Программа гражданско - патриотического и духовно- нравственного воспитания учащихся 9-11 кл
материал (9, 10, 11 класс)

Акинина Елена Викторовна

Во все века люди высоко ценили духовно - нравственную воспитанность. Сейчас воспитание гражданина - патриота страны - одно из главных условий национального возрождения. Формируя гражданина - патриота, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Целесообразность разработки данной программы обусловлена необходимостью усовершенствования системы воспитательной работы в школе в соответствии с новыми тенденциями гуманизма образования, сформулированными в нормативном документе "Приоритетные направления развития образовательной системы РФ. В данной Программе сконцентрированы в ценностях социально- культурологические нормы жизни современного человека, выстроенные линейно - концентрическим способом при учете социально - психодогических и возрастных особенностей развивающихся школьников. Именно поэтому я попыталась составить Программу специально для учащихся 9- 11 классов, так как являюсь классным руководителем 10 класса. Приоритетом смыслом программы является формирование духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией, способной в любой момент стать на защиту своего Отечества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» села Старомарьевка

Грачевского муниципального района Ставропольского края РФ

                                        Номинация:  «Программа воспитания»

Программа духовно – нравственного воспитания учащихся  9 – 11 кл

                                                                             Программа разработана

                                                                             для обучающихся  9 – 11 классов

                                                                             МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка                                          

                                                                              учителем русского языка и литературы

                                                                             Первой квалификационной категории

                                                                             Акининой Еленой Викторовной

с. Старомарьевка, 2019

Содержание

 

       Пояснительная записка----------------------------------------------------------стр. 3-4

  1. Актуальность проблемы-------------------------------------------------стр. 4-5
  2. Содержание программы-------------------------------------------------стр. 5

  1. Реализация задач духовно-нравственного воспитания----------стр. 6-7

  1. Ожидаемые результаты реализации программы------------------стр. 7-19

      Заключение------------------------------------------------------------------------стр. 20

     Список использованных источников -----------------------------------------стр. 21-22

Пояснительная записка

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия учащимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся на ступени основного общего образования учитывает цель: совершенствование школьной развивающей образовательной среды в условиях модернизации образования, содействующей становлению каждого учащегося как компетентной, социально интегрированной и мобильной личности, способной к постоянному совершенствованию себя; самоактуализации, саморазвитию, самореализации и самообразованию всех участников образовательного процесса. В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан.

Идея проекта:  духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся должны отражать нравственный портрет идеально воспитанного школьника: 

 любящий свой край и свою Родину;

  уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

 соблюдающий нормы и правила общения;

проявляющий уважение и терпимость к чужому мнению;

 умеющий грамотно разрешать конфликты в общении;

любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

 умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

 готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;  честный и справедливый;

 творящий и оберегающий красоту мира;

доброжелательный, обладающий коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

 выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Задачи духовно-нравственного воспитания

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. 
  2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
  3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
  4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
  5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
  6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

I. Актуальность проблемы

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи. Возрастает роль гуманистических воспитательных систем, характеризующихся личностным подходом в воспитании, природоспособностью и национальным своеобразием, которые, в свою очередь, диктуют пересмотр статуса классного руководителя, различных аспектов его деятельности. Классный руководитель должен обладать особыми личностными качествами, позволяющими обеспечить воспитывающий характер его деятельности с классом и сформировать гуманные отношения между ним и воспитанниками.  Духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определённую систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога. Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеклассной работы, системы образования.

Целесообразность разработки данной программы обусловлена необходимостью усовершенствования системы воспитательной работы в школе в соответствии с новыми тенденциями гуманизации образования, сформулированными в нормативном документе  «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации».

 Идеология программы Программа духовно-нравственной воспитательной работы опирается на следующие концептуальные положения:

  • успешность учащихся – необходимое условие психологического благополучия школьников, основа их здоровья;
  • успешность школьников – необходимое условие включения учащихся в деятельность;
  • успешность ребенка – необходимое условие социализации человека, развития духовно-ценностной ориентации;
  • успешность – это атрибут ученика, и учителя, как отдельной личности, так и группы, всего школьного сообщества;
  • успех - это подведение итогов деятельности, основа самооценки, самопознания, мечта о будущем достижении.

   

Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно -  нравственного и правового долга.

