Классный час на тему: "Что такое налог"?
классный час (8 класс)

Учащиеся знакомятся с понятие налог, за что его взымают и как его нужно платить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_nalog.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                            ЧТО ТАКОЕ НАЛОГ?

     Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица – предприятия, организации, граждане. Платить налоги обязаны все. Однако это не значит, что те, кто их уплачивает, получает что-то взамен. Как правило, выплаты эти не только обязательны, но и принудительны. И безвозмездны. Но налоги необходимы: с помощью налогов государство воздействует на многие, в том числе и экономические, процессы. Они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложения, регулировать количество денег в обращении. И хотя налоги чаще вызывают возмущения, чем одобрения, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут. Оливер Уэндец Холмс старший дал такое определение налогам: «Налоги – это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе». Общественное назначение налогов проявляется в их функциях. Их две – фискальная и экономическая.

       Фискальная состоит в формировании денежных доходов государства. Деньги нужны ему на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и  техники, поддержку детей, пожилых и больных людей. Из собранных в виде налогов средств государство покрывает расходы на образование, строит школы, высшие учебные заведения, детские дома, платит зарплату преподавателям и стипендию студентам. Часть средств идет на здравоохранение, защиту здоровья матери и ребенка, содержание поликлиник, больниц и т.п. Из этого же источника идут деньги на строительство государственных предприятий, сооружений дорого, защиту окружающей среды.

       Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, то есть любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть поощрительную, ограничительную и контролирующую роль. Так, те предприятия, которым представлены налоговые льготы, растут и развиваются быстрее других. Предоставляя льготы, государство решает серьезные, порой стратегические задачи. Например, не облагая налогом, часть прибыли, идущую на внедрение новой техники, оно поощряет технический прогресс, а не облагая налогом часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем. Значительное повышение налогов способно не только ограничить, ни и сделать бессмысленной предпринимательскую деятельность. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги.

      Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, то есть реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства, то есть экономической функции налогов. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста доходности производства, позволяет государству получить больше средств. Это означает, что экономическая функция налогов способствует осуществлению фискальной и укрепляет ее.

      Каждый налог содержит обязательные элементы. В них указывается: кто является плательщиком, то есть субъектом данного налога, что выступает объектом налогообложения, из какого источника выплачивается налог, в каких единицах измеряется объект налогообложения, величина налоговой ставки, налоговые льготы.

     В практике большинства государств получили распространение три способа взимания налогов – кадастровый, у источника, по декларации. Данная практика используется, в том числе и в России.

     Первый из них основан на использовании кадастров, то есть реестров, содержащих классификацию типичных объектов (земли, место рождений, домов) по их внешним признакам. Такой способ весьма неточно, в среднем, устанавливает доходность объекта. Для оценки доходов, которые можно получить, например, от использования земли, необходимо иметь кадастровые карты по регионам, отражающие ее плодородие, местоположение.

      Налог «у источника» взимается до получения дохода налогоплательщика. В нашей стране этот способ наиболее распространен: бухгалтерия предприятия вычитывает и перечисляет в бюджет определенную сумму из заработной платы или какого-либо другого дохода.

      Третий способ предполагает заполнение налогоплательщиком декларации об общем годовом доходе и подачу ее в налоговую инспекцию.

      Подводя итоги по главе первой, можно выделить основные функции налогов:

      * источники средств, поступающие в госказну;

       * воздействуют на экономические процессы хозяйственной жизни;

       * активно поддерживают предпринимательство;

       * регулируют денежное обращение;

       * поддерживают баланс спроса и предложения.

      Одним словом, налоги – это обязательные платежи, необходимые для нормального функционирования государства, органов власти и социальных институтов.

ГЛАВА 2.  ВИДЫ НАЛОГОВ.

      Система налогов обладает разветвленной структурой. В ней представлено множество разнообразных видов и типов налогов. По уровням взимания налоги делятся на федеральные, республиканские и местные. В Российской Федерации взимаются

а) налоги субъектов Российской Федерации;

б) Федеральные налоги;

в) местные налоги.

       По федеральным налогам объекты налогообложения, ставки и плательщики устанавливаются законодательными актами Российской Федерации, налоги взимаются на всей территории страны. К ни относятся более двухсот налогов, в том числе подоходный налог, налог на добавленную стоимость, налог на доходы банков, налог с биржевой деятельности, налог на доходы страховой деятельности, налоги, служащие источниками образования дорожных фондов и другие. К налогам субъектов РФ относятся

а) налог на имущество предприятий;

б) лесной доход;

в) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;

г) сбор на нужды образовательных учреждений.

      По налогам субъектов РФ объекты налогообложения, границы ставок и плательщики устанавливаются законодательными актами РФ; конкретные ставки законодательными актами субъектов РФ. Местные органы власти могут вводить местные налоги в пределах перечня налогов и границ ставок, установленных законодательными актами. Современная налоговая система включает более 180 налогов и сборов, введенных региональными и местными органами власти.

       По виду объектов налогообложения налоги делятся на прямые и косвенные.

       Прямые взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Их объектом выступает доход и стоимость имущества.

       Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги.

      Способ взимания налога,  срок и сумма платежа должны определяться государством таким образом, чтобы его удобно было платить, чтобы он был легок, а его начисления позволяли каждому произвести расчеты самостоятельно, не прибегая к помощи тех, кто имеет специальное образование. Во всяком случае, эти требования относятся к прямым налогам, связанным с размерами доходов плательщика. В отличие от прямых, косвенные налоги не связаны с размерами доходов или стоимостью имущества налогоплательщика. Косвенные налоги выступают в трех видах: акцизы, фискальные монопольные налоги, таможенные пошлины.

