Программа дополнительного образования «Кружевоплетение. Фриволите»
методическая разработка на тему

Алексеева Наталья Николаевна

Программа "Кружевоплетение. Фриволите" посвящена основам такого художественного ремесла , как кружевное фриволите. Это работа по созданию прекрасных кружевных образцов и изделий в технике челночного плетения, знакомство в яркой и доступной для детей форме с народным искусством кружевоплетения .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_do_frivolite.doc184 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное общеобразовательное учреждение

                                                     средняя школа № 3

 

   Программа обсуждена и                                                       Утверждаю

    одобрена на РМО учителей                                        Директор школы              .

   ИЗО и черчения.                                                              ( Н.А. Венедиктова)

   Руководитель РМО                   .                                                                  200  год  

                   (Н.И. Александров)                                     

                                     200  год                              

       

Программа дополнительного образования детей :

 

    «КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ .

             ФРИВОЛИТЕ .»

             

                 

                      Автор :

учитель изобразительного искусства Алексеева Н.Н.          

       

                                                     

                                        г. Вязьма.

                                                             2010г.

                                      Рецензия

на программу дополнительного образования

«Кружевоплетение. Фриволите», разработанную учителем ИЗО МОУ сош. № 3 Алексеевой Н.Н.

     Авторская программа Алексеевой Н.Н. посвящена основам такого художественного ремесла , как кружевное фриволите.

     Программа состоит из двух глав . В первой автор дает историю кружевоплетения. Здесь рассмотрены различные виды плетения кружев , начиная от филейных вышивок до вязания крючком.

      Затем дается непосредственно история происхождения кружев , выполненных при помощи челнока.

      Вторая глава представляет собой методические рекомендации по организации занятий , а также включает в себя тематическое планирование. В этом разделе даются цели и задачи данной программы , расчитанной на два учебных года.

     Подробно автор рассматривает инструменты и материалы , необходимые для работы , и требования к этому оборудованию.

Далее следует технология изготовления изделий с элементами плетения вначале одним челноком , а затем двумя челноками , что дает основание полагать- автор прекрасно владеет изложенными приемами данной техники.

     Вторая глава программы включает в себя также приложение с методическими рекомендациями по проведению занятий.

     Кроме обширных теоретических сведений программа содержит необходимые графические зарисовки , дающие более наглядное представление об изложенных технических приемах.

     Большая часть часов , которые учитель планирует для занятий кружка , отведена на практическую работу , что дает возможность детям последовательно переходить от одного этапа работы к другому , более сложному , отработать приемы рукоделия и выполнить качественное изделие.

      В программе прослеживаются межпредметные связи , автор раскрывает не только теорию и практику , но и уделяет большое внимание эстетическому  воспитанию в процессе работы , орнаментальным композициям , сочетанию челночного кружева с другими видами рукоделия , уходу за готовыми изделиями .

     Слова В.А. Сухомлинского : «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев…» , которые Н.Н.Алексеева приводит в начале своей работы , могли бы стать эпиграфом к ее программе , т.к. занимаясь с учащимися , развивая детскую руку вне урока , автор способствует развитию их интеллекта.

        Программа имеет все необходимое для работы с детьми и может быть использована как учебно-методическое пособие для проведения занятий по теме « Кружевоплетение. Фриволите.»

29 августа 2003г.                                     Руководитель РМО

                                                                  учителей обслуживающего

                                                                  труда                                    .

                                                                       (Григорьева Е.В.)

                                         Содержание

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                            1

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЯ                                                   3

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ (ПЛАНИРОВАНИЕ)                                                                          7

  • Инструменты и материалы для плетения                                   11
  • Графическое изображение и условное обозначение элементов плетения                                                                                         14
  • Плетение одним челноком                                                           18
  • Плетение двумя челноками                                                          24
  • Челночное кружево , сочетание его с другими видами рукоделия . Уход за готовыми изделиями                                  27

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ – УРОКИ                                                                                             30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     41

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                    42

 

                           

                                  Введение.  

        Человеку всегда было присуще стремление сделать свой быт уютным , одежду нарядной и красивой . И , именно , кружевные украшения придают им особую неповторимость . Недаром в современное время наблюдается возвращение к старине , к родным истокам .  Из бабушкиных сундуков мы достаем вышитые старинными узорами и орнаментами рубашки , сорочки , кружевные скатерти , салфетки , покрывала , различные украшения .

