопросы личностного развития, зависимостей от наркотиков и алкоголя, жизненных ценностей, проблемы выбора профессии).
  1. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через родительский всеобуч:

- «Бесконтрольность свободного времени – основная причина совершения правонарушений и преступлений»;

  1. Проведение цикла профилактических бесед об ответственности родителей за воспитание детей
  1. Участие в работе вечерних рейдов по местам отдыха детей и подростков, дежурство на дискотеках ДК п.Солидарность
  1. Организация и проведение экскурсий.

В 2012 году в базовой школе п. Солидарность на внутришкольном учете состоят 22 обучающихся. На учёте КДН г. Ельца состоит 1 обучающийся нашей школы.

 Рекомендации педагогам и родителям по целенаправленному воспитательному воздействию на подростка с осложнённым поведением:

  1. Созидательные приёмы, которые содействуют улучшению взаимоотношений между взрослым и подростком.

- проявление доброты, внимания, заботы,

- просьба,

-поощрение.

-прощение.

  1. Приёмы, способствующие формированию у подростка социально-одобряемого поведения.

- убеждение личный пример;

- моральная поддержка и укрепление веры в подростка в свои силы и возможности.

- вовлечение в интересную деятельность;

- пробуждение гуманных чувств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по по организации самостоятельной учебной работы студентов по МДК 04.01. "Выполнение работ по профессии Агент коммерческий"

В методическом пособии представлены:  пояснительная записка;       тематический план дисциплины, виды самостоятельной работы, последовательность ее выполнения; рекомендации по орга...

Организация работы учащихся по выполнению проекта на тему «Исследование возможных причин снижения скорости работы компьютера и способов их устранения».

Долгосрочный групповой практико-ориентированный исследовательский проект группы учащихся 8 (4 человека) и 9 (4 человека) классов,реализуемый  на внеурочной деятельности в течении 3 месяцев«Исслед...

Формы работы по выполнению закона ФЗ - 120

Формы работы по выполнению закона ФЗ-120...

Урок физики в профильном 8 классе по теме «Лабораторная работа по экспериментальной проверке выполнения закона электролиза»

Цель урока: экспериментально проверить выполнение закона электролиза.Тип урока: урок контроля и оценивания знаний.Оборудование: электролитическая ванна с водным раствором медного купороса (CuSO4) и ме...

Педсовет: Организация работы по выполнению домашнего задания.

Домашние учебные занятия являются необходимым условием образовательной деятельности, но способность прочно усвоить и верно применять сообщённый материал не может быть достигнута одной деятельностью в ...