Классный час "Знакомьтесь:Белая Ворона!"
классный час (6, 7, 8 класс)

Музалевская Ольга Васильевна

vКлассный час по данной теме относится  к воспитательным мероприятиям  духовно- нравственной направленности. Эта тема, затрагивающая вопросы отношения к людям, которых называют белыми воронами,  актуальна всегда, так как связана с жизнью подростка в  коллективе, с его понятием о  нравственных общечеловеческих ценностях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Часть 1 Определение понятия « Белая ворона»

Ребята, вы спрашивали у меня, зачем у нас в классе эти чёрно-серые птицы.  Кто-то из вас предполагал, что это галки, кто-то грачи,  кто-то голуби. Сегодня мы это узнаем. Хотя,  надо сказать, вовсе не они герои нашего классного часа. Героиня и предмет нашего разговора – вот такая птичка.  Кто догадался, о ком пойдёт у нас речь ?

Целеполагание..  Что бы вы хотели узнать о Белой Вороне?

1.Наша задача – понять кто же такие Белые Вороны?

2.Белая Ворона – это хорошо или плохо?

--А бывают в природе Белые вороны?

В природе можно встретить белых дроздов, коров, оленей, лягушек. В Северной Америке встречаются белые белки..

--       Чем  вызвана несвойственная этим животным окраска, и как это явление называется?

 Как доказано учеными, это вызвано отсутствием в коже и волосах красящего вещества – пигмента. Животных с такими особенностями называют альбиносами. (от латинского слова «альбус» - белый). Альбиносы бывают и среди ворон, но чрезвычайно редко.

--        Как вы думаете, какова у них жизнь?

   Им достаточно сложно живется : у них низкий иммунитет, им трудно спрятаться от хищников, да и свои же птицы могут просто заклевать, так как обычно не любят тех, кто отличается от общей массы. Гадкого утёнка из сказки Андерсена презирали, клевали, не любили только за то, что он другой!!!

---      А помните историю замечательного пса, необычный окрас которого стал причиной всех его бед?

(Рассказ ученика о Белом Биме). 

То есть его тоже можно назвать белой вороной?

           

   

   --  Посмотрите фрагмент фильма, который снял Ролан Быков  по одноимённой повести.  Какие ассоциации  с нашими птичками возникли у вас во время просмотра?

В мире людей тоже есть белые вороны. Большинство людей – это обычные люди, похожие друг на друга одеждой,  образом мыслей, взглядами, поступками. Они напоминают нам серых ворон, ничем не примечательных, готовых всегда объединиться в стаю. Они прислушиваются к мнению более сильных, авторитетных людей, стараются ничем не выделяться. И если к ним попадает так называемая Белая Ворона, то над ней дружно все смеются. Даже издеваются. В такой ситуации оказалась героиня повести «Чучело» Железникова Лена Бессольцева.

Что раздражало одноклассников в Лене?

 Чем она не похожа на них?

Протест

А из какого произведения эти строки: «Откуда мне было знать, что никогда и никому ещё не прощалось, если в своем деле он вырывается вперёд? Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех ненавидит его тот, кто идёт за ним следом. Эту науку мне пришлось в ту осень постигнуть на собственной шкуре.»

( В. П.Распутин « Уроки французского»).  

--за что пострадал герой?

--Что объединяет его с Леной Бессольцевой?

Если мы заглянем в толковый словарь, то можем узнать

1 Белая ворона – птица с несвойственной для неё белой окраской, альбинос.

2.   Бе́лая воро́на — метафора, используемая в русском языке идиоматическим образом для обозначения лица, имеющего поведение или систему ценностей, отличные от других лиц своей общности. Белая ворона — противоречивый символ необычности,  часто сопряжённой со страданием, непониманием и отчуждением со стороны окружающих, и в то же время некой избранности, чистоты, беззащитности.

Часть 2 Мозговой штурм

Противоречивость – главная особенность белых ворон. С одной стороны это уникальный, интересный человек. Яркая личность. Индивидуальность. С другой – он всегда считается изгоем. Его не принимает или боится общество.

Сейчас вы будете работать в группах.  Первая группа подбирает аргументы  того, что роль Б. В . символизирует страдания. Почему Б. В --  люди-изгои?

