Главные вкладки

    Не традиционные формы проведения родительского собрания
    классный час (8 класс) по теме

    Шарипова Елена Петровна

    Родительское собрание на тему:  «Формула решения школьных конфликтов».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа»

    Конкурс:

    « Современный классный руководитель».

    Выполнила:  классный руководитель

                                                                                                          Шарипова Е.П.

    2009г.


    Родительское собрание.

    Тема:  «Формула решения школьных конфликтов».

          Введение

    В моменты общественных катаклизмов мы все отмечаем нарастание ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Это связано с исчезновением в результате так называемой перестройки системы запретов, воспитания, строгого соблюдения законов, что приводит к проявлению низменных инстинктов и (чего боялся Достоевский) - к вседозволенности, агрессивности.                                                                    

    Сейчас, как никогда, важно с детских лет воспитывать у детей внимательное отношение к окружающим, подготавливать их к доброжелательному отношению к людям, учить к сотрудничеству.                                

    Для этого педагогу надо хорошо овладеть умениями и навыками предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций, так как проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы.                                                                            

    В многочисленных публикациях о проблемах современной школы часто отмечается, что главная ее беда - это отсутствие у педагога интереса к личности ребенка, нежелание и неумение познать его внутренний мир, отсюда и конфликты между педагогами и учениками, школой и семьей. В этом, прежде всего, проявляется не столько нежелания учителей, сколько их неумение, беспомощность в разрешение многих конфликтов. Это придает особую актуальность рассматриваемой проблематике.

    Цель: Теоретически обосновать и практически подтвердить  методику разрешения конфликтных ситуаций классным руководителем.

    Задачи:

    1.  Выявить особенности конфликтных ситуаций возникающих в учебной деятельности

    2. Определить методический инструментарий классного руководителя, обуславливающий решение конфликтных ситуаций

    3.  Провести практическое занятие, подтверждающий целесообразность этого педагогического инструментария

    Объект: конфликт, возникающий в учебной деятельности

    Предмет: деятельность классного руководителя направленная на разрешение конфликтных ситуаций

    Методами исследования являются: изучение и анализ конфликтных ситуаций в учебной деятельности, анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, тестирование и практическое занятие «Ученическо-родительская гостиная».

    1. Сущность конфликта.

    Участники конфликта:

    Степень участия в конфликте может быть различной: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Исходя из этого, выделяют: основных участников конфликта, группы поддержки,  других участников.

    Основные участники конфликта. Их часто называют сторонами или противоборствующими силами. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Некоторые авторы вводят такое понятие, как "оппонент", что в переводе с латинского означает возражающий, противник в споре (Ф.М.Бородкин, Н.М.Коряк).

    Противоборствующие стороны - ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон уходит из конфликта, то он прекращается. Если в межличностном конфликте один из участников заменяется новым, то и конфликт изменяется, начинается новый конфликт. Это происходит потому, что интересы и цели сторон в межличностном конфликте индивидуализированы.

    Часто в конфликте можно выделить сторону, которая первой начала конфликтные действия. Ее называют инициатором конфликта. Если одна из сторон инициирует конфликт, то это еще не значит, что она не права.

    Предмет конфликта:

    В нем отражается столкновение интересов и целей сторон. Борьба, происходящая в конфликте, отражает стремление сторон разрешить это противоречие, как правило, в свою пользу. В ходе конфликта борьба может обостряться и затихать. В такой же мере затихает и обостряется противоречие.

    Предмет конфликта – это,  то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.

    Объект конфликта. 

    Объект находится глубже и является ядром проблемы, центральным звеном конфликтной ситуации.

    Для классного коллектива характерны разного рода конфликты. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Поэтому именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.                         В сфере народного образования принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, можно выделить следующие виды конфликтов: ученик - ученик; ученик - учитель; ученик -родители; ученик - администратор; учитель - учитель; учитель - родители; учитель - администратор; родители - родители; родители - администратор; администратор - администратор.

