Классный час "Калязинское кружевоплетение"
классный час (7, 8, 9 класс)

Мельникова Марина Владимировна

Классный час по краеведению "Калязинское кружевоплетение" содержит материал о возникновении старинного ремесла на территории Каплязинского Троицкого монастыря в 1654 году, о его развитии вплоть до начала 20 века, о сохранении секретов этого ремесла работниками Дома ремёсел.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Классный час по краеведению23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Калязинское кружево.

Классный час.

Цель: 

            привлечь внимание учащихся к истории малой родины, воспитывать любовь к русской культуре, воспитывать понимание самобытности и неповторимости русской культуры; развивать умения эмоционально откликаться на многообразие красок, форм, материалов в природе, на разнообразие творческой деятельности человека; знакомство с интересными людьми.

Оборудование:

                мультимедийная презентация, выставка поделок учащихся и их семей, стенд «Калязинское кружево», альбом с образцами кружев, коклюшки; фонограммы рус.нар. песен.

Предварительная подготовка:

               разучивание стихотворения, подготовка докладчиков, организация выставки, оформление альбома с образцами кружев.

Гляжу с моста на устье Жабни:

Направо – пристань, дальше – бор,

Там колокольня в Волге зябнет,

А слева города узор.

Одноэтажный, двухэтажный –

Приземист город, невысок,

Но для России также важный,

Как в хоре  - каждый голосок.

А. Комлев

Ход мероприятия.

I   Вступительное слово учителя.

          -  О чём это стихотворение?

          -  Как относится поэт к своему городу?

          - Сегодня мы с вами продолжаем разговор об истории нашей малой родины. Вспомните, что послужило началом к возникновению нашего города, с чего все началось?

            - По преданию, именно с монастырем связано возникновение одного из народных промыслов на калязинской земле –  кружевоплетением. О нем и пойдет сегодня речь.

     Волшебный мир кружев, созданный умелыми руками мастериц. Сколько прелести, узора, фантазии! Узоры эти удивительны и таинственны! Вглядитесь повнимательнее в это чудо, и вы увидите знакомые нам резные листья, декоративные цветки, птицы – павы; здесь же и паутинка, которую вьет паучок в лесу, и очаровательные резные снежинки.

   Когда же возникло это удивительное чудо?   Давайте перелистаем несколько страничек истории  кружевоплетения в нашем городе.

Ученик.  

                   1) В прошлом веке Калязин называли «городом крахмала и кружев», так как в первой половине XIX века здесь было много крахмальных заводов, и значительная часть женского населения занималась плетением кружев. Кружевной промысел имел глубокие корни. Обычно мастерицы отвечали, что начала кружевоплетения никто не помнит, что еще их прабабушки занимались этим делом, когда были монастырскими крепостными.

                  2)  Но существует  предание о том, что  в 1654 году, во время московской чумы, в калязинский монастырь прибыла царица Мария Ильинична Милославская, чтобы пережить здесь страшное время. Вместе с  собой она привезла целый штат придворных вышивальщиц и кружевниц, которые, по всей вероятности, и дали толчок появления калязинского кружевного искусства.

Учитель.                       

                        Возникнув в середине XVII века, кружевной промысел к началу XIX века достиг своего расцвета. «Пройдись днем или вечером по Заволжской, монастырской части города, и вы услышите стук коклюшек на улицах и в окнах домов. Мелькает белая лента кружева. Слышится веселый говор и песня…, - писал один волжский путешественник первой половины XIX века, - и долго остаются в памяти от Калязина величавые башни и стены монастыря, темный могучий сосновый бор, звон коклюшек и тихий всплеск волны».

Ученик.                     

                 В 1880 году в Калязине насчитывалось  7 923 жителя, из них женщины – 3 373. Плетением кружев занималось 1 580 женщин, т.е. половина женского населения города.  Это были женщины разного возраста, начиная от семилетних девочек до пожилых старушек. Рабочий день длился 16, а иногда 18 часов. Кружева сбывались в Москву, Петербург, по волжским городам, в Англию.

       В 1928 году  художник Е.А.Кацман, отдыхая в Калязине и восхищаясь мастерицами, написал картину «Калязинские кружевницы». В настоящее время эта картина хранится в Третьяковской галерее.

Учитель.

          Героини этой картины простые русские женщины. Рядом с опытными мастерицами мы видим молодых женщин. Их лица сосредоточенны, задумчивы, ведь труд кружевницы кропотлив и нелегок.  Особое внимание привлекает самая старшая работница. Именно она является хранительницей этого прекрасного, но уже уходящего от нас ремесла. Картина написана в начале XX  века, когда кружевной промысел приходит в упадок. Причиной этому были – отсутствие сбыта, дороговизна и недостаток сырьевого материала. Спустя некоторое время энтузиасты несколько раз пытались возродить кружевной промысел, но этому помешало великое переселение города в связи со строительством Углического водохранилища и подъемом уровня волжских вод. Затем суровые годы Великой Отечественной войны, когда кружев, вспоминали мастерицы, не плели совсем. После войны появился большой выбор фабричного кружева, мода на ручные изделия отпала. И только некоторые мастерицы занимались любимым делом до тех пор, пока их руки могли удерживать коклюшки.

                     Одна из них Анна Павловна Саук, участница многих районных и областных выставок, награжденная медалью ВДНХ, плетением кружев занималась почти всю жизнь и предала своё мастерство своим ученицам.  Последней была Корнилова Оксана, выпускница, а в настоящее время учитель нашей школы – Гусева О.В. Предоставим ей слово.

