Нетрадиционные (нестандартные) уроки как реализация основного закона педагогики – закона качественного обучения. Организация работы в малых группах.
статья по русскому языку

Татьяна Александровна Сапожникова

Статья для семинара. Организация работы в малых группах на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья для семинара53.45 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные (нестандартные) уроки как  реализация основного закона педагогики – закона качественного обучения.

Организация работы в малых группах.

Современный урок могут отличать

                                                           любые черты, формы и методы, главное,                

                                                          чтобы и педагоги, и ученики приходили на          

                                                       него с большим  желанием работать.

 Цель обучения  ребёнка состоит в том,
чтобы сделать его способным развиваться

дальше без помощи учителя.

Элберт Хаббард

                                                             

.                

     Современная школа - это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование -  не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.

    Главной и первостепенной задачей современного образования является необходимость повышения эффективности усвоения учебного материала, нацеленной на повышение современного качества образования. А это ориентация образования не только на усвоение обучающимися  определённой суммы знаний, но и на развитие их личности, их познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, что и определяет современное качество содержания образования.

     Повышение качества образования - одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.

Так что же такое «Хорошее качество образования»?

      В высказываниях учащихся чаще звучат ближайшие жизненные задачи - получение профессионального образования, в высказываниях родителей - успешное профессиональное самоопределение учащихся и достижение поставленных целей, в высказываниях учителей - гуманистические принципы воспитания, индивидуальный подход к детям, реализация творческого потенциала учителя.

    Очевидно, что повышение качества образования должно осуществляться не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение современных образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых. 

   Добиваться качества обучения учителю помогают также система эффективного планирования учебного материала, чёткая организация образовательного процесса, и, конечно же, контроль за деятельностью обучающихся.

     Сосредотачивая усилия на повышении качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов обучающихся, их активности и творческих способностей. 

    Психологи утверждают, что познавательная активность школьника - качество неврожденное и непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием семьи, школы, и других социальных факторов. Действия учителя, которые побуждают школьников к старательному учению, способствуют созданию положительного        отношения к учебе.

     Поиски новых методов и форм организации обучения, которые обусловлены требованиями современного общества к школе, породили новый термин в методике обучения - «современный (нетрадиционный, нестандартный) урок», который  противопоставляют        традиционному        уроку.
  Современный урок – неотъемлемая часть всей жизнедеятельности школьников, так как именно на уроке ученик больше всего познает, на уроке происходят его воспитание, развитие, раскрывается его индивидуальность,
 складываются интересы, формируется личность
     Урок нельзя рассматривать только как форму передачи содержания образования, его надо оценивать как источник развития школьников, раскрытия их познавательных сил и возможностей, которые проявляются при рациональной организации совместной деятельности учителя и учащихся. 

      В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях: традиционные формы обучения устарели, и, чтобы завладеть вниманием современных учащихся, их надо, прежде всего, удивить, заинтересовать. Современное образование должно создавать условия, когда каждый учащийся смог бы получать необходимую ему личностно значимую информацию, должно помочь в раскрытии внутреннего потенциала каждого школьника, в его движении по пути самореализации.

      Главное на уроке (и самое сложное) - соблюсти разумный баланс между "увлекательными элементами" и кропотливым трудом. Применяя современные информационные технологии, нельзя забывать, что все они должны быть вместе с учителем, а не вместо него. Ибо никакие электронные образовательные ресурсы не заменят живого слова учителя.

    Существующая система образования кажется для работающего в ней педагога настолько понятной, что сделанные психологами, социологами в этой области открытия или выводы кажутся совершенно неожиданными, приводят в недоумение и ставят под сомнение всю его деятельность.

    Исследование, описываемое в статье А.Зверева «10 и 90 – новая статистика интеллекта», начиналось с обычного эксперимента, проводимого американскими социологами. Они обратились к молодым людям из разных стран, недавно окончивших школу, с рядом вопросов из различных учебных курсов. И оказалось, что только в среднем 10% опрошенных правильно ответили на все вопросы.

    Результат этого исследования позволил сделать вывод, который и приводит в недоумение педагогов: школа, независимо от того, в какой стране она находится, учит успешно только одного из десяти своих учащихся.                 

    Говоря другими словами, только для 10% учащихся приемлемы методы, используемые в традиционной школе. Оставшиеся 90% учащихся также способны учиться, но не с книгой в руках, а по-другому: «своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств».

    Результаты этого исследования привели к выводу, что обучение должно строиться иначе, по-другому, таким образом, чтобы все учащиеся могли учиться.

      Проводя свои, или присутствуя на открытых уроках, иногда приходится  ловить себя на мысли: «Скучно. Неинтересно…» Работают пять человек, остальные пассивны, отсиживают положенные 45 минут. Плотность урока высокая. Содержание развивающее. Но кого оно развивает? Этих пятерых человек, которые, как роботы, выдают правильные ответы? Форма работы чаще фронтальная. Учитель торопится изложить материал, чтобы успеть всё.

     Чему учить? Знаем. Зачем учить? Знаем. Как учить результативно? Знаем не всегда.

     Один из вариантов организации нестандартного учебного процесса – использование педагогом в своей деятельности методов интерактивного обучения.

       Интерактивный метод («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания,  в ходе выполнения которых ученик изучает материал).
Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Из вышеизложенного следует, что использование интерактивных методов обучения содействует формированию творческой, активной личности.

    Опора не на среднестатистического, а на конкретного ученика, тщательный отбор содержания заданий и упражнений, ориентированных на личностное развитие каждого ребёнка, делает работу по внедрению инновационного обучения в школе успешной. 

Использование интерактивных методов актуально тем, что они:

  • Способствуют росту интереса к предмету.
  • Ускоряют процесс обучения.
  • Улучшают качество усвоения материала.
  • Обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию.
  • Способствуют сотрудничеству учителя и ученика.

          Развивают коммуникативную компетенцию.

     Создавая условия для получения каждым учеником информации, нельзя допускать беспорядочного ее поглощения. Необходимо развивать у школьников способность критически анализировать и продуктивно использовать эту информацию, научить их понимать, какая информация обогащает возможности человека, а какая больше отвлекает от работы, чем помогает.

    Следовательно, необходимо перестраивать традиционный урок, ориентируясь на требования к образованию современного общества и человека. 

       Современный урок требует применения новых форм его проведения и  организации. Это обусловлено развитием общества, широким доступом к получению различной информации, многообразием источников информации.    Особенности нестандартных форм уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся.

Что отличает современный урок?

1.Обучение происходит через открытие нового.

2. Происходит самоопределение обучаемого к выполнению той  или иной образовательной деятельности.

3. Наличие дискуссий, различных точек зрения, поиск истины.

4. Демократичность.

5. Развитие личности.

6.Способность ученика проектировать предстоящую деятельность.

7.Осознание учениками деятельности, того, как, каким способом получен результат, какие были затруднения, как они были устранены.

8.Поиск новых путей решения.

9.Педагог не доминирует, а управляет проблемно-поисковой деятельностью, исследованием.

10. Использование прогрессивных методик  и технологий.

Методические требования к современному уроку:

  • Опора на межпредметные связи для формирования целостного представления о системе знаний.
  • Обеспечение практической направленности учебного процесса.
  • Включение упражнений творческого характера.
  • Оптимальное сочетание  и соотношение методов обучения.
  • Знание различных технологий развивающего обучения и их дифференцированное применение.
  • Индивидуальный подход.
  • Мотивация учебной деятельности.
  • Создание условий для самостоятельной работы школьников.
  • Использование  ИКТ.
  • Знание и использование основных принципов здоровьесбережения.
  • Обеспечение эстетических и гигиенических условий.

     Нестандартные уроки -  одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. 

      На нестандартных уроках учащиеся должны получать нестандартные задания. Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий  - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки: самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
необычные условия работы.

     Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения больше нравятся учащимся, чем традиционные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и др.

     Применение нетрадиционных форм уроков – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности.   Многие учащиеся с интересом  участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п.

    Нетрадиционные формы уроков эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию или чтению.

     Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Учителями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий:          

1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок - блок, урок - «дублер» начинает действовать».

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

5.Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз.

6.Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.

7. Перенесенные в рамки урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «Следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «Клуб знатоков».

8. Интегрированные уроки.

9.Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.            

     Цель нетрадиционных (нестандартных) уроков: отработка новых методов, приёмов, форм и средств обучения по реализации основного закона педагогики – закона активности обучения.

       По результатам диагностических исследований американских учёных Р. Карникау и Ф. Макэлроу, человек помнит 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 80% того, что говорит сам, и 90% того, до чего дошёл самостоятельно в своей практической деятельности.   

    Обращение к нетрадиционным формам урока предполагает наличие у учителя профессиональной грамотности, способность к творческой деятельности, а также знание учителем законов возрастной психологии. В противном случае нетрадиционные уроки могут стать самоцелью, никому не нужным формотворчеством. В учебно-воспитательном процессе учителя школы широко и эффективно используют современные образовательные технологии, которые наиболее полно воплотили идеологию личностно-ориентированного образования и являются ключевым условием повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени: исследовательские и проектные методы обучения, информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии, технология модульного обучения, организационно-деятельностные и игровые технологии, коллективная система обучения, обучение в сотрудничестве, система инновационной оценки «портфолио», разноуровневое обучение и другое.
     Работа в малых группах – неотъемлемая часть многих интерактивных методов, одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. 

    Одна из возможностей реализации обучения в группах – использование на занятиях метода малых групп.

    Если кратко охарактеризовать метод малых групп, то это самостоятельное изучение учащимися нового материала посредством сотрудничества в малых группах.

    Группы бывают: большие, малые, микрогруппы. Делят их не только по количеству участников, но и по наличию межличностных внутригрупповых отношений.

    Количество учащихся в группе может быть любым, класс тоже является малой группой. Но чем больше человек насчитывает группа, тем более четко должно быть организовано взаимодействие через исполнение учащимися своих ролей. Добиться такого уровня взаимоотношений можно только со временем. На начальных стадиях работы в малых группах лучше ограничиться количеством человек в группе 3-4. Чем больше человек в группе, тем меньший вклад в общий продукт объективно может внести каждый, значит, дети на уроке будут «недогружены», что может привести к потере интереса к такой форме работы.

    Состав группы лучше подбирать с учетом личных симпатий и антипатий детей. В психологии хорошо известен факт, что межличностные отношения влияют на качество и темп работы индивидов. То есть присутствие одних стимулирует, присутствие других – тормозит деятельность человека.

    Для приобретения ребенком навыков, необходимых для процесса социализации (усваивание социального опыта и использование его для адаптации к социуму), состав групп желательно время от времени менять. Но прибегать к этому нужно не часто, чтобы дать возможность группе пройти все стадии развития и приблизиться к уровню коллектива.

     В идеале в состав каждой группы должны входить люди разных темпераментов. Если добиться этого не удалось, то предложите группе учащихся с близкими по проявлению темпераментами, работу, требующую действий в едином темпе. Наоборот, если группа разрабатывает и реализует проект, лучше включить в состав группы школьников с разными темпераментами. В этом случае разнообразные функции можно распределить с учетом индивидуальных особенностей детей.

     При подготовке к уроку с использованием работы в малых группах, учитель должен:

- Уточнить цели и задачи занятия

- Определиться с формой работы на уроке

- Разработать задания группам (карточки)

- Продумать роли для данного занятия

- Выбрать форму представления результатов (презентации)

    Подготовка учителя к уроку (прогностический этап педагогической деятельности) начинается с постановки цели учебного занятия. Если академические цели от урока к уроку могут изменяться, то социально-психологические цели в общем можно свести к такой формулировке: «Создание благоприятных условий для формирования у обучающихся информационной, коммуникационной, самоорганизационной компетентностей». На этом этапе происходит моделирование предстоящего урока, обдумывание его вида и формы, работа с учебным материалом.

      Малая группа – модель общества. Чтобы формальное объединение детей стало малой группой, им необходимо поставить общую цель – выполнить задание.

      При изучении новой темы метод малых групп можно использовать, если позволяет материал урока. Он должен быть хорошо прописан в учебнике, чтобы дети могли освоить его самостоятельно. Следует помнить, что в любой момент времени учитель может привлечь к себе внимание и обсудить со всем классом вызывающие затруднения моменты. Объяснению учителя сгруппированность детей не мешает.

      Предлагается работать в группах как на весь урок, так и частично. Классическая структура урока: поверхностное, очень короткое объяснение учителя, работа в группах, представление результатов.

   Формы работы в малых группах могут быть такими:

- самостоятельное изучение «своего» материала каждым учащимся с последующим сообщением о нем группе;

- самостоятельная работа над одним и тем же заданием с последующим обсуждением результатов в группе;

- взаимопроверка знаний;

- тренаж;

- обучение сильными учениками слабых.

    Чтобы сотрудничество в группе было плодотворным, необходимо распределить обязанности, которые члены группы будут выполнять в ходе совместной деятельности – распределить роли. Примеры ролей: координатор, редактор, художник, учитель, исполнитель, докладчик, хранитель времени, организатор активной деятельности каждого ученика (т.е. тот, кто следит за активностью в группе); отслеживающий культуру общения и взаимопомощи внутри группы. Роли важны, и их ученики должны выполнять наряду с выполнением академических заданий.

    Выполнение учащимися на занятии определенных ролей должно способствовать повышению эффективности работы группы.

При работе в группе качество работы каждого ученика напрямую связано с качеством работы всех остальных (и учеников, и учителя). Желательно предоставлять учащимся возможность самим определить роль каждого для выполнения задания

    В группе может быть командир. Он руководит работой группы, распределяет задания. Очень важная роль докладчика. Докладчик представляет результат работы группы – проект, и в итоге, определяет оценку всей группы. Не обязательно, чтобы докладчиком был сильный ученик.

    Формирование личности немыслимо без ученического сотрудничества. Ведь ученик стремится к диалогу, к решению противоречий, нуждается в выслушивании точек зрения товарищей.

    Подготовка учащихся к групповой форме работы

    Иногда, особенно на первых порах, ученикам тяжело перейти от индивидуальной к групповой форме работы.

    Чтобы психологически подготовить их к деятельности в группах, предлагаем ученикам:

- Внимательно выслушай и пойми мнения товарищей из группы.

- Если не понял, спроси еще раз.

- Выражай свои мнения коротко и четко.

- Если не согласен с ответом товарища, обоснуй, почему.

- Если не согласны с тобой, установи, почему.

- Если не доказал правильность своих взглядов, признай свою ошибку.

- Помни: решение проблемы зависит от каждого члена группы.

    Кроме этого полезным является и вступительное слово учителя перед решением задач приблизительно такого содержания: «Сегодня вы выполняете задания в группах. Успехи группы будут зависеть от того, как вы будете сотрудничать, помогать друг другу понять суть задания, объединять свои усилия, проверять правильность выполненных упражнений. Помните, что работа оценивается по тому, решили ли все члены группы предлагаемые задания, поняли ли их сущность, смогут ли решить любое из предложенных заданий».

    Чтобы возникла потребность в общении и сотрудничестве друг с другом, учащимся следует предоставить большую самостоятельность и свести к минимуму вмешательство учителя в процесс освоения нового материала.      Совместно, благодаря друг другу, дети открывают, изучают новое, тренируются, проверяют, обучают друг друга (функции учителя перераспределены между учениками). Подлинное сотрудничество возможно только среди равных, учитель - не ровня.

     У группы должно быть общее пространство для функционирования. Проще всего для этого сдвинуть парты. Необходимо напомнить обучающимся, что группы не соперничают друг с другом, что от слаженной работы внутри группы зависит успех всего дела, что конфликты лишат группу высокой оценки.

    Можно в начале урока написать на доске: «Я буду наблюдать за тем, как вы слушаете друг друга; помогаете друг другу; вместе решаете возникшую проблему».

    Для создания комфортного психологического климата в группе, улучшения взаимопонимания между партнерами используются рекомендации социально-психологического характера.

Вместе с решением задачи группам предлагаются рекомендации:

- Выясните, всем ли понятно условие задания.

- Достигните того, чтобы все члены группы принимали участие в разборе задания.

- Если кто-то из членов группы менее подготовлен, чем другие (например, пропустил предыдущие занятия), научите его. В дальнейшем он сделает больший вклад в общее дело.

- Распределите между собой выяснение сути задания.

- Если у кого-то возникают трудности, ему необходимо обратиться за помощью к группе. Помните, группа отвечает за знание товарища.

- Если ты справился с заданием раньше, выясни, не нужна ли помощь товарищам.

- Анализируя выполнение задания, не критикуйте членов группы за незнание, а пытайтесь их убедить.

- Друг к другу относитесь дружелюбно — это гарантия понимания задания и удовлетворения от его выполнения.

    Оценка работы группы

Представление результатов работы группы – презентации – может пройти в любой форме. Например:

- изготовление плаката;

- изготовление модели;

- мультимедийная презентация;

- устный ответ;

- сценка;

- запись в тетради.

    То, какое задание выносится на презентацию, оговаривается заранее.

При такой организации работы на уроке желательно отдельно оценить и академические успехи группы, и успехи в приобретении навыков общения, и выполнение социальных задач.

    Оценка за академические успехи ставится одна на всю группу. При этом оценивается презентация, поэтому группе в процессе работы на уроке следует напомнить о качественной подготовке докладчика.

    Психологические успехи оцениваются индивидуально.

    Необходимо спросить ученика, которому заранее поручена роль контролирующего, насколько активно каждый ученик группы принимал участие в работе, как партнеры помогали друг другу. Если дети работают в группах охотно, продуктивно, не старайтесь их каждый раз хвалить. Считайте (и дайте понять ученикам), что это нормально. Все члены группы получают одинаковое поощрение или не получают никакого. Все группы открыты для получения поощрения, поэтому не следует из этого делать какое-либо соревнование. Если группа не заслужила Вашего поощрения, не следует это подчеркивать каким-либо образом, чтобы не вызвать огорчения, ссоры, слез, и пр. Просто предоставьте, в самой благожелательной манере, возможность дополнительной практики по данному вопросу, возможно, в качестве домашнего задания, а затем найдите возможность оценить усилия группы и достигнутый результат. Помните, что допускаемые ошибки – это всего лишь сигнал о том, что что-то не понято, недостаточно практики (следовательно, надо ее предоставить в нужном объеме).

Что нужно учитывать педагогу при использовании на уроке групповой работы. 

1. Выбор принципа деления на группы. Распределение ролей в группе. Учителю можно самому определить роли каждому (что полагаю, не совсем будет верным). Но из своего опыта хотелось бы заметить, что распределение ролей в группе учителем на первых этапах формирования групп нужно, так как ученики, особенно 5-х классов, только учатся совместной работе над заданием. В дальнейшем, по мере освоения методики работы в группе, учитель делегирует право распределения ролей самим ученикам. Таким образом, каждый член группы, вне зависимости от уровня владения вопроса, имеет свои обязанности и каждый вносит вклад в общую работу.

2. Точная формулировка задания для групп - залог успешной работы.

3. Работа группы по плану и алгоритму, который дан учителем, когда учащиеся только начинают работать в группах или разработан учениками совместно с учителем, или разработан группой самостоятельно.

4. Регламент времени на выполнение каждого задания.

5. Мотивация на работу.

6. Эмоциональный настрой.

7. Участие каждого члена группы в совместной деятельности.

8. При необходимости консультация учителя.

9. Взаимообучение.

10. Получение результата работы в группе, его презентация.

11. Самооценка и оценка работы.

Табу:

1. Нельзя принуждать к работе.

2. Нельзя требовать абсолютной тишины.

3. Нельзя требовать быстрых результатов.

Cоветы по подготовке групповой работы

1. Тщательный подбор материала.

2. Комплексные задания разделить на определенные этапы и все решают их в группах.
3.Справочники, учебники помогут повторить учебный материал. Когда в группе слабые учащиеся, задача учителя прогнозировать вопросы и варианты их решения в ходе групповой работы.

4. Учитель должен управлять ходом групповой работы.

Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по - разному:

  • он может контролировать;
  • организовывать;
  • оценивать работу учеников;
  • участвовать в работе группы;
  • направлять группу для нахождения необходимых идей;
  • ставить вопросы;
  • следить за темпом работы и за правильностью;
  • помогать тем, кто оказался в затруднительной ситуации;
  • выступать в роли наставника или указать источник информации.

 В процессе организации групповой работы учителю не целесообразно:

  • сидеть за своим столом, проверять тетрадки;
  • воспринимать групповую работу как «законную передышку», когда можно позволить себе выйти из класса;
  • уделять всё своё внимание одной группе, забывая об остальных;
  • оказывать давление на участников или мешать им высказываться;
  • нельзя давать слишком категоричных оценок – они действуют на участников подавляюще;
  • не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учащихся;
  • не следует ходить по классу или стоять около учащихся в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя, но ближе к концу обсуждения, когда участники разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы. В конце урока учитель подводит итоги.

 Типовые ошибки в организации групповой работы

- шум, отсутствие дисциплины означает: некачественно выполнен запуск групповых занятий; учитель неправильно планирует систему собственных действий по формированию норм жизнедеятельности группы;

-некачественная работа детей при взаимообучении может означать следующее: неправильно проведен запуск работы в группах, при котором учитель занимался главным образом организацией усвоения материала учебных карточек и запоминанием учениками алгоритма работы и мало времени затратил на формирование у каждого ребенка системы действий, позволяющих удерживать позиции учителя и ученика;

-дидактический материал, изложенный в карточках, не соответствует уровню данных детей: слишком сложный или большой по объему для взаимообучения, либо слишком простой (тогда те, кто посильнее, работают с напарником некачественно);

- методики, рассчитанные для работы с новым материалом (например, взаимообмен заданиями, взаимопередача тем), применяются для закрепления и отработки; 

- учитель сам ведет учет в группе: не до конца проведен запуск работы в группе; игнорируется принцип самоуправления; нет работы на такой компонент содержания образования, как навыки коллективного труда;

- учитель преимущественно занят контролем усвоения материала: это может быть следствием непонимания того, что качество на коллективных занятиях обеспечивается не столько за счет постоянного контроля учителя, сколько за счет формирования навыков, техник и норм парного и группового взаимодействия. Кроме того, инспекторская позиция учителя обедняет учебный процесс, в котором педагог должен больше заниматься именно обучением (учитель – ученик, учитель – малая группа) и работой на индивидуальные способы мышления и действий детей.

- Дети не успевают выполнить все задания, данные группе.

Это может быть ошибка в планировании и организации. Учитель должен заранее спланировать время, отведенное на выполнение каждого задания, и довести информацию всем ученикам. В группе должно фиксироваться время, затраченное ребенком на работу. И разница между нормативным и реальным временем своевременно выявляться. Если большинство детей не укладываются в норматив, нужно что-то менять в дидактическом материале.

Как предотвратить негативные последствия работы в учебной группе.

Во время обсуждений или опроса делайте следующее:

  1. Специально вызывайте учеников, которых вы считаете менее способными.
  2. Давайте им больше времени на ответ, чем другим ученикам.
  3. Требуйте от них того же, что и от других учеников.
  4. Помогайте им, хвалите и поощряйте их как можно больше.

В ситуациях, связанных с оценкой результатов учеников

  1. Говорите с учениками о том, какими они видят себя самих и каких результатов они от себя ждут.
  2. Предлагайте ученикам сравнивать их фактические результаты с тем, чего они ожидали.
  3. Давайте всем ученикам четкую картину их работы, т.е. обеспечьте обратную связь со всеми учениками.

В ситуациях взаимодействия с учениками

1. Проявляйте дружелюбное и теплое отношение ко всем ученикам, независимо от того, каких результатов учебы вы от них ожидаете.

2. Не критикуйте, не отталкивайте и не игнорируйте тех учеников, от которых вы не ждете больших успехов.


   

Выводы

    Система образования, чтобы обрести свое новое качество и подготовить подрастающее поколение к жизни, постепенно переходит в режим инновационного развития во всех составляющих ее компонентах. Таким образом, если прежняя парадигма образования в основном ориентировалась на обучение, то современная - на развитие творческих способностей и формирование культуры личности.

    Это обусловливает ориентацию образования на раскрытие способностей (и возможностей) ребенка, обеспечение условий для развития его интеллектуальных умений и создание такой образовательной среды, где учащиеся смогут проявить активность, творческий подход к делу, к самообразованию и самоосуществлению своего "Я".

    Это требует от педагога включения обучаемых в целенаправленную деятельность по овладению систематизированными знаниями, умениями и навыками, что способствует стабильности, основательности подготовки, достаточной глубине, высокой степени гарантированности достижения результатов. Важно научить школьников самостоятельно добывать знания по интересующей проблеме.

    Развивающемуся обществу нужны современно образованные, высоко нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое руководство "Организация работы в малых группах" /Интерактивное обучение/

В данном руководстве отражены следующие этапы:1 Организация работы в малых группах2 С чего надо начать внедрения метода3 Определенные моменты при разработке "работы в малых группах"4 Какой размер груп...

Разработка урока в 7 классе с использованием адаптивных технологий.(Работа в малых группах). Тема: "Многочлены"

Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации  знаний. Урок исследование.Цели урока:  Формировать познавательный интерес на основе изменения способов организации изучаемых знаний, с...

Работа в малых группах на примере урока литературы "Город Калинов и его обитатели (по драме Островского "Гроза")"

Тема урока :«Город Калинов и его обитатели»Тема задания: «Речь героя как средство раскрытия его характера»Цель использования работы в малых группах:через  анализ речи героя и высказываний д...

Активные методы обучения.Работа в малых группах.

Активные методы обучения.Работа в малых группах....

Как организовать работу в малых группах на примере проведения урока литературы в 5-ом классе

Задание для работы в малых группах спланировано для 5 класса, в классе 20 человек.Тема урока: «И. С. Тургенев. Повесть «Муму». Образ Герасима».Тема задания: дать характеристику образа Герасима; показа...

Как организовать дискуссию с предварительной работой в малых группах на примере проведения урока литературы в 7-ом классе

1. Тема урока: «Легенда о Данко» А. М. Горького как утверждение подвига во имя людей».2. Тема дискуссии: «Как мы поняли смысл легенды о Данко?»3. Что проводилось (какая методика использовалась)? Диску...

"Работа в малых группах как интерактивный метод обучения на уроках русского языка и литературы"

Статья посвящена групповой форме работы с учащимися и методам обучения в сотрудничестве....