        В наше время особое внимание уделяется организации обучения молодежи художественному мастерству и возрождению забытых народных промыслов. Несомненно , интерес к старине , рукоделию появляется не только у взрослых , но и у детей . Раньше дети с раннего возраста видели работу мастеров и сами учились этому , глядя на старших . А в наши дни видя старинные ажуры , лишь дивятся их красоте , не веря что эти причудливые узоры можно сделать самим . И поэтому мы , учителя ИЗО , должны суметь организовать занятия , кружки , курсы , приобщая детей к народному творчеству.   Именно от этого в решающей мере зависит формирование мира прекрасного , стремление жить и трудится по законам красоты.  Знакомство в яркой и доступной для детей форме с народным искусством закладывает в них образные художественные представления , воспитывает эстетический вкус  , развивает творческое начало . Народное искусство – действенное средство развития художественно – творческих способностей детей , формирования таких важных личностных качеств , как уважение к труду и умение трудится .  Ребенок раскрывается не тогда , когда он выступает в роли пассивного зрителя , поглощателя информации , а когда он увлечен каким – то делом , требующим активности  , самостоятельности , проявления фантазии и воображения .

       Знакомство с произведениями народного искусства не только воспитывает художественный вкус детей , но и пробуждает в них желание самим заняться творчеством : лепить из глины , осваивать приемы плетения кружев , вышивать . Именно высказывание Сухомлинского целиком можно отнести к взаимоотношениям детей и народного искусства : « Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев , образно говоря , идут тончайшие ручейки , которые питают источники творческой мысли . Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки , тем тоньше взаимодействие с орудием труда , чем сложнее движения , необходимые для этого взаимодействия , тем глубже входит взаимодействие руки с природой , с общественным трудом в духовную жизнь ребенка . Другими словами : чем больше мастерства в детской руке  , тем умнее ребенок .»

        Таким образом , использование народного искусства в  эстетическом и трудовом воспитании школьников призвано способствовать  их  

гармоничному развитию , активизации в них творческого начала , способности нестандартно мыслить и продуктивно работать.

Пояснительная записка.

Занятия по кружевоплетению фриволите - это работа по созданию прекрасных кружевных образцов и изделий в технике фриволите , знакомство в яркой и доступной для детей форме с народным искусством кружевоплетения .

Актуальность выбора данной темы обусловлено интересом к современному оформлению одежды и интерьера с учетом большой истории развития кружевоплетения и широкими возможностями применения в жизни

Цели и задачи программы :

  • формирование и развитие познавательного интереса учащихся к
    истории кружевоплетения ;
  • выполнение кружев в технике фриволите , свободное владение
    приемами и техникой плетения ;
  • развитие  художественного  вкуса  ,  трудовой  и  творческой
    активности, усидчивости .

Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является новизна изучаемого вида кружевоплетения- плетение кружев челноками.

Программа рассчитана на два года обучения . Занятия первого года занятий комплектуются из учащихся 5-6 классов (11-12 лет) , проявляющих интерес к рукоделию - кружевоплетение .Программа -первого года занятий знакомит обучающихся с историей кружевоплетения , с приемами и техникой плетения. В первом году обучения ребята выполняют образцы и кружевные изделия одним челноком.

На занятия второго года принимаются учащиеся 6-7 классов (12-14 лет) . Программа второго года занятий знакомит учащихся с основными приемами плетения кружев двумя челноками , плетением салфеток , воротников , манжетов , сережек ,браслетов , медальонов . Занятия знакомят с сочетанием фриволите с другими видами рукоделия , с применением кружев в отделке одежды , интерьера .

Работа занятий завершается предложением новых схем кружев для будущей самостоятельной работы и итоговой выставкой кружевных образцов и изделий.

Большая часть времени отводится практической деятельности , при этом особое внимание уделяется индивидуальной работе с обучающимися .

Занятия проводятся на базе средней школе и подчинены школьному режиму работы.

           Ожидаемые результаты и способы их проверки : свободное владение приемами и техникой плетения кружев фриволите, выполнение образцов и

изделий , применяемых для украшения одежды и интерьера , выработка умений осуществлять самоконтроль в работе , внимательно воспринимать информацию , логически осмысливать уч. материал , рационально планировать деятельность , умения самостоятельно работать по схеме плетения и составлять индивидуальные схемы плетения .