 Вторая группа  подберёт аргументы того, что роль Б. В. символизирует ИЗБРАННОСТЬ:  возвышенность, духовную чистоту и беззащитность. Докажите, что это УНИКАЛЬНЫЕ личности.

 Учащиеся выбирают характеристики из предложенных,  вклеивают в свою графу таблицы и озвучивают характеристику.

Белые вороны – люди –изгои, потому что они…

Белые вороны – уникальные личности, потому что они…

…часто имеют особенную внешность, которая вызывает насмешки у окружающих.

… спокойно относятся к своей внешности, не подстраиваясь под шаблоны привлекательности.

…находятся в непривлекательном социальном статусе, например из бедной семьи

… не стесняются своего социального статуса. Для них духовная сторона жизни важнее, чем материальная.

…другой национальности.

…гордятся своей национальной принадлежностью.

…с трудом находят друзей, не доверяют окружающим.

…избирательны в дружеских отношениях

…не всегда достигают успеха в жизни, так как не хотят быть как все.

…не боятся быть оригинальными, иметь своё мнение.

Часть 3. Белые Вороны среди людей.

  1. Можете ли вы привести примеры таких ситуаций, когда к человеку плохо относятся только за то, что он другой национальности, по-другому одет, по-другому думает, имеет физические недостатки.

  (Рассказ ученика о герое короткометражного фильма «Цирк Баттерфляй»)

  1. Белая Ворона – это достоинство или недостаток?

      В этом фильме мы видим, что в похожей ситуации оказались многие люди с какими-то физическими особенностями. Многие смирились с унижением и  издевательствами, не чувствуя в себе сил противостоять обстоятельствам. Благодаря  своей силе духа, упорству, наш герой сумел превратить свой недостаток  в достоинство. Он освоил наисложнейший цирковой номер, который давал людям надежду. Убеждал, что человек никогда не должен опускать руки, из  любой ситуации можно найти выход.

  1. Как вы думаете, что самое важное в характере белой вороны?

Давно это было. До войны. Но я все хорошо помню. Отец повел меня в зоопарк. Меня очень влекли птицы. В птичьем павильоне кроме нас с отцом ходил еще какой-то старик: белая борода, широкополая соломенная шляпа и большой альбом под мышкой. Старик мне очень поправился, я все гадал, что у него в альбоме такое? А старик заметил, как я на него поглядываю, и подошел.

— Как ты думаешь, — говорит, — какая птица самая красивая?
— Не знаю, — говорю, — наверное, лебедь?
— Нет, — старик покачал головой.
— Тогда павлин.
— Нет. Никогда!
— Но ведь не попугай же?
Старик смеется:
— Нет, конечно. — А потом говорит: — Самая красивая на свете птица — белая ворона.
Я на папу посмотрел тогда, а он ничего, молчит, слушает старика.
— Почему белая ворона? — спрашиваю.
— А потому, — отвечает старик, — что она исключение.
Можно увидеть стаю лебедей, семью павлинов, компанию страусов.
Но никто никогда не видел целую стаю белых ворон.
Да этого и не может быть.
Тогда все потеряет смысл…

 Белой вороной нельзя стать по желанию, ею нужно родиться! Конечно, любая ворона может вываляться в муке, выпачкаться в мелу, выкраситься белилами. Многие обыкновенные вороны так и делают. Но они не белые — они ряженые. И белую ворону можно очернить, но сделать ее черной невозможно.
Она белая ворона!
Она самая прекрасная птица, потому что ей труднее, чем другим.
Она всегда хорошо заметна в любой стае.
Поэтому, как правило, становится предметом всяческих охотничьих нападок . Но она гораздо важнее любой вороны в стае.
О такой стае говорят: стая, в которой летает белая ворона.
По ней одной помнят всю стаю!
Но белых ворон обычно недолюбливают.
— За исключительность? — спросил старика папа.
— Нет. За чувство ответственности. Быть исключением из общего правила — это очень, очень ответственно.
И белые вороны это понимают.

4. Но всегда ли белые вороны являются белыми?