                 Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: переутомление, затруднение в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при трудностях в работе. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе; когда учитель ведет предмет в классе непродолжительное время и отношения между ним и учеником ограничиваются учебной работой. В последнее время наблюдается увеличение таких конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается мотивация к учению вообще.

                 Конфликты поступков всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики; конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

    Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте, так как если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход.                                                          

    Часто общение учителя с повзрослевшими учениками продолжает строиться на тех же принципах, что и с учащимися начальных классов, обеспечивающих учителю возможность требовать подчинения. Такой тип отношений не соответствует возрастным особенностям подростка, прежде всего новому представлению о себе, стремлению занять равное положение по отношению к взрослым (И. Вереникина). Благополучное разрешение конфликта невозможно без психологической готовности учителя перейти к новому типу взаимоотношений с взрослеющими детьми. Инициатором таких взаимоотношений должен быть взрослый.

    Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.

    Говорить с ребенком намного труднее, чем со взрослым; для этого надо уметь адекватно оценивать по внешним проявлениям его противоречивый внутренний мир, предвидеть его возможную ответную эмоциональную реакцию на обращенное к нему слово, его чувствительность к фальши в общении со взрослыми. Слово педагога обретает убедительную силу воздействия лишь в том случае, если он хорошо знает ученика, проявил к нему внимание, в чем-то помог ему, т.е. установил с ним соответствующие отношения через совместную деятельность. Между тем начинающие учителя склонны считать, что их слово само по себе должно привести

    Объективными причинами возникновения конфликтов на уроке могут быть:

    а) утомление учащихся;

    б) конфликты на предыдущем уроке;

    в) ответственная контрольная работа;

    г) ссора на перемене, настроение учителя;

    д) его умение или неумение организовать работу на уроке;

    е) состояние здоровья и личностные качества.

          Конфликт часто вырастает из стремления учителя утвердить свою педагогическую позицию, а также от протеста ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.

           Правильно реагируя на поведение подростка, педагог берет ситуацию под свой контроль и тем самым восстанавливает порядок. Поспешность в оценках происходящего нередко к ошибкам, вызывает возмущение у учеников несправедливостью, вызывает к жизни конфликт.

          В подростковом возрасте заметно увеличивается число сложных ситуаций, которые приобретают конфликтный характер. В активной реакции подростков часто противоречивые события окружающей жизни проявляется потребность быть участником, а не только свидетелем происходящего заявить о себе делом, поступком выразить свое отношение к окружающему.

    2. Методический инструментарий разрешения конфликта

    классным руководителем

    Каждое конкретное действие педагога или некоторая их совокупность оказывают определенное влияние на ученика. Вслед за Э.Ш.Натанзон можно выделить три класса приемов педагогического воздействия;

    1) созидающие (способствуют развитию новых положительных качеств);

    2) тормозящие (помогают исправить поведение, побуждая преимущественно отрицательные чувства);

    3) приём "взрыв" (А.С.Макаренко).

    Е.П.Родченкова рассматривает пять видов словесных педагогических
    воздействий, направленных на разрешение моральных конфликтов среди
    подростков: организующие, оценивающие, дисциплинирующие, доверительные, вдохновляющие.

    Американский писатель и философ Л. Рон Хаббарт полагал, что любое действие человека, пытающегося преодолеть какую-либо опасность, препятствие, решить проблему, в том числе и в сфере воспитания, можно отнести к одному из следующих пяти действий: атаковать, отступить, избежать, проигнорировать, сдаться.

    Конфликты часто возникают на почве занижения оценок за письменные работы и устные ответы. Подростки выражают несогласие с нетерпимостью учителей к сверхпрограммным знаниям, к отклонению от стандартных ответов на вопросы; возражают против того, что некоторые учителя выставляют "двойку" ставят за неподготовленность к занятиям без учета причины этого, протестуют против того, что их стыдят или им читают длинные нотации.