Результаты проверяются в течение каждого занятия на индивидуальном осмотре выполненной работы , в коллективном обсуждении выполненных работ с определением удач и ошибок , установление причин неудач и нахождение путей их исправления .

Формы подведения итогов реализации данной программы :

  • Выставки;
  • Участие в конкурсах;
  • Конференции и слеты;
  • Диагностика «Оценка уровня развития учебно-организационных ,
    информационных , интеллектуальных умений и навыков на
    занятиях объединения «фриволите».

                               

                                                 

                     

         

       

Глава  1    ИСТОРИЯ КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЯ .

        Кружевоплетение – это очень интересный , вызывающий восхищение вид художественных ремесел . Оно относится к таким видам прикладного искусства , начало возникновения которых трудно определить .

            Самое раннее кружевное украшение – филейная вышивка по ткани с выдернутыми нитками или по специально сплетенной для этого сетке .Филе- одна из самых древних работ . Трудно сказать , в какой стране оно получило свое начало , потому что мы встречаем его у всех первобытных народов , которые делали из него сети для рыбной ловли и охоты . Состоящие сначала из простых петель , соединенные узлами , филе подвергалось последовательным преобразованиям , которые сделали из него одно из самых привлекательных занятий . Произведенные усовершенствования быыли таковы , что получилась действительно художественная работа , благодаря эффекту , производимому орнаментацией сетки посредством вышивок , исполняемых из самых простых материалов .

            Например , в Персии мы встречаем шелковое филе , вышитое золотом и серебром . В Италии есть вырезное филе . Во Франции – филе Ришелье . В настоящее время филе еще в такой моде , что в некоторых странах все народонаселение занимается изготовлением прошивок , кружев и других предметов из филе .

            В конце 15 века в Венеции появились кружева , выполненные иглой по нанесенному на ткань рисунку . Для того , чтобы кружева были выпуклыми и упругими , по всей площади рисунка укладывали конский волос и обшивали его  нитками .

            Разновидностью ажурного вышивания по полотну можно считать жанр рукоделия , известный под именем кружев иголкой .

            Самые старинные кружева – это «Ретичелла» , узоры которых очень  приближаются к узорам строкой или ажуром по полотну . В Италии в 17 веке появились знаменитые Венецианские кружева . Они выполняются иглой с цветными нитками по заранее расшитому золотой или серебряной нитью рисунку , переведенному на тонкую ткань . Иногда эта сетка похожа на современный тюль .

             Одновременно во Франции , Германии появились разновидности кружев на сетке « Филе Гипюр», которые дошли без изменений  до наших дней.  В 18 веке стали предпочитать кружева с фоном из петель или сеткой, как например , Алансонские кружева , кружева Аржантан .

              В наше время очень ценятся тонкие кружева , вязанные иголкой , которые изготовляются в Бельгии и в Саксонии . Но так как их очень трудно делать , то они и не могут считаться в числе дамских рукоделий , применяемых в семье , и имеют значение только для торговли .  Широко распространено также плетение кружев на коклюшках . Начало их возникновения можно отнести к 16 веку . Появились впервые в Генуи, оно быстро распространилось по всей Италии, Испании ,Нидерландам, Германии и Швеции . Гораздо позднее плетение кружев было введено у славянских народов и в Южной Америке .На Востоке же эта работа до сих пор не известна

             Вязание спицами и крючком известно также достаточно давно . Вязание крючком выходит из моды , но почти постоянно используется в кружевоплетении . Именно крючок послужил возникновению исландских и ирландских кружев . В этих кружевах рисунок накалывается на подушку , а контур выкладывается тесьмой , которая в старину вязалась крючком , а затем иголкой с ниткой выплетались всевозможные решетки , паутинки , на которых составлялись всевозможные узоры .

              Все эти кружева относятся к игольному кружеву . Ирландские и исландские кружева считаются самыми дорогими , так как требовали тщательного выполнения , много работы и времени .

              В конце 16 –го начале 17-го веков почти во всех государствах Европы появились кружевные мануфактуры . Рисунки для них выполняли лучшие художники того времени . Кружева стали называть по месту их изготовления : валансьен , малин , фламандские . Известны также «Дрезденские кружева» . Изготовлялись шали , воротники и даже головные уборы из тонкого батиста , отделанные очень богатой ажурной вышивкой. Узор таких вышивок состоял всегда из стилизованных цветков с орнаментами в стиле рококо .

              К этому периоду относится и появление кружева фриволите . Оно пришло одновременно во все страны Европы .

              Название «Фриволите» французского происхождения и означает плетение челноком , но в разных странах его называют по – разному:

  • в странах Азии этот вид кружева получил название «макук» , что означает челнок ;
  • в Италии – «окко» , что значит «глазок»;
  • в Германии – «шиффхен шпитцен» (плетение челноком );
  • «Теттинг» - челночное кружево (англо- язычные страны).

В Россию кружевное плетение «фриволите» пришло из Франции , чем и обьясняется использование французского названия .

              Особенно модно фриволите было в 18 веке . Челноки были длинные , так как в те времена работа эта исполнялась из более обьемистого материала и очень часто из шелкового шнурка . В это время широко использовались кружева всех видов.

              В России открылось много школ по разным направлениям прикладного искусства , в том числе по вышивке и кружевоплетению. Ежегодно самые крупные из них создают отчеты с печатанием схем и рисунков , и несколько страниц из них обязательно посвящены фриволите.

              В России кружевные изделия стали особенно модны в конце 19 начале 20 века . Кружевные накидки , перчатки , сумочки стали обязательной принадлежностью туалета женского общества.                                          

           Не отставал и средний класс – скатерти , простыни , постельное белье , отделанные кружевом , можно было встретить в каждом доме .

К этому времени уже были созданы Институты благородных девиц в Москве, высшие Бестужевские курсы в Санкт – Петербурге , пансионы для девиц .В обязательном порядке везде было кружевоплетение .

              В 1887 г. была издана первая Энциклопедия женских рукоделий . В 1893 г. – русская энциклопедия ( по объему не большая) .

              Журнал «Вестник моды» организует большую работу по созданию руководства , по которому можно практически научиться тому или иному рукоделию .

               1862 г. – книга «Курс женских рукоделий».

               1991 – 1992 г. – новое издание этой книги .

               Плетение кружева  челноками несложно , увлекательно и удобно , поскольку этим рукоделием можно заниматься практически в любых условиях . Фриволите легко осваивают как взрослые , так и дети . Изделия получаются красивыми и прочными . Это могут быть накидки , шали , косынки, жилеты , воротнички , манжеты , салфетки , скатерти , декоративные сумочки , карманы.

               Выполненные в технике «фриволите» тесьма , вставки , одноцветные и многоцветные аппликации широко применяются для отделки одежды и интерьера . Хорошо сочетается с кружевом фриволите трикотажное полотно ручного и машинного вязания .

Глава 2.  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ ЗАНЯТИЙ.

                         Первый  год  занятий.

                 Примерный тематический план.

                           Тема

              Количество  часов

  всего

           на

 теоретические

       занятия

           на    

  практические

       занятия

1.  История кружевоплетения . Материалы и

     инструменты.

     

   1                              

           

           1

       

          -

2.  Плетение одним челноком .  Плетение

     прямого узла .

   1

           -

          1

3.  Полный узел фриволите .Тесьма  

     полукольца .

   2

           1

          1      

4.  Графическое изображение и условное

     обозначение  элементов плетения .

                   

   2

           2

 -

5 . Уход за изделиями . Тесьма из колец .

   2

           1

           1

6.  Декоративное пико . Тесьма из колец с

     пико .

   4

           1

           3

7.  Выполнение декоративного панно .

   8

           2

           6

8.  Соединительное пико . Сцепка. Тесьма

     из сцепленных колец .

   4

           1

           3

9.  Выполнение прошвы .

   4

           1

           3

10.Выполнение мотива «Цветок». Обратная

     сцепка .

   4

           1

           3

11.Выполнение круглой розетки.

   4

           1

           3

12.Выполнение круглой салфетки.

   4

           1

           3

13.Выполнение кружева с уголком.

   8

           2

           6

14.Различные виды тесьмы с уголком.

   4

           1

           3

15.Кружевная отделка для воротника.

   6

           1

           5

16.Перевод схем различных видов кружева

    для самостоятельной работы .

   2

           -

           2

17.Изготовление карточек для образцов ,

    оформление образцов .

   6

           1

           5

18.Итоговая выставка работ.

   2

            -

           2

 

                                                 Итого :

   68

           17

 

           51

                         Второй  год  занятий .

                Примерный  тематический  план .

                            Тема

               Количество   часов

 всего

          на теоретические

     занятия

         на практические

    занятия

1.   Повторение . Плетение одним

      челноком .

    4

            1

           3

2.   Плетение двумя челноками . Тесьма .

    6

            2

           4

3.   Выполнение прошвы двумя челноками.

    4

            1

           3

4.   Плетение квадратных и круглых

      мотивов ,мотив «бабочка»

    6

            1

           5

5.   Изготовление карточек и оформление

      образцов .

    2

            -

           2

6.   Выполнение кружевного набора для    

      платья .

    10

            2

           8                  

7.   Соединение дуги с другими      

      элементами.

    2

            1

           1

8.   Выполнение ажурной салфетки.

    4

            -

           4

9.   Выполнение колец на дугах. Плетение

      подвеса.

    4

            1

           3

10. Выполнение приема «Кольцо в

      кольце». Разноцветная цепочка .

    4

            1

           3

11. Плетение кружевных сережек и

      браслета.

    4

            1

           3

12. Плетение кружева углом . Салфетка .

   10

            2

           8

13. Сочетание кружев с другими видами

      рукоделия , их применение .

    2

            2

            -

14. Предложение новых схем для

      самостоятельной работы .

    2

            -

           2        

15. Итоговая выставка кружевных

      изделий.

    2

            -

           2

                                                 Итого :

    68

            15

     

           53

              Календарно – тематический план

      по теме « Кружевоплетение . Фриволите».        

                          1-й год обучения          

 ( 2 часа в неделю).

1. История кружевоплетения.  Материалы и

    инструменты. Плетение прямого узла .

2 ч.

18  Выполнение круглой розетки .

2 ч.

2. Плетение одним челноком .Полный узел

    фриволите . Тесьма полукольца .

2 ч.

19  Выполнение круглой салфетки .

2 ч.

3. Графическое изображение и условное  

    обозначение элементов плетения .

2 ч.

20  Выполнение круглой салфетки .

2 ч.

4. Уход за изделиями . Тесьма из колец .

2 ч.

21  Кружево с уголком для отделки салфетки

      Подготовка основы .

2 ч.

5. Декоративное пико .

2 ч.

22  Кружево с уголком для отделки салфетки

2 ч.

6. Тесьма из колец с пико.

2 ч.

23  Кружево с уголком для отделки салфетки

2 ч.

7. Выполнение декоративного панно.

    Подготовка основы.

2 ч.

24  Пришив кружева с уголком к салфетке .

      Отделка салфетки .

2 ч.

8. Плетение листочков для панно .

2 ч.

25  Различные виды тесьмы с уголком .

2 ч.

9. Плетение цветков для панно .

2 ч.

26  Различные виды тесьмы с уголком .

2 ч.

10 Составление композиции  панно и

    оформление работы.

2 ч.

27  Кружевная отделка для воротника .

2 ч.

11 Соединительное пико. Сцепка.

2 ч.

28  Кружевная отделка для воротника .

2 ч.

12 Тесьма из сцепленных колец.

2 ч.

29  Кружевная отделка для воротника .

2 ч.

13 Выполнение прошвы .

2 ч.

30  Перевод схем различных видов кружева

      для самостоятельной работы.

2 ч.

14 Выполнение прошвы .

2 ч.

31  Изготовление карточек для образцов .

2 ч.

15 Выполнение мотива «цветок» .

2 ч.

32  Оформление карточек кружевными

      образцами .

2 ч.

16 Мотив «цветок». Обратная сцепка.

2 ч.

33  Оформление карточек схемами и

      надписями .

2 ч.

17 Выполнение круглой розетки .

2 ч.

34  Итоговая выставка кружевных образцов

      и изделий .

2 ч.

Календарно – тематический план

        по теме «Кружевоплетение . Фриволите» .

                          2 –й год обучения .

                                                         

                                                                                                                           (2 часа в неделю)

1    Плетение одним челноком (повторение)

   2 ч.

18  Соединение дуги с другими

      элементами .  Тесьма .

 2ч.

2    Плетение одним челноком  (тесьма)

   

   2 ч.

19  Выполнение ажурной салфетки .

