Воспитательная программа "Развитие творческой личности на основе принципов гуманизма"
статья (5 класс)

В данной программе описана система воспитания учащихся 5-9 классов. Опыт работы классного руководителя позволил мне разработать свою концепцию воспитания учащихся согласно желаемой модели выпускника.

Модель выпускника – здоровая, творчески развитая, социально-ориентированная личность, способная к самореализации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Развитие творческой личности на основе принципов гуманизма» Воспитательная система

Пояснительная записка

За годы работы мною сделано несколько выпусков. Опыт работы классного руководителя позволил мне разработать свою концепцию воспитания учащихся согласно желаемой модели выпускника.

Модель выпускника – здоровая, творчески развитая, социально-ориентированная личность, способная к самореализации.

Чтобы прийти к данной модели, тщательно продумывались цели и задачи воспитания на каждом этапе, соответственно им планировались мероприятия и проекты. При планировании опиралась на социальный паспорт класса, образовательный уровень родителей, их заказ. Воспитательный план обязательно обсуждался на родительском собрании и разрабатывались совместные с родителями мероприятия.

Исходя из знакомства с классом и его социальным паспортом, видно, что роль семьи в воспитании и социализации детей низкая. Образовательный уровень родителей низкий, много неполных семей. Кроме этого, сказывается высокая занятость родителей или их безработица. Эта ситуация порождает внутренние конфликты и проблемы у детей: проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с социумом, с другими людьми. Среди моих пятиклассников есть дети, уже имеющие негативный опыт отношений с миром. Внешний мир: социальная среда поселка проблемна, много вокруг асоциальных элементов, подростков-наркоманов, молодых людей, не решивших проблему самоопределения, не занятых ничем. Хотелось бы воспитать стойкого человека, который сам сделает свой правильный выбор.

Определяя свою концепцию, я исходила из идеи Человека, сложившейся в современной философии: основное предназначение человека - максимально реализовать свою человеческую сущность, индивидуальность, быть самим собой или стать "тем, что я есть". Согласно этой точке зрения, каждый человек исполняет свое конечное, всеобщее и индивидуальное предназначение, реализуя себя таким, какой он есть. Также исхожу из того, что сущность человека нейтральна, но она формируется не в результате внешних воздействий, а является результатом внутренней работы по самосозиданию. При этом позитивная актуализация не гарантирована, если у ребенка не вырабатывается умение самостоятельно делать выбор и нести ответственность за него. Следовательно, задачей воспитания является прежде всего предоставление ребенку возможности пробовать, учиться на собственных ошибках, выбирать, предвидя последствия своего выбора.

Именно такой подход лежит в основе предлагаемой концепции воспитания.

Итак, опираясь на гуманистические идеи и ценности, можно сказать, что в идеале человек, живущий в современном обществе, должен уметь самостоятельно строить свою жизнь, неся ответственность за нее. Это предполагает, что он:

• Уверен в себе, не боится и умеет постоянно расширять свои возможности.

• Способен к самообразованию.

• Умеет принимать решения и достигать результата в соответствии с поставленной целью.

• Легко приспосабливается к меняющейся социальной ситуации без больших моральных издержек.

• Умеет брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя права и свободы других.

• Умеет быть терпимым к другому, отличному от него.

Цели воспитания, таким образом, заключаются в том, чтобы научить ребенка социальным умениям:

• быть счастливым в своей жизни;

• развивать свои силы и способности;

• адекватно оценивать свои силы и находить возможности их применения;

• контролировать себя;

• быть готовым к будущим обязанностям гражданина;

• приспосабливаться к новым социальным условиям;

• быть успешным в выбранной деятельности;

• понимать и принимать других.

Способы достижения целей:

Участие детей в управлении школой и классом (самоуправление). Это предполагает:

• совместное формулирование и принятие правил жизни класса;

• совместное (с педагогами) принятие ответственных решений, касающихся жизни класса и отдельных ее членов;

• самостоятельное планирование внеучебной совместной деятельности;

• гласность жизни класса;

Создание возможностей для проявления творчества детей в школе:

• творчество в процессе обучения ( на уроках);

• творчество после уроков: детские коллективы, кружки, коллективные творческие дела;

• возможности проявления и осуществления любой творческой инициативы.

Организация совместной деятельности, предметом которой являются самопознание и саморазвитие:

• проведение классных часов, на которых обсуждаются наиболее типичные для детей различного возраста проблемы и способы решения их;

• проведение психологических обучающих занятий с целью просвещения;

• создание условий, в которых учащиеся могут приобретать новый социальный опыт, выходя за рамки принятых социальных ролей;

• проведение игр, моделирующих различные проблемные ситуации, требующие проявления инициативы и ответственности.