II.Содержание программы

Теоретико-методологические основы

Методологическую основу деятельности по моделированию и построению программы составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых – представителей гуманистического направления в психологии и педагогике (К.Д. Ушинский, Я. Корчак, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, А.Н. Шемшурина); научные положения о сущности, становлении и развитии воспитательной системы образовательного учреждения (Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванов, Е.Н. Степанов и др.); научные труды и практические рекомендации по вопросам утверждения воспитания толерантности, становления и развития правовой культуры в обществе (Бетти Э. Рирдон, С. Кадяева, С. Сироткин, Л. Семина, В. Максакова, Е.А. Генике, Е.А. Трифонова, Т.В. Светенко)

   

III.Реализация задач духовно-нравственного воспитания

Для того чтобы задачи были обоснованными и вошли в целевое пространство, необходимо смоделировать личность выпускника школы, как конечный продукт воспитательной деятельности школы. Выпускник школы должен обладать такими качествами, как:

- патриотизм, гражданственность,
- экологическая культура;
- нравственность, духовность,
- креативность, творчество;
- здоровый образ жизни;
- эстетическое и культурное развитие;
- саморазвитие.
Воспитание осуществляется через организацию жизнедеятельности ребенка.

Формы организации воспитательной деятельности:
- воспитание в процессе обучения;
- внеучебная деятельность:
а) внутриклассная,
б) межклассная;
в) внеклассная;
г) участие в работе творческих объединений;
д) внешкольная;
е) массовая, общешкольная;
ж) работа с семьей и общественностью.

Принципы воспитательной работы

Личностно-ориентированные:

  • целостное развитие (физическое, интеллектуальное, духовное);
  • психологический комфорт (атмосфера раскрепощенности, уважения, успешности, достижения поставленной цели);
  • адаптивность (“Школа – мой дом!”).

Культурно-ориентированные:

  • смысловое отношение к окружающему миру;
  • опора на культуру как на основу мировоззрения;
  • толерантность;
  • целостная картина мира.

Деятельностно-ориентированные:

  • овладение деятельностью (целеполагание, контроль, опора на самостоятельное развитие);
  • креативность.

Программа воспитания – это сконцентрированные в наивысших ценностях социально-культурологические нормы жизни современного человека, выстроенные линейно-концентрическим способом при учете социально-психологических и возрастныхособенностей развивающихся школьников. Именно поэтому я попыталась составить Программу именно для учащихся 9 – 11 классов, так как являюсь классным руководителем 10 класса.

Задачи духовно-нравственного воспитания данной программы в своей педагогической практике я реализую следующим образом.

1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. https://nsportal.ru/albom/2019/11/16/akinina-elena-viktorovna/komandazashchitydetstva-0    https://youtu.be/-29-AgIzuEw ) ;

2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания. https://youtu.be/htvukWwicGc 

3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. https://vk.com/club181215462     https://nsportal.ru/albom/2019/11/16/akinina-elena-viktorovna/komandazashchitydetstva-0     https://instagram.com/school7_10b?igshid=vkifzuec27mz 

4.Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. https://vk.com/club181215462

5.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. https://vk.com/club181215462

6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.  https://youtu.be/htvukWwicGc     https://instagram.com/school7_10b?igshid=vkifzuec27mz 

IV.Ожидаемые результаты реализации программы

Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Отношения должны быть основаны на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и об окружающих. 
  Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.       Приоритетным смысловым стержнем программы является формирование духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.

   Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Программа предлагается для учащихся 9-11 класса общеобразовательной школы и реализуется в ходе учебно-воспитательной работы. В реализации программы участвуют учащиеся, родители, педагоги, администрация школы, социальный педагог, психолог.

Ожидаемый результат данной программы – это выпускник МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка, соответствующий следующей  Модели выпускника средней школы:

здоровая конкурентоспособная, креативно  —  развитая, социально ориентированная личность, способная строить достойную человека жизнь;

умеющая сделать сознательный жизненный выбор в пользу творческого самоопределения;

умеющая адекватно оценивать свои познавательные возможности и ставить посильную творческую задачу;

умеющая продуктивно общаться на уровне приобретенного опыта;

знающая свои реальные профессиональные предрасположенности;

умеющая делать аргументированный, сознательно мотивированный выбор в процессе профессионального самоопределения.

