выступление на педагогическом совете по теме "Учитель и ученик в творческом диалоге"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Это сообщение на пед. совет  по теме "Учитель и ученик в творческом диалоге" (применение на уроках математики)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление на педсовете31.24 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель и ученик в творческом диалоге

«Только в диалоге развивается способность мыслить.

              В беседе, спрашивании создаются  условия для взаимодействия  понимающих сознаний»

М. М. Бахтин

Актуальность этого вопроса  состоит в том, что переход к информационному обществу требует полного развития личности, в том числе ее коммуникативных способностей, облегчающих успешную социализацию современных выпускников. Выпускник школы должен обладать нужными для этого знаниями, составляющими целостную картину мира, умениями и навыками, осуществлять разные виды деятельности, а также обладать современными ценностными ориентациями и опытом творческой деятельности, быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству.

      Воспитательно-образовательный процесс в современной школе обусловлен задачами по формированию ключевых компетенций будущих выпускников: умения жить в  обществе с возрастающей информацией, а отсюда желания учиться всю жизнь, как основы непрерывной подготовки в профессиональном плане. Этим и обусловлена практическая значимость проблемно - диалогового обучения.

Сейчас все настоятельнее встает требование коренным образом перестроить обучение. Много говорят о гуманизации, а это предполагает личностный подход в обучении. Повышаются требования к учителю: ему необходимо научить всех при том положении, что школа готовит ученика, натаскивая его за задания единого экзамена, отучая тем самым мыслить, анализировать, так как вся подготовка сводится к решению тестов.

 Возникает противоречие: С одной стороны мы должны всех учеников подготовить к итоговой аттестации, а с другой -  на уроке не создаётся ситуация, когда ученик сам добывает знания, учится самостоятельно решать поставленные перед ним вопросы.

 В связи с этим возникает проблема:

 Как же научить  детей давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос, учить ставить и решать проблемы на уроке изучения нового материала?

 Чтобы решить данную проблему, возникает необходимость  применения на уроках технологии проблемного диалога для раскрытия индивидуального потенциала конкретного ученика, так как в любом классе ученики значительно отличаются друг от друга и в усвоении материала и по способам работы, по доступному для них темпу продвижения вперёд.

 Идея этих изменений сформировалась на основе теории проблемной ситуации в мышлении и обучении известного психолога Матюшкина А.М и технологии проблемного диалога Мельниковой Е И.

В развивающей образовательной системе Занкова также активно используется технология проблемно-диалогического обучения.

Сущность методической системы заключается в том, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога. Используется два вида диалога: побуждающий и подводящий.

 На основе изученных материалов и выявленных источников образования была сформулирована гипотеза:   если умело организовать  изучение нового материала посредством проблемно-диалоговой технологии, то будет обеспечено творческое усвоение знаний учащимися на высоком уровне. Сущность и новизна заключаются в том, что подобная форма работы на уроке помогает поставить учебную проблему или вопрос для исследования, вызывая интерес к новому, формируя познавательную мотивацию.

    Концепция изменений заключается в том, что в современном обществе меняются приоритеты образования. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Исходя из этих целей, необходимо использовать новую организацию совместной деятельности. В развивающей образовательной системе реализуется технология проблемно – диалогического обучения, которая помогает учащимся самостоятельно открывать знания. На смену монологу приходит диалог. Диалог (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих.

 

Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Таким образом, технология проблемного диалога представляет собой детальное описание методов постановки и решения проблем, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения.

Для уроков математики более типична проблемная ситуация с предъявлением практического задания, основанного на новом материале (напиши или реши то, что только сегодня будем изучать). Ученики такие задания могут выполнить, но по-разному, поэтому возникает проблемная ситуация с разбросом мнений и побуждающий диалог звучит так: «Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему получились разные варианты? Чего мы еще не знаем?» Таким образом, дети пытаются ответить на данные вопросы самостоятельно.

