"Помощь семьи в правильном выборе профессии ребёнка"
методическая разработка (9 класс)

Светлана Михайловна Смирнова

Методический материал для родительского собрания в 9 классе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Помощь семье в правильном выборе  профессии ребёнка»

Известно, что юность – возраст самоопределения. Кем быть, каким быть, где я больше всего нужен и где мне будет интересно? Эти и подобные вопросы встают перед старшими школьниками.

Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Человек, выбирающий свою будущую профессию должен достаточно чётко представлять ту профессиональную деятельность, в которую в будущем он  включит себя.

                           Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало:

27% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен  

16% – по совету родителей;

7% – под влиянием средств массовой информации;

11% руководствуются малозначительными факторами (хорошая зарплата, работа в офисе, по профессии родителей)

и только 39% подрост. выбирают профессию, ориентируясь на содержание деят-ти.

Сделать личностный выбор в профессиональном самоопределении – задача не из лёгких. Для  многих ситуация выбора оказывается стрессовой. Причины этого кроются в том, что он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям.

Задача родителей состоит в том, чтобы не навязывать ребёнку своё мнение, куда ему поступать, а в том, чтобы родители помогли  ребёнку определиться в выборе будущей профессии.

Первое, что надо решить – это какой путь избрать после 9 класса: продолжать общее образование в старшей школе или профессион. учреждениях.

В этой части выбора больше всего действует фактор «надо». 

В сегодняшних соц-экономических условиях первостепенное значение имеют:

  • социальный заказ, положение на рынке труда;
  • уровень материального обеспечения семьи;
  • возможности получения помощи в обучении;
  • условия оплаты труда в данной сфере;
  • местная инфраструктура профессионального образования.

Вторая часть задачи – выбрать ту профессию и специальность, которую ваш ребёнок хочет. Определить  её тип, класс, отдел «Я – хочу».

И третья часть выбора – учесть свои возможности «Я – могу»:

  • интересы, склонности;
  • успехи в учёбе и потенциальные способности;
  • свои сильные и слабые стороны;
  • состояние здоровья.

Итак, сознательный выбор профессии основывается:

  • на знаниях о мире профессий и выбираемой конкретной спец-ти;
  • на изучении своих интересов и способностей;
  • на знании своих сильных и слабых качеств;
  • на состоянии своего здоровья;
  •  на потребности  рынка труда;
  • на учёте материальных условий семьи.

Степень влияния родителей на профессиональный выбор ребёнка колоссальна. Причём, это влияние, не обязательно выражается в форме конкретного совета или указания. Часто оно носит косвенный характер: мимоходом высказанное мнение, личный профессиональный пример, отношение к каким-то конкретным профессиям и взаимоотношения с людьми как представителями профессий и многое другое.

Кроме того, многим подросткам трудно из-за робости и отсутствия необходимых навыков сделать какие-то конкретные действия, и в этом помощь родителей может быть незаменима.

Хочется предостеречь от категорических рекомендаций и указаний собственному ребёнку, особенно, если ваш вариант идёт вразрез с желаниями ребёнка!

Таким образом, к ошибкам выбора вашего ребёнка вы можете добавить свои ошибочные взгляды на эту проблему.

Наиболее частые ошибки профессионального выбора:

  • ориентация на престижность профессии;
  • ориентация исключительно на высокую заработную плату;
  • ориентация исключительно на комфортные условия труда;
  • снижение до минимума трудностей обучения;
  • следовательно, только указания родителей;
  • учёба за компанию, вместе с друзьями.

Родительская помощь ребенку в выборе образовательного маршрута может заключаться в следующем:

  • совет ребёнку;
  • приобретение необходимых справочников;
  • сбор информации об учебных заведениях.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

«Как стать группой поддержки своему ребёнку» 

  • В первую очередь найдите «золотую середину» между инициативой ребёнка и вашим активным участием, между  «Пусть всё решает сам!» и «Что он без меня решит!» Различайте, что он уже может, а чему ещё только учиться!
  • Важно выяснить, чем руководствуется ребёнок, выбирая профессию, не испытывает ли он внутреннего конфликта мотивов, не стремится ли к взаимоисключающим целям?
  • Если ваш ребёнок выбирает профессию, на которую сейчас у него пока нет внутренних ресурсов, - ваш долг помочь ребёнку реализовать пока ещё скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.
  • Помогите ребёнку соотнести профессиональные намерения с минусами профессии.
  • Помогите ребёнку сделать свой профессиональный выбор более конкретным – пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры.

         ==========================


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Правильный выбор профессии"

Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.   Человек, выбирающий свою будущую пр...

Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребёнка

Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребёнка...

Родительское собрание «Помощь семьи в правильном выборе профессии ребенка»

Материал для родителького собрания в 9 классе по проффесиональной ориентации учащихся...

Помощь семьи в правильном выборе профессии ребенка

Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни....

Родительское собрание «Помощь семьи в правильном выборе профессии ребенка»

Оказать помощь родителям в выборе будущей профессии девятиклассника....

Родительское собрание «Помощь семьи в правильном выборе профессии ребенка»

Известно, что юность – возраст самоопределения. Кем быть? Каким быть? Где я больше всего нужен и где мне будет интересно? Эти и подобные вопросы встают перед старшими школьниками.Выбор профессии...