    Существенную помощь социальному педагогу может оказать прогнозирование ответных реакций и действий учеников в конфликтных ситуациях. На это указывали многие педагоги-исследователи (Б.С.Гершунский, В.И.Загвязинский, Н.Н.Лобанова, М.И.Поташник, М.М.Рыбакова, Л.Ф.Спирин и др.). Гак, М.М.Поташник рекомендует либо вынужденно примеряться, приспосабливаться к ситуации, либо сознательно и целенаправленно влиять на нее, т.е. творить новое.

    По мнению Л.Ф.Спирина, педагог, включаясь в педагогическую ситуацию, должен выявить объект и субъект и охарактеризовать их; вскрыть воспитательные отношения и их развитие; определить задачу, возникшую перед субъектом воспитания и намеченную цель; дать характеристику последовательных этапов педагогической деятельности в процессе решения задачи и на основе проведения анализа предложить свой вариант решения.

    М.М.Рыбакова предлагает учитывать ответные реакции учащихся в конфликтных ситуаций следующим образом:

    - описание возникшей ситуации, конфликта, поступка (участники,
    причина и место возникновения, деятельность участников и т.д.);

    - возрастные и индивидуальные особенности участников конфликтной ситуации;

    ситуация глазами ученика и учителя;

    - личностная позиция учителя в возникшей ситуации, реальные цели учителя при взаимодействии с учеником;

    - новая информация об учениках, оказавшихся в ситуации;

    - варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения учащихся;

    -  выбор средств и приемов педагогического воздействия и определение конкретных участников реализации поставленных целей в настоящее время и на перспективу.

    Из литературы известно, что разрешение конфликтной ситуации целесообразно осуществлять по следующему алгоритму:

    - анализ данных о ситуации, выявление главных и сопутствующих
    противоречий, постановка воспитательной цели, выделение иерархии задач, определение действий;

    - определение средств и путей разрешения ситуации с учетом
    возможных последствий на основе анализа взаимодействий воспитатель  -ученик, семья - ученик, ученик - коллектив класса;

    - планирование хода педагогического воздействия с учетом возможных ответных действий учеников, родителей, других участников ситуации;

    -  анализ результатов;

    - корректировка результатов педагогического воздействия; самооценка классного руководителя, мобилизация им своих духовных и умственных сил (Н.Н.Лобанова и др.).

    Конфликт возникает при наличии противоречивых позиций сторон. Обычно он начинается с инцидента, когда одна из сторон начинает ущемлять интересы другой.

    В словаре "Психология" различаются конструктивные и деструктивные конфликты. Конструктивный конфликт способствует преодолению трудностей, кризисов, утверждению социально позитивных норм общения, обстановки взаимной требовательности, приводит к отказу от противоправных действий, улучшает психологический климат в коллективе. Деструктивный конфликт проявляется в негативных действиях, эмоциональной напряженности, психических травмах, нарушениях дисциплины, приводящих нередко к разрушительным последствиям.

    Основным условием разрешения конструктивного конфликта психологи считают открытое и эффективное общение конфликтующих сторон, которое может принимать различные формы:

    - высказывания, передающие то, как человек понял слова и действия, и стремление получить подтверждение того, что он понял их правильно;
    - открытые и личностно окрашенные высказывания, касающиеся состояния, чувств и намерений;

    - информация, содержащая обратную связь относительно того, как участник конфликта воспринимает партнера и толкует его поведение;

    - демонстрация того, что партнер воспринимается как личность вопреки критике или сопротивлению в отношении его конкретных поступков.

         Внимание психологов, прежде всего, привлекают деструктивные конфликты, существующие во взаимоотношениях между школьниками, их педагогами и родителями. Установлено, например, что конфликт как естественное противоречие, возникающее между людьми, порождается проблемами личной и социальной жизни. Психологическая структура конфликта может быть описана с помощью двух важнейших понятий: конфликтной ситуации и инцидента.

