Выступление на педагогическом совете по теме: «План воспитательной работы, соответствующий требованиям Рособрнадзора».
статья

Коваленко Марина Александровна

Нельзя говорить о качественном образовании в школе, если ученики не соблюдают социальные нормы и не могут спланировать свое развитие в течение всей жизни. В выступлении – новые направления воспитательной работы, которые определяют последние нормативные документы для сферы образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете по теме:

«План воспитательной работы, соответствующий требованиям Рособрнадзора».

Учитель физической культуры Коваленко Марина Александровна

МБОУ СОШ № 2, город Радужный.

Нельзя говорить о качественном образовании в школе, если ученики не соблюдают социальные нормы и не могут спланировать свое развитие в течение всей жизни. В выступлении – новые направления воспитательной работы, которые определяют последние нормативные документы для сферы образования.

Направление 1. Сформировать социальную ответственность учеников.

Если у школьника высокие предметные образовательные результаты, но он нарушает социальные нормы, то нельзя в полной мере говорить о качественном образовании. Поэтому включите в программы воспитания урочные и внеурочные мероприятия, чтобы развивать социальную ответственность школьников.

Чтобы результаты классного часа были положительными, а деятельность школьников разнообразной, используйте активные и интерактивные формы и методы работы. Мероприятие проведите с классом или параллелью.

Указ Президента от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В нем определили главную цель работы школы – воспитать не только гармонично развитую, но и социально ответственную личность на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Такую цель школа может достичь, если вы на уроках, на внеурочных или досуговых мероприятиях будете контролировать не только предметные, метапредметные, но и личностные результаты школьников.

Как реализовать

Помимо внеурочной деятельности, задействуйте ресурсы учебных предметов социально-гуманитарной направленности: обществознания, истории, географии. Отдельные темы по этим предметам впишите в содержание воспитательных программ в соответствии с планируемыми личностными образовательными результатами.

Направление 2. Развить мотивацию к обучению

Еще одна цель – повысить мотивацию учеников. Необходимо школьников больше вовлекать в образовательную деятельность.

Нормативный документ

Указ Президента от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определяет еще одну цель работы учителей – внедрить на уровнях основного общего и среднего общего образования новые методы обучения и воспитания, образовательные технологии. Учителя должны повысить заинтересованность школьников в учебе с помощью новых технологий.

 

Как реализовать

К примеру,  использовать содержание учебного предмета в воспитательных целях:
– технология принятия кодекса взаимодействия;
– технология мастерской;
– технология группового проекта.

Суть технологии принятия кодекса взаимодействия в том, что класс совместно разрабатывает правила поведения, которым будет следовать в течение учебного года. На ватмане ученики фиксируют пожелания «Какими мы хотим видеть друг друга каждый школьный день».

Учитель разбивает класс на группы и просит обозначить действия, чтобы достичь желаемого. Ученики называют, что нужно делать, а чего избегать. Предложения от групп обсуждают. Те из них, которые разделяет весь класс, фиксируют на ватмане.

Чем взрослее школьники, тем глубже осознают правила поведения, которые готовы принять. Технологию кодекса может использовать как классный руководитель, так и учитель-предметник. Технология принятия кодекса воспитывает ответственность перед другими за принятые обязательства, умение адекватно формулировать требования к себе и другим, а также умение адаптироваться к мнению большинства.

Технологию мастерской применяют, когда учебное содержание предмета ученики могут освоить только через проекцию на собственный жизненный опыт. Технология воспитывает доверие к другому как к партнеру по совместной деятельности, готовность к риску, к неожиданным гипотезам, вкус к исследованию, критическому мышлению.

Учитель создает необходимый эмоциональный настрой, мотивирует выдвигать гипотезы, которые помогут создать итоговый продукт мастерской. Затем организует групповую работу.

Учителю важно обнаружить разрыв между имеющимся и необходимым опытом у школьников, помочь им понять, как найти недостающую информацию и принять решение. Ученики готовят итоговый продукт и проводят выставку-презентацию. Продуктом может быть текст, физическая модель объекта, изделие, художественное произведение.

