Главные вкладки

    Презентация "Современные формы проведения родительских собраний"
    презентация к уроку

    Пирогова Людмила Вячеславовна

    Родительское собрание является важнейшей формой взаимодействия классного руководителя с семьей ученика.

    На собрании родители должны не только знакомиться с особенностями учебно-воспитательного процесса в школе (с методами обучения, учебными программами, внеурочными мероприятиями, кружками и факультативами).

    Такие встречи должны способствовать психолого-педагогическому просвещению родителей, привлечению их к совместной деятельности с детьми.   

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formy_roditelskih_sobraniy.pptm459.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Современные формы проведения родительских собраний

    Слайд 2

    Родительское собрание является важнейшей формой взаимодействия классного руководителя с семьей ученика. На собрании родители должны не только знакомиться с особенностями учебно-воспитательного процесса в школе (с методами обучения, учебными программами, внеурочными мероприятиями, кружками и факультативами). Такие встречи должны способствовать психолого-педагогическому просвещению родителей, привлечению их к совместной деятельности с детьми.

    Слайд 3

    Существуют различные формы проведения родительских собраний. Однако традиционно взаимодействие педагога и родителей на собрании сводится к такой формуле: один говорит – все слушают. В роли лектора может выступать учитель, психолог или врач. Чаще всего мероприятие сводится к докладу классного руководителя об итогах четверти (полугодия, года) и его обсуждению, которое иногда перерастает в дискуссию.

    Слайд 4

    Эффективность традиционных собраний не всегда высокая. Объясняется это просто. Такая форма встречи, где ведущая роль отводится одному выступающему, по сути, не предоставляет родителям возможность проявить свою активную позицию. Куда более эффективны интерактивные формы проведения родительских собраний : они повышают интерес и инициативность родителей в вопросах обучения и воспитания детей, активизируют их участие в решении проблемных вопросов, способствуют созданию доброжелательной атмосферы и ведению конструктивного диалога. Школьные собрания, организованные в интересной форме, посещаются родителями более охотно, позволяют сформировать дружный родительский коллектив.

    Слайд 5

    Для успеха обучающего процесса важна положительная психологическая атмосфера. Ее создают: соблюдения правил поведения, принципов и планов собраний; отсутствие оценочного отношения друг к другу; использование методов обучения в группе.

    Слайд 6

    Для достижения положительной психологической атмосферы вводятся правила поведения. Правил, как минимум, пять: Внимательно слушай говорящего; Не критикуй другого, что бы он ни сказал; Если не хочешь говорить, то можешь промолчать; Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе; Не выноси ничего из сказанного за круг.

    Слайд 7

    МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Различные методы обучения, перечисленные ниже, предназначены для поддержания интереса и мотивации, осмысления значимости рассматриваемых вопросов. Одни методы являются традиционными, другие предполагают более активное взаимодействие и помощь друг другу (учитель родитель, родитель родитель ) Методы, используемые на родительских собраниях, следующие: Мозговой штурм Сообщение новой информации; Групповая дискуссия; Ролевое моделирование; Рефлексия.

    Слайд 8

    Почему так важна комбинация традиционных и групповых методов? Так как в процессе совмещения данных методов улучшается качество обучения. По результатам исследования психологов «память человека способна сохранить 10% из того, что он слышит, 50% из того, что человек видит и до 90% из того, что он делает». Поэтому всю информацию человек должен «пропускать через себя», а не получать в готовом виде.

    Слайд 9

    Успешность общения зависит от умения не только слушать, но и слышать. Слушание - это активный процесс, во время которого происходит: Восприятие информации от говорящего или от самого себя, но при этом человек воздерживается от выражения своих эмоций; Поощряющее отношение к говорящему партнёру, способствующее дальнейшему общению; Незначительное воздействие на говорящего (вопросы, жесты, мимика), помогающее развитию мысли последнего на один шаг вперёд.

