классный час
классный час (5 класс)

Классный час о доброте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час на тему:

«Милосердие и доброта победят бесчеловечность».

Цель мероприятия: Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным; воспитание в детях доброты, привитие учащимся нравственных ценностей.

Оформление и оборудование: Книжная выставка: «Они помогают ценить хорошее»; изречения-плакаты: «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот кто не умеет делать зло»(В. Ключевский),

«Быть человеком – это чувствовать свою ответственность» (Сент-Экзюпери); стенд с фотографиями «Они в нас верят»; магнитофон с классическими записями; таблицы человеческих ценностей (на партах); два плаката, символизирующие два дерева без листьев (листья это качества присущие жестокому и хорошему человеку).

Ход мероприятия.

Выходит ученица и читает стихотворение:

            Добро и зло творить всегда

            Во власти всех людей.

            Но зло творится без труда,

            Добро творить трудней.

            Рождает птица птицу.

            От доброго-добро,

            От злого-зло родится.

Учитель: Ребята! Вы уже догадались, о чем сегодня пойдет речь. Да, мы будем говорить о добре и зле.

У человека есть всегда выбор, но основное назначение человека – творить добро, а для этого требуются усилия.

Л.Н.Толстой был прав, утверждая, что «добродетель начинается тогда, когда начинается усилие».

Все высокое и доброе имеет корни в наших поступках. А всегда ли поступки людей несут добро? Сейчас, ребята послушайте рассказ, а скорее историю, которые, к сожалению, не так редко происходят.

(На фоне медленной музыки):

Этот дом расположен на окраине города в малонаселенном районе. Живут там старые люди, приехавшие из разных уголков нашей страны. И причины их приезда сюда тоже, конечно же, совершенно разные: у одних никогда не было детей и поэтому, состарившись, они нашли прибежище здесь; другим не нашлось места в семьях их родных детей; третьи не смогли найти общего языка с невестками или внуками; четвертые… Впрочем, стоит ли перебирать все существующие причины? Предельно ясно, как солнечный день, что никто сюда от доброй жизни не сбегал.

Найти этот дом престарелых не так уж трудно. К нему от автобусной остановки ведет узенькая тропинка, пройдя по которой около двухсот метров, утыкаешься в двери серого двухэтажного здания. Окна его тусклы, отчего кажется, что от дома веет каким-то холодом. Вокруг него не растет ни деревца, ни единого кустика,

Нет даже клумб со цветами. Во дворе (если можно так назвать пространство перед домом, где нет и забора) по утрам и вечерам прогуливаются три-четыре пары старых людей, о чем-то меж собой переговариваясь. За ними иногда увязываются бродячие собаки, надеясь получить что-либо съестное, однако вскоре отстают.

Впрочем, старики не больно-то и обращают на них внимание, и собаки просто-напросто убегают дальше по улице, в поисках более приветливого места.

Самое любимое место стариков во дворе – та самая площадка, где асфальтовая дорожка соединяется с подбегающей от остановки тропинкой. Сядут они на груботесанные скамейки и подолгу сидят, задумчиво устремив свои взоры на дорогу, по которой проходят автобусы и легковые автомобили. Они кого-то отчаянно ожидают, но мало кто здесь бывает. Некогда их родственникам хотя бы изредка проведать своих родителей, бабушек, друзей… А если кто и приходит сюда, то всего лишь для того, чтобы оставить очередного престарелого на попечение санитарок и хозяек этого дома.

Вот на тропинке показалась молодая женщина, ведущая под руку старушку с большим узлом в руках. Эта женщина 25 – 30 лет вся пышет здоровьем и неуемной энергией, так что старушка еле поспевает за ней.

Она заикнулась было: «Доченька, нельзя ли потише, мне дышать трудно…» –Но в ответ услышала не терпящий возражения окрик:

– Мне к шести часам вечера надо быть уже дома! У одного из друзей Алеши сегодня день рождения.

Поняв, что дальнейший разговор бесполезен, старушка изо всех сил старалась не отставать от молодой женщины.

Ступив на крыльцо дома, женщина как-то просветлела и, облегченно вздохнув, громко произнесла: «Слава Богу, наконец-то, дошли!». Правда, вокруг не было никого, кто бы мог разделить ее радость. Назидательно сказав старушке: «Ты постой здесь, а я посмотрю, есть ли директор», – она, широко распахнув входные двери, поспешила внутрь здания. Однако, не успела старушка, сняв выцветший платок, даже пригладить сбившиеся в пути волосы, как услышала радостный голос:

– Давай, бабуля, пошли! Директор у себя. Но он куда-то спешит, поэтому надо побыстрее к нему.

Старуха поспешно взяла тяжелый узел в руки и пошла за женщиной.

