Классный час "Ценности"
классный час

Дзреян Татьяна Хугасовна

Классный час "Ценности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Классный час "Ценности"27 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час: «Ценности. Что должен ценить  человек»

1.        Что такое человеческие ценности? Что может ценить человек?
Различают материальные, общественно-политические и духовные

ценности. В различных общественных классах вырабатываются различные представления о ценностях - добре, справедливости, свободе и т.п., но вместе с тем существуют общечеловеческие ценности (определенные нормы нравственности, прогресс, культурное наследие).

У каждого человека есть свои нравственные ценности - это то, что он больше всего ценит в жизни, что для него свято, в чем он убежден и чем руководствуется в своих поступках. Иначе говоря, ценностная ориентация - это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, выраженная в поведении.

2.        Что является ценностью для вас?

На основании правильной оценки человек имеет возможность сделать выбор между хорошим и плохим, между добрым и злым, полезным и вредным. Тот или иной характер оценочной деятельности обеспечивает ему право на полноценную счастливую жизнь, либо на примитивное   и бесцветное существование. Существует прямой механизм связи между ценностью, собственной оценкой (оценочным отношением к ней) и поступком, в котором это отношение находит свое воплощение. Перефразируя известное высказывание, можно провозгласить: «Скажи, что ты ценишь, и я скажу, кто ты».

«Когда человек сознательно или интуитивно выбирает в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить о его самооценке - низкой или высокой.

Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура...

Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности.

Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость».

(Д.С. Лихачей)

Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Человеческие ценности

У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб.

Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места -весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он начал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.

  • Что ты плачешь? - спросил его отец. - Ведь гвоздей больше нет?
  • Гвоздей-то нет, а дырки остались, - ответил сын.

Вопросы:

  1. Хороший ли способ воспитания выбрал отец мальчика?
  2. Какой способ убеждения используют ваши родители?
  3.  Почему заплакал мальчик?
  4. Писатель Григорий Александрович Медынский так сказал о значении нравственных ценностей для человека: «Нравственные ценности для человека в цельности души, ее чистоте и незапятнанности, в праве жить, не опуская глаз». А как думаете вы?

3. Оптимизм и пессимизм

 И сегодня мы с вами поговорим только об оптимизме и пессимизме, познакомимся с понятиями оптимизма и пессимизма, нарисуем портрет оптимиста и пессимиста, выясним, кто вы оптимист или пессимист и сделаем вывод кем всё таки лучше быть оптимистом или пессимистом.

У вас на партах  лежат цветки, которые необходимо раскрасить в разные цвета.  Раскрасьте один цветок черным  карандашом, а другой - цветными карандашами.

 Какая картинка вам больше нравится? Почему?

Представьте себе, что весь мир был бы раскрашен в черные и серые тона, понравилось бы людям жить в таком мире?

Послушайте пожалуйста  рассказ В.А. Сухомлинского

Подсолнечник во время грозы

Тяжелые черные тучи закрыли солнце. Темно, хмуро стало в поле. Лес стоит черный, молчаливый, будто ждет чего-то  настороженно. Желтое пшеничное поле посерело. Встревоженный жаворонок упал с неба в ниву и умолк.

Только  в поле  одиноко стоит подсолнух горит-пламенеет. От него будто свет льется, и над землей не так сумрачно. Пылает солнечный  огонь в цветке, напоминает, что за тучами солнце. Разорвут молнии тучу, выглянет голубое небо. Снова радостно засмеется поле.

А теперь давайте разделимся на две команды. Первая команда – подсолнухи, а вторая команда – колоски с пшеничного поля. Объясните, чему радуются в рассказе подсолнухи? Почему подсолнечник не поддался общему настроению? На что он надеялся? А  колоски грустят в рассказе. Почему?

В рассказе говорится о пшенице и подсолнухе. Эти чувства можно перенести на человека? Как вы скажете о человеке, который по чувствам похож на подсолнуха? А человека, похожего на колосок из пшеничного поля как можно назвать?

А теперь давайте посмотрим фрагмент мультфильма « Ох и ах»

Люди с таким настроением, как Ох называются пессимистами, а с таким как у Ах – оптимистами.

А теперь ребята, мы с вами прочитаем определение оптимизма и пессимизма на доске.

 Оптимизм - бодрое, жизнерадостное мироощущение, при котором  человек видит во всем только светлые стороны; верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро.

Пессимизм - мрачное мироощущение, при котором человек не верит в будущее и во всем склонен видеть унылое, плохое.

 А сейчас в стихотворении , написанном на доске найдите слова, одно из которых  оптимистическое, а другое – ему противоположное – пессимистическое. 

Мир многогранен, многоцветен,

Порою добр, жесток подчас,

Он щедр и скуп, богат и беден:

Вглядись в него - он весь для нас!

                                                                                В. Алатырцев  

 А теперь на доске найдите и  прочитайте оптимистические высказывания и пессимистические.

               Даруй свет, и тьма исчезнет сама собой.

                                                                                    Э. Роттердамский

Оптимизм - это сила надежды, не иссякающая там, где отчаялись другие. Д. Бонхеффер

Веселый человек создает себе веселый мир, мрачный человек создает себе мир мрачный.     С. Смайлс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...