Выступление по теме: "Этические диалоги"
материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

В данном выступлении рассматривается вопрос о культуре общения, отношения и поведения человека, ребенка в семье, в школе,  общественных местах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_eticheskie_dialogi.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Этические диалоги

Сегодня нет, наверное, человека, который бы оставался равнодушным к проблемам воспитания и развития подростков, их нравственного становления. Наши убеждения и моральные ценности формируются под воздействием того, что мы видим и слышим. В современных условиях развития общества, характеризующихся их переоценкой, происходят как позитивные, так и негативные процессы. Система ценностей меняется к худшему. Теряется уважение к власти, нет доверия к людям, исчезает у подростков такая черта, как скромность,  уважение, взаимовыручка,  теряется чувство патриотизма. В итоге  людям не хватает нравственного компаса, поэтому возрастает значение духовно-нравственного воспитания детей. Заинтересованность детей в нравственных значениях и стремлении овладеть ими будут тем выше, чем реальнее они смогут примерить эти знания к себе, осмыслить их в применении к собственной практике общения и отношений к окружающим, прежде всего со сверстниками. От уважения подростка к педагогам, к сверстникам, к родителям тянется нить к его собственному самоуважению. Очень важно, чтобы в процессе деятельности ребенок соотносил накопленные знания с опытом своего поведения. Особое значение приобретают нравственные знания детей и навыки поведения, которые связаны с искусством общения, умением жить среди людей. Эти навыки необходимы для регулирования поведения школьников. Нужно быть дружелюбными и вежливыми, чуткими по отношению друг к другу. А для этого очень важно опираться на мир чувств ребенка, его эмоциональную сферу, стремиться к созданию душевного комфорта, что позволяет « снять школьное состояние души» ребенка. Психолог С. Рубинштейн подчеркивает: « Человеческая личность формируется через посредство своих отношений к другим людям. Лишь по мере того, как у меня устанавливаются человеческие отношения к другим людям, я сам формируюсь как человек. Нужно задуматься, знаете ли вы себя? Основные отношения человека к окружающему:

1.Отношение к Родине

2. Отношение к людям

3. Отношение к труду

4. Отношение к природе

5. Отношение к коллективу

6. Отношение к близким, другу

7. Отношение к самому себе

Исходя из выше перечисленного, можно определить нравственное отношение к окружающему. Почему нравственное?  Потому что понятие «отношение» - это понятие нравственное. В отношении человека к окружающей его действительности,  в оттенках и нюансах этих отношений, заложена нравственная позиция. Следовательно, этика поведения человека -  в проявлении этики отношений ко всему окружающему, к людям в целом. Основным в отношении к людям является позиция уважения и доброжелательности. И еще, если человек всегда ориентируется на самочувствие окружающих людей, то его поведение, естественно, будет отвечать требованиям нравственности. В.А. Сухомлинский говорил, что  « самовоспитание начинается с умения оценивать, контролировать, наконец, поправлять самого себя. Существуют элементарные правила на каждый день:  

по дороге в школу

приветствовать знакомых, не толкать прохожих, не лезть первым в транспорт, уступать дорогу и место старшим, не кричать, не обижать животных.

в  школе

здороваться с учителями и ребятами, не толкаться в раздевалке, мальчикам пропускать вперед девочек, не рваться без очереди в столовую, не стараться считать себя лучше других.

на уроке

не мешать одноклассникам и учителям, не вскрикивать, не вскакивать, слушать внимательно, работать добросовестно, вопросы задавать вежливо, руку не тянуть, а поднимать, благодарить за оказанную помощь.

на перемене

разговаривать спокойно, выслушивать собеседника, не толкаться, не носиться по коридорам, не кричать, подчиняться дежурным, ни к кому не приставать, никого не задевать, не дразниться.

И еще вот, что. Всегда ли мы обращаем внимание на мелочи? Например: казалось, мелочь, как привычка хлопать со всего маха дверью или громко кричать, говорят о недостатке воспитания. Ведь в том месте, где вы так себя ведете может быть больной человек или напряженно работающий человек. Проследите за всеми « мелочами», и  сделайте соответственные выводы. Помните, что люди старшего поколения особенно чувствительны  к проявлениям вежливости со стороны младших.

Поступай так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе, следи за внешним выражением своих мыслей и чувств.

Если внимательно взглянуть в зеркало...(Ситуации, реплики, характеристики детей, рисунки, шаржи, юморески).

Если посмотреть вокруг…( Ситуации в классе, коридоре, раздевалке, столовой, общественных местах, зарисовки, заметки, события, факты, цифры).

Если вдуматься…( Фразы, реплики, изречения, жесты, обращения ребят друг другу, с юмором, портретными характеристиками, рисунками).  

Начинаешь понимать, что…

- Коль будешь людей ты ослами честить, тебе человеком меж них не прослыть. - Не жди, чтобы выросла на грядке мята, где колючки посадил когда-то. - Нам счастья не сулит обида чья-то.

А  потому…

Ребята! Давайте жить дружно и быть воспитанными!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по теме "Диалог на уроке – залог успеха в воспитании и обучении"

Выступление по теме "Диалог на уроке-залог успеха  в воспитании и обучении" поможет учителю в организации диалога на уроке....

выступление на педагогическом совете по теме "Учитель и ученик в творческом диалоге"

Это сообщение на пед. совет  по теме "Учитель и ученик в творческом диалоге" (применение на уроках математики)...

Выступление на тему "Общение учителя с родителями как диалог"

Данная работа предназначенна в помощь учителям и классным руководителям....

Выступление на тему "Диалог культур становится реальностью"

Выступление на районном методическом объединении учителей иностранного языка на тему "Диалог культур становится реальностью". Рассматривается обучение диалогу культур по УМК Кузовлева В.П. и др....

Материалы родительского собрания на тему "Этические средства поощрения и наказания ребенка в семье"

Цель: повысить ответственность родителей за становление личности ребенка, его поступки и поведение....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практической работы по теме "ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ применения БИОТЕХНОЛОГИЙ"

Цель: провести анализ аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.Оборудование: теоретический материал по теме, карточки-задания....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «Этическое и нравственное воспитание обучающихся в подростковом возрасте»

Пояснительная записка Противоречия 1. Между сложностью тематики по этическому и нравственному воспитанию обучающихся  Дефицитом  времени для проведения внеклассных мероприятий...