Их встретил седоватый, небольшого роста, коренастый, приветливый мужчина около пятидесяти лет.

– Проходите, пожалуйста, садитесь, – сказал он, вставая со своего места, – я – хозяин этого дома. Кто такие будете вы?

Женщина вынула из сумочки какой-то сверток, небрежно завернутый в газету и положила перед директором на стол:

– Вот, читайте. Здесь, между прочим, все должно быть написано.

Директор, не говоря в ответ ни слова, взял со стола очки, вынул из кармана пиджака носовой платочек и не спеша, старательно протер стекло очков. Затем развязал тесемочку на свертке и, развернув находившиеся там документы, не поднимая глаз, спросил:

– Ханым, а вы кем приходитесь Марфуге əби?

– Как это кем? Дочерью, конечно.

– Дочерью? Извините, так она – ваша родная мать?

– Да, – ответила женщина, ничуть не смутившись, и в свою очередь спросила: – Что-то не в порядке с документами? Мне в соцобесе заверили, что «все в порядке».

– Конечно, конечно, «все в порядке», – полуиронически сказал директор, бросив взгляд на женщину, – только одно мне непонятно: на какое время, на сколько оставляете вы свою маму у нас?

И на этот вопрос у женщины был готов быстрый ответ:

– Дело здесь не во мне. Она сама сюда захотела.

– Да, да, – поддержала ее мать, – я сама напросилась. Захотела, чтобы дети жили посвободнее. Сколько разрешите, столько и буду жить.

Обрадованная поддержкой матери, женщина как бы воспрянула духом и добавила:

– Сколько раз мы с Алешей ее уговаривали остаться. Ни в какую не соглашается. Уперлась на своем, как деревенский бык. И все тут!...

– Сейчас мне все стало понятно, – сказал директор, тяжело вздохнув и опять вставая с места. – Теперь вы, ханым, можете спокойно уходить, а вы, бабушка, немного подождите…

Когда женщина, даже не попрощавшись, вышла из комнаты, директор подошел вплотную к старушке и спросил напрямую:

– Скажите мне честно, по своему ли желанию вы, все таки, пришли сюда?

– Да откуда такому желанию-то взяться, сынок! – ответила она дрожащим голосом. – После смерти моего мужа, дочь вместе со своим мужем переехали ко мне. С того самого дня я и не знала покоя. Вот уж более не смогла вынести обид и попросила к вам отвезти под старость лет. Так что, не обессудьте старуху.

Вопросы для обсуждения.

– Как вы думаете: чего же не смогла вынести старуха?

– Чем допекла ее собственная дочь?

Ученик 1: Оскорблений в свой адрес, неуважительности, бездушия, бессердечности.

Учитель: Как это можно назвать кратко?

Ученик 2: Безжалостность, жестокость.

Учитель: Как вы думаете, больше добрых или жестоких людей?

Ученик 2: Конечно же, добрых, доброжелательных, милосердных.

Ученик 3: Но ведь жестокость не появляется сама по себе, она должна иметь причины своего появления.

Учитель: Да, конечно! Мы должны рассмотреть причины, чтобы никогда не столкнуться, а столкнуться, то преодолеть их.

Мир устроен парадоксально. Во все времена мы говорим о том, что мир может спасти только доброта, а вокруг все больше жестокости.

Ученик 4: Сейчас даже самые маленькие дети видят по телевизору кровь и убийства. А ведь детская психология – самая восприимчивая. Война идет в настоящей жизни: взрываются дома, торговые точки, автотранспорт от рук террористов.

Ученик 5: Все чаще наши сверстники втягиваются а преступные группировки, секты, становятся жертвами, а кто и соучастниками преступлений.

Ученик 6: За последние 10 лет в мире убито в войнах более миллиона детей, 6 миллионов получили ранения, почти 30 миллионов превратились в беженцы.

Ученик 7: В Сараеве более половины детей были ранены, почти все подвергались смертельной опасности.

Ученик 8: В Анголе 67% детей стали свидетелями пыток, причем, среди пострадавших было много их родственников.

Ученик 9: В Руанде почти все дети осиротели, 16% из них выжили, прячась под трупами близких.

Учитель: Какие страшные цифры. Ребята, как вы думаете, какие чувства будут развиваться у этих детей?

Ученик 10: Агрессивность, злость. Становится страшно. По-настоящему страшно. Ведь никто из нас не знает, что было бы с ним, если бы пришлось такое испытать.

Учитель: И, так, одну из причин мы выделили.

Ученик 8: Это война.

Ученик 7: Влияние телевидения.

Ученик 10: Может идти из семьи.

Ученик 11: Неравенство, обнищание. А ведь любому хочется что-то иметь в жизни. Обидно, когда у одного много, а у другого нет. Это вызывает злость.