По технологии группового проекта учитель помогает школьникам поставить проектную задачу на основе конкретной практической ситуации и подготовить план ее решения. Затем ученики выбирают способы решения и готовят проект. В групповом проекте ответственность распределяется между всеми участниками. Эта технология воспитывает желание быть востребованным, стремление донести свои идеи, быть услышанным, готовность к конструктивному диалогу с оппонентом и сопричастность общему делу.

Направление 3. Сформировать «гибкие» компетенции у школьников

Напишите в программах воспитания, какие «гибкие» компетенции вы будете формировать – это ответственность, инициативность, самоконтроль, управление временем и др.

Нормативный документ

С 2018 года действует новый национальный проект «Образование», утвержденный Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 03.09.2018 № 10 (нацпроект «Образование»). Одна из его частей – национальный проект «Современная школа», с помощью которого государство планирует обновить требования к образовательным результатам и развивать у школьников «гибкие компетенции» (п. 1.18 ч. 4. Задач и результатов национального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование»).

 

Как реализовать

Под «гибкими» или «мягкими навыками» (англ. softskills) понимают:
– личностные качества и установки – ответственность, дисциплину, инициативность;
– социальные навыки – эмоциональный интеллект, работу в команде, лидерство, умение разрешить конфликтную ситуацию;
– менеджерские способности – управлением временем, решение проблем, критическое мышление.

«Гибкие» компетенции еще называют «мягкими», потому что они могут меняться в течение жизни в отличие от «жестких навыков», или hardskills – профессиональных навыков. «Гибкие» навыки основаны на изменениях в личности: установках, мотивации, умении учиться.

Справка

Напишите в программах воспитания, какие «гибкие» компетенции вы будете формировать: ответственность, инициативность, самоконтроль, управление временем и др., чтобы они воспринимали личностные результаты как значимый компонент ООП и требований ФГОС, как предметные и метапредметные результаты. Сформировать личностные результаты школьников обязаны не только классные руководители, но и все учителя.

Поскольку государство призывает воспитывать школьников через обучение, то есть непосредственно на уроках, то вам поможет еще одна крупная инициатива государства – новые модели ОГЭ на 2020 год (fipi.ru). Новые контрольные измерительные материалы для ОГЭ обяжут школьника не столько продемонстрировать знание предмета, сколько показать свою личностную и гражданскую зрелость и «гибкие» компетенции.

Такие задания уже есть в перспективных моделях ОГЭ на 2020 год по семи предметам: физике, химии, истории, обществознанию, информатике, биологии, географии. На экзамене по обществознанию выпускникам 9-х классов предложат выразить свое суждение в отношении социальной ситуации.

Направление 4. Внедрить наставничество

Наставничество отличается от прочих форм педагогического взаимодействия со школьниками, в частности от тьюторства, – посмотрите таблицу. Чтобы внедрить наставничество в систему воспитательной работы, классным руководителям необходимо научиться сопровождать жизненные проекты школьников.

 Основные отличия тьюторства и наставничества.

Критерии отличия

Тьюторство

Наставничество

Как определяют

Педагогическая деятельность по сопровождению индивидуальных образовательных траекторий, в том числе индивидуальных учебных планов

Педагогическая деятельность по сопровождению жизненной самореализации учащихся в среде образования

Какие задачи ведущие

Содействовать продвижению ученика по выполнению индивидуального учебного плана; ориентировать в мероприятиях внеурочной деятельности, в ресурсах для выполнения индивидуального проекта

Содействовать жизненному самоопределению ученика; ориентировать в полезных социальных практиках; направлять в вопросах смыслообразования и морально-этической ориентации

Чем регулируется

ФГОС общего образования предусматривает обязательное наличие тьютора индивидуального учебного плана

Нормативно-правовая регуляция отсутствует

Какие методы используют

Диагностика индивидуальных склонностей. Индивидуальная беседа. Индивидуальные консультации. Информационно-справочная навигация. Организация и проведение малых педсоветов

Событийная навигация. Вдохновляющие дискурсы. Моральное наставление в формате сторителлинга. Тренинги личностного роста. Коучинг. Организация и проведение встреч с педагогом-психологом

 

Нормативный документ

В рамках национального проекта «Современная школа» планируют вовлечь минимум 70 процентов учеников в различные формы сопровождения и наставничества (п. 1.37 паспорта национального проекта «Современная школа» в нацпроекте «Образование»).

