Классный час на тему "Школа - пространство толерантности"
классный час (7 класс)

Лариса Сергеевна Мамаева

Классный час на тему: "Школа - пространство толерантности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_shkola_tolerantnosti.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование «Родионово-Несветайский район»

с. Плато-Ивановка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Родионово-Несветайского района

«Платово-Ивановская основная общеобразовательная школа»

(МБОУ «Платово-Ивановская ООШ»)

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:

 "ШКОЛА -

ПРОСТРАНСТВО

 ТОЛЕРАНТНОСТИ"

Классный руководитель 7 класса:

Мамаева Лариса Сергеевна

с. Плато - Ивановка

2018 - 2019 уч. год

Классный час на тему: "Школа - пространство толерантности"

Цель: знакомство учащихся с понятием "толерантность", его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.

Задачи:

Образовательная:

  • Содействовать усвоению учащимися понятия «толерантность» и его синонимов
  • Помочь учащимся понять, почему очень важно уважать окружающих.
  • Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

Развивающая:

  • Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
  • Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

Воспитательная:

  • Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, к друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

Оборудование: раздаточный материал, мультимедийное оборудование, фонограмма песни Ксении Ситник «Мы вместе», мультфильм «Ежик должен быть колючим».

План классного часа:

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

2. Введение в тему.

3. История понятия толерантность.

4. Упражнения на закрепление понятия "толерантность"

5. Итог.

Ход мероприятия

І Организационная часть

Вступительное слово учителя.

 Добрый день, ребята и уважаемые гости! Сегодня мы собрались в нашем классе на очередное классное собрания, для того, чтобы стать еще добрее и внимательнее друг к другу; мы с вами познакомимся с понятием «толерантность» и попытаемся сделать вывод о том, насколько толерантны мы уже сегодня.

ІІ. Введение в тему. Одной из черт толерантности является доброжелательность и внимание к окружающим.

Давайте поприветствуем проявим внимание друг друга как это делают представители разных народов:

      - поклониться (Япония);

      - пожать руку самому себе (Китай);

      - слабо пожать руку друг другу, стоя на большом расстоянии    

     (Великобритания);

 - сильно пожать руку друг другу, стоя на близком расстоянии

     (славяне);

- левой рукой взяться за ухо, правой снимаем шляпу и показываем язык

    (тибетцы);

        - и, наконец, поприветствуем наших гостей, радушно махая рукой, как

           это делают во всем мире.

   Ребята, а для чего люди здороваются? (Правильно, для того, чтобы пожелать друг другу здоровья, а значит, благополучия, радости и счастья.)

ІІ . История понятия толерантность.

  1. Слово учителя. А для того чтобы нам лучше разобраться, что же такое «толерантность, я предлагаю вам послушать известную песню Ксения Ситник – «Мы вместе»
  • Как вы думаете о чем эта песня?
  • О какой семье идет речь в этой песне
  • Почему песня которую исполнила К. Ситник заняла первое место в на Евровидении?

- Класс – это маленькая семья. И хотелось бы. Чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ссор и ругани. А что же для этого нужно, ребята? …Правильно: уважение и терпение друг к другу, полноценное и равноправное общение, оказание помощи, внимательное отношение к трудностям окружающих – вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества. А главное  человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой иокружающими.

      2. Работа с понятием.

 А) Слово «толерантность» имеет почти одинаковый смысл в различных языках:

           - в английском – готовность быть терпимым;

           - во французском – терпение и уважение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;

           - в китайском – быть по отношению к другим великолепным;

           - в арабском – милосердие, терпение, сострадание;

           - в русском – умение принять другого человека таким, какой он есть.

        Толерантность – это качество личности, оно проявляется, когда взаимодействуют два и более человека, и эти люди чем-то отличаются друг от друга: взглядами, поведением, вкусами. Толерантным будет считаться тот человек, который принимает другого таким, какой он есть.

         Б) Предлагаю рассмотреть это понятия посредством мультфильма «Ежик должен быть колючим».

  • Что хотят сделать с ёжиком его близкие?
  • Почему? 
  • Правильно ли поступали они?
  • Важны ли эти отличия?
  • Как вы думаете, о чем этот мультфильм?

По-моему, к ситуации показанной в мультфильме,  как нельзя лучше подходят слова Антуан де Сент-Экзюпери. «Если я чем - то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а напротив одаряю.»                                                    

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Ребята, а теперь посмотрите на этот слайд. Напоминает ли он иногда эпизоды из нашей школьной жизни?

                                       Да, очень часто

  • Почему мальчику грустно, как вы думаете?
  • А что надо сделать что бы помочь ему? (поговорить с ним. Узнать в чем причина его плохого настроения. Помочь)

К сожалению, нередко нетерпимость, жестокость начинаются с детства, с отношений между одноклассниками в классе, когда человека, чем-то выделяющегося, непохожего на других, готовы заклевать. Предметом нетерпимости в школе может выступать как особенности его внешнего вида, так и его интересы, увлечения, привычки.

Мы ведь очень разные, но должны жить в мире.

ІІІ. Упражнения на закрепление понятия "толерантность"

Что бы еще лучше разобраться в понятии «толерантность» я предлагаю игру «Я один такой, потому что…»

 Каждый человек неповторим и у каждого из нас есть свои отличительные черты, свои личные особенности, свой характер и темперамент. И в связи с этим давайте поиграем. Каждый из вас встает и говорит свою отличительную черту, начиная со слов: «Я один такой, потому что…» (Проводится игра)

     - Какой мы можем сделать вывод? (Все люди разные, но индивидуальные качества дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир. А если бы все были одинаковыми, то было бы не интересно.)

2. Игра «Самый – самый»

Хотелось бы только узнать кто же у нас «Самый – самый». Я предлагаю вам встать со своих стульев. А теперь сядет самый высокий и самый низкий член группы. А теперь сядут те из оставшихся участников, у которых самые темные и самые светлые волосы. Затем садятся самый старший м самый младший из оставшихся. Теперь сядут те, кто любит делать поделки. Кто любит играть в футбол садятся теперь. Кого мама называет самой или самым лучшим помощником (и так далее, пока все участники не сядут на свои места). Когда все участники сядут на стулья, ведущий говорит им, что выходит, что они все – «самые- самые». Затем группа переходит к обсуждению.

IV Подведение итогов

  1. Люди рождаются на свет разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты мог понимать,

Нужно терпенье в себе воспитать.

Задание «Давайте пофантазируем…»

Учитель:  А теперь представим себе, что наступит время, когда все люди на земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т.д.)

  • Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
  • Хорошо или плохо, что мы все разные?
  • Как жить в мире, где столько разных людей?

Учащиеся приходят к выводу, что различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.

Учитель: (слайд) Давайте вспомним «Черты толерантной личности»

      1.Терпение.                                       

            2. Доверие.

            3.Умение не осуждать других.

            4. Умение слушать.

            5. Способность к сочувствию.

     6. Чувство юмора.

     7. Умение владеть собой.

     8. Доброжелательность.

- Как вы понимаете каждое из этих качеств?

- Вы можете себя назвать толерантной личностью.

-А как вы думаете это все черты толерантной личности?

Природа неспроста одарила нас таким многообразием самых противоречивых и в то же время прекрасных качеств. Именно это делает нас уникальными и такими ценными для окружающих.

Задание «Дерево толерантности»

Для закрепления всего того нового что мы узнали сегодня давайте создадим наше «Дерево толерантности»

 Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными. (Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.)

  1. V. Заключительное слово учителя.

В конце мне хочется сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.

 И последний вопрос на сегодня, а есть ли такое правило которое всегда позволяет поступать правильно по отношению к другим?

Да! Это правило называется «Золотое правило  морали». А звучит оно так «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовой классный час "Не конфликтность, уважение, толерантность"

      Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-п...

Классный час "16 ноября- День толерантности!"

материалы  для классного часа,посвященного Дню толерантности в России(16 ноября)...

Классный час "16 ноября - День Толерантности"

Показать многоаспектность понятия «толерантность;Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию;Стимулировать воображение участников ...

Классный час по теме: " Пространство толерантности".

Классный час по теме: " Пространство толерантности"....

Классный час "Школа - правовое пространство" (деловая игра)

Классный час "Школа - правовое пространство" (деловая игра)...