      «Белые вороны» были, есть и будут всегда. Именно ими зачастую совершаются великие открытия, но, даже если они остаются неизвестными, они наполняют чью-то жизнь смыслом, вносят какие-то решающие перемены, указывают верный путь. Обратившись за фактами в историческое прошлое, я выяснила, что белыми воронами в жизни были такие известные люди, как Микеланджело, Да Винчи, Рафаэль, Данте, Петрарка. Их очень многие не понимали, и очень много у каждого из них  было недоброжелателей и завистников.

 Жюль Верн.  Все смеялись над подводными лодками, батискафами и прочими изобретениями из его романов, а через век эти выдумки стали реальностью.

Чарльз Дарвин и Николай Коперник  пострадали от инквизиции .

 Пётр I –царь-строитель, великий работник, преобразователь; он выделялся среди своих современников желанием работать и поднять Россию, сделать Россию не хуже, а даже лучше европейских стран.

Альберт Эйнштейн – гениальный физик, окончивший школу с тройками. Он никогда не соответствовал шаблонам.

 Григорий Перельман –великий учёный нашей современности.. Благороднейший, честнейший человек. Живет отшельником с мамой. Полностью посвятил себя науке. Отказался от огромной международной денежной премии. Одна из самых известных его цитат: «Я знаю, как управлять Вселенной. И скажите – зачем же мне бежать за миллионом?»

Одной из самых удивительных личностей современного общества можно назвать австралийца Николаса Джеймса Вуйчича. Ник Вуйчич - писатель, мотивационный оратор.  Родившийся без рук и без ног, он  сумел стать богатым, счастливым человеком. Имеет прекрасную семью. Он учит людей верить в себя, в свои силы. Именно он снялся  в фильме «Цирк Баттерфляй», о котором мы сегодня говорили. Вот таких известных и не похожих на других людей мы знаем.

      Но проявление оригинальности может быть различным. Когда у человека нет моральных принципов, а есть только желание выделиться, это вызывает у окружающих только удивление, жалость и смех .

Учитель:

Я думаю, важно, чем наполнена «белая ворона»: добром или злом. Важно, куда эта «ворона» поведёт других людей, какой след оставит после себя.


  1. Почему быть белой вороной бывает полезно и необходимо?

(Дети высказывают свои мнения)

  1. Человек смелый, стойкий, готовый терпеть непонимание окружающих, становится ещё сильнее.
  2. Заслуживают уважение люди, имеющие свою правильную позицию, Психологи утверждают, что люди,  поддающиеся, так называемому, «стадному чувству» (не хочу выделяться), - курящие!!! Когда им задавали вопрос: --Когда ты начинал курить, тебе это нравилось? Все практически отвечали «Нет».-- А зачем всё-таки курил? «Не хотел ударить лицом. Все друзья курили» .

Друзья, общество, часто навязывают ПСЕВДОЦЕННОСТИ: «Я могу, а ты боишься». И человек, особенно подросток, не имеющий своей правильной твёрдой позиции, поддаётся влиянию. «Все курят – и я курю!» Потом: «Все пьют пиво, чем я хуже?».  

    Особенно поддаются внушению дети, и это настоящая находка для создателей  различного рода закрытых групп в соцсетях, где обиженных чем-либо подростков призывают к самоубийствам. И тут ой как надо проявить характер!!!

 А поддаться чужому убеждению, потерять своё мнение очень легко. (Эксперимент)  

  1. Нужны ли обществу Белые вороны?

Мы поняли, что во все времена люди не очень хорошо относились к тем, кто не похож на них. Так может и не нужны обществу тогда эти белые вороны?

 (Л. Рубальская: «Без белых ворон кто заметил бы серую стаю?)

Прослушайте стихотворение Андрея  Усачева. «Гном и звезда.»

У речки стоял удивительный домик.

В том домике жил удивительный гномик.

До пола росла у него борода.

А в той бороде проживала Звезда.

Не знал ни забот, ни тревог этот гном.

Звезда освещала собою весь дом,

И печку топила, и кашу варила,

И сказки ему перед сном говорила…

И гном с восхищеньем чесал в бороде,

Что было, конечно приятно Звезде.

