«МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ НАХОДКИ»
методическая разработка (5, 6, 7, 8 класс)

«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими».

Шалва Амонашвили

Время идет, его не остановить, а надо ли? О серьёзном, я поразмышляю,  позже, а сейчас просто крик души моей!  Люди будьте человечны друг к другу! Ведь это заложено в нас изначально.

Я вспоминаю себя двенадцатилетней и понимаю, что я тогда была ещё ребёнком. Сегодня, даже семилетний ребёнок лишён возможности быть шалунишкой  и нехочухой. Надо,  надо и все тут! Все на бегу, порой, даже  нет времени оглянуться, чтобы убедиться - это прошёл твой старый знакомый или нет.

А как же прогулки, не спеша  под луной, важные слова, письма с размышлениями вслух. Где оно всё…? Мы всё сетуем на то, что нравственное воспитание у молодежи оставляет желать лучшего. Но ведь они все растут в семье и берут у нас, у старших пример.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ НАХОДКИ»

Автор: Ваделова Залина Ахмедовна,

Учитель истории и обществознания

МАОУ СОШ№4 г.Покачи

«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими».

Шалва Амонашвили

Время идет, его не остановить, а надо ли? О серьёзном, я поразмышляю,  позже, а сейчас просто крик души моей!  Люди будьте человечны друг к другу! Ведь это заложено в нас изначально.

Я вспоминаю себя двенадцатилетней и понимаю, что я тогда была ещё ребёнком. Сегодня, даже семилетний ребёнок лишён возможности быть шалунишкой  и нехочухой. Надо,  надо и все тут! Все на бегу, порой, даже  нет времени оглянуться, чтобы убедиться - это прошёл твой старый знакомый или нет.

А как же прогулки, не спеша  под луной, важные слова, письма с размышлениями вслух. Где оно всё…? Мы всё сетуем на то, что нравственное воспитание у молодежи оставляет желать лучшего. Но ведь они все растут в семье и берут у нас, у старших пример.

Человек – постоянно развивающееся существо. Любому обществу, любой культуре небезразлично, какой выбор сделает личность. Поэтому во все времена, в том числе и сегодня, человека самыми различными способами учат, наставляют, берегут. Но сохранит свою неповторимость, остаться самим собой, даже в сложных условиях человек может, только будучи личностью. Ощущение времени приходит к людям далеко не сразу. Ценить время по минутам умеют далеко не все.

Сейчас  молодым труднее, чем нам, рождённым в СССР разобраться в нравственных ценностях, быть сильными, найти верный путь и не свернуть с него. Труднее потому, что поколение наших отцов, учась в школе, в университете, верило и знало: государство о них позаботится. Теперь же эти устои “пошатнулись”.

Возникает проблема преемственности культуры, нравственных ценностей, теряется связь поколений, а это извечная проблема «отцов и детей».

Прочитанная книга или просмотренный фильм нередко заставляют нас задуматься: сколько мне лет, что я уже успел сделать, как быть дальше.

Бесспорно, разные времена порождают и разные возможности. Неразумно пренебрегать опытам старших поколений.

Каждому человеку необходимо задуматься над вопросом: не протекает ли его время зря, бесцельно? Двигать дальше нужно постепенно и уверенно, но отвергая опыта старших и не приучаясь жить, как в поговорке: загребая жар чужими руками. Ведь как у Ю. П. Власова: «Друг мой, источник жизни и борьбы – в тебе! Разжигай его, твори жизнь вопреки всем доводам и приговорам! Не уступай себя ничьим мнениям – держи огонь жизни в себе ярким и радостным».

Я как педагог уверенно в одном, что: «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим». ( Б. Паскаль)

Таким образом, я с большим удовольствием  отказалась от традиционных технологий и перешла на системно-деятельностный подход, когда цель образования определяется как развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Работа по формированию и развитию универсальных учебных действий на уроках истории  и обществознания способствует познавательной деятельности учащегося  в области других наук, а так же  его адаптации  в обществе.

Результатом школьного образования на современном этапе должно стать формирование у ребенка целостной картины мира, отношения подростка к себе, к другим людям. И формирование такого отношения возможно только в том случае, если есть интеграция того, что человек изучает, чем он занимается. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.

