Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребёнка
материал (10 класс) по теме

Мигаль Римма Алексеевна

 

Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskiy_lektoriy.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области »

Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребёнка

(Выступление на родительском лектории)

Подготовила:

Мигаль Римма Алексеевна,

кл. руководитель 10-б класса

2011 год

Известно, что юность – возраст самоопределения. Кем быть? Каким быть? Где я больше всего нужен и где мне будет интересно? Эти и подобные вопросы встают перед старшими школьниками.

Мир профессий велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый из нас стоял перед выбором и каждый  может вспомнить и рассказать о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассников  манят  десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений. И если тебе 15-17 лет, конечно, разобраться, какие из этих личностных качеств, способностей присутствуют у тебя, нелегко.

 Сделать личностный выбор в профессиональном самоопределении – задача не из лёгких. Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека», поскольку от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависят общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворённость работой, физическое и психическое здоровье, радость и счастье.

Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, - один из важнейших моментов, определяющих многое в жизни современного человека.

Огромное преимущество человека заключается именно в его возможности  выбора. Однако, с другой стороны, именно это и вызывает трудности – важно не ошибиться и правильно понять свои возможности, таланты и предпочтения.

Хорошо, когда ребёнок с детства мечтает об определённой профессии  – стать юристом или водителем – и не сомневается, что осуществит эту мечту. Конечно, у него не возникнут проблемы с выбором профессии. Но, как правило, у наших детей возникают трудности профессионального самоопределения. Одни не нашли в жизни ещё пока ничего интересного. У них нет никаких увлечений и из того, что их окружает в мире, их ничего не привлекает. Другие ребята, наоборот, интересуются всем: они одновременно занимаются в спортивных секциях, посещают несколько кружков и факультативов. Им не хватает свободного времени. Они очень активны и в учёбе, и в общественной деятельности. И как ни странно, у них всё везде получается! Но, к сожалению, и такие дети не могут определиться с тем, что им нравится больше, с чем им связывать свою дальнейшую жизнь. Для того чтобы ребёнок сделал выбор, необходимо помочь ему разобраться в себе.

Стихийный выбор профессии нередко приводит к неудовлетворённости человека своей жизнью. Работа становится неинтересной, что порой   даже приводит к нервным заболеваниям. Поэтому проблему выбора будущей профессии необходимо серьёзно обсудить с ребёнком, помочь ему разобраться в своих способностях, психологических особенностях и характеристиках профессии. Известный психолог Е.А.Климов разделил все профессии на пять групп в соответствии с использованным предметом труда, т.е. с тем, с чем человек непосредственно работает, это техника, природа, люди и т.д.

Человек – техника. Представители профессий этой группы связаны с обслуживанием техники, её ремонтом, установкой, наладкой, управлением транспортных средств. Сюда же относятся специалисты по производству и обработке металлов, механической сборке, монтажу электрооборудования, монтажу сооружений, конструкций, переработке продуктов сельского хозяйства. Для тех, кто  выбирает профессии этой группы, необходимо практическое мышление, дисциплина, аккуратность.

 Современные профессии: строительные специальности, архитектор, водитель, инженер, технолог, монтажник информационных сетей, автослесарь.

Человек – природа. Деятельность представителей этой группы связана с растительным и животным миром. Человек, который хочет связать свою судьбу с профессиями этой группы, должен не только любить природу,      но и прогнозировать изменения, которые могут произойти, быть всегда готовыми к непредвиденным ситуациям, т.к. все живое на земле развивается без выходных и праздничных дней. Необходимо быть уравновешенным, иметь способности к кропотливому труду, уметь самостоятельно принимать решения.

 Современные профессии: микробиолог, фармацевт, флорист, ландшафтный дизайнер, ветеринар.

Человек – знаковая система. Это группа, в которой объектом труда выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики. Для представителей этой группы необходимо умение абстрагироваться – отвлечься от реальных физических, химических свойств, уметь всё это оформлять схематически. Очень важно умение видеть реальные объекты, явления в схемах, графиках, т.е. умение читать чертежи. Для людей, выбирающих такие специальности, необходимо устойчивое внимание, умение сосредоточиться, выполнять монотонную работу.

 Современные профессии: экономист, корректор, переводчик, системный администратор, программист, топограф.

 Человек – человек. Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание людей. Он связан с управлением, руководством людьми. Специалистам, работающим в этой сфере, необходимо иметь такие качества, как: терпение, умение находить общий язык с разными людьми,  потребность в общении, отсутствие перепадов настроения, умение ставить себя на место другого человека, хорошая память.

Современные профессии: педагогические работники, официант, менеджер, страховой агент, продавец – консультант, администратор.

Человек – художественный образ.  К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературной и актёрской деятельностью. Профессии данной группы должны выбирать все  – таки люди, у которых есть определённые способности к тому или иному виду искусства. Также необходимо  творческое воображение, образное мышление.

 Современные профессии: дизайнер – модельер, дизайнер по интерьеру, режиссер, актер, журналист, музыкант, стилист.

И, конечно, делая выбор в профессиональном направлении, необходимо чётко представлять потребности рынка труда, интересоваться у специалистов службы занятости о вакантных местах в нашем регионе. Обязательно нужно познакомиться с теми среднеспециальными учебными заведениями и вузами, которые есть в нашем городе или регионе.

Вопрос о выборе профессии обязательно должен решаться совместно, на общем семейном совете, возможно с привлечением бабушек и дедушек. Но, уважаемые родители, помните, что вы можете только советами убеждать своего ребёнка. Ни в коем случае нельзя пытаться   действовать криками, угрозами, запретами даже в том случае, если вас не устраивает его выбор профессии. Ведь речь идёт всё – таки о будущем вашего ребёнка, и пусть он сам примет это решение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Роль семьи в ранней профессиональной ориентации дошкольников"

Доклад на родительском собрании о ранней профессиональной ориентации дошкоьников и роли родителей....

Родительская гостиная. Помощь семье в правильной профессиональной ориентации ребенка (10 класс)

Классикой в профориентации можно считать модель выбора профессии. Её упоминают практически в любой статье, в любом выступлении на тему профориентации. Данная презентация основана на трех китах в модел...

Помощь ребенку в правильной профессиональной ориентации.

Помощь  ребенку в правильной профессиональной ориентации....

Помощь классного руководителя в профессиональной ориентации воспитанников с девиантным поведением.

Профессиональное самоопределение - это одна из главных проблем в воспитании подростков с девиантным поведением. У них чаще, чем у других ребят, возникают проблемы профессионального выбора. В школе, пу...

"Помощь семьи в правильном выборе профессии ребёнка"

Методический материал для родительского собрания в 9 классе....