    Инцидент - это ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам наличие объективного противоречия в их интересах и целях. Иными словами, инцидентом является осознание конфликтной ситуации. Он может протекать в разнообразных формах. Различают скрытый и открытый инцидент. Скрытый инцидент раскрывается на уровне осознания участниками конфликтности происходящего, но может и не проявляться в их реальных отношениях и реакциях. В другой форме инцидент разворачивается как серия конфликтных действий участников по отношению друг к другу.

        Конфликтная ситуация - это объективная основа конфликта, фиксирующая возникновение реального противоречия в интересах и потребностях обеих сторон (А.Г.Ковалева). М.М.Рыбакова подразделяет конфликтные ситуации на простые и сложные. Простые преодолеваются без сопротивления учеников через организацию их поведения в школе. К сложным ситуациям она относит: ситуации деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности; ситуации поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне школы; ситуации отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей. Смысл разрешения конфликтных ситуаций она видит в специальной организации поведения учащихся в школе, а сложность разрешения определяется степенью сопротивления учащихся учебным или дисциплинарным требованиям учителя. Такой подход рассматривает конфликтную ситуацию с позиций учителя, когда ученик выступает объектом воспитательных воздействий, периодически инициирующим конфликты и тем самым препятствующим осуществлению учебно-воспитательного процесса (М.М.Рыбакова).

        Обобщение массового опыта позволяет выделить наиболее типичные обстоятельства, блокирующие разрешение конфликтных ситуаций в учебных коллективах:

    - педагоги демонстративно проявляют любовь к отдельным учащимся; резко отличается стиль отношений педагога к "плохим" и хорошим" школьникам;

    -подростки болезненно воспринимают "двойную мораль" работы учителей с любимыми и нелюбимыми школьниками;

    - наблюдается дискриминация не только по отношению к учащимся, но и в отношениях к отдельным классным коллективам;

    - неуспевающим и несимпатичным подросткам придумываются всякие препятствия, когда они действительно хотят активно участвовать в коллективных делах;

    - открыто выделяются лидеры, которые противопоставляются общей массой, что порождает разлад и вражду в классе.

       Существует еще одна разновидность конфликтов - этические конфликты. Они проявляются в придирчивости педагогов к внешнему виду подростков: (прически, руки, уши и т.д.).

               Способы оскорбить подростка разнообразны: высмеивании и передразнивании их, а в конечном счете в унижении достоинство личности. От педагога требуется высокий уровень профессионализма, чтобы выходить из конфликтных ситуаций без потери собственного достоинства и без риска подорвать веру в себя со стороны учащихся этого трудного и интересного возраста.

               Действия педагога по изменению хода конфликта можно отнести к действиям, предупреждающим его. Тогда конфликтнотерпимыми действиями можно будет назвать неконструктивные действия (отложить решение конфликтной ситуации, пристыдить, пригрозить и т.д.) и компромиссные действия, а конфликтогенными -репрессивные действия (обратиться в администрацию, написать докладную и др.) и агрессивные действия (разорвать работу ученика, высмеять и др.). Как видим, выбор действий по изменению хода конфликтной ситуации имеет приоритетное значение.

    Приведем ряд ситуаций и поведение социального педагога при их возникновении;

    - невыполнение учебных поручений в связи с отсутствием умения,
    знания мотива (изменить формы работы с данным учеником, стиля
    преподавания, коррекция уровня "трудности" материала и др.);

    - неправильное выполнение учебных поручений скорректировать
    оценку результатов и хода преподавания с учетом выясненной причины неправильного усвоения информации);

    - эмоциональное неприятие учителя (изменить стиль общения с данным учеником);

    - эмоциональная неуравновешенность учащихся (смягчить тон, стиль
    общения, предложить помощь, переключить внимание остальных учащихся).

                При внутриличностном конфликте целесообразно восстановить самооценку или утвердить ее на новой основе, привести уровень притязаний в соответствие с индивидуальными возможностями. При межличностном и межгрупповом конфликте продемонстрировать стремление к компромиссу, обеспечить привлечение объективных "судей", переключение внимания, отделение деловой и эмоциональной сторон конфликта, отсрочка и др.