Новизна  моей работы заключена в самом подходе решения проблемы равнодушия к тем, кто рядом  и нежелание слышать друг друга. Меня очень беспокоило то, что среди моих учеников  есть ребята, которые думают только о личной выгоде в любом мероприятии.  Всё чаще решают любой спор проявлением агрессии. Я решила создать условия, где  особое значение приобретёт то, что поможет  объединить, сплотить меня и моих ребят, любой шаг в сторону неравнодушия. Мною был составлен план и по нему мы приступили к действию.

Проект «Иди Дорогою Добра» был задуман, а затем реализован  мной и мои учащимися  в течение сентября  2017 года – апреля 2018 года,  как  проект создания  волонтёрской группы из числа учащихся  5А класса, заботящихся о своей жизненной позиции.

    Основой  нашего волонтёрского движения является методика «Равный - Равному».  Ребятами имеют возможность сами участвовать в разработке и планировании мероприятия, разработке его сценария. Группа из числа ребят с активной жизненной позицией создана и естественно мы её создавали для реализации конкретных дел. Ребята и я верим, что главное захотеть и в таком деле, как забота и внимание Маленьких дел не бывает.  Мы добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку.

Наш проект был направлен на создание, развитие и поддержку детского волонтерского движения «Иди Дорогою Добра», формирование культуры социальной помощи как важнейшего фактора развития в современном обществе и является одной ступенькой из лестницы по реализации программы: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте». Это программа нравственного  и патриотического воспитания, реализуемая в нашем классе.  Проделанная работа показала,  Маленьких дел не бывает. Наша Идея может помочь как школе, так городу и региону. Мы на собственном примере доказали, что неравнодушие - ключ к  решению самых сложных проблем.  Наши поступки повлекли за собой не только конкретное действие, но и положительный пример.  В первую очередь для нас самих. Обсуждая мероприятия  с ребятами и видя их настроение и желание продолжать работу в этом направлении, я всё больше понимал, что правильно выбрал путь. Путь  объединения усилий,  где мы сможем сделать больше в сторону Человеческого Тепла и Заботы  о Ближнем! И мы это доказали на собственном опыте.

Социальная значимость работы Добровольческого (волонтёрского) объединения «Иди Дорогою Добра»

«Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».

Проект «Иди Дорогою Добра» был задуман, а затем реализован  мной и мои учащимися  в течение сентября – октября 2017 года,  как  проект создания  волонтёрской группы из числа учащихся, тогда ещё, 5А класса, заботящихся о своей жизненной позиции. Сейчас мы уже 7А и у нас есть уже свой опыт, свои конкретно реализованные дела.

    Основой  нашего волонтёрского движения является методика «Равный - Равному».  Ребятами имеют возможность сами участвовать в разработке и планировании мероприятия, разработке его сценария. Здесь же  ниже мною приведено примерное календарно – тематическое планирование по реализации проекта на деле. Группа из числа ребят с активной жизненной позицией создана и естественно мы её создавали для реализации конкретных дел. Ребята и я верим, что главное захотеть и в таком деле, как забота и внимание Маленьких дел не бывает.  Мы добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку.

На наш взгляд актуальность создания волонтерского движения «ИДИ ДОРОГОЮ ДОБРА» состоит в том, что оно способствует:

- формированию образа жизни, достойного человека;

- формированию жизненных позиций ребенка;

- формирование ценностного отношения к социальным условиям человеческой жизни;

- развитию способности к индивидуальному выбору жизненного пути.

Цель проекта:

- Создание, развитие и поддержка детского волонтерского движения «ИДИ ДОРОГОЮ ДОБРА», формирование культуры социальной помощи как важнейшего фактора развития в современном обществе.

Задачи проекта:

- Воспитание гражданских и патриотических чувств детей и подростков;

- Поддержка социальных инициатив, направленных на – распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания;

- Развитие социальной активности детей и подростков, самостоятельности и ответственности, коммуникативных умений и навыков;

- Предоставление возможности для самореализации развития организаторских качеств детей и подростков посредством участия в планировании и проведении социально значимых дел, акций;

- Привлечение средств массовой информации к освещению деятельности волонтерского движения в школе;

- Поддержка волонтерского движения со стороны педагогического коллектива и родительского актива школы;

- Пропаганда здорового образа жизни.