Учитель: Я думаю основные причины мы с вами узнали. А как бороться с тем чтобы зла, жестокости стало меньше. Это конечно зависит от самих себя.

Сейчас я предложу вам немного подумать. Перед вами лежит лист бумаги. В одной колонке напишите характерные черты жестокого, злого человека, а в другой – доброго, назовем его так, обыкновенного человека.

(Заполняют листочки)

Учитель: Я предлагаю эти качества записать на «листьях» и закрепить на соответствующем дереве.

Качества жестокого человека

Качества доброго человека

Агрессивность

Раздражительность

Нервозность

Мстительность

Отсутствие ласки и нежности

Бессердечность

Равнодушие

Конфликтность

Хамство

Цинизм

Хладнокровие

Холодность

Доброта

Ласка

Нежность

Забота

Сдержанность

Сострадание

Умение оказать помощь в любую минуту

Внимание

Неравнодушие

Веселость

Увлекательность

Образованность

Интеллигентность

Вежливость

Культурное поведение

Неконфликтность

Сердечность

Милосердие

Доброжелательность

Учитель: Посмотрите, ребята, какое красивое дерево, говорящее о добром человеке. Сколько хороших качеств оно содержит в себе.

Все высокое и доброе имеет корни в наших поступка. Подумайте, способны ли вы:

  • простить обиду;
  • поделиться последним с другом;
  • уступить слабому;
  • пожертвовать незнакомому человеку;
  • заботиться о стариках;
  • помочь;
  • утешить;
  • пожертвовать.

Ученик 11: Это высокие качества и им нужно учиться, думаю, каждый приложит усилия, чтобы быть достойным человеком.

Учитель: Монтель сказал: «Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред». Как вы это понимаете, ребята?

Ученик 12: Все нужно делать с добрым сердцем, и ничему ты не сможешь научиться, если в сердце твоем живет зло.

Ученик 13: Я думаю, что равнодушие и неучастие приведут к тому, что к тебе будут относиться так же.

Ученик 14: Мы все живем среди людей, зачем жить бесполезно, ведь жизнь складывается из хороших поступков, и в старости тебе будет о чем жалеть или не жалеть.

Ученик 15: Мне хочется прочесть известное стихотворение Киплинга. (читает стихотворение).

Учитель: Спасибо за стихотворение. Да, сильный характер радуется трудностям и улыбается неприятностям. Поэтому пусть трудно быть человеком с большой буквы, но в этом и смысл жизни.

          О, если ты покоен, не растерян,

          Когда теряют головы вокруг,

          И если ты себе остался верен,

          Когда в тебя не верит лучший друг,

          И если ждать умеешь без волненья,

          Не станешь ложью отвечать на ложь,

          Не будешь злобен, став для всех мишенью,

          Но и святым тебя не назовешь.

          И если ты своей владеешь страстью,

          А не тобою властвует она,

          И будет тверд в удаче и несчастье,

          Которым, в сущности, цена одна.

          И если ты готов к тому, что слово

          Твое в ловушку превращает плут,

          И потерпев крушенье, можешь снова –

          Без прежних сил – возобновить свой труд,

          И если ты способен все, что стало

          Тебе привычным, выложить на стол,

          Все проиграть и вновь начать сначала,

          Не пожалев того, что приобрел,

          И если можешь сердце, нервы, жилы

          Так завести, чтобы вперед нестись,

          Когда с годами изменяют силы

          И только воля говорит : «Держись!»,

          И если можешь быть в толпе собою,

          При короле с народом связь хранить,

          И, уважая мнение любое,

          Главы перед молвою не клонить,

          И если будешь мерить расстоянья

          Секундами, пускаясь в дальний бег, –

          Земля,  – твое, мой мальчик, достоянье!

          И более того, ты – Человек!

Учитель: Какие примеры из прочитанных произведений на тему милосердия вы можете привести?

– Герой рассказа Максима Горького Данко ради людей пожертвовал своим сердцем. Это поистине грандиознейший пример милосердия, человеколюбия!

– У В. Распутина есть произведение «Уроки французского», где учительница помогает ученику в голодные послевоенные годы. Этот рассказ автобиографичен. Сам писатель написал об этом в статье «Уроки доброты». Мне запомнились такие его строки: «…добро возвращается через много лет совсем с другой стороны, значит, тем больше оно обошло людей, и тем шире был круг его действия…»

– В рассказе А. Платонова «Неизвестный цветок» маленькая девочка Даша вместила в свою душу необыкновенную доброту к цветку, который вырос на пустыне. Её доброта передалась другим ребятам, и они засадили пустырь цветами, которые радовали всех людей своим разноцветьем и благоуханием.