                 Сам факт возникновения и существования конфликтов в группе учащихся вызывает у части педагогов состояние постоянного нервного напряжения. Это мешает педагогу сосредоточиться на личности школьника с его неповторимыми индивидуальными особенностями и складывающейся судьбой. В этой связи теория и практика рекомендует: воспринимать конфликт как нераскрытую возможность и следить за появлением его сигналов; в этом случае исчезает сама почва для конфликта, но конфликтные отношений между бывшими оппонентами могут сохраняться очень долго, так как они не получили своего разрешения; внутреннее переструктурирование образа ситуации, т.е. в изменение внутренней системы ценностей и интересов участников взаимодействия; разрешение конфликта через сотрудничество специально организованную работу по нахождению общих интересов и целей.

                   Для улучшения выяснения конфликта полезно обратиться к его картографии. Она дает полное описание того, как вещи расположены по отношению друг к другу; стоит только начертить карту конфликта, как многое прояснится.

    Для более успешного разрешения конфликта желательно составить карту конфликта, разработанную Х.Корнелиусом и Ш.Фэйром. Суть ее в следующем:

    - определите проблему конфликта в общих чертах. Например, при
    конфликте из-за объема выполняемых работ составьте диаграмму распределения нагрузки;

    - выясните, кто вовлечен в конфликт (отдельные сотрудники, группы, отделы или организации);

    - определите подлинные потребности и опасения каждого из главных участников конфликта.

    Составление такой карты, по мнению специалистов, позволит:

    1)ограничить дискуссию определенными формальными рамками, что в значительной степени поможет избежать чрезмерного проявления эмоций, так как во время составления карты люди могут сдерживать себя;

    2)создать возможность совместного обсуждения проблемы, высказать людям их требования и желания;

    3)уяснить как собственную точку зрения, так и точку зрения других;

    4)создать атмосферу эмпатии, т.е. возможности увидеть проблему глазами других людей и признать мнения людей, считавших ранее, что они не были поняты;

    5)выбрать новые пути разрешения конфликта.

    Но прежде чем переходить к разрешению конфликта, постарайтесь ответить на следующие вопросы:

    - хотите ли благоприятного исхода;

    - что нужно сделать, чтобы лучше владеть своими эмоциями;

    - как бы вы себя чувствовали на месте конфликтующих сторон;

    - нужен ли посредник для разрешения конфликта;

    - в какой атмосфере (ситуации) люди и могли бы лучше открыться, найти общий язык и выработать собственные решения.

          В разрешении конфликта многое зависит от самого педагога. Иногда следует прибегнуть к самоанализу для того, чтобы лучше осознать происходящее и попытаться положить начало переменам, тем самым, проведя границу между подчеркнутым самоутверждением и самокритичным отношением к себе.

    Процедура урегулирования конфликтов выглядит следующим образом:

    - воспринимать ситуацию такой, какая она на самом деле;

    - не делать поспешных выводов;

    - при обсуждении следует анализировать мнения противоположных сторон, избегать взаимных обвинений;

    - научиться ставить себя на место другой стороны;

    - не давать конфликту разрастись;

    - проблемы должны решаться теми, кто их создал;

    - уважительно относиться к людям, с которыми общаешься;

    - всегда искать компромисс;

    - преодолеть конфликт может общая деятельность и постоянная
    коммуникация между общающимися;

    - главная проблема разрешения конфликта -"что делать?"

                Учет индивидуальных особенностей подростков учителем делает отношения в классе более продуктивными и более эмоциональными. Речь идет не о традиционных отрицательных эмоциях, а о высоких чувствах.

    Когда учитель строит гипотезу об истинных мотивах поведения ученика, его глубинных переживаниях, когда его гипотеза подтверждается и учитель может помочь самому ученику - понять мотивы его поведения - что же на самом деле и почему он чувствует благодарность ученика огромна.