Кормила  его она крошками хлеба,

А ночью гулять улетала на небо.

Так шли потихоньку года и века…

Но кончилась в доме однажды мука.

И гном, распростившись с насиженной печкой,

С рассветом отправился в город за речкой.

А в городе том не носили бород.

-Ха-ха, Хо-хо-хо!- стал смеяться народ

-Вот чучело!- каждый ему говорил.

И гном испугался. И бороду сбрил.

И на пол упала его борода,

И тут же его закатилась звезда.

У речки теперь есть обычнейший дом.

Живет в этом доме обычнейший гном.

Опять отросла у него борода,

Но больше к нему не вернулась Звезда.

Обсуждение.

---  Почему не вернулась Звезда к гному?

Мир прекрасен своим разнообразием. Все мы разные, и это замечательно . Не стоит терять свою индивидуальность!!!

Песенка из мультфильма «Ёжик должен быть уолючим?»

  1. А какие мы с вами?

Мы, взрослые, часто считаем, что детство – самая безоблачная, беззаботная пора. Но именно в детстве люди  впервые сталкиваемся с непониманием, равнодушием, болью.

И наверняка у многих из нас были ситуации, когда мы чувствовали себя или белой вороной, и нам казалось, что никто нас не понимает… или серой, когда мы кого-то не поддержали, промолчали...

Как наш мир жесток и глуп!

В нём каждый – белая ворона…

Но, чтоб не тыкали в него,

Он красит в серое крыло)))))))

Сейчас мы останемся наедине с самим собой и ответим про себя на мои вопросы.

1. Добрый ли я человек?

2. Умею ли я помочь другу, посочувствовать ему?

3. Были ли у меня жизненные ситуации, когда я совершила сделку с совестью?

4. Могу ли я упрекнуть себя в равнодушии к окружающим меня людям?

5. Были ли в моей жизни поступки, за которые мне было стыдно?

Вывод. Ваш ответ останется только с вами. Я уверена, что вы все отзывчивые, добрые и внимательные друг к другу и к окружающим вас людям.

А сейчас я прочитаю вам очень грустный, но самый светлый эпизод повести «Чучело» -  “Прощание с классом”.

Вот так закончилась повесть. Дети поняли свою вину, стали другими. А изменила их простая, наивная девочка, верившая в  человеческую доброту, в искреннюю дружбу, в любовь.

 Вывод.   Эта повесть говорит нам о том, что миром должна править доброта, сострадание, терпимость, а не жестокость. Надо уметь принимать человека с его физическими недостатками, понимать его душу, ощущать его боль, т.е. нужно быть добрым, по-настоящему милосердным человеком. И мне, как учителю, хочется верить, что вы на всю жизнь запомните слова Бернарда Мандевиля “Тот, кто не имеет сострадания, жесток”.

В заключении я предлагаю вам написать свои пожелания, советы белым воронам и серым. Я думаю, ребята из других классов прочтут, и,  возможно, кому-нибудь ваши советы пригодятся.

МОУ «Пузачинская средняя общеобразовательная школа»

Классный час

«Знакомьтесь: белая ворона!»

Разработала Музалевская О. В.

2019 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час “Быть белой вороной легко?”

Классный час “Быть белой вороной легко?” посвящен уникальным, “необычным” людям. Проведение такого часа общения с гимназистами шестого-седьмого классов мне кажется необходимым, потому что,...

Классный час «Белая ворона» Класс: 8

Тема классного часа: Белая воронаЦель классного часа: сплочение классного коллективаЗадачи классного часа:- формирование у школьников понятия толерантности;- создание благожелательного отношения...

классный час "Белая ворона"

Деловая игра для обучающихся  5-6 классов.Цели  игры:   1) Дать понятие «белой вороны».2) Воспитание терпимого отношения к людям, не похожим на других.3)  Сплочение коллектива...

Классный час «Быть белой вороной легко?..»

Классный час «Быть белой вороной легко?..»...

Классный час "Белая ворона в классном коллективе"

Классный час учит толерантности, помогает сплотить коллектив и наводит на размышления....

Классный час "Белая ворона"

Классный час "Белая ворона". По формированию  нравственного отношения к людям, отличающимся от всех....