– У А. Платонова есть необыкновенный герой – Юшка. Внешне он ничем не примечателен, люди даже издеваются над его беззлобностью и простотой. А какой души оказался этот человек! Он содержал на свои деньги бедную сироту, выучил её на врача. Особенно берут за сердце слова писателя. «…Юшка, человек, кормивший её с детства, никогда не евший сахара, чтоб она ела его…». Доброта его перешла на неё, и она бесплатно лечила всех больных в городе.

Учитель: А сейчас, я попросила бы вас вспомнить, какие высказывания о добре, милосердии вы знаете?

Ученик 1: Доброе дело – не забудется.

Ученик 2: Делая добро другим – себе помогаешь.

Ученик 3: Красота на один день – милосердие на век.

Ученик 4: Милосердие всегда кстати.

Ученик 5: Благо делающий никогда не пропадет.

Учитель: Молодцы!

Философы разных эпох размышляли на «вечные» темы. Поэтому осталось так много выражений о смысле жизни, о её ценности. Я предлагаю вам воссоздать эти выражения.

(Выражения на доске)

– Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука…(приносит вред).

– Вовсе не требуется всегда говорить полностью то, что думаешь, – это было бы…(полной глупостью)

– Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого…(знания людей)

– Всякая пошлость и глупость одного из нас отзывается страданиями на… (другом)

Учитель: Молодцы! Какие глубокие мысли. Надеюсь, каждый из вас сейчас задумался: а все ли у меня так хорошо? А обладаю ли я этими качествами? И постараться развить все положительные качества в себе. Быть внимательным к людям, уметь видеть в людях, прежде всего только хорошее.

Ученик 6: Конечно, мы тоже способны сделать мир добрее и сами помогать друзьям и знакомым в этом. Ведь мир прекрасен, и наслаждаться им должен каждый из нас. Думаю, каждому хочется жить в стране, где не страшно выйти на улицу, где вечером можно гулять по парку, где по телевизору показывают действительно, произведения искусства и где будем спокойны за жизнь своих будущих детей.

Учитель: Мне останется только пожелать, чтобы вы стали настоящими высоконравственными людьми, и чтобы на вашем пути встречались достойные люди.

Предлагаем отрывки из сочинений:

1. Старым, беспомощным людям нужно всегда помогать. Нельзя их оставлять без внимания и поддержки. Помогая им, надо думать о себе тоже: ты тоже стареть будешь, ты тоже можешь остаться завтра таким беспомощным. Если сделать доброе, хорошее дело, поможешь создать хорошее настроение, пожилые люди обрадуются, и тебе тоже станет приятно на душе.

2. Доброта – это не только желание что-либо сделать хорошее, доброта – это состояние человеческой души. Никто никого и никогда не может заставить сделать добро. Человек либо добр, либо нет. Все, что мы делаем, лежит на нашей совести. Я не могу и не хочу делать кому-либо неприятно и больно! Если даже придется страдать самой, я не оставлю беззащитные души в беде.

Учитель: В память о нашем мероприятии примите от нас памятку доброты:

« Жизнь дана на добрые дела»

  1. «Пока человек творит добро, ему не грозит опасность столкнуться с неблагодарностью» (Франсуа де Ларошфуко)
  2. «Главное – делать людям добро, пусть маленькое, но добро, каждый час. Чтобы своим существованием облегчать людям жизнь» (А.Лиханов)
  3. «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье» (Платон)
  4. «Хочешь жить для себя, живи для других» (Сенека)
  5. «Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым. Напротив себялюбец, эгоист - несчастлив» (И. С. Тургенев)
  6. «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы быть хорошими людьми» (Аристотель)
  7. «Добродетель есть особый строй души, позволяющий сохранить достоинства в отношении себя и других» (М. Финичи)
  8. «Любовь к родителям – основа добродетели» (Н. Радищев)
  9. «Вежливость – первая и самая приятная добродетель» (Г. Гейне)

Крылатые выражения.

  • Чувство благодарности приносит благодарность.
  • Никогда не делайте того, за что вам придется казнить себя.
  • Вы причиняете страдания себе и другим не только обижая, но и обижаясь.
  • Добрые слова дешево стоят, но дорого ценятся.
  • Чтобы изменить свою жизнь, надо изменить свои мысли.
  • Кто творит добро, тот процветает.
  • Мера душевного здоровья – это готовность во всем находить хорошее.
  • Чтобы получить прощение, надо научиться прощать.
  • Добрым поступкам – сердце раскрыто.
  • Недоброе слово, что огонь жжет.

Пословицы и поговорки.

  1. Доброе дело само себя хвалит.
  2. Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
  3. С добром жить хорошо.
  4. Добро худо переможет.
  5. Учись доброму – худое на ум не пойдет.
  6. Кто доброму учится, тот добром и живет.
  7. Жизнь дана на добрые дела.

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...