                 Никто и ничто не может однозначно предопределить то или иное поведение. Люди, события или условия могут предлагать определенное поведение, но эти предложения отвергает или принимает сам человек. Выбор существует всегда. Когда мы поймем, что поведение базируется на выборе, мы сможем начать влиять на решения наших учеников о том, как себя вести, гораздо эффективнее. Право выбора должно быть признано учителем за каждым учеником. Нельзя без ущерба для личности ребенка лишать его этого права, ставя в безвыходную ситуацию. Выбор существует и у нас: мы можем действовать привычными методами "манипулирования", не оставляя ученику выбора, а можем захотеть что-то изменить в своем поведении (а это требует смелости), научиться взаимодействовать с учениками, чтобы они захотели выбирать адекватное поведение взамен не соответствующего правилам.

    Заключение.

         Любое поведение учеников подчинено общей цели - чувствовать себя нужным. Базовая цель поведения ученика -чувствовать свою причастность к жизни школы -означает "чувствовать свою важность и значимость". Эта потребность естественная для любого человека, поскольку люди социальные существа. Ежедневно в течение 10-лет полдня, в основном, школьники проводят в школе, поэтому можно считать нормальным желание каждого занять свое место в этой общности. Назначение школы видится нами в том, что личностные потребности детей не реализуются дома, они должны реализовываться в школе. Чтобы проложить путь к успеху, дети должны получать в школе то, чего им не достает: добрые взаимоотношения как со сверстниками, так и со взрослыми. В этом порой надежда остается только на школу, именно школа должна открыть каждому ребенку путь к реализации главной жизненной потребности - осознанию себя полноценной личностью.

         В основе социально-педагогической деятельности, как известно, лежит коммуникативный процесс, главное содержание которого составляет общение! Благодаря общению социальный педагог организует поведение и деятельность учащихся, оценивает их работу и поступки, получает информацию и сообщает о происходящих событиях, вызывает у воспитанников соответствующие переживания, помогает преодолевать трудности, возбуждает у них веру в свои возможности.

    Список использованной литературы :

    1. Андреев, В.И. Конфликтология. Искусство споров, ведение переговоров, разрешение конфликтов/ В.И. Андреев/. М.: Просвещение. - 1995. - 138с

    2. Андреев, В.И. Основы педагогической конфликтологии/ В.И. Андреев/. М.: Просвещение. - 1995. - 67с

    3. Андреева, Г.М. Социальная психология/ Г.М. Андреева/. М.: Просвещение. - 1990. - 196с

    4. Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология: Учебник для вузов/ А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов/. М.: ЮНИТИ. - 1999. - 551с


    «Алло, мы ищем таланты!»

    Алгоритм проведения

    Характеризуя алгоритм проведения детско-родительской гостиной, можно выделить три основных этапа (подготовка, проведение гостиной, последствие).

    1-й этап. Предварительная подготовка. На этапе подготовки педагогу необходимо:

    а) разработать совместно с учащимися номинации и критерии оценки, познакомить учащихся с требованиями и задачами.

    б) сформировать творческие группы учащихся и родителей по разработке.          Принцип формирования творческих групп может быть различным и зависит от особенностей контингента учащихся и родителей класса. Число их также может быть различным. При проведении детско-родительской – учительской  гостиной нами были сформированы пять творческих групп, состоящие из учителей, учащихся и их родителей. При этом ведущим принципом отбора в эти группы стал принцип заинтересованности учащихся и родителей в рассмотрении проблемы взаимодействия и сотрудничества, их желание принимать активное участие в детско-родительской гостиной. Остальные учителя, учащиеся класса и родители выступали в качестве зрителей. На заместителя  директора по воспитательной работе возлагается функция фотографа детско-родительской гостиной. Он фиксирует на цифровой фотоаппарат самые яркие моменты встречи для их просмотра в финале мероприятия посредством мультимедийного проектора;

    в) организовать работу творческих групп. В нашем случае творческим группам было дано задание подготовить защиту своей номинации связанной с развитием, каких   ни будь способностей.

