День народного единства
методическая разработка (6 класс)

Классный час-игра, посвящённая Дню народного единства (4 ноября).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_narodnogo_edinstva.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час-игра, посвящённая Дню народного единства (4 ноября).

Цели: Вызвать интерес учеников к истории России.

           Воспитание чувства гордости русским народом и его ратными подвигами

           Пояснить смысл и значение нового государственного праздника, введённого в Российской Федерации.

            Воспитание учащихся в духе патриотизма с опорой на героическую историю.

Классный руководитель:4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери – с 2005 года отмечается как День народного единства .16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла поправки Федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника – Дня народного единства.

Об этом мы сегодня поведём разговор. Но прежде, скажите, какие ассоциации вызывает у вас название этого праздника? (Единство души, мыслей, поступков, объединение людей для совместной деятельности). В каких случаях требуется сплочение, единство народа? (В моменты трудностей, испытаний, опасности)

Таких моментов в истории нашего народа было немало. А теперь перенесёмся на много столетий назад.

Первый ученик:

 1237  г. Беда пришла на землю Русскую. 150-тысячное войско хана Батыя вторглось в пределы Северо-Восточной Руси. Огню и мечу передавал коварный враг цветущие города, не жалел ни малого, ни старого. Но жестокостью своей не сумели захватчики запугать русских людей. В летописи есть свидетельство о беспримерном героизме и единстве жителей небольшого города Козельска. Семь недель они держали оборону. Монголо – татары применили осадную технику: пытались пробиться в город через проломы в крепостной стене, но всё безуспешно. И  днём и ночью к городу подступали свежие силы противника. Силы защитников таяли, но никто не собирался сдаваться. Казалось, что мёртвые воюют с врагом. Ни один русский город так долго не сопротивлялся завоевателям.

Второй ученик:

1240 г. Призыв к единству прозвучал и на северо-западе Руси. Александр Невский спешил занять позиции на льду Чудского озера, чтобы преградить дорогу немецким рыцарям- крестоносцам. «Кто придёт к нам с мечом, от него и погибнет», - слова, сказанные Александром Невским, стали пророческими. В момент единения русского духа и всеобщего сплочения русский народ всегда отстаивал свою независимость и свободу.

Третий ученик:

1380 год- год, когда Мамай решился повторить « Батыево нашествие »  на Московское княжество. Почти вся Русь поднялась на борьбу с ненавистным врагом.

  1. Назовите город – место сбора общерусских военных сил под руководством московского князя – Дмитрия Ивановича (Коломна)
  2. Великий князь Дмитрий Иванович собрал в деревне Чернова военный совет и спросил своих соратников « Что сотворим? Где битву устроим против безбожных сил татар, на сей стороне Дона или на другой стороне Дона? (Мнение собравшихся князей было единодушным : «Если останемся здесь, слабо будет воинство русское, если же на другую сторону Дона перейдём, то крепко и мужественно будет, потому что от промедления все отчаются, с часу на час смерти ожидая. Если одолеем татар, будет слава тебе и всем, если избиты будем от них, то общей смертью все вместе умрём » )
  3. С каким призывом к войску обратился Дмитрий Иванович накануне битвы?                                                                                                                                                                                        

( « Братья !  Лучше честна смерть, чем злая жизнь. Лучше было не выходить против врага, чем пойти и, и ничего не сделав, возвратиться вспять. Перейдём  все за Дон и там положим головы свои !  » )                                                                                                                                                                                                                  

  1. Где располагалось Куликово поле?

( Между реками Дон и Непрядва )

      5.   Каким было расположение русских сил на Куликовом поле? Что говорит о                    

хорошей организации русского войска?

( В центре – «большой полк», на флангах – полк «правой руки» и полк «левой    

             руки», позади – резервный полк, впереди – сторожевой полк, в Земельной  

             дубраве, позади левого фланга – засадный полк. )

      6.    Где находился во время битвы князь Дмитрий Иванович? (Свои доспехи отдал        

  князь своему любимцу Михаилу Бренко, а сам в одежде простого дружинника

 бился с татарами. )

  1. Когда « уже близко сошлись обе силы, выехал из полка татарского богатырь

великий, и широту имел великую, и мужество великое, и был всем страшен ». Как звали богатыря? Кто был его противником? С чего по преданию началось сражение? ( Богатырь Темир – Мурза, или Челубей, ему противостоял Пересвет. Сражение началось с поединка.)

С позором пришлось бежать в Орду Мамаю.                    

Четвёртый ученик:

В сложной и тревожной обстановке вступала Россия в семнадцатое столетие. После смерти в 1598 году царя Фёдора Ивановича прекратила своё существование  многовековая великокняжеская династия Рюриковичей. Началась упорная и длительная борьба между претендентами на обладание высоким троном государя, наступали разруха, голод. В этот тяжёлый период в страну вторглись иноземцы – поляки и шведы, которые заняли Москву. Страна оказалась на краю гибели.

В Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин призвал жителей города «ополчиться» против врагов и разорителей русской земли – Нижегородцы собрались на вече, на котором староста Кузьма Минин обратился с призывом встать на защиту страны: «Православные люди, объединимся в борьбе против иноплеменников. И такая хвала будет всем нам от русской земли . » Тысячи добровольцев стекались в Нижний Новгород, составив основу народного ополчения во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым. Прозорливым оказалось предсказание Минина. Отряды ополченцев, продвигаясь к столице, освобождали города и сёла от захватчиков. 26 октября 1612 года захватчики столицы Русского государства были поражены. В честь освобождения Москвы, символа спасения Отечества, 4 ноября по современному календарю отмечается День народного единства, ибо в единстве сила русского народа.

В Москве на Красной площади воздвигнут памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Автор – скульптор И.П. Мартос. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. На постаменте памятника нанесена надпись: «Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год.»

Пятый ученик:

Загадочная русская душа… Сколько про неё говорено да писано и сколько про неё слыхано! Совершенно непонятна она просвещенной Европе. Действительно, странно и загадочно: непобедимая армия Наполеона в 1812 г. захватила сердце русского народа – древнюю Москву. Наполеон обещал русскому крестьянину освобождение от крепостного рабства. Ан нет ! Кряхтя да охая, слез с печи русский мужик, прихватил топор да вилы и вытолкнул басурмана за пределы Святой Руси. Русская армия, освободив свою страну, освобождала затем и другие народы Европы. Даже немцы на всенародные пожертвования построили в Берлине Православный Храм – памятник русским воинам, павшим за освобождение Пруссии от Наполеона.

К числу особенно ценных свойств русского народа принадлежит чуткое восприятие чужих душевных состояний. Русский философ Бердяев считает, что у России особая миссия, предназначение. Из расположенности на двух материках  вытекает «миссия России быть Востоко – Западом, соединить два потока культур и самой предстать в образе страны, реализующей общечеловеческие ценности. Не случайно музыка П.И.Чайковского, произведения А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого являются частью мировой культуры.

Россия – многонациональное государство. Лучшие представители народов, населяющих нашу страну, умножали её славу не только в годину военных испытаний, но и в мирное время: делали  научные открытия и изобретения, завоёвывали медали на олимпиадах, устанавливали спортивные рекорды, создавали лучшие произведения в литературе, живописи, музыке. Это то, что сближает нас, делает нас единым народом.

В День единства будем рядом,

Будем вместе навсегда,

Все народности России

В дальних сёлах, городах!

Вместе жить, работать, строить,

Сеять хлеб, растить детей

Созидать, любить и спорить,

Охранять покой людей

Предков чтить, дела их помнить,

Войн, конфликтов избегать,

Чтобы счастьем жизнь наполнить,

Чтоб под мирным небом спать.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Но я пою и славлю ныне

Не твой ромашковый покой,

Я славлю Русь как героиню,

Как землю гордости людской.

Таким образом, можно сказать, что День народного единства не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

Ушли в историю года,

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,

И славит стих былых героев,

Поверг народ врагов – изгоев,

Обрёл свободу на века!

И поднималась Русь с колен

В руках с иконой перед битвой,

Благословлённая молитвой

Под звон грядущих перемен.

Деревни, сёла, города

С поклоном русскому народу

Сегодня празднуют свободу

И День единства навсегда.

Запомните это чувство единения и удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4 ноября - День народного единства

Презентация создана с целью познакомить первоклассников с историей и значением Дня народного единства....

День народного единства

Материал для проведения классного часа с использованием ИКТ...

День воинской славы России. День народного единства.

Методическая разработка классного часа патриотического направления для учащихся 8-9 классов. Основные задачи: познакомить учащихся с историей праздника;  подчеркнуть значимость событий 1612...

Сценарий внеклассного мероприятия «День воинской славы России — День народного единства».

Внеклассное мероприятие посвященное периоду Смутного времени и освобождению Москвы...

Внеклассное мероприятие "Заступница: День Казанской иконы Божией Матери и день Народного Единства "

Внеклассное мероприятие направленное к любви и уважению к своей Родине, традициям русского народа....

Внеклассное мероприятие "Заступница: День Казанской иконы Божией Матери и день Народного Единства "

Внеклассное мероприятие направленное к любви и уважению к своей Родине, традициям русского народа....

Классный час "ДЕНЬ СОГЛАСИЯ И ПРИМИРЕНИЯ. ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА"

ЦЕЛЬ: 1. Расширение и углубление знаний учащихся о выдающихся людях России.            2. Патриотическое воспитание школьников....