    Слайд 10

    В зависимости от данных факторов выделяют 3 уровня слушания: «Здесь и сейчас». Слушать и эмоционально участвовать. Выслушивать, понимать, но не давать оценки. Полностью внимание направлено на говорящего. «Поверхностное слушание». Сосредоточиться только на содержании, логике. Слышать, но не сопереживать. «Пассивное слушание». Собеседник не слушает, не сопереживает, находится «в себе». Слушает «краем уха».

    Слайд 11

    Обучение в группе – новый метод современной педагогики. Как всякий новый метод, он требует подготовки учителя. Обучение в группе означает, что собеседники учатся: Говорить, слушать и слышать; Обмениваться информацией; Выражать личное мнение; Обсуждать и решать проблемы; Принимать решения.

    Слайд 12

    Обучение в группе развивает личностную и социальную компетентность, формирует установки здорового образа жизни. Увеличивается вероятность того, что члены группы выскажутся. Общаясь, развиваются умения слушать, слышать, думать и работать вместе.

    Слайд 13

    На рисунке показана структура традиционного общения. Высказывания педагога составляют примерно 70% времени, а иногда и гораздо больше. Родители, в большинстве своем, являются пассивными слушателями, и лишь некоторые задают интересующие их вопросы. Такая подача информации является непродуктивной, т.к. большинство родителей не усваивают сказанное и не способны информацию применить на практике. (Чаще всего «пассивное слушание» или поверхностное).

    Слайд 15

    На рисунке показано общение в группе . Классный руководитель способствует общению родителей, что приводит к эффективности обучения и выработке личностной и социальной компетентности. Количество времени, в течение которого говорит классный руководитель, уменьшается с 70% до 25%. При данной форме общения наблюдается структурированность, а не спонтанные высказываний. Исключается дидактичность из речи педагога – его высказывания на равных, в ряду других, обычно - последнее, обобщающее, дополняющее, ничьи предыдущие высказывания при этом не обесцениваются. Чувства, мысли каждого являются безусловной ценностью. Классный руководитель организует общение, поддерживает, стимулирует и направляет его. (Уровень – «здесь и сейчас»).

    Слайд 16

    5 интерактивных форм проведения родительского собрания Родительское собрание-консультация (душевный разговор) На такое собрание приглашаются родители учащихся из нескольких классов, которых волнуют одни и те же вопросы, объединяют общие интересы. Как преодолеть трудности в воспитании единственного ребенка? Как воспитать в ребенке трудолюбие? Как помочь ребенку, который не хочет учиться? Каковы особенности воспитания талантливых и одаренных детей? Как бороться с вредными привычками? Как бороться с детским воровством? С каждой такой микрогруппой родителей в отдельном кабинете работают соответствующие специалисты. Эта форма работы носит интерактивный характер, проблемные ситуации могут проигрываться по ролям, могут присутствовать элементы тренинга.

    Слайд 17

    Метод работы родителей в небольших группах (до 6 человек) можно применять и на собрании в одном классе. Становясь членами одной группы, родители смелее высказывают свое личное мнение, активно взаимодействуют друг с другом, делятся ценным опытом в воспитании детей, устанавливают более прочные контакты друг с другом . На таком родительском собрании эффективно обсуждать заранее подготовленные предложения, идеи и родительские инициативы. Но чтобы они появились, необходимо заранее составить план родительского собрания на соответствующую тему.

    Слайд 18

    Родительское собрание-конференция За две недели до проведения собрания родители знакомятся с его темой и получают необходимые методические материалы. А некоторые из них - и определенное задание (провести тематическое исследование или опрос), выполнение которого на собрании обсуждается с разных позиций. Как вариант - педагог может предложить одним родителям прокомментировать высказывания по теме собрания, а другим - обсудить ответы, поделиться своими мнениями по этому вопросу. Задача педагога – выступить в роли ведущего, осветить суть темы и направлять диалог в нужное русло.