    г) решить организационные вопросы, связанные с участием родителей, учителей в работе детско-родительской – учительской гостиной - выбрать время, удобное для проведения мероприятия, разослать приглашения родителям учащихся. Моя практика показывает, что наиболее удобным временем для проведения мероприятий с участием родителей является суббота;

    д) организовать пространство для проведения детско-родительской гостиной и подготовить необходимый инструментарий. В нашем случае детско-родительская гостиная проводилась в классном кабинете. В центре кабинета стояли  столы по кругу, вокруг которых были расставлены стулья (их количество соответствует числу участников творческих групп). Другая часть стульев, предназначенных для гостей, была расставлена рядами в дальней части кабинета. На столах были заготовки  материала для защиты своей номинации.

           Для наиболее целесообразной организации в семье общего самопознания, самовоспитания всем родителям было предложено тестирование. При этом работа с методиками превращается в интересный и доверительный разговор о жизни и проблемах растущего человека.

                            ТЕСТ для родителей

                             «Понимаете ли Вы своего ребенка?»

                  Я знаю, кто его/ее лучший друг:

    1)   совершенно точно,

    2)   приблизительно,

    3)   не знаю.

                    Мой сын/дочь поссорился со своим лучшим другом:

    4)   делаю вид, что ничего не замечаю,

    5)   сразу же подробно обо всем расспрашиваю,

    6)   проявляю интерес, но не пристаю, а терпеливо жду, когда заговорит сам.

               Как обо мне думают его/ее друзья?

    7)   положительно,

    8)   меня это не интересует,

    9)   не очень хорошо.

                Как я  отреагирую,   если  у  моего  сына/дочери   появится  взрослый друг/подруга вне семьи?

    10) отрицательно.

    11) постараюсь узнать его/ее поближе,

    12) все оставлю на его/ее усмотрение.

                 Узнав, что друг/подруга моего сына/дочери вел себя недостойно:

    13) запрещу дружить,

    14) обсужу случившееся со своим ребенком, предоставив ему самому сделать вывод,

    15) не обращу внимания.

                   Был ли у меня самого/самой в жизни хороший друг/подруга?

    16) был,

    17) не был,

    18) не могу сказать.

    Я запрещу сыну/дочери дружить с каким-то конкретным человеком, если:

    19) он плохо влияет на сына/дочь,

    20) его авторитет в глазах ребенка выше, чем мой,

    21) он не соответствует моим представлениям о друге.

                   Друзья сына/дочери пришли к нам домой и скучают. Могу ли я чем-нибудь пробудить их интерес?

    22) в большинстве случаев могу,

    23) это удается только иногда,

    24) вообще не удается.

                   Сын/дочь рассказывает о своих переживаниях, вызванных дружбой:

    25) всегда подробно,

    26) не рассказывает совсем,

    27) рассказывает только об отдельных случаях.

                    Лучший друг/подруга сына/дочери выразил желание участвовать вместе с Вашей семьей в летнем   путешествии или в какой-то другой поездке:

    28) радуюсь,

    29) категорически возражаю,
                       30) мне все равно.

    Подсчитайте баллы за каждый ответ: 1-56, 2-36, 3-06, 4-26, 5-06, 6-56, 7-56, 8-06, 9-16, 10-06, 11-56, 12-26, 13-16, 14-56, 15-16, 16-36, 17-16, 18-06, 19-36, 20-16, 21-16, 22-56, 23-36, 24-16, 25-16, 26-06, 27-36, 28-56, 29-16, 30-06.   Оптимальное количество баллов - 44, минимальное - 3. Чем больше баллов Вы получили, тем больше оснований думать, что Ваши отношения с собственным ребенком благополучны. Если же сумма баллов меньше 15, Вы должны основательно пересмотреть свою воспитательную позицию и лучше приглядеться к себе.

    2-й этап. Проведение детско-родительской гостиной.

    Он осуществляется по следующему алгоритму:

    1. Вступительное слово Хозяйки гостиной.

    2. Защита номинаций, представленных творческими группами. Данный этап включает в себя задания:

    а) поочередное выступление групп с демонстрацией своих талантов (смотри буклет).

    б) ситуации, подтверждающие необходимость применение и использование своих талантов.

      3. Вопросы, оценка  гостей творческим группам по поводу выступления.
     4.  Заключительное слово Хозяйки гостиной.

          3-й этап. Последействие.

        По результатам проведения детско-родительской-учительской гостиной принимается решение. Создается презентация, для наглядного напоминания о возможности тесного доброго сотрудничества в рамках школьной программы  учителей, учеников, родителей.

    Сценарий проведения гостиной

             Перед началом детско-родительской гостиной участники рассаживаются по творческим группам, сформированным на подготовительном этапе. Работа в детско-родителъской-учительской  гостиной начинается с вступительного слова Хозяйки гостиной.

    Хозяйка гостиной: Здравствуйте, уважаемые гости! Я рада вас приветствовать в нашей замечательной гостиной. В далекие времена прошлого образованные люди собирались вместе для того, чтобы скоротать вечер.  И сегодня мы с вами, так же как и люди прошлого, собрались, чтобы обсудить вопрос, который очень важен для нашей школы.

            Согласитесь, что нам в школе, как и в любом обществе, было бы очень трудно жить, если бы в ней не было понимания,  дружбы, взаимопомощи и взаимовыручки. Тогда каждый мог бы делать все, что ему захочется, не считаясь с интересами других людей. Конечно, в нашей школе уже существуют законы, традиции, которые нам всем хорошо известны. Сегодня у нас присутствуют два поколения людей, которые  должны нам представить нормы нашей жизни в школе - это группы, состоящие из детей и взрослых, предлагающие свой взгляд.

    Давайте представим наших участников.

    Нам предстоит сегодня обсудить представленные нашими творческими группами номинации (на доске).

    Мы предоставляем слово первой творческой группе.

    Выступление  групп по номинациям.

    Хозяйка гостиной: Спасибо за содержательное выступление творческой группы

    Выступление второй группы по названным выше пунктам.

    Во время подготовки групп звучит музыка.

    Хозяйка гостиной: Вы согласитесь со мной, что сегодня мы должны, не просто высказать свое мнение, но и  принять решение.

    Хозяйка гостиной: Сегодня в нашей гостиной, кроме тех, кто участвовал, присутствуют и гости, которые внимательно наблюдали за происходящим. И, может быть, у вас есть предложения и пожелания.

    Выступление гостей: Родители поддержали  творческую атмосферу общения. Для детей преподнесли сладкий сюрприз.

    Хозяйка гостиной: (выносит решение)

           В подростковом возрасте заметно увеличивается число сложных ситуаций, которые приобретают конфликтный характер. В активной реакции подростков часто противоречивые события окружающей жизни проявляется потребность быть участником, а не только свидетелем происходящего заявить о себе делом, поступком выразить свое отношение к окружающему.

       Сейчас, как никогда, важно с детских лет воспитывать у детей внимательное отношение к окружающим, подготавливать их к доброжелательному отношению к людям, учить к сотрудничеству.                          

        Для этого педагоги используют  умениями и навыками по предупреждению и разрешения конфликтных ситуаций, так как проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы.  

        Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добро в людях.

    Проявляйте свои способности, они, как и знания пригодятся самоутвердиться в  жизни, в выборе профессии.

    Хозяйка гостиной: Демонстрация и обсуждение подошло к концу. Я благодарю всех: и учеников, и наших гостей за участие в работе и предлагаю еще раз обратиться к некоторым моментам нашей встречи.

    Далее следует просмотр фотографий, сделанных в процессе проведения детско-родительской гостиной.

                                                               

    Шарипова Елена Петровна


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формы и методы проведения родительского собрