Как организовать дискуссию с предварительной работой в малых группах на примере проведения урока литературы в 7-ом классе
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Никулина Галина Сергеевна

1. Тема урока: «Легенда о Данко» А. М. Горького как утверждение подвига во имя людей».

2. Тема дискуссии: «Как мы поняли смысл легенды о Данко?»

3. Что проводилось (какая методика использовалась)? Дискуссия с предварительной работой в малых группах по технологии «Аквариум».

4. Работа проводилась в 7 Б классе, участвовало 18 учеников.

5. Почему выбрана именно эта форма работы? Данная форма работы была выбрана потому, что она развивает умение общаться, слушать, коллективно решать проблемы, достигать взаимопонимания. В работу вовлекаются практически все учащиеся: у слабых учеников снимается страх перед неудачами, знания более сильных ребят становятся прочнее. Активизируется познавательная деятельность, развиваются рефлексивные навыки.

6. Какие интеллектуальные и коммуникативные навыки планировалось развивать?

Планировалось развивать следующие умения и навыки:

1. Интеллектуальные:

- умение собирать, анализировать, сравнивать, обобщать и классифицировать разнообразную информацию;

- выдвигать гипотезы и аргументировано доказывать свое мнение, сравнивать различные точки зрения на решение одной проблемы;

- устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии.

2. Коммуникативные:

- вступать в общение с целью быть понятым, распределять работу при совместной деятельности;

- выражать свои мысли и выступать перед аудиторией; задавать уточняющие вопросы, слушать друг друга;

- вести дискуссию, аргументировать, доказывать;

- создавать письменные высказывания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пректирование активных методов обучения на уроках литературы

1. Тема урока: «Легенда о Данко» А. М. Горького как утверждение подвига во имя людей».

2. Тема дискуссии: «Как мы поняли смысл легенды о Данко?»

3. Что проводилось (какая методика использовалась)? Дискуссия с предварительной работой в малых группах по технологии «Аквариум».

4. Работа проводилась в 7 Б классе, участвовало 18 учеников.

5. Почему выбрана именно эта форма работы? Данная форма работы была выбрана потому, что она развивает умение общаться, слушать, коллективно решать проблемы, достигать взаимопонимания. В работу вовлекаются практически все учащиеся: у слабых учеников снимается страх перед неудачами, знания более сильных ребят становятся прочнее. Активизируется познавательная деятельность, развиваются рефлексивные навыки.

6. Какие интеллектуальные и коммуникативные навыки планировалось развивать?

Планировалось развивать следующие умения и навыки:

1. Интеллектуальные:

- умение собирать, анализировать, сравнивать, обобщать и классифицировать разнообразную информацию;

- выдвигать гипотезы и аргументировано доказывать свое мнение, сравнивать различные точки зрения на решение одной проблемы;

- устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии.

2. Коммуникативные:

- вступать в общение с целью быть понятым, распределять работу при совместной деятельности;

- выражать свои мысли и выступать перед аудиторией; задавать уточняющие вопросы, слушать друг друга;

- вести дискуссию, аргументировать, доказывать;

- создавать письменные высказывания.

7. Было ли предварительное задание, подготавливающее к работе?

Накануне учащимся были даны два задания к предстоящему уроку:

1. Прочитать «Легенду о Данко» из рассказа А. М. Горького «Старуха Изергиль».

2. Написать небольшое сочинение на тему: «Что такое, в твоем понимании, подвиг?».

8. Организация пространства. Перед уроком столы были сдвинуты попарно, чтобы группы могли расположиться вокруг них.

9. Как было организовано начало работы?

а) На доске записана основная проблема дискуссии: «Как вы поняли смысл легенды о Данко?».

б) Учащиеся делятся на три группы по 6 человек (используется технология «Градусник») с учетом ответа на вопрос: «Разумен или неразумен поступок Данко?»:

1-ая группа – поступок Данко разумен на 100 %;

2-ая группа – поступок Данко абсолютно неразумен и лишен смысла;

3-ья группа – нейтралы, занявшие среднюю позицию.

10. Краткое описание хода работы (как все прошло, какие идеи высказывались?).

        а) Вступительное слово учителя об А. М. Горьком и героях его произведения. Ставятся проблемные вопросы: «Можно ли считать Данко героем? Как вы поняли смысл легенды о Данко? Всегда ли в жизни есть место подвигу?». 

(Карточки-напоминалки с данными вопросами находятся на столах каждой из групп).

б) Участники каждой группы изучают написанные дома сочинения о подвиге и отбирают лучшую, по их мнению, работу, которая в дальнейшем и будет началом выступления каждой из групп. Отобранное сочинение общим решением может быть дополнено высказываниями из работ других учащихся данной группы.