Самое главное — Идея, благородная идея, отражающая важность и принципы деятельности нашего волонтёрского движения «Иди Дорогою Добра». Именно идея определяет, будет ли человек понимать, что он делает и зачем, появятся ли у него гордость, самоуважение и удовлетворение от работы и результатов деятельности. Это чувства у моих ребят  были сформированы однозначно. Были ли у нас трудности? Наши трудности были связаны только с занятостью ребят, но желания быть значимыми не только для себя, но для тех, кто рядом помогли нам правильно распределить наше время.

Все наши  мероприятия я разделила на три блока:

1 БЛОК: Человеческое Тепло и Забота  о Ближнем.

2 БЛОК: Формирование у подростков гражданской ответственности.

3 БЛОК: Здоровьесберегающие акции.

Результат реализации проекта можно смело сказать, что цель и задачи  были  достигнуты:

1. 6 «А» класс полным составом  вовлечен в активную общественную жизнь: в Волонтёрское сотрудничество с Филиалом БУ  Комплексный центр социального обслуживания  населения «Виктория» в городе Покачи;

2. Увеличение числа публикаций и выступлений по пропаганде добровольческого движения;

3.  Появилась заинтересованность у ребят  проблемами экологии, нравственности, духовности здоровья, взаимопомощи,

4. Увлеченность ребят идеями добра и красоты, духовного и физического совершенствования.

5. Организованы игры, диспуты и другие, культурно-эстетические развлекательные мероприятия;

6. Активное участие в пропаганде ЗОЖ;

7. Снижены заболеваемость детей, риск совершения преступления и приобщения подростков к употреблению психотропных веществ.

 Наш проект был направлен на создание, развитие и поддержка детского волонтерского движения «Иди Дорогою Добра», формирование культуры социальной помощи как важнейшего фактора развития в современном обществе и является одной ступенькой из лестницы по реализации нашей программы: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте». Это программа нравственного  и патриотического воспитания детей 11-12 лет.

 Наш опыт может быть полезен коллегам и ребятам. Главное захотеть. Проект стал  участником Всероссийского конкурса волонтёрских инициатив «Хочу Делать Добро». Мы открыты для сотрудничества со всеми школьными благотворительными организациями региона и страны. Давайте поможем друг другу

Примерное календарно – тематическое планирование по реализации проекта

МЕСЯЦ

ТЕМА

ВИДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ

СЕНТЯБРЬ

СЕНТЯБРЬ

«В Добрый Путь по  Дороге   Знаний!»

Урок Мира.

 «Безопасный путь в школу и домой».

Открытый урок по основам безопасности жизни деятельности, посвященный подготовке детей к действиям в условиях различного рода экстремальных и опасных ситуаций, адаптации после летних каникул

«Трудности адаптации пятиклассников

в школе».

Родительское собрание.

«Мои права и обязанности в ОУ.

Ответственное отношение к личным вещам».

Классный час.

«Обсуждение плана работы на первую  четверть, задачи на новый учебный год».

Классный час.

«Учись учиться!»

Классный час.

«День воинской славы России – День окончания Второй мировой войны. 21 сентября – Международный день Мира».

Классный час.

Индивидуальные беседы с учащимися в целях коррекции поведения (постоянно).

Беседы, консультации, буклеты, памятки.

«Перейти через дорогу

Вам подскажет и поможет Светофор»

Консультация по правилам дорожного движения в информационном уголке

«Истоки возникновения родного города Покачи»

Стендовое сообщение в информационном уголке

Совместный проект по истории родного города

Экскурсия в «Выставочный зал».

«Катись, карандаш». «Моему городу 25!»

Конкурс рисунков. Стенгазеты. Фотовыставка.

ОКТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

«Бабушка рядышком с дедушкой».

«У дедули - внук и внучка,

Почемук и Почемучка».

Досуг, посвященный Дню пожилого человека. Волонтёрское сотрудничество с Филиалом БУ  Комплексный центр социального обслуживания  населения

«Виктория» в городе Покачи.

Круглый стол (о роли семейных традиций).

«1 октября - День пожилых людей»

Классный час

День открытых дверей «Добро пожаловать в наш класс».

Урок, классный час, внеклассное мероприятие.

 «Школа празднует день педагога».

Концерт, посвящённый Международному Дню Учителя.

Единый день профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «Детям  безопасность на дорогах»

Классный час.

«Единый день здоровья»

Классный час.

«Путешествие в страну  Демократию -  прав и обязанностей»

Урок – игра.

«Урок безопасности школьников в сети Интернет».

Классный час.

« На стражи ЖИЗНИ»

Экскурсия в Управление государственной противопожарной службы МЧС Ханты-Мансийского округа, пожарная часть № 96, АО Покачи.

«Домашняя мастерская».

Изготовление вместе с папами кормушек для птиц.

«Режим дня школьника - эффективный путь к здоровью». Итоги I четверти.

Круглый стол.

«Воспитание в семье юного патриота».

Консультация для родителей. Памятки. Буклеты.

НОЯБРЬ

«Семья - здесь друг за друга все в ответе!».

Проектная деятельность.

«Я, семья, род, народ, страна!»

Открытое мероприятие с участием семей учащихся.

«Солдату, который войны не выбирает и не начинает».

Экскурсия к Моменту «Защитникам Отечества» с Вечным огнем. Возложение цветов и Торжественная минута молчания в память о погибших, во время Революции 1917года.

Устный журнал «Россия – Родина моя!»

Классный час.

«Привычки - хорошие и плохие».

Классный час.

Выпуск стенгазеты ко Дню Народного единства.

Классный час. Волонтёрское сотрудничество с Филиалом БУ  Комплексный центр социального обслуживания  населения

«Виктория» в городе Покачи.

 «День народного единства. Освобождение Москвы от польских интервентов под руководством          

К. Минина и Д. Пожарского (7.11.1612г.)»

 Экскурсия в Прошлое Страны. ( Из цикла « Я горжусь!)

Индивидуальные беседы с учащимися в целях коррекции поведения.

Беседы, консультации, буклеты, памятки.

«Мамины руки»

Конкурсная  Праздничная программа ко Дню матери.

«Разговор с мамой».

Фотопрезентазия.

Семейный досуг ко Дню Матери.

«Я выбираю жизнь!»

Конкурс рисунков по тематике: «Скажи террору нет!»

ДЕКАБРЬ

«Всякому мила Родная сторона».

Викторина  для родителей и детей по родному краю, посвященная Дню Округа.

Классный час, посвящённый Всемирному дню ребёнка «ООН о правах ребёнка».

Классный час.

 «Из бабушкиного сундучка».

Классный час.

Устный журнал «Основной закон страны» (ко дню Конституции РФ 12 декабря!)

Классный час.

«Подведение итогов 1 полугодия. Техника безопасности учащихся – инструктаж на период зимних каникул».

Классный час.

«Моя Югра».

Открытый урок с приглашением родителей.

«Зимний мороз не щиплет нос».

Совместная прогулка. (На лыжах).

 «Обсуждение плана работы на 2 полугодие». Диалог «Есть ли границы у свободы».

Круглый  стол, дискуссии.

«Новый год у ворот».

Стенгазеты.

«Режим дня школьника - эффективный путь к здоровью».

Круглый стол.

«Новогодние узоры».

 «Снежинки».

Детско - родительский досуг.

 Конкурс новогодней игрушки.

«Особенности семейного  воспитания» Итоги II четверти.

 Родительское собрание.

ЯНВАРЬ

ЯНВАРЬ

«Защитим права ребёнка».

Классный час. Ситуативно - ролевая игра.

«Рождественский сочельник».

Стендовое сообщение о праздновании Рождества на Руси.

Классный час по профориентации «Формула профессии. Истинное сокровище для людей - умение трудиться».

Классный час.

День воинской славы России. День снятия блокады Ленинграда (27.01. 1944 г.) Уроки мужества.

Классный час. Открытое мероприятие с привлечением родителей.

Час общения: «Что такое красота Души?»

Классный час.

 «Зимующие птицы нашего Округа».

Изготовление и развешивание кормушек.

«Что? Где? Когда?»

Игровая викторина «Знатоки малой Родины»

«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому».

Семинар – практикум.

ФЕВРАЛЬ

«Отцовская забота».

Выпуск стенгазеты. Семинар – практикум.

«Вместе с папой».

Спортивное развлечение.

«Папина дочка».

Беседа.

«Объявляется приказ: Пригласить на сборы вас!»

Урок - развлечение.

«Равнодушию – нет!!!»

Классный час.

 «23 февраля - День защитника Отечества. России Верные сыны».

Классный час.

«Меры предосторожности  недопущению пожара в квартире и в школе. Как действовать при пожаре дома, в школе».

Классный час.

 «Россия – наш общий дом».

Классный час.

 «Огонь - друг! Огонь – враг!».