Анализ результатов деятельности педагога свидетельствует о том, что система работы по формированию коммуникативной компетентности учащихся дает серьезные результаты:

  1. Повышение креативного потенциала учащихся (от индивидуальных творческих работ     к  компьютерной презентации авторских проектов);
  2. Рост познавательного интереса (желание участвовать не только в школьных олимпиадах, но и в различных конкурсах, научно-практических конференциях)
  3. участие в конкурсах и Интернет - проектах;
  4. успешная социализация выпускников: ежегодное поступление в ВУЗы на специальности лингвистического направления и журналистики.
  5. участие в конкурсах творческих и исследовательских работ учащихся
  6. призовые места в областных олимпиадах по предмету;
  7. положительная динамика учебных достижений (с 57 % качества до 76%);

Урок математики в 6 классе по теме «Задачи на проценты»

Анализ

Учитель

Ученики

вопрос

«на ошибку»

– Предположим, цена товара

 была А. Затем цена

повысилась на 10%, а к Новому году снизилась на 10%. Изменилась ли цена

товара?

– Цена товара не изменилась.

(Житейское представление)

П                        предъявление

  научного факта

расчетами                            

О

С

Т

А                          побуждение к

осознанию

Н

О

В

К                          побуждение к

проблеме

А

П            

                                              тема

Р

О

Б

Л

Е

М

ы                                

– Считаем. Цена товара была 100 руб. После повышения на 10% стала 110 руб.

А после понижения на 10%

стала?

– Что вы сказали сначала?

– А что оказывается на самом деле?

– Значит, каких задач мы

еще не умеем решать? Какая будет тема урока?

Фиксирует тему на доске.

– 99 руб !

(Проблемная ситуация.)

– Цена не изменится.

– Цена уменьшилась. (Осознание противоречия.)

– Задачи на проценты. (Тема.)

Урок математики в 6 классе по теме «Процент»

Анализ

Учитель

Ученики

П                     «актуальность»

С

Т

А

Н

О

В

К

А

п

р

о

б

л

е

м

ы

                   

тема

– Начинаем новую тему, а

какую – догадаетесь сами,

потому что с этим термином

мы сталкиваемся на каждом

шагу. Вы приходите в уни_

версам и видите объявле_

ние: «В дневные часы скид_

ка 10 …». Чего?

– Выбираете молоко, а на

пачке написано: «Жирность

3,2 …». Чего?

– Реклама по телевизору:

«В нашей стране самый низкий налог на доходы. Он составляет всего 13 …».

– А в школе вам уже встре_

чался термин «процент»?

– Термин «процент» прочно

вошел в нашу жизнь. Это и

есть тема урока.

Фиксирует тему на доске.

– Процентов.

– Процента.

– Процентов.

– Мы слышали.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме “Роль моего предмета в будущей жизни ученика”.

Выступление на педагогическом совете по теме: “Роль моего предмета в будущей жизни ученика”....

Выступление на педагогическом совете по теме "Создание благоприятной морально-психологической обстановки и творческого микроклимата как путь к успеху ученика"

Выступление педагога-психолога на педагогическом совете школы по теме "Создание благоприятной морально - психологической обстановки и творческого микроклимата  как путь к успеху"...

Конспект и презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Учитель успешного ученика"

Данный материал предназначен для выступления на педагогическом совете по теме "Учитель успешного ученика". В материале содержатся характеристики успешного учителя, их описаниеи притча об учителе...

Выступление на педагогическом совете "Модель успешного ученика"

Выступление на педагогическом совете педагога-психолога Кадетской школы-интерната Имамовой Гульназ Галинуровны по теме "Модель успешного ученика" с применением интерактивной доски."... Таким образом, ...

Выступление на педагогическом совете учителя биологии Тема «Сущность и содержание социализации учеников на уроках биологии»

Социализация - процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе....

Выступление на педагогическом совете школы "Легко ли быть учеником?"

В выступлении использованы результаты мониторинга учащихся школы. Основные тезисы выступления были использованы на общешкольных родительских собраниях школы (3-9 классы) а также городского родительско...

Выступление на Педагогическом совете ДОУ "Блиц-игра для актуализации навыков педагогов по вопросам речевого развития детей «Ситуации для воспитательного диалога"

Игра проводилась онлайн на платформе ZOOM. Педагогам были предложены несколько ситуаций, из которых необходимо было организовать диалог с детьми в форме развивающего диалога....