 2ч.

3    Плетение двумя челноками .

      Выполнение элемента дуга .

   2 ч.

20  Выполнение ажурной салфетки .

 2ч.

4    Плетение тесьмы двумя челноками .

   2 ч.

21  Выполнение колец на дугах .

      Плетение подвеса .

 2ч.

5    Плетение тесьмы двумя челноками .

   2 ч.

22  Плетение подвеса .

 2ч.

6    Различные виды тесьмы .

   2 ч.

23  Выполнение приема  «кольцо в

      кольце» .

 2ч.

7    Выполнение прошвы двумя челноками.

 

   2 ч.

24  Разноцветная цепочка .

 2ч.

8    Выполнение прошвы .

   2 ч.

25  Плетение кружевных сережек и

      браслета .

 2ч.

9    Плетение круглых мотивов .

   2 ч.

26  Плетение браслета .

 

 2ч.

10  Плетение квадратных мотивов .

 

   2 ч.

27  Плетение кружева углом .

 2ч.

11  Плетение мотива «бабочка» .

   2 ч.

28  Плетение кружева углом .

 2ч.

12  Изготовление карточек и оформление

      образцов .

   2 ч.

29  Плетение кружева углом .

 2ч.

13  Выполнение кружевного набора для

      платья.  Плетение воротника .

   2 ч.

30  Плетение кружевной салфетки .

 2ч.

14  Плетение воротника .

   

   2 ч.

31  Плетение кружевной салфетки .

 2ч.

15  Плетение манжетов.

   2 ч.

32  Сочетание кружев с другими видами

      рукоделия , их применение .

 2ч.

16  Плетение манжетов .

   2 ч.

33  Предложение новых схем для

      самостоятельной работы .

 2ч.

17  Плетение кружевной отделки для

      кармана .

   2 ч.

34  Итоговая выставка кружевных

      изделий .

 2ч.

Глава 3.    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ.

         Инструменты и материалы для плетения.

           Основным рабочим инструментом для плетения кружева фриволите является челнок . Челноки могут быть разных размеров . В зависимости от вида работы используют один или два челнока .

            К сожалению наша промышленность еще не освоила выпуск челноков, их изготовляют кустарным способом . Челноки могут изготовляться из разных материалов : кости , рога , дерева , оргстекла , полистерола , пластмасс .

            Он состоит из двух овальных пластин , заостренных к концам . Обе пластины скреплены посередине перемычкой с двумя или одним отверстиями . Концы пластин челнока плотно сходятся , т.е. кончики должны соприкасаться друг с другом . Нить закрепляют на перемычке и наматывают на нее , протаскивая между плотно прилегающими друг к другу кончиками пластин. Это не очень удобно , но зато нить с такого челнока сама не разматывается .   При прохождении нити между сжатыми концами пластин , а также при наматывании на челнок нити и разматывании ее во время работы должен раздаваться щелчок . Чем толще нить , тем большего размера следует брать челнок , чтобы поместить на нем достаточное количество нити .

        Очень удобны челноки (рис.2а) , в которых пластинки стянуты винтом , проходящим через шпульку . В этом случае шпульку можно легко заменить , а нить на нее наматывать на швейной машине . Такую же шпульку от обычной швейной машинки применяют и в челноке (рис. 2б) , представляющим собой пружинящую пластину , сложенную пополам , и с одной стороны переходящую в узкую полоску – носик , с другой – сваренную или стянутую заклепкой . Посередине верхней и нижней половины предусматривают выступы , между которыми с некоторым усилием вставляется шпулька .

          Можно сделать челнок на винте , чтобы при некотором ослаблении винта , стягивающего челнок , его половины удавалось бы повернуть и поставить перпендикулярно друг к другу (рис. 2в). В этом случае нить легко наматывать на перемычку челнока .

          На худой конец , вместо челнока можно воспользоваться пластинкой с прорезью для закрепления нити.

          Однако , каким бы ни был челнок , он должен отвечать нескольким основным требованиям :

  1. Намотанная на челнок нить лишь при некотором усилии должна с него сматываться.
  2. Челнок должен быть не меньше необходимого в каждом конкретном случае размера и иметь овальную форму.
  3. Челнок делают гладким , без заусенцев и острых краев , но не скользким , чтобы он не рвал нить , не цеплялся за кружево , не ранил руки , но вместе с тем не выскальзывал из пальцев .
  4. Важное качество челнока – его легкость .
  5. Необходимо , чтобы на челнок легко было бы наматывать нить.

           Помимо челнока для плетения кружев необходимо иметь вспомогательные инструменты:

  1. Вязальный крючок для захватывания нити при сцеплении элементов кружева между собой.
  2. Маленькие ножницы для обрезания концов нитей.
  3. Иголка для распутывания (ослабления) узлов при роспуске плетения.
  4. Сумочка – кошелек , размером 10/15см .с карманчиком. В нее укладывается работа и инструменты, а в карман-схема плетения.

          При плетении кружева используют прочные хорошо скрученные нити : хлопчатобумажные на бобине , катушечные № 0 , 1 , 10 , 12 , 20 , 30 , «Ромашка» , «Снежинка» , «Ирис» , льняные ,крученый шелк , капроновые и шерстяные № 32/2 , 16 / 2 , 10/2 , люрекс. Выбор тех или иных ниток зависит от вида плетения . Например , изделие из крученого шелка плетут без декоративного пико , так как после стирки нитки лохматятся , и теряют первоначальный вид .

          Изделие из шерстяной нити плетут в два , три или четыре сложения , а металлическую нить люрекс добавляют к шерстяной и хлопчатобумажной .

          Для отделки изделий можно применять различные нитки , которые подходят к данной ткани , можно даже распустить ткань и сплести отделку из полученных ниток . толщина нитей зависит от вида и назначения изделия .

ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ И УСЛОВНОЕ

ОБОЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПЛЕТЕНИЯ.

            Изделия , выполняемые в технике фриволите , состоят из отдельных элементов , которые в определенном сочетании образуют рисунок плетения .

                             Условные обозначения элементов :

  • пр.уз.- прямой узел ( узел Жозефины) ;
  • об.уз. – обратный узел ;
  • дв.уз. – двойной узел (узел фриволите) ;
  • п         - декоративное пико ;
  • п         - соединительное пико ;
  • п         - двойное соединительное пико ;
  • пж      - пико Жозефины ;
  • н         - ножка ;
  • пк       - полукольцо ;
  • к         - кольцо;
  • д         - дуга ;
  • д/к      - дуга / кольцо ;
  • м         - мотив ;
  • о          - бусина ;
  • х          - простой узел .

      Эти обозначения используются в подрисуночных подписях , под графическим изображением (схемой) рисунка плетения . Цифры внутри скобок соответствуют количеству двойных узлов . Например , обозначение к(10) означает , что нужно сплести одно кольцо , состоящее из 10 двойных узлов

                                                                


Заключение

            Народное искусство является одним из важнейших средств эстетического воспитания в формировании гармонически развитой личности.

            И поэтому мы – учителя ИЗО и ТО должны суметь организовать занятия , кружки , факультативы , курсы , приобщая детей к народному творчеству .

            Ребенок полностью раскрывается , когда увлечен каким – то делом , требующим активности , самостоятельности , самопроявления , фантазии .

            Предлагаемая  авторская программа имеет своей целью помочь учителю с помощью методической разработки организовать проведение занятий по теме «Кружевоплетение . Фриволите» .

            Именно такие занятия можно отнести к одному из эффективных путей активизации детского творчества .

                                               

                                                     

                                               

                         Список литературы .

1.   Баландина  Г.А.Традиционные женские ремесла . АО  Асцендент .

2.  Барадулин В.А.  Основы художественного ремесла . М., Просвещение,

     1986.

3.  Василенко В.М.  Народное искусство . Избранные труды о народном

     творчестве Х – ХХ  веков . М., Советский художник , 1974 .

4.  Вечерская А.Г.   Кружевное плетение фриволите .С-Пб., Лениздат , 1992 .

5.  Газарян С.М.   Прекрасное своими руками . М., Детская литература, 1986.

6.  Пересторонина В. Вятские кружева . Г., 1982 .

7.  Работнова И.Г.  Русское кружево . М., КОИЗ , 1959 .

8.  Разина Т.М.  Русское народное творчество . М., Изобразительное    

      искусство , 1970 .

9.  Шапкин П., Рожков С. Рукоделие  . АО  Асцендент ,1993 .

10. Фалеева В.А. Русское плетеное кружево . Л., 1983 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...