      Акцизами облагаются товары массового производства, а также различные коммунальные, транспортные, культурные и другие услуги, имеющие широкое распространение.

      Фискальные монопольные налоги пополняют казну за счет косвенного обложения товаров массового спроса, производство и реализация которых монополизированы государством. Возник этот налог из регалии, то есть присвоения государством исключительного права на какой-либо вид деятельности.

      Таможенные пошлины – это косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары. Они уплачиваются всеми. Кто осуществляет внешнеторговые операции. В зависимости от целей, которые преследует государство, таможенные пошлины подразделяются на фискальные, протекционные, антидемпинговые и преференциальные.

       Фискальные таможенные пошлины преследуют очевидную цель – рост бюджетных доходов, о чем говорит само их название.

      Политика государства в тех случаях, когда оно хочет защитить своих предпринимателей от иностранной конкуренции, поддержать высокий уровень цен на их продукцию в своей стране, называется протекционизмом.

Осуществляется она с помощью протекционных таможенных пошлин.

      Демпинг – это продажа товаров на иностранном рынке по искусственно пониженным, бросовым ценам. Такие действия преследуют цель вытеснить конкурентов из других стран или разорить национальную экономику той страны, в которую товары по этим ценам ввозятся. Чтобы защитить национальную экономику, государство вводит антидемпинговые пошлины с одной стороны, с другой – старается создать условия для развития собственной экономики.

       Преференциальные «льготные» пошлины устанавливаются на тот вид товара, во ввозе которого страна заинтересована (например, новые технологии) или на весь импорт из той или иной страны по договору.

      Какой с точки зрения общества и отдельного индивида должна быть структура налогов, их школа, кто должен их платить? На первый взгляд, кажется, что платить в бюджет должны те, кто имеет выгоды от правительственных программ и их осуществления. Этот принцип получил название «принципа полученных благ». Но если применять «принцип полученных благ». Как основополагающий в налогообложении, то получается, что бедные семьи должны выплачивать налоги, чтобы обеспечить благотворительные программы для малоимущих. А бездетные – для выплаты им пособий. А как оценить размер выгоды, получаемы каждым гражданином от осуществления армии, службы национальной безопасности, развития фундаментальной науки, культуры, образования? А ведь они существуют в основном за счет средств из бюджета, то есть за счет налогов.

Каким же должен быть принцип их взимания на все эти нужды?  Может быть – «принцип платежеспособности», согласно которому больше должны платить те, чьи доходы выше, причем как в абсолютном, так и в относительном выражении? Но и здесь не все так просто. Согласно закону Эйнгеля, с ростом доходов возрастает их доля, направляемая на приобретение предметов роскоши, в то время, как доля расходов на приобретение предметов первой необходимости падает. Преимущественное налогообложение той части населения, которая имеет высокие доходы, сократит их возможности в приобретении предметов роскоши, а налоги на беднейшую часть населения лишат ее возможности купить самые необходимые продукты и вещи. Хотя это вовсе не означает, что богатые с удовольствием, без возражения будут платить в бюджет больше. Поэтому правительством приходится применять различные по воздействию налоги. Их можно разделить на три группы:

  • прогрессивные;
  • пропорциональные;
  • регрессивные.

Прогрессивный – это такой налог, который возрастает быстрее, чем прирастает доход.

Регрессивный  налог характеризуется взиманием более высокого процента с высоких доходов, это налог, который возрастает медленнее, чем доход.

Пропорциональный, он забирает одинаковую часть от любого дохода (единая ставка для доходов любой величины).

      Итак, делая выводы из информации главы 2, мы останавливаемся на том, что налоги можно разделить по уровням взимания, по виду объектов налогообложения, по налогам субъектов РФ, по степени воздействия. Чтобы спрогнозировать воздействие налога на доходы людей, необходимо вычислить их доход – часть чистого дохода потребителей, предназначенную для расходов по собственному усмотрению, которая остается после оплаты всех обязательных расходов на удовлетворение жизненных потребностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     Какой бы совершенной ни казалась введенная система налогообложения для ее авторов, налогоплательщики всегда стремятся переложить на плечи других сограждан, то есть если удастся платить налоги других. В тех случаях, когда удается переложить уплату налогов на потребителей, говорят о «сдвиге вперед», если на производителей – о «смещении назад». Гарольд Нар говорил: «Политика – это искусство постоянного нахождения обоснований для новых налогов». В широком смысле налоговая политика – это система действий, проводимых государством в области налогов и налогообложений. Налоговая политика находит свое выражение в видах применяемых налогов, величины налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, в налоговых льготах. Налоговая политика необходима для поддержания и защиты национальной экономики. Налоговая система в современном государстве является основой его финансовой политики, от четкости и рациональней организации которой, зависит, в конечном счете, потенциал страны, благосостояние и качество жизни населения. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя субъект хозяйствования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО классных руководителей по теме "Что такое суицид?"

В данном выступлении рассматривается проблема суицида в среде подростков, а также вопросы профилактики суицидального поведения....

Классный час на тему «Что такое настоящая дружба?»

«Без  дружбы  никакое общение между  людьми не имеет ценности»...

Классный час на тему "Что такое коррупция и как с ней бороться?"

Возможно, кому-то будет полезна информация для классных часов по темам антикоррупции...

Классный час на тему: "Что такое моё Я"

Из цикла классных часов, которые разработаны с целью создания условий для обсуждения вопросов, возникающих у подростков по поводу осознания "себя"...

Классный час на тему "Что такое настоящая дружба?"

Данная разработка может быть полезной для учителей, являющихся классными руководителями 5-7 классов....

Урок на тему " Что такое налоги?"

Презентация к уроку " Что такое налоги?"...