 

Как реализовать

Объясните педагогам, что такое наставничество. Расскажите, что жизненный проект школьника – это выбранная учеником цель саморазвития и осознанно сформулированный план собственных действий, чтобы достичь цели.

Жизненные проекты шире, чем учебные. Несколько учебных проектов одного ученика могут войти в его жизненный проект. Например, школьник задумал поступить в конкретный вуз, познакомиться со сверстниками из англоязычных стран, создать сообщества в Сети, вести собственный блог. Роль наставника будет состоять в том, чтобы направлять поиск подростка, стимулировать мотивы достижения цели. Также наставник может помочь выстроить грамотную и безопасную навигацию по источникам информации, проконсультировать в выборе средств для реализации задач.

Как соотнести программы воспитания и план внеурочной деятельности

Программы воспитания должны включать только те мероприятия, которые есть в плане внеурочной деятельности или в рабочих программах по учебным предметам учебного плана

Все воспитательные мероприятия закрепляйте в плане внеурочной деятельности. Следите, чтобы за темой каждого мероприятия стояли конкретные академические часы. Для мероприятий, которые ежегодно дополнительно рекомендуют провести органы управления образования, резервируйте часы в плане внеурочной деятельности с общими формулировками.

По социальному направлению внеурочной деятельности можно прописать тему «Участие в городских событиях гражданско-патриотической тематики». Под этой темой плана внеурочной деятельности вы будете проводить мероприятие, которое непосредственно запросит от школы орган управления образованием. Принцип «темы – часы» позволит вам избежать замечаний Рособрнадзора о формализации программы воспитания, когда в программе заявили, но не реализовали мероприятия.

Структура программ в соответствии с требованиями ФГОС. 

Чтобы программы воспитания прошли проверку, они должны входить в состав ООП и соответствовать требованиям действующих ФГОС по уровню образования. Проверьте, совпадают ли темы и часы в программах. Часы – это академическое время для урочных или внеурочных мероприятий, а темы – названия мероприятий, которое отражает их соответствие планируемым результатам программы воспитания.

Темы курсов и мероприятий внеурочной деятельности можно формулировать в программе воспитания в свободной форме. Но если вы в программе воспитания упоминаете тему урока, то она должна быть такой же, как в рабочей программе учителя по учебному предмету, и с количеством часов, которые педагог указал в рабочей программе по предмету.

Новые образовательные результаты. 

 Национальный проект «Современная школа» утвердили уже в сентябре, поэтому вы не успели внести изменения в программы. Когда поймете, как обновить содержание программ воспитания, то в целевом разделе ООП сформулируйте планируемые личностные и часть метапредметных результатов, на достижение которых сработает программа воспитания. Не забудьте обновить требования к образовательным результатам во ВСОКО.

Проработайте и проверьте воспитательный компонент в рабочих программах по предметам и организуйте корректировку рабочих программ, а затем новое содержание в рабочих программах внесите в текст программы воспитания. Продумайте состав мероприятий внеурочной деятельности так, чтобы они дополняли воспитательные эффекты урока. Составьте план внеурочной деятельности, охватив все ее направления, требуемые ФГОС. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Использование проектных технологий в работе с одаренными учащимися на уроках биологии"

Использование проектных технологий в работе с одаренными учащимися на уроках биологии...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Эффективность самостоятельной работы на уроках английского языка»

Выступление на педагогическом совете по теме: «Эффективность самостоятельной работы на уроках английского языка»...

Доклад к педагогическому совету на тему: «Эффективность воспитательной работы в условиях интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования».

Мы говорим стандарт и подразумеваем, прежде всего, качество. Стандарт, это значит – хуже нельзя. Пример – как можно. Вообще появление стандартов – это всегда признак достижения высок...

Выступление на педагогическом совете по теме: «План воспитательной работы, соответствующий требованиям Рособрнадзора».

Нельзя говорить о качественном образовании в школе, если ученики не соблюдают социальные нормы и не могут спланировать свое развитие в течение всей жизни. В выступле...

Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"

Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...

Выступление на пед.совете на тему: Итоги воспитательной работы в 5 классе за первое полугодие.

Выступление на пед.совете на тему: Итоги воспитательной работы в 5 классе за первое полугодие....

Выступление на педагогическом совете «Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ГПД»

Здоровьесберегающая образовательная технология - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и ...