Гусева О.В. (рассказать и показать)      

                      Коклюшки – деревянные палочки – инструмент, для кружевоплетения, на них кружевница наматывала нитки. Нитки использовались льняные, бумажные и шелковые. Мастерица брала подушку или, как её еще называли, барабан, набитый опилками. Иногда для устойчивости в него клали камень. Затем с помощи иголок прикрепляли к подушке сколок – рисунок предполагаемого узора, и перебирая коклюшки мастерица принималась за работу.

                В Калязине плелись кружева двух видов: фантажные и сцепочные. Фантажные характеризуются прямолинейностью, рельефностью, чистотой отделки и сложностью узора, сцепочные – более плотные, плетутся зигзагообразными, волнистыми линиями. Узкие фантажные кружева плелись на  12 – 15 парах коклюшек, а сложные, широкие – на 100 и более.

Учитель.       

                    Откуда же брали мастерицы – кружевницы мотивы для своих удивительных узоров? Послушайте стихотворение Л.Яхнина «Окружают меня кружева» и попробуйте ответить на этот вопрос.

Ученица читает стихотворение на фоне рус.нар. песни _______________________

Окружают меня кружева,

Одуванчик дрожащий едва,

Пенный гребень на гладкой волне

И узор на морозном окне.

Кружева в стрекозиных крылах,

И в летящих, сквозных облаках,

В паутинке воздушной лесной,

В невесомой тени кружевной.

Кружит лист кружевной надо мной,

Заплелась кружевами трава,

Кружева, кружева, кружева

           -    Где же находят мастерицы мотивы для своего творчества?

           -    Ответ на этот вопрос мы можем услышать не только в этом стихотворении, но и в русских песнях, частушках, прибаутках. Недаром и названия узоров так просты и поэтичны: «в рыбку», «в ручеёк», «в меленку», «в городок»…  

Частушки:

У меня на кофте «белой»

Кружева «снежиночка».

Как по улице пойду –        

Любуйся ягодиночка!

Посоветую подружке:

«Без Петрушки - не грусти!

Лучше сядем за коклюшки,

Станем кружево плести!»

Мастерица – кружевница,

Девушка – учёная,

Научи меня плести

Кружево точёное.

Учитель.

                     Кружевные узоры передавались из поколения в поколение. Одна и мастериц – Суворова Мария Георгиевна ремесло плетеи получила от своей мамы, а затем в 1987 - 88 г. передала его работникам Калязинского краеведческого музея, в частности Афанасьевой Т.В.,  которая в 1994 году организовала авторскую школу кружевоплетения. В настоящее время она работает при Доме ремёсел. Здесь собираются люди, которых объединяет любовь к рукоделию, для кого коклюшки стали, несмотря на большую трудоёмкость плетения,  любимейшим занятием. Среди них -

       Берёзина Надежда Анатольевна, зав. Домом Ремёсел (лампа, салфетка, красный платок),

Подгорнова Наталья Львовна, учитель нач. кл. (жар-птица),

Крат Елена Григорьевна, зав. Отделом архитектуры (бабочка).

Заключение.    Калязинская земля издавна богата своими мастеровыми людьми. Здесь были развиты самые разнообразные промыслы. Некоторые из них, усилиями увлеченных творческих людей сохраняются и сейчас. Их руки искусно лепят из глины (семья Ржавитиных д.Матвейково), плетут из лозы (   ), режут по дереву, расписывают деревянные и гончарные изделия. В обществе с ограниченной ответственностью «Битца» возрождается сапоговаляльное дело.  Продукция этого предприятия  пользуется большим спросом у населения.  

       Лоскутное шитьё, мягкая игрушка, нетканые гобелены – современные изделия мастериц Дома Ремёсел путешествуют по России и приносят славу нашему маленькому городу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Кружевоплетение"

Авторская рабочая программа "Кружевоплетение" предназначена для дополнительного образования детей.Программа «Кружевоплетение» рассчитана на два года обучения. На первом году обучения учебная нагрузка ...

Урок: Кружевоплетение фриволите. 7 класс

Кружевоплетение фриволите. Для учащихся владеющими навыками плетения челноком (прямой и обратные узел).  На уроке закрепляют умения и навыки плетения челноком. Плетется образец кружева одним челн...

Урок: Кружевоплетение фриволите. 7 класс

Кружевоплетение фриволите. Для учащихся владеющими навыками плетения челноком (прямой и обратные узел).  На уроке закрепляют умения и навыки плетения челноком. Плетется образец кружева одним челн...

Вводное занятие на тему: кружевоплетение на коклюшках По программе « Вологодское кружево»

Целью данной презентации является наглядно ознакомить учащихся творческого объединения с кружевоплетением на коклюшках, с историей и современностью кружева, с инструментом и приспособлениями, а также ...

Методическая разработка занятия "Украшение для платья в технике кружевоплетения"

Проектная деятельность на основе компетентностного подхода, при рациональной организации образовательного и проектного процессов, дает возможность сформировать у учащихся  готовность и способност...

Методическая разработка занятия "Украшение для платья в технике кружевоплетения"

Проектная деятельность на основе компетентностного подхода, при рациональной организации образовательного и проектного процессов, дает возможность сформировать у учащихся  готовность и способност...

Программа дополнительного образования «Кружевоплетение. Фриволите»

Программа "Кружевоплетение. Фриволите" посвящена основам такого художественного ремесла , как кружевное фриволите. Это работа по созданию прекрасных кружевных образцов и изделий в технике челночного п...