Программа родительского образования МБОУ КСОШ №2 на 2019-2020 гг.
учебно-методический материал

АФАНАСЬЕВА Елена Александровна

Программа родительского образования МБОУ КСОШ №2 на 2019-2020 гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_roditelskogo_obrazovaniya.docx36.83 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
          «Кулундинская средняя общеобразовательная школа №2»

Кулундинского района    Алтайского края

СОГЛАСОВАНО                                                                      УТВЕРЖДЕНО

методический совет школы                      приказом директора  от29.08.2019г № 50-Д

протокол № 5от 30.05. 2019г

ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО                ОБРАЗОВАНИЯ

«ШКОЛА ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА»

МБОУ КСОШ №2

2019-2020 учебный год

Разработана на основе программы родительского образования «Школа ответственного родительства»  / автор – составитель В.В. Зикратов, к.п.н..

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня как никогда прежде сопряжены государственные (представленные деятельностью образовательных учреждений) и семейные стороны воспитания. Социальное партнёрство школы с семьёй (педагоги – дети – родители) есть стратегическая связь, обусловленная равностью миссии (ст. 58 Конституции РФ) и равностью ответственности (Закон РФ «Об образовании) перед государством за воспитание будущего поколения. В Федеральном государственном образовательном стандарте СЕМЬЯ обозначена как базовая национальная ценность.

Законодательство РФ значительно расширило функции семейного воспитания, предоставив родителям право выбирать место и форму дошкольного, школьного, дополнительного образования, оказав поддержку альтернативной системе обучения.

В обществе произошла переориентация ценностных установок и  отношений, существенно дезориентировавшая и рассогласовавшая процессы воспитания в семье, школе, обществе. Новое содержание образования и новые технологии обучения, недостаточно знакомые родителям учащихся, а главное, не пропущенные ими в своё время через собственный учебный опыт, вызывают дополнительную напряжённость в отношениях семьи со школой. Суть этих напряжений – в тревоге родителей за успешность ребенка в учебе и росте недоверия к школе.

Изменившиеся социальные условия, разрушение однообразной школы советского периода, расслоение родительской массы на различные социальные группы с собственными образовательными запросами заметно обострили напряжённость взаимоотношений семьи и школы, родителей и детей, родителей и педагогов образовательных учреждений (ОУ).

Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания.

В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и пресловутой улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.

Под родительским образованием понимается обогащение знаний, установок и умений родителей, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнение родительских ролей в семье и обществе. Ответственность родителей – юридические и нравственные нормы, определяющие ответственность родителей перед государством и обществом.

Актуальность родительского образования в современных условиях подчеркивается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментальным ядром общего образования, а также рядом других источников. Специалистами в области работы с семьей подчеркивается правовой нигилизм родителей, понижение воспитательного потенциала современной семьи; фиксируется значительное количество ошибок семейного воспитания. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей», – утверждает В.А. Сухомлинский.

Вряд ли преувеличим, утверждая, что в питании детской души родительская и педагогическая любовь являются рядоположенными. Дефицит любви и внимания родителей, педагогов-воспитателей мстит за себя повсюду. Мера помощи, степень заботы тех и других все еще остаются в жизни ребенка недостаточными.

Ребенок только начинает самоутверждаться, требует к себе уважения, а мы, взрослые, становимся в позу: «Кто ты такой?». Ежедневные его сто тысяч «почему» раздражают нас. Любая его попытка привлечь к себе внимание обрывается строгим взглядом, замечанием. Забываем, что вопрос ребенка – это еще одна попытка понять мир, в котором он живет, и приоткрыть занавес мира взрослых, основанного на опыте, мудрости поколений.

Что стоит за неумением вашего ребенка или ученика прощать и забывать обиды, отсутствием понимания, сострадания, терпимости к человеку, отсутствием самоконтроля, навыков этикета и способности видеть себя со стороны в минуты гнева и обиды? Излишняя опека? Удовлетворение любого желания? Тепло, взаимопонимание, терпимость к любому поступку?