Условием достижения сформулированных целей является профессиональная готовность педагога:

• учитывать развитие прирожденных задатков

• создавать условия, направляющие развитие прирожденных задатков

• предоставлять ребенку возможность свободно проявлять свои индивидуальные особенности

• предоставлять ребенку возможность свободно выбирать и пробовать

• предоставлять ему возможность знакомиться с разными культурами, точками зрения и версиями

• слушать ребенка и давать ему возможность самостоятельно принимать решения

• согласовывать с ребенком свои действия, чтобы он понимал, почему ему надо делать то или другое

• создавать условия, чтобы ребенок мог осознанно следовать правилам

• включать ребенка в создание правил, которым он должен следовать

На основании данной концепции с учетом социального паспорта составлялся план воспитательной работы для 5 по 9 класс. Учитывались возрастные особенности учащихся, мероприятия планировались соответственно целям и задачам. В воспитательной работе использовались методика коллективных творческих дел (КТД), индивидуальный подход к ребенку, создание самоуправления в классе, развитие творческих способностей, метод проектов. За эти годы реализованы несколько совместных проектов в воспитательной деятельности:

Основные проекты сроки класс результат

«Достойный старт» (в течение года) 5 класс 1 место по школе,

награждены путевкой на Байкал

«Тимуровцы XXI века» апрель-май. 6 класс Благодарность от ветеранов- тружеников тыла

«Мы за экологию языка» февраль. 8 класс Меньше стало нецензурных выражений (анкетирование). По итогам года

1 место в школьном конкурсе «Лучший ученический коллектив»

«Будущее – в твоих руках» проект по профориентации  9 класс реализуется

Общешкольный проект «Школьная газета». Редколлегия (активисты из 5-11 классов) реализуется

Этапы реализации программы:

1 этап:– 5 класс.

«Рождение»

Цель: сплочение коллектива класса, формирование творческой активности учащихся;

Форма деятельности – выпуск классной газеты «Пятиклассник».

Выпуск газеты, кроме вышесказанного, преследует решение нескольких важных задач в развитии младшего подростка:

- развитие творческих способностей;

- привитие пользовательского навыка работы на компьютере;

- воспитание ответственности, сотрудничества, требовательности к себе;

- формирование умений планировать, анализировать, контролировать, оценивать, прогнозировать;

- выявление и развитие личностных способностей каждого ученика;

- объединение класса общим делом;

2 этап - 6-7 классы. «Становление»

Цель: выработка ответственности, умения планировать, анализировать свои поступки.

Форма организации классных дел: проектная деятельность.

Выпуск классной газеты.

Оформление фото и видеолетописи класса .

3 этап - 8-9 классы.

«Самоопределение»

Цель: воспитание самостоятельности в делах, повышение творческой активности, определение профиля.

Формы деятельности: тематические беседы, психологические тренинги, посещение Ярмарки профессий, встречи со специалистами.

Проведение работы по подготовке к выбору профиля 10 класса: это касается, во-первых, определения профиля каждого ученика, во-вторых, психологический настрой подростков.

4 этап - 10 класс.

«Переосмысление»

Цель: содействие процессам саморазвития, самопознания учащихся, их нравственной самореализации, профессионального самоопределения.

Форма деятельности: работа органов самоуправления, классные часы;

5 этап - 11 класс.

«Самореализация»

Цель: создание условий для самореализации учащихся

Форма деятельности: организация спецкурсов, уголка выпускника, создание банка данных профессий.

6 этап – выпускники

« Саморегуляция»

Цель: отслеживание успешности самореализации выпускников.

Форма деятельности: встречи выпускников, сайт класса, наблюдение

Результативность воспитательной системы

В классе царит здоровая доброжелательная творческая атмосфера. Учащиеся любят школу, стремятся своей учебой, общественной активностью, высоким духовно-нравственным содержанием, спортивными достижениями преумножать славу школы.

В течение учебы  учащиеся стали победителями школьных конкурсов, спортивных состязаний, творческих мероприятий.

Учащиеся класса - неизменные участники городских игр, интеллектуальных марафонов, творческих конкурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой личности ребенка принципами личностно-ориентированного педагогического подхода.

В моей практике постоянно встречаются дети, которые не теряют интереса к изобразительной деятельности на протяжении всех ...

Программа воспитательной работы "Развитие творческой личности в классном коллективе" 10 - 11 класс классе"

Данная программа расчитана на два года: 10 и 11 класс. Ее содержание предполагает примерную тематику классных часов, родительских собраний, совместных мероприятий с родителями, классных собраний. Запл...

Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания как путь формирования творчески активной способной к саморазвитию личности на основе “альтернативных ситуаций”

Данная статья подробно раскрывает сущность творческого мышления, его особенности и отличия от критического типа мышления. Поэтому одной из целей является формирование личности творчески активной, спос...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ  (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ СОШ С УИОП №16 Г. КОМОСОМЛЬСКА-НА-АМУРЕ)Происх...

Формирование активной личности как основа воспитательного процесса

Формирование  активной  личностикак  основа  воспитательного   процесса   Воспитание  социально  активной   личности,   разв...

Из опыта работы "Система творческих заданий как основа формирования качеств творческой личности"

В работе представлена система творческих заданий по музыке, используемых в урочное и внеурочное время с целью развития творческого потенциала учащихся и формирования качеств творческой личности. Залог...