Как организовать работу в малых группах на примере проведения урока литературы в 5-ом классе
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Никулина Галина Сергеевна
  • Задание для работы в малых группах спланировано для 5 класса, в классе 20 человек.
  • Тема урока: «И. С. Тургенев. Повесть «Муму». Образ Герасима».
  • Тема задания: дать характеристику образа Герасима; показать роль других персонажей в раскрытии образа героя.
  • Цель использования работы в малых группах: активизация познавательной деятельности учащихся, развитие умения общаться, слушать, коллективно решать проблемы, достигать взаимопонимания.
  • Способ деления класса на малые группы: 4 группы по 5 человек заранее сформированы учителем, разноцветные карточки с фамилиями членов каждой группы размещены на классной доске.
  • Позитивная взаимозависимость членов группы друг от друга возникает на основании общей цели и отдельных ролей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  • Задание для работы в малых группах спланировано для 5 класса, в классе 20 человек.
  • Тема урока: «И. С. Тургенев. Повесть «Муму». Образ Герасима».
  • Тема задания: дать характеристику образа Герасима; показать роль других персонажей в раскрытии образа героя.
  • Цель использования работы в малых группах: активизация познавательной деятельности учащихся, развитие умения общаться, слушать, коллективно решать проблемы, достигать взаимопонимания.
  • Способ деления класса на малые группы: 4 группы по 5 человек заранее сформированы учителем, разноцветные карточки с фамилиями членов каждой группы размещены на классной доске.
  • Позитивная взаимозависимость членов группы друг от друга возникает на основании общей цели и отдельных ролей.
  • Каждая группа получает одно из 4-ых заданий:

1. Найдите описание портрета Герасима. Как Герасим оказался в доме барыни?  В чем своеобразие его характера? Как характеризуют героя принадлежащее ему пространство (каморка Герасима) и отдельные детали, принадлежащие герою предметы?

2. Выпишите описания портрета дворецкого Гаврилы, башмачника Капитона, прачки Татьяны. Что объединяет этих персонажей? Как складывается жизнь каждого из них? Как они относятся к Герасиму?

3. История Герасима и Татьяны. Как раскрывается Герасим в общении с окружающими? Какие качества в душе героя раскрываются через его любовь к Татьяне, привязанность к Муму? Почему дворовые так жестоки к чувствам Герасима? Почему Герасим отказался от своей любви, смирился?

4. В чем проявляется сходство Герасима с былинным богатырем? Какие сравнения и с какой целью использует автор, чтобы раскрыть образ героя? Как автор относится к своему герою? Почему Тургенев завершает повесть уходом Герасима от барыни в деревню?

  • Каждая группа получает следующие материалы: задание, написанное на отдельном листе бумаги, чистые листы для записей, карточки с описанием ролей, карточки с оценками «3», «4», «5»; учебники по литературе для 5 класса под редакцией В. Ф. Чертова, часть 1.
  • Краткий план организации работы над заданием:

1. В каждой группе происходит обсуждение полученного задания, коллективное решение записывается на чистом листе.

2. По сигналу учителя листы с заданиями передаются следующим группам, которые ищут решения для вновь полученных заданий и записывают их на чистых листах.

3. По второму сигналу учителя листы с заданиями и их возможными решениями (по два листа от двух групп) передаются третьим группам, которые знакомятся с вариантами решений и выбирают два, с их точки зрения, удачных.

4. Ораторы от выбранных групп рассказывают о результатах работы своих групп всему классу.

  • Контроль после выполнения задания. После выступления оратора каждая группа поднимает карточку с оценкой оратору, а значит, и всей группе, которую тот представлял. Группа получает средний балл, ставятся одинаковые оценки всем членам группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 7 классе с использованием адаптивных технологий.(Работа в малых группах). Тема: "Многочлены"

Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации  знаний. Урок исследование.Цели урока:  Формировать познавательный интерес на основе изменения способов организации изучаемых знаний, с...

Работа в малых группах на примере урока литературы "Город Калинов и его обитатели (по драме Островского "Гроза")"

Тема урока :«Город Калинов и его обитатели»Тема задания: «Речь героя как средство раскрытия его характера»Цель использования работы в малых группах:через  анализ речи героя и высказываний д...

Как организовать дискуссию с предварительной работой в малых группах на примере проведения урока литературы в 7-ом классе

1. Тема урока: «Легенда о Данко» А. М. Горького как утверждение подвига во имя людей».2. Тема дискуссии: «Как мы поняли смысл легенды о Данко?»3. Что проводилось (какая методика использовалась)? Диску...

"Работа в малых группах как интерактивный метод обучения на уроках русского языка и литературы"

Статья посвящена групповой форме работы с учащимися и методам обучения в сотрудничестве....

Курсовая работа "«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 6-ОМ КЛАССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

В данной работе рассматривается проблема использования технологии смыслового чтения на уроках литературы. Выделяются и описываются характерные особенности приема смыслового чтения, цели и задачи, кото...

Педагогическая работа в малых группах на уроке математики

Содержание интерактивного метода «работа в малых группах» состоит в решении какой-либо проблемы (учебной задачи) в условиях малой социальной группы. Применительно к рассматриваемому интерактивному мет...

презентация к мастер-классу по теме "Работа в малых группах"

презентация подготовлена для сопровождения выступления на мастер-класса по теме "Работа в малых группах"...