    Слайд 19

    Родительское собрание в форме ток-шоу (пресс-конференции, вечера вопросов и ответов) Чтобы провести пресс-конференцию или ток-шоу по определенной теме, нужно пригласить на собрание соответствующих специалистов, педагогов-предметников. На таком собрании можно услышать ответы на интересующие вопросы, узнать различные точки зрения на одну проблему и обсудить возможные пути ее решения. После собрания родителям должна быть предоставлена возможность получения индивидуальной консультации.

    Слайд 20

    Родительское собрание-презентация (мастер-класс) Многие семьи будут рады презентовать свои традиции, умения, достижения . Родительское собрание может стать прекрасной площадкой для таких презентаций и обмена опытом в вопросах воспитания детей . Данная форма школьного собрания побуждает родителей к анализу собственных достижений и неудач, соотношению их с теми способами и воспитательными приемами, которые эффективно используют другие родители.

    Слайд 21

    Родительское собрание-игра Почему бы не провести собрание (или его часть) в форме аукциона ? В качестве лотов – полезные советы родителей по теме встречи. Каждая рекомендация оценивается другими родителями с помощью фишек . Советы, получившие максимальное количество фишек, размещаются на стенде, посвященном взаимодействию семьи и школы.

    Слайд 22

    Собрания в игровой форме можно проводить совместно с детьми, на таком мероприятии могут презентоваться подготовленные учащимися спектакли, постановки, программы . Игровое взаимодействие родителей и детей в разных видах деятельности дарит ценный опыт партнерских отношений.

    Слайд 23

    К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести родительские встречи, тренинги, ринги, родительские вечера, родительские чтения. В работе с проблемными детьми большое значение имеют родительские встречи . Встречи с родителями других ребят, авторитетность чужих родителей в глазах проблемного ребенка порой делают гораздо больше, чем приглашения различных специалистов.

    Слайд 24

    Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительский вечер это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, отсутствие назидательности, добрый юмор и желание поделиться своим умением способствуют тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совет, предлагают помощь и поддержку тем, кто в них нуждается.

    Слайд 25

    Родительские вечера помогают более тепло и сердечно пережить обиды и огорчения, посмотреть на наболевшие проблемы в воспитании ребенка спокойно. Родительский вечер — это возможность найти единомышленников и помощников по воспитанию детей и формированию детского коллектива.

    Слайд 26

    С помощью организации родительских вечеров можно решить еще очень большую нравственную проблему родительских коллективов. Эта проблема заключается в учебном соперничестве детей. Зачастую такое соперничество поощряется семьей, что приводит к конфликтным ситуациям между детьми и их родителями. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях детей и взрослых.

    Слайд 27

    В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги. Родительские тренинги — это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье , хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком , сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка.

    Слайд 28

    В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя . От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставят себя ждать. Такой тренинг называется тренингом родительской эффективности .

    Слайд 29

    Помимо тренингов с учащимися и их родителями, хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг. Родительские ринги — одна из дискуссионных форм обаяния родителей и формирования родительского коллектива. Проведение родительских рингов в школе просто необходимо. Многие родители уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, абсолютно не учитывая возможности и способности своего ребенка, уровень его реального учебного потенциала. Некоторые из родителей считают, что их методы воспитания истинны и не подлежат сомнению и коррекции со стороны педагога. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

    Слайд 30

    Родительский ринг готовится в виде ответов на самые актуальные вопросы педагогической и психологической науки. Вопросы выбирают сами родители. Они могут сделать выбор тем уже в самом начале учебного года. Перечень проблемных вопросов для участия в ринге родители получают на первом родительском собрании. В ходе проведения ринга по одному и тому же вопросу ведут полемику две или более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах могут выступать молодые педагоги, работающие в школе, и даже ребята-старшеклассники, у которых уже не за горами приобретение родительского опыта. Последнее слово в ходе ринга остается за специалистами, которых необходимо приглашать для участия во встрече, или за классным руководителем, который может привести веские доводы из жизни классного коллектива в защиту определенной позиции.