Как смириться с тем, что ваш образованный, ласковый, правдивый, не ведающий зла, считающий всех людей замечательными ребенок среди избалованных сверстников является чужим?

Дети – опора и наше утешение на склоне пути, в них источник семейного счастья, смысл жизни. Поэтому важно помочь нашим мальчикам и девочкам в самостоятельном преодолении глупостей и ошибок, не забывая об их потребностях, возможностях и способностях. Видеть мир глазами ребенка, наслаждаться его впечатлениями в осеннем лесу, зоопарке,  цирке – чрезвычайно важное условие питания нашей и детской души.

Почаще вспоминайте свое детство, чистое, наполненное благородным смыслом. Как созвучны радость, возвышенность, оптимизм нашего детства и мира растущего ребенка.

Воспитание, основанное на сопереживании, облагораживает, возвышает ребенка. А мы, родители, воспитатели, приобщаясь к светлому мира детства, делаем свою жизнь более полноценной.

Таким образом, необходимость возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин:

  • потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения);
  • инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия;
  • открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям.

Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной

  • с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка (подростка);
  • со спецификой процесса его личностного становления и профессионального самоопределения;
  • с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения.

Проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более  продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с образовательным учреждением.

Проблемное поле родительского образования родителей представлено следующими блоками:

1. Здоровье учащихся, коррекция отклонений, пропаганда здорового образа жизни, повышение стрессоустойчивости личности.

2. Обновление системного психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся образовательного учреждения в реализации ими воспитательной функции семьи.  

3. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанника в ситуации жизненного затруднения его семьи.

Принципы:

  • первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);
  • достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др.) факты);
  • практикоориентированности информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть практикоориентированной, доступной для использования в жизни);
  • взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей);
  • развития (личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности);
  • гуманизации отношений и общения;
  • системности воспитательных воздействий на ребёнка;
  • преемственности семьи и школы в становлении социокультурного опыта ребёнка;
  • сотрудничества по созданию Образа Человека.

Педагогическое (образовательное) сопровождение родителей в реализации воспитательной функции понимается как:

  • система, предоставляющая им ориентационное поле, в котором они осуществляют выбор оптимальных знаний и условий воспитания детей в семье;
  • особый способ деятельности по оказанию педагогической помощи родителям в решении проблем воспитания детей в семье, в преодолении социокультурных и психолого-педагогических проблем, связанных с воспитанием детей;
  • процесс совместного с родителями определения их целей, возможностей и путей достижения желаемых результатов в воспитании собственных детей.

Основными направлениями реализации предлагаемого проекта являются:

  • научное и программно-методическое обеспечение взаимодействия семьи и школы в процессе формирования личности ребёнка (подростка);
  • создание в регионе, в образовательном учреждении системы педагогического образования родителей;
  • формирование основ семейного воспитания у дошкольника и школьника;
  • вовлечение родителей в совместную деятельность по духовному, нравственному, трудовому, физическому воспитанию детей.

В предлагаемой программе родительского образования на теоретико-методологическом уровне обоснованы целостная система (региональная и образовательного учреждения) дифференцированного психолого-педагогического просвещения, адекватная современному социальному заказу характерных групп родителей учащихся и учитывающая реальные возможности современного образовательного учреждения, определены формы всеобуча, его научно-методическое обеспечение.

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

I КЛАСС

название

Время проведения

ответственные

Тема 1.

Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в I класс, или Вновь за школьной партой

Законы воспитания в семье. Какими им быть?

сентябрь

Гребенко Л.Г.

Шмидт И.И.

Тема 2.

Трудности адаптации первоклассников к школе. Как их преодолеть

сентябрь

Педагог –психолог

Гончарова О.Е.

Тема 3.

Формирование личности в младшем школьном возрасте

октябрь

Гребенко Л.Г.

Шмидт И.И.

Тема 4.

Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание первоклассника

декабрь

 Гребенко Л.Г.

Шмидт И.И.

Тема 5.

Учение – основной вид деятельности младшего школьника. Как родителям помочь ребенку в учебе

январь

Гребенко Л.Г.

Шмидт И.И.

Тема 6.

Игра и труд в жизни младшего школьника

февраль

Гребенко Л.Г.

Шмидт И.И.

Тема 7.

Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младшего школьника

март

Гребенко Л.Г.

Шмидт И.И.

Тема 8.

Увлекаемость и увлеченность детей младшего школьного возраста

апрель

Гребенко Л.Г.

Шмидт И.И.

Тема 9.

Организация семейного чтения

май

Гребенко Л.Г.

Шмидт И.И.

II КЛАСС

название

Время проведения

ответственные

Тема 1.

Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел во II класс

сентябрь

Сиденко Л.В

Еремина О.В.

Тема 2.

Индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста

октябрь

Педагог -психолог

Гончарова О.Е.

Тема 3.

Место детства в становлении личности. Ребенок – субъект детства

ноябрь

Сиденко Л.В

Еремина О.В.

Тема 4.

Самооценка младшего школьника

декабрь

Сиденко Л.В

Еремина О.В.

Тема 5.

Общение родителей с детьми младшего школьного возраста.  Воспитание ненасилием в семье

январь

Сиденко Л.В

Еремина О.В.

Тема 6.

Воспитание коллективизма в начальной школе

февраль

Сиденко Л.В

Еремина О.В.

Тема 7.

Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения

март

Сиденко Л.В

Еремина О.В.

Тема 8.

Детская агрессивность и ее причины

апрель

Сиденко Л.В

Еремина О.В.

Тема 9.

Семейные  традиции в организации жизнедеятельности  ребенка младшего школьного возраста

май

Сиденко Л.В

Еремина О.В.

III КЛАСС

название

Время проведения

ответственные

Тема 1.

Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в III класс

сентябрь

Вдовина Ю.В.

Машковская В.С

Тема 2.

Самосознание и образ «Я» младшего школьника

октябрь

Вдовина Ю.В.

Машковская В.С

Тема 3.

Секретный мир наших детей, или Ребенок и улица.  Как научить сына или дочь говорить «нет»

ноябрь

Вдовина Ю.В.

Машковская В.С

Тема 4.

Методы семейного воспитания. Наказание и поощрение в семье: за и против

декабрь

Педагог -психолог Гончарова О.Е.

Тема 5.

Десять ошибок в семейном воспитании, которые все когда-нибудь совершали

январь

Вдовина Ю.В.

Машковская В.С

Тема 6.

Семейный досуг: игры, домашние праздники, чтение

февраль

Вдовина Ю.В.

Машковская В.С

Тема 7.

Страхи детей и пути их преодоления

март

Вдовина Ю.В.

Машковская В.С

Тема 8.

Вот и стали мы на год взрослей

май

Вдовина Ю.В.

Машковская В.С

IV КЛАСС

название

Время проведения

ответственные

Тема 1.

Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в IV класс

сентябрь

Затонская Е.А.

Штырёва Г.В.

Тема 2.

Организация свободного времени детей младшего школьного возраста

октябрь

Затонская Е.А.

Штырёва Г.В.

Тема 3.

Телевизор: помощник или враг?

ноябрь

Педагог-психолог Гончарова О.Е.

Тема 4.

Ребенок среди сверстников.  Детская агрессивность, ее причины и последствия.

декабрь

Затонская Е.А.

Штырёва Г.В.

Тема 5.

Диалог младшего школьника со взрослым как способ понять мир и самого себя.

январь

Затонская Е.А.

Штырёва Г.В.

Тема 6.

Развитие у детей самостоятельности, важной для дальнейшего обучения .

март

Затонская Е.А.

Штырёва Г.В.

Тема 7.

«Прощай, начальная школа»

май

Затонская Е.А.

Штырёва Г.В.

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

V КЛАСС

название

Время проведения

ответственные

Тема 1.

Возрастные особенности подростка

сентябрь

Педагог -психолог Гончарова О.Е.

Тема 2.

Развитие внимания  и памяти школьника

октябрь

Гончарова Е.В.

Гончарова О.Е.

Тема 3.

Особенности темперамента школьника-подростка

ноябрь

Гончарова Е.В.