Выставка рисунков.

Устный журнал «Россия – Родина моя!».

Круглый стол. Викторина, дискуссии.

МАРТ

«Мисс бабушка».

Конкурс бабушек.

«Мои обязанности в семье».

Классный час.

«Вода – это жизнь. 22 марта - Всемирный день водных ресурсов».

Классный час.

«Мир растений вокруг нас».

Классный час.

«Привычки - хорошие и плохие».

Классный час.

«Режим дня современного школьника».

Родительское собрание.

«Умелые ручки».

Конкурс поделок, выполненных вместе с мамой.

АПРЕЛЬ

«Город мой любимый».

Составление фотоальбома «Любимые места в родном городе». Проектная деятельность. Волонтёрское сотрудничество с Филиалом БУ  Комплексный центр социального обслуживания  населения

«Виктория» в городе Покачи.

«Может только богатырь прошагать пешком Сибирь!».

Спортивное мероприятие.

«Дорога в космос – открыта всем!».

Проектная деятельность.

«Голосуем за чистую планету», мероприятие  посвященное Дню Земли.

Классный час.

Урок России из цикла: «Я горжусь!» «Знаменитые космонавты, путешествие в Мир космонавтики».

Классный час. Выпуск стенгазеты.

«Экология и здоровье человека».

Классный час.

«Краеведческий турнир».

Классный час.

«Азбука вежливости».

«Собираем портфель знаний».

Игра КВН.

«Природа и мы».

Конкурс детских рисунков. Проекты. Буклеты. Фотовыставка

МАЙ

МАЙ

Охраняет нашу Родину солдат. «Герои среди нас».

 Открытый урок с приглашением родителей. Стенгазета: «Они сражались за Родину», о родных и близких, участвовавших в боевых действиях.

«Как организовать свободное время ребёнка? Безопасность, прежде всего».

Круглый стол. Викторина, дискуссии.

«Поговорим о милосердии. Нужно ли оно в наше время?»

Классный час. Волонтёрское сотрудничество с Филиалом БУ  Комплексный центр социального обслуживания  населения

«Виктория» в городе Покачи.

«Победа в сердце каждого».

Классный час.

«15 мая – Международный день семьи «Семья – это семь Я».

Классный час.

«Вот и встали мы на год взрослей. Подведение итогов прошедшего учебного года»

Классный час.

«Чтобы не было войны!»

Экскурсия к Моменту «Защитникам Отечества» с Вечным огнем. Возложение цветов и Торжественная минута молчания в память о погибших, во время Великой Отечественной Войны.

«Победа в сердце каждого».

Спортивное мероприятие с участием пап и дедушек.

Участие в акции «Бессмертный полк».

Участие  в  параде.

Акция «Доброе сердце».

Поздравительные открытки для ветеранов своими руками.

Праздник «Последний звонок».

Торжественная линейка.

«Лес – богатство нашей Родины».

Консультация в информационный уголок.

«Итоги учебного  года. Техника безопасности учащихся – инструктаж на период летних каникул».

Родительское собрание.

Сейчас нам два года мы растём и движемся только вперёд!

Получателями нашего блага на сегодняшний день являются:

6 семей с детьми ОВЗ и РАС, три ветерана труженики тыла.

Мы сотрудничаем с АНО «Счастье в детях», с ресурсным центром «Под зонтом», НКО «Вектор Доброты»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Мои методические находки"

Эссе был представлен на Всероссийский мастер-класс учителей родных, включая русский, языков-2011 в г.Москва....

Доклад "Дидактические и методические находки по созданию успеха на уроке технологии"

Доклад в виде презинтации о возможных приемах и методах по созданию успеха на уроке технологии в неделимых классах...

методические находки

вашему вниманию предлагаются разнообразные формы работы с учащимися среднего и старшего звена, которые ,надеюсь , помогут сделатьуроки более продуктивными и интересными....

Методические находки

    В своей работе я использую много нестандартных методических приёмов, и о некоторых  из них хочу рассказать в данной работе. Сразу замечу, что не всё, предоставле...

Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки"

Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки"...

Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки.

В настоящее время вектор деятельности педагога смещается из области  обычной передачи знаний в область сотрудничества, в область направления деятельности учащихся на достижение целей урока. Измен...

Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки.

Образование – то, что остается после того, когда забывается все, чему учили.А. Эйнштейн...