Одним из важнейших результатов реализации данной программы является гармонично развитая, высоко духовная личность школьника, способного к самоадаптации и самореализации собственных способностей.

Ученик ощущает себя полноценной личностью, востребованной социумом, и обладает такими личностно значимыми качествами, как развитая политическая и правовая культура, высокий интеллектуальный уровень, способность к самореализации и самоопределению, потребность в здоровом образе жизни, коммуникативные умения, культура поведения. Содержание каждого из обозначенных направлений раскрывается в разнообразных формах работы с классом, родителями обучающихся, объединённых определённой тематикой.

Тематический план к программе
“Духовно-нравственное воспитание учащихся 9 – 11 классов”

 

№ п/п

Тема

Основное содержание

Формы работы

1

«Милосердие»

05. 09. (ежегодно) Международный день благотворительности

«Подари человеку радость»

01. 10 (ежегодно)

- обратить внимание учащихся к деятельности благотворительных фондов, а также заинтересовать их деятельностью Волонтёрства;

-прекрасное в жизни человека;

- милосердие;

- правила человеческого общежития

1. Акции «Помоги собраться в школу»

2. Деловая игра «Спешите делать добро»

2

«Человек и вера»

04. 10. 2019

Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня

18. 04. 2020

03. 04. 2021

11.11. 2019

Посещение театра

- проблемы жизни и смерти;

- вера в Бога;

- вера в себя;

- религии мира

1.Беседа «Значение христианского праздника»

2. Экскурсии в храм

Посещение драмтеатра им. М. Ю. Лермонтова представление МХАТ им. М. Горького «Мастер и Маргарита» по роману М. Булгакова

3

«Вечные истины»

11. 04.(ежегодно)

Международный день освобождения узников фашистских концлагерей

15. 04. 2019

Внеурочная беседа «Детство и война»

18. 04. 2019 Внеурочная беседа

«У войны не женское лицо» Ю. Друнина

19. 04. 2019

Внеурочная беседа

«Как добывалась Великая Победа»

20. 04. 2019

Посещение Краеведческого музея в г. Ставрополь

22. 04. 2019

23. 04. 2019

Преемственность поколений: совместный классный час с учащимися 5В класса

24. 04. 2019

Преемственность поколений: совместная беседа с учащимися 6В класса, приуроченная к Акции «Вахта Памяти»

 

15. 10. 2019

205-летие М. Ю. Лермонтову

06. 10. 2019

Посещение представления в ДДТ г. Ставрополь

05. 12. 2019

Внеклассное мероприятие

11. 12. 2019

Посещение Краеведческого музея в г. Ставрополь

14. 12. 2019

Посещение школьной библиотеки

- формирование представления о гражданском долге;

- моральный закон каждого;

- добро и зло в жизни человека;

- в поисках красоты

1. Литературно-музыкальная композиция «Сострадание – основа всех нравственных побуждений человека».

2. Классный час «Узники концлагерей»

3. «История мемориала «Мёртвый класс»»

4. «История советской школьницы Зои Космодемьянской»

5. «История жизни выдающегося военачальника Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г Михаила Григорьевича Ефремова»

6.Квест – игра «Военный треугольник»  (об истории писем в годы Вов)

7.Выставка «Противостояние»: две мировые войны

8.Юные участники Великой Отечественной войны

9.Акция «Время Героев»

10. Беседа «Священная война»

11.Изучение Дневниковых записей немецких солдат

12.Диспут:

«Поверь мне – счастье только там,

Где любят нас и верят нам!» М. Ю. Лермонтов

13.Спектакль – вербатим театра – студии «Слово»

#НЕКОСМОНАВТЫ

14. Тест, беседа «В силах ли я искоренить зло в самом себе?»

15.Экскурсия «Партизанское движение на Ставрополье»

16. Поэтическая гостиная «Красота спасёт мир».