Гончарова О.Е.

Тема 4.

Мотив как регулятор поведения

декабрь

Гончарова Е.В.

Гончарова О.Е.

Тема 5.

Формирование самосознания подростка

январь

Гончарова Е.В.

Гончарова О.Е.

Тема 6.

Социализация ребенка в семье

февраль

Гончарова Е.В.

Гончарова О.Е.

Тема 7.

Ценности современного подростка

март

Гончарова Е.В.

Гончарова О.Е.

Тема 8.

Здоровый ребенок – здоровое общество

апрель

Гончарова Е.В.

Гончарова О.Е.

Тема 9.

Конвенция ООН «О правах ребенка». За что ставят на учет в полицию

май

Гончарова Е.В.

Гончарова О.Е.

VI КЛАСС

название

Время проведения

ответственные

Тема 1

Формирование воли шестиклассника. Свободное время - для души и с пользой, или Чем занят ваш ребенок?

сентябрь

Субботина В.В.

Шамкина Т.А.

Тема 2

Воспитание характера школьника

октябрь

Субботина В.В.

Шамкина Т.А.

Тема 3

Самооценка школьника-подростка

ноябрь

Субботина В.В.

Шамкина Т.А.

Тема 4

Взаимодействие с тревожными детьми

декабрь

Субботина В.В.

Шамкина Т.А.

Тема 5

Ориентация школьников на ценности семьи

январь

Субботина В.В.

Шамкина Т.А.

Тема 6

Нравственное развитие школьников

февраль

Субботина В.В.

Шамкина Т.А.

Тема 7

Проблемное поведение подростков

март

Субботина В.В.

Шамкина Т.А.

Тема 8

Общение в семье

апрель

Педагог-психолог Гончарова О.Е.

Тема 9

Детское общественное объединение

май

Субботина В.В.

Шамкина Т.А.

VII КЛАСС

название

Время проведения

ответственные

Тема 1.

Воспитание детей в семье

сентябрь

Адильметова С.Ю.

Афанасьева Е.А.

Тема 2.

Социализация личности

октябрь

Адильметова С.Ю.

Афанасьева Е.А.

Тема 3.

Межличностное общение подростков. . Как уберечь подростка от насилия?

ноябрь

Адильметова С.Ю.

Афанасьева Е.А.

Тема 4.

Агрессивный ребенок – причины появления проблемы. Физическое насилие и его влияние на развитие ребёнка

декабрь

Педагог-психолог Гончарова О.Е.

Тема 5.

Проблемное поведение подростка

январь

Адильметова С.Ю.

Афанасьева Е.А.

Тема 6.

Ориентация подростка на социально значимые ценности

февраль

Адильметова С.Ю.

Афанасьева Е.А.

Тема 7.

Эстетическое воспитание подростка

март

Адильметова С.Ю.

Афанасьева Е.А.

Тема 8.

Право, ребенок и его окружение

апрель

Адильметова С.Ю.

Афанасьева Е.А.

VIII КЛАСС

название

Время проведения

ответственные

Тема 1.

Духовные ценности семьи

сентябрь

Камарда Е.П.

Кроневальд О.А.

Тема 2.

 Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения

октябрь

Камарда Е.П.

Кроневальд О.А.

Тема 3.

Содружество школы и семьи

ноябрь

Камарда Е.П.

Кроневальд О.А.

Тема 4.

Детско-родительские отношения

декабрь

Камарда Е.П.

Кроневальд О.А.

Тема 5.

Воспитание толерантности  подростка

январь

Камарда Е.П.

Кроневальд О.А.

Тема 6.

 Суициды как крайняя форма отклоняющегося поведения

февраль

Педагог-психолог Гончарова О.Е.

Тема 7.

Общение родителей с детьми

март

Камарда Е.П.

Кроневальд О.А.

IX КЛАСС

название

Время проведения

ответственные

Тема 1.

Культура общения подростка

сентябрь

Азизова Ю.В.

Ерёменко В.С.

Тема 2.

Патриотическое воспитание школьников

октябрь

Азизова Ю.В.

Ерёменко В.С.

Тема 3.

Путь к согласию, или как разрешить конфликт

ноябрь

Педагог-психолог Гончарова О.Е.

Тема 4.

Развитие эстетической культуры подростков

декабрь

Азизова Ю.В.

Ерёменко В.С.

Тема 5.

Мотив как регулятор поведения

январь

Азизова Ю.В.

Ерёменко В.С.

Тема 6.

Ориентация школьников на ценности семьи

февраль

Азизова Ю.В.

Ерёменко В.С.

Тема 7.

Ребенок и милиция

март

Азизова Ю.В.

Ерёменко В.С.

Тема 8.

 Как научится быть ответственным за свои поступки?

апрель

Азизова Ю.В.

Ерёменко В.С.

СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

X КЛАСС

название

Время проведения

ответственные

Тема 1.

Психологические особенности развития личности старшеклассника

октябрь

Клименко Н.Н.

Тимохина Л.Н.

Тема 2.

Ценностные ориентиры современных старшеклассников

ноябрь

Клименко Н.Н.

Тимохина Л.Н.

Тема 3.

Роль семьи на этапе самоопределения старшего школьника

декабрь

Клименко Н.Н.

Тимохина Л.Н.

Тема 4.

Стили и методы воспитания старшеклассника в семье

февраль

Клименко Н.Н.

Тимохина Л.Н.

Тема 5.

Жизненные сценарии детей. Профессиональная ориентация  старшеклассников

март

Педагог-психолог Гончарова О.Е.

XI КЛАСС

название

Время проведения

ответственные

Тема 1.

Вечер вопросов и ответов «Закон и ответственность». Консультация специалистов по вопросам в области права.

сентябрь

Малахова А.И.

Тема 2.

Толерантность - часть нравственной культуры человека?

октябрь

Малахова А.И

Тема 3.

Оказание помощи старшему школьнику в период сдачи ЕГЭ

ноябрь

Педагог-психолог Гончарова О.Е.

Тема 4.

Правила поведения родителей одиннадцатиклассников

декабрь

Малахова А.И

Тема 5.

Профессиональные намерения и возможности  учащихся класса.

январь

Малахова А.И

Тема 6.

Роль самооценки в формировании личности.

февраль

Малахова А.И

Тема 7.

 Алкоголизм - повод, причина... и последствия.

март

Малахова А.И

Тема 8.

Хорошие родители. Какие они?

апрель

Малахова А.И

Тема 9.

Дороги, которые мы выбираем.

май

Малахова А.И


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План реализации программы развития МБОУ "СОКШ №4" на 2019-2020 год.

План реализации программы развития МБОУ "СОКШ №4" на 2019-2020 год....

План проведения Недели русского языка и литературы в МБОУ «Будницкая ОШ» в 2019-2020 учебном году (16 марта -20 марта).

План проведения Недели русского языка и литературы в МБОУ "Будницкая ОШ" в 2019-2020 учебном году....

План реализации программы развития МБОУ «СОКШ №4» на 2019-2020 учебный год

План реализации программы развития МБОУ «СОКШ №4» на 2019-2020 учебный год...

Удовлетворенность родителей работой МБУДО ЦДТ и педагога дополнительного образования 2018-2019 учебный год, 2019-2020 учебный год, 2020-2021 учебный год

Удовлетворенность родителей работой МБУДО ЦДТ   и педагога дополнительного образования  2018-2019 учебный год,  2019-2020 учебный год, 2020-2021 учебный год...

Программа дополнительного образования по рисованию "Палитра" (бюджет) 2019-2020 уч.года

Программа рассчитана на один год обучения:Обучение детей  5-6 лет - 1 раз в неделю,в год 36 часовОбучение детей 6-7 лет - 2 раз в неделю, в год 72 часа...

Аннотация к программе дополнительного образования по рисованию "Палитра" (бюджет) 2019-2020 уч.года

Данная программа основана на программе: Копцевой  Т.А. «Природа и художник. Художественно – экологическая программа по изобразительному искусству».Старшая группа -36 часовПодгот...