    Слайд 31

    Собрание - «Ассоциации» на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в классе). Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, собрание на тему « Детская агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.

    Слайд 32

    Собрание - «Запись в моём блоке» При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Формулируется проблема и просьба ко всем предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как реагировать, если ребёнок получил «2», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.

    Слайд 33

    Собрание - «Эвристические вопросы» К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, когда, чем, как,? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения. С помощью такой нетрадиционной формы проведения родительского собрания можно выбрать любую тему, такую как «Роль книги в развитии и воспитании ребёнка в школе», «Первые школьные отметки».

    Слайд 34

    Собрание - «Крестики – нолики» - родительское собрание проводится в форме всем известной игры «Крестики – нолики». Выбирают наиболее актуальные темы, которые могут перекликаться между собой.

    Слайд 35

    Собрание - «Мини проекты» - родительское собрание можно провести совместно с детьми. На таком собрании можно провести совместную работу по созданию мини-проекта, например по теме: «В здоровой семье – здоровые дети», в каждой группе присутствуют и родители и дети, группе даётся конкретное задание, например, 1-я группа – составляет режим дня для своёй семьи, 2-я группа – разрабатывает сбалансированное меню, питание, 3-я группа отвечает за «личную гигиену», 4-я группа – говорит о влиянии спорта на здоровый образ жизни, 5-я группа – о негативном влиянии телевизора, компьютера, планшетов и сотовых телефонов. В заключение собрания выстраивается совместный «мини – проект».

    Слайд 36

    Собрание «Мастер – класс» - собрание, на котором родители могут провести мастер класс, демонстрируя свои достижения в области воспитания детей. Предварительно даётся тема нескольким родителям, и поручаю каждому провести маленький фрагмент занятия, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, например, как научить ребенка ответственно относиться к выполнению домашнего задания. В конце собрания подводится итог. Полезность таких встреч состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержания учебного и воспитательного процесса.

    Слайд 37

    А правильный ли задан курс? Назовем критерии, по которым можно определить степень эффективности родительских собраний :

    Слайд 38

    заметно повышается активность родителей, они начинают открыто интересоваться содержанием образовательного и воспитательного процессов, становятся инициаторами дискуссий и диспутов; родители сами находят ответы на большинство актуальных вопросов, делятся примерами, основанными на личном опыте; увеличивается количество вопросов, которые касаются личности ребенка; родители находят возможность для индивидуальных контактов с педагогом.

    Слайд 39

    Должным образом подготовленное родительское собрание позволяет эффективно объединить возможности школы и семьи в образовании и воспитании детей. Задача педагогов – проводить содержательные и интересные собрания в формах, позволяющих родителям стать активными участниками встречи.

    Слайд 40

    И пусть наш труд воздастся добрыми плодами…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формы и методы проведения родительского собрания

    Согласитесь, что, произнося словосочетание «Родительское собрание» многим из нас представляется одинаковая картина. Класс, за детскими партами втиснуты взрослые дамы, среди них парочка представителей ...

    Не традиционные формы проведения родительского собрания

    Родительское собрание на тему:  «Формула решения школьных конфликтов»....

    Интересные формы проведения родительского собрания

    В статье рассматриваются отдельные методические приемы, позволяющие повысить эффективность проведения родительского собрания за счет:– создания ситуации открытого общения между педагогом и родителями,...

    Разговор на кухне - как новая форма проведения родительского собрания

    Не секрет, что для русских людей кухня – это самое притягательное место в доме. Очень часто, в суете будней, единственным местом, где семья собирается в полном составе, является кухня. Атмосфера на к...

    «Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями (методика организации и формы проведения родительского собрания)»

    Родительское собрание включает в себя  шесть обязательных компонентов:Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатам...

    Педагогический совет на тему: «Содержание и формы проведения родительских собраний. Технологии проведения родительских собраний»

             Родительское собрание - это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придётся рассказать каждой семье об их ...