Родительское собрание "Правильный выбор профессии"
статья (10 класс) по теме

 

Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.

   Человек, выбирающий свою будущую профессию должен достаточно четко представлять ту профессиональную общность, в которую подрастающий человек в будущем включит себя.

   Количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным же исследований в нашем классе, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20-26 профессий. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен,  17 – по совету родителей, 9% - под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, хорошая зарплата, по профессии родителей, и только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание №6

«Правильный выбор профессии»

Цель: оказать помощь родителям в выборе будущей профессии старшеклассника.

 

 Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.

   Человек, выбирающий свою будущую профессию должен достаточно четко представлять ту профессиональную общность, в которую подрастающий человек в будущем включит себя.

   Количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным же исследований в нашем классе, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20-26 профессий. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен,  17 – по совету родителей, 9% - под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, хорошая зарплата, по профессии родителей, и только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности.

   Выбирая будущую профессию, старшеклассник, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизиологических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности.

   Для очень многих ситуация выбора оказывается стрессовой. Причины этого кроются в том, что, с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой – он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям.

   Специальность – это необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получить взамен приложенного им труда необходимые средства существования и развития.

   Профессия – официально указанное занятие, это группа родственных специальностей.

   Специальностей – тысячи, и для удобства ориентации в них нужна их классификация.  По признакам предмета, целей, средств и условий труда выделяются пять типов профессий: «человек – природа», «человек – техника», «человек – человек», «человек – знак», «человек – художественный образ».

   Вот на доске представлена «Карта мира профессий».

Итак, вам вместе с детьми предстоит сделать выбор: из десятков тысяч профессий и специальностей выделить одну – свою, которая, во-первых, может приносить удовлетворение, радость; во-вторых, доступна и посильна; в-третьих, нужна людям и обществу.

   В выборе ваших детей   должны  соединяться три «начала»: Я-хочу, Я-могу, я-надо.

   Выбор профессии – это оптимальное решение задачи, причем задачи со многими неизвестными, а иногда – приближенными, неверными данными. Поэтому не исключена ошибка. Но чем серьезнее вы отнесетесь к задаче, тем меньше будет вероятность ошибки, тем скорее вы достигните цели.

   Первое, что надо решить – это какой путь избрать после ( класса: продолжать общее образование в старшей школе или профессиональных учреждениях. В этой части выбора больше всего действует фактор «надо». В сегодняшних социально-экономических условиях первостепенное значение имеют:

  1. социальный заказ, положение на рынке труда;
  2. уровень материального обеспечения семьи;
  3. возможности получения помощи в обучении;
  4. условия оплаты труда в данной сфере;
  5. местная инфраструктура профессионального образования.

Вторая часть задачи – выбрать ту профессию и специальность, которую ваш ребенок хочет, определить ее тип, класс, отдел «я - хочу».

И третья часть выбора – учесть свои возможности «Я - могу»:

  1. интересы, склонности;
  2. успехи в учебе и потенциальные способности;
  3. свои сильные и слабые стороны;
  4. состояние здоровья.

Итак, сознательный выбор профессии основывается:

  1. на знаниях о мире профессий;
  2. на знаниях о выбираемой конкретной специальности;
  3. на изучении своих интересов;
  4. на изучении своих способностей;
  5. на знании своих сильных и слабых качеств;
  6. на состоянии своего здоровья;
  7. на учете ситуации, на рынке труда;
  8. на учете материальных условий семьи.

        

   Родителям важно знать, что степень их влияния на профессиональный выбор ребенка колоссальна. Причем это влияние не обязательно выражается в форме конкретного совета или указания. Часто оно носит опосредованный (косвенный) характер: мимоходом высказанное мнение, личный профессиональный пример, отношение к каким-то конкретным профессиям и взаимоотношения с людьми как представителями профессий и многое другое.

   Кроме того, многим подросткам трудно из-за робости и отсутствия необходимых навыков сделать какие-то конкретные действия, и в этом помощь родителей может быть незаменима.

   Хочется предостеречь вас от категорических рекомендаций и указаний собственному ребенку, особенно если ваш вариант идет вразрез с желаниями ребенка.  Таким образом, к ошибкам выбора вашего ребенка вы можете добавить свои ошибочные взгляды на эту проблему.

Наиболее частые ошибки профессионального выбора:

  1. ориентация на престижность профессии;
  2. ориентация исключительно на высокую заработную плату;
  3. ориентация исключительно на комфортные условия труда;
  4. снижение до минимума трудностей обучения;
  5. следовательно, только указания родителей;
  6. учеба за компанию, вместе с друзьями.

Уважаемые родители! Ваша помощь ребенку в выборе образовательного маршрута может заключаться в следующем:

  1. совет ребенку;
  2. приобретение необходимых справочников;
  3. сбор информации об учебных заведениях.

В 9 классе было проведено несколько классных часов посвященных профессиональной ориентации старшеклассников.

А в итоге мы провели анкету на выявление и оценку профессиональной направленности старшеклассников.

Цель была следующая: выявить и оценить профессиональную направленность, профессиональные интересы и профессиональные намерения девятиклассников, а так же оказать помощь детям в их подготовке к сознательному профессиональному самоопределению.

Ребятам предлагался бланк для ответов, зачитывалась инструкция, и давалось время на выполнение задания. На вопросы отвечали 14 человек. В нашем классе лидируют следующие профессии: бухгалтер, юрист, врач, психолог, механик, эколог. На вопрос Что привлекает вас в этой профессии,  были следующие варианты ответов: возможность что-либо создать своими руками, высокая материальная обеспеченность, подвижная работа и новые впечатления,  условия труда, возникновение сложных или даже опасных ситуаций, возможность профессионального роста, продвижения.

 

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

«Профессиональный маршрут вашего ребенка»

Уважаемые родители! Ваша помощь ребенку в выборе образовательного маршрута может заключаться в следующем:

- совет ребенку;

- приобретение необходимых справочников;

- сбор информации об учебных заведениях.

План ваших действий:

  1. Совет родителей, куда пойти после 9 класса:

- основной вариант;

- запасной вариант.

2. Приобретение в книжном магазине справочники: «Лицеи. Гимназии, школы и профессиональные училища г. Волгограда, «Колледжи, техникумы, училища г.Волгограда».

3. Изучите их внимательно вместе со своим ребенком. Даже если вы планируете, что ребенок будет продолжать обучение в 10 классе, необходимо сориентироваться в тех профессиях, которые можно получить в средних профессиональных учебных заведениях после 11 класса.

4. Соберите информацию о профессиональных учебных заведениях:

- какие профессиональные направления существуют в учебном заведении;

- какие экзамены надо сдавать,  какие оценки желательно при этом получить;

- узнать информацию о подготовительных курсах, их стоимости, начале занятий;

- насколько курсы повышают шанс поступления;

- как трудоустраиваются выпускники, если вашего ребенка не интересует высшее образование;

- есть ли платные формы обучения, какова их стоимость, условия поступления – экзамены или только собеседование;

- когда происходит сдача экзаменов, во сколько потоков, то есть будет ли у вашего ребенка возможность сдать экзамены еще куда-то, если в этом колледже он недоберет баллы.

 Всю полученную информацию необходимо обсудить с ребенком. Обращаем ваше внимание, что многие профессии можно получить в нескольких учебных заведениях, и поэтому для того, чтобы принять окончательное решение, необходимо посетить их все. Откладывать на конец учебного года эту работу нельзя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Выбор профессии"

Родительское собрание о выборе профессии, которое я проводила совместно с детьми, на которое приглашались завуч по УВР, и школьный педагог-психолог....

Родительское собрание "Выбор профессии"

Родительское собрание в 11 классе о выборе профессии, на которое я приглашала школьного педагога-психолога, и заместителя директора по УВР...

Методическая разработка родительского собрания "Выбор профессии - дело ответственное"

Профориентационная работа с родителями и школьниками.Родительское собрание "Выбор профессии - дело ответственное",10 класс, форма проведения - форум, используются современные образовательные технологи...

Родительское собрание "Выбор профессии - это серьёзно"!

Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь жизненный путь человека. На данном собрании родителей знакомят с некоторыми приёмами воспитательного взаимодействия с детьми...

Буклет к родительскому собранию "Выбор профессии - это серьёзно!"

Буклет прилагается к родительскому собранию "Выбор профессии - это серьёзно"!...

Выступление на родительском лектории «Выбор профессии»

Выступление на  родительском  лектории «Выбор  профессии»...

Родительское собрание: «Выбор профессии – основа жизненного успеха»

Из огромного множества профессий каждый ребенок должен выбрать одну, да еще такую, чтобы душа к ней лежала. Педагоги и родители должны помочь детям правильно определиться в своих интересах, способност...