в) Каждая группа обсуждает поставленную проблему и определяет свою точку зрения на неё, выбирает своего представителя (оратора), который будет отражать и отстаивать позицию группы перед другими участниками.  Представители рассаживаются в центре класса и начинают обсуждать проблему между собой. Остальные участники дискуссии внимательно слушают обсуждение, особенно высказывания своего представителя. Если члены группы не согласны с ними или хотят подсказать своему представителю новые аргументы, они посылают ему записку. Если группе не нравится, как выступает её представитель, она может заменить его другим. Если же сам представитель в затруднении, он может взять тайм-аут и посоветоваться со своей группой.

В ходе обсуждения были высказаны следующие идеи:

- Данко – романтический герой, он обладает большой силой воли и решительностью;

- Данко способен на самопожертвование, умеет любить бескорыстно;

- Герой А. М. Горького готов на подвиг во имя любви к людям;

- Героизм Данко проявляется в том, что он не бежит от своего слабого окружения, а отдает себя жалким созданиям, для того чтобы пробудить в них свет;

- Одни выбирают жизнь во имя своего самосохранения, другие – ради людей. Другие и есть герои;

- Данко – герой, потому что он способен испытывать счастье от достижения своей цели;

- Подвиг должен совершаться в разумных пределах. Нельзя требовать героизма ото всех;

- Можно не совершить подвиг самому, но уважать героизм другого должен каждый;

- Очень важно быть готовым к подвигу, для этого необходимы те черты характера, которые присущи Данко;

- Смысл легенды о Данко – прославление подвига;

г) Подведение итогов урока (учебной дискуссии). Учитель систематизирует выводы учащихся и подводит общий итог совместной деятельности, оценивает работу ораторов групп и наиболее активных участников, которые сделали во время дискуссии существенные замечания, выявили противоречие либо подсказали новые аргументы.  Благодарит всех учащихся за участие в дискуссии.

д) Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение на тему «Данко нашего времени. Кто он?»

        11. Как вели себя дети (активность, дисциплина)?

        В ходе дискуссии учащиеся вели себя достаточно активно, соблюдали правила поведения в дискуссии, выработанные ранее и вывешенные на стенде в кабинете русского языка и литературы.

        12. К каким выводам пришли дети? Как это соотносится с планом изучения произведения?

        В итоге проведения дискуссии учащиеся выработали согласованное мнение и приняли групповое решение: «Данко – герой. Он отдал свою жизнь за людей и ради людей, потому что любил их и хотел разбудить в них истинно человеческие качества. Его подвиг во имя людей должен служить нам напоминанием о том, каким должен быть настоящий человек».

Данное решение полностью соответствуем методике изучения литературы.

        13. Оценка произошедшего (достигнута ли цель? нужно ли что скорректировать на будущее?).

        Цель дискуссии достигнута, работа оказалась полезной для всех учащихся класса независимо от их начального уровня. В дальнейшем следует обратить внимание на недопустимость отклонений в выступлениях учащихся от заданной темы, перехода на обсуждение абстрактных проблем. На данном уроке единичные отклонения от обсуждаемой проблемы и переход на обсуждение проблем, напрямую не связанных с основной проблемой дискуссии, наблюдались.

        14. Мои рекомендации другим учителям.

        Не бояться использовать активные методы обучения на уроках, не забывая о том, что данная работа должна проводиться в системе и требует четкой организации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 7 классе с использованием адаптивных технологий.(Работа в малых группах). Тема: "Многочлены"

Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации  знаний. Урок исследование.Цели урока:  Формировать познавательный интерес на основе изменения способов организации изучаемых знаний, с...

Работа в малых группах на примере урока литературы "Город Калинов и его обитатели (по драме Островского "Гроза")"

Тема урока :«Город Калинов и его обитатели»Тема задания: «Речь героя как средство раскрытия его характера»Цель использования работы в малых группах:через  анализ речи героя и высказываний д...

Как организовать работу в малых группах на примере проведения урока литературы в 5-ом классе

Задание для работы в малых группах спланировано для 5 класса, в классе 20 человек.Тема урока: «И. С. Тургенев. Повесть «Муму». Образ Герасима».Тема задания: дать характеристику образа Герасима; показа...

"Работа в малых группах как интерактивный метод обучения на уроках русского языка и литературы"

Статья посвящена групповой форме работы с учащимися и методам обучения в сотрудничестве....

Курсовая работа "«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 6-ОМ КЛАССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

В данной работе рассматривается проблема использования технологии смыслового чтения на уроках литературы. Выделяются и описываются характерные особенности приема смыслового чтения, цели и задачи, кото...

Педагогическая работа в малых группах на уроке математики

Содержание интерактивного метода «работа в малых группах» состоит в решении какой-либо проблемы (учебной задачи) в условиях малой социальной группы. Применительно к рассматриваемому интерактивному мет...

презентация к мастер-классу по теме "Работа в малых группах"

презентация подготовлена для сопровождения выступления на мастер-класса по теме "Работа в малых группах"...