4

«Уроки благочестия»

10. 04. 2020

Встреча с представителями духовенства, настоятелями Храмов

14. 04. 2020

Внеклассное мероприятие

17. 04. 2020

Встреча с представителями духовенства, настоятелями Храмов

01 -07. 12. 2018

Работа над проектом

03. 04. 2021

Встреча с представителями духовенства, настоятелями Храмов

29. 04. 2019

Посещение ДДТ г. Ставрополь

 

- пояснение значения таких понятий, как уважение, авторитет, почтение к старшему поколению на основе христианской педагогики;

- формирование представления о призвании и воспитании души, о милости, радости и благодарении души

1. Беседа «Жизнь Иисуса Христа»

2. Беседа-размышление «Мой Бог - моя совесть»

3. Диспут «Человек – это возможность» (о борьбе со своими грехами)

4.Создание проекта «Мы выбираем ЖИЗНЬ!». Продукт проекта: видеоролик

5.Беседа «Сила Веры»

6.Представление «Римма Иванова. Ставропольская Жанна Д”арк»

5

«Семья»

06. 10. 2019

Посещение представления в ДДТ г. Ставрополь (учащиеся в сопровождении родителей и классного руководителя)

11.11. 2019

Посещение театра учащимися в сопровождении родителей и классного руководителя

29. 04. 2019

Посещение учащимися ДДТ г. Ставрополь (в сопровождении родителей и классного руководителя)

16. 10.2019

19. 10. 2019

Трудовой десант «Победы» учащихся, родителей и классного руководителя

28. 09. 2019

День открытых дверей в отделении Центрального банка РФ г. Ставрополь

20. 03. 2020

Классный час

19. 03. 2021

Деловая игра с участием родителей

11. 05. 2020

Внеклассное мероприятие с участием родителей

В течение всего времени

(трёх лет: 9- 11 классы)

- семейный союз;

- правила жизни в семье;

- примеры родительской любви:  Строгой, Разумной, Уважающей

1. Спектакль – вербатим театра – студии «Слово»

#НЕКОСМОНАВТЫ

2.Посещение драмтеатра им. М. Ю. Лермонтова представление МХАТ им. М. Горького «Мастер и Маргарита» по роману М. Булгакова

3. Представление «Римма Иванова. Ставропольская Жанна Д”арк»

4.Демонтаж Зала Боевой Славы в МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка

5.Ремонт Зала Боевой Славы в МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка

6.Экскурсия учащихся в сопровождении родителей и классного руководителя в Музее Банка, участие в Викторине и юмористической театральной постановке

7.Классный час «Родители – моя опора»

8. Деловая игра «Генеалогическое древо»

9. Литературный этюд «Традиции моей семьи»

10.Научно – исследовательская и проектная  деятельность учащихся

6

«Дружба или любовь?»

22. 01. 2020

Внеклассное мероприятие

27. 02. 2021

Внеклассное мероприятие

- во сколько лет начинается взрослая жизнь?!

1 .Беседа-размышление «А если это любовь?»

2. Ролевая игра «Я+ТЫ»

7

«Здоровый образ жизни»

05. 05. 2019

Спортивное мероприятие

19. 04. 2019

Внеклассное мероприятие

15. 05. 2019

Трудовой десант

24. 09. 2019

Трудовой десант

20. 05. 2020

Внеклассное мероприятие

01. 10. 2019

Внеурочное мероприятие

03. 09. (ежегодно)

Классный час «Международный день борьбы с терроризмом»

05. 09. 2020

Внеклассное мероприятие

07. 10. 2020

Внеклассное мероприятие с участием родителей

11. 11. 2020

Внеклассное мероприятие с участием медперсонала

19. 12. 2020

Внеклассное мероприятие с просмотром видеороликов

29. 01. 2021

Внеклассное мероприятие с участием родителей

- правила поведения в местах общественного пользования;

- правила собственной безопасности;

как не стать жертвой преступления;

- духовное и физическое здоровье;

- вредные привычки

1.День Здоровья

2.Беседа о вредных привычках

3.»Чистодвор»

4.Облагораживание школьного двора: посадка роз

5. Встреча с представителями внутренних органов правопорядка

6.Беседа «Газовая безопасность»

7. Классный час и инструктаж «Международный день борьбы с терроризмом»

8.Деловая игра «Как обеспечить свою безопасность?»

9.Театр нестандартных ситуаций

10. Беседа-тест «Здоровый образ жизни»

11.Деловая игра «Вредные привычки – за и против»

12. Киносеанс «Это важно знать!»

8

«Моя Родина»

21. 11. 2018

Классный час

16. 04. 2019

Внеклассная беседа

«Звание Героя Советского Союза»

18. 04 (ежегодно)

День Воинской Славы России

20. 04. 2019

Посещение Краеведческого музея в г. Ставрополь

26. 04. (ежегодно)

День Памяти, посвящённый трагедии Чернобыльской атомной электростанции

06. 05. 2019

Торжественное мероприятие, посвящённое Дню Победы

09. 05 (ежегодно)

День Победы

02. 09. 2019

Классный час

Урок Победы

14. 10. 2019

Участие во Всероссийской акции «Билет в будущее»

01. 11.2019

Совместное мероприятие учащихся с родителями

12. 2019

29. 09. 2020

05. 11. 2020

- патриотическое и гражданское воспитание;

- понятие патриотизма “Символика” в масштабах страны, области, города

1.Классный час «Имею право, НО обязан» с созданием проекта: видеоролика

2.Беседа «Звание Героя Советского Союза»

3.Познавательные  беседы-размышления на исторические темы

4.Познавательная прогулка по тропам истории нашей Родины

5.Беседа с новыми фактами и мнениями

6.Факельное шествие «Огни Памяти»

7.Празднование Великой Победы, участие в Акциях

8. Классный час

Урок Победы

9. Посещение Ставропольского государственного аграрного университета «Факультета социально – культурного сервиса и туризма»

10.Участие в Международной акции «Большой этнографический диктант»

11.Диалог-размышление «Что такое патриотизм и гражданственность»

12.Деловая игра «Я гражданин России»

13. Беседа-экскурс в историю «Для чего нужна символика?»

9

«Разрешаем конфликты конструктивно»

05. 04. 2019

21. 11. 2019

18. 02. 2020

25. 10. 2020

31. 01.2021

- конфликты, типы их разрешения;

- культура общения;

- почему возникают ссоры

1.Классный час «Причины агрессии подростков и разумные способы борьбы с нею»

2. Классный час «Имею право, но обязан»

3. Беседа « Для чего нужна Конфликтология ?»

4. Беседа (тест) «Конфликтный человек»

5. Продуктивная игра «Договор»

10

«Мир прекрасен»

Ежегодно и круглогодично

22. 09. (ежегодно)

- экологическое просвещение учащихся;

- проблемы экологической безопасности

1. Экологические операции: «Чистодвор», «Кормушки для пернатых», «Озеленим Планету», «Помощь приютам для животных»…

2. Круглый стол по проблемам экологии.

11

«Труд и деньги»

06. 11. 2019

09. 2020

20. 10.2020

02. 03. 2020

- деньги как общественный эквивалент;

- роль труда в жизни человека;

- нравственные нормы в мире денежных отношений

1.Квест – игра «Финквест» по финграмотности в МБОУ гимназии 25 г. Ставрополь

2. Беседа-тест «Что для меня деньги»

3. Деловая игра «Труд в жизни человека»

4. Деловая игра «Аукцион человеческих качеств»

Заключение

В настоящее время особенно важно помочь подрастающему поколению выбрать незыблемые жизненные ориентиры, сформировать чёткое мировоззрение, основанное на высоком нравственном идеале. В представленной программе и сделана попытка выполнить эту задачу.

Реализация Программы деятельности классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию обучающихся 9 – 11 классов МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка предъявляет сегодня целый комплекс высоких профессиональных требований, способствовать интеллектуальному развитию учащихся через рациональную организацию учебной и внеурочной деятельности:

  1. создавать благоприятные условия для самореализации учащихся, для развития их креативности через организацию разнообразных форм жизнедеятельности школьного коллектива;
  2. способствовать созданию эмоционально комфортной психологической атмосферы через организацию индивидуальных и коллективных форм сотрудничества, а также через создание ситуации успеха;
  3. способствовать пробуждению и укреплению стремления к жизненному самоопределению через организацию самоуправления и различные формы общественно-значимой деятельности;
  4. предложенный вариант Программы “Духовно-нравственное воспитание старшеклассников во внеурочное время” отнюдь не догма, а канва, на которой каждый, работающий с подростками, может создать свой рисунок, свою модель, главное – всегда есть с чего начать, а что делать каждому педагогу– практику подскажет желание помочь нашим детям стать чище, добрее, честнее, совестливее.

Список использованных источников

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы [Текст] / Ю.П.Азаров. - М.: Аргументы и факты.1993.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды. [Текст] / Б.Г. Ананьев. –М.: Педагогика, 1980.

3. Афанасьев С., Коморин С. Чем занять детей в пришкольном лагере, или Сто отрядных дел Текст / С.Афанасьев, С.Коморин. – Кострома, 1998.

4. Воспитательная деятельность педагога; под общ. Ред. В.А. Сластёнина и И.А. Колесниковой. – 3 изд., — М.: Издательский центр «Академия», 2007.

5. .Воспитательная система школы: проблемы управления. Под редакцией

В.А. Караковского. М.:, 1997.

6.Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. Москва, 1989

  1. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание?

Воспитание… Воспитание! М.:,1996.

  1. Кипарис (коллективно-творческие дела, игры, праздники, аттракционы,

развлечения, индивидуальная работа, соревнования). Составители:

Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю.  М.: Педагогическое общество

России, 2004 г.

9. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция [Текст]/ В.П.Кащенко. -М.: Просвещение, 1992.

10. Казанский, О.А. Игры в самих себя [Текст]/О.А.Казанский. -М.: 1995.

11. Кобякова Т.Г., Смердов О.А., Теория и практика организации подростковой добровольческой службы по первичной профилактике нарко- и алкогольной зависимости [Текст]/Т.Г.Кобякова, О.А.Смердов. -Кемерово,1998.

12. Кон И.С. Социология личности [Текст]/И.С.Кон. -М.: Политиздат, 1987.

13. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: книга для родителей о психологии ученического коллектива [Текст]/ Р.С.Немов, А.Г.Кирпичник. -М.: Педагогика, 1988.

14. От внешкольной работы – к дополнительному образованию детей. [Текст]/ Под ред. Бруднова А.К. –М., 2000.

15. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А., Воспитание личности в коллективе [Текст]/Я.Г.Плинер, В.А.Бухвалов. –М.: 2000.

16. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы [Текст]/Н.В.Самоукина. – М.: Новая школа, 1993.

17. Щужова Н.Е. Собрание пёстрых дел. Методический материал для работы с детьми [Текст] /Н.Е.Щужова. – М.: Новая школа,1994.

18. Противоречия школьного воспитания: семь проблем – семь решений [Текст]/ Под ред. Н.Е.Щурковой. – М,1998.

19. Шмаков С.А. Волшебное слово “сам” [Текст]/С.А. Шмаков. -М.: Молодая гвардия,1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания

Система гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в МБУ ДО ДЮСШ 1, презентация...

Программа гражданско- патриотического и духовно- нравственного воспитания уч-ся 5- 11 классов

Авторская программа гражданско- патриотического и духовно- нравственного воспитания уч-ся 5-11 классов.Представлена на конкурс " За нравственный подвиг учителя" 2007г....

Проект гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся МБОУ «Баянгольская СОШ» Баргузинского района Республики Бурятия.

   Великая Отечественная война вошла в историю нашей страны как эпопея, небывалая по своим масштабам, трагизму, бедам и лишениям, массовому героизму на полях сражений, самоотверженном...

ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию для обучающихся МБОУ СШ № 30 с углубленным изучением отдельных предметов

ПРОГРАММАпо гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию для обучающихся МБОУ СШ № 30 с углубленным изучением отдельных предметов...

Проект «Добровольчество и волонтерство как инструмент гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, профессионального и личностного самоопределения»

Волонтерская деятельность – инструмент социального, культурного, экономического и экологического развития страны. Идеология добровольчества (волонтерства) основывается на принципах гражданского ...

Создание виртуального школьного музея как средство гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся МОУ «Агинская средняя школа №2»

Проект «Виртуальный музей школы» носит информационно-исследовательский и практико-ориентированный характер, направлен на развитие творческой инициативы и деятельности детей, родителей...

Проект гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся

Проект гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся...


 

Комментарии

Акобян Асмик Тельмановна

Представленная программа, на мой взгляд, очень актуальна не только для старшеклассников данного общеобразовательного учреждения, но и для других школ. Автор грамотно и в доступной форме определяет набор задач, решаемых программой, и делится опытом ее реализации. Я взяла себе на заметку большую часть аспектов из этой программы.

Акинина Елена Викторовна

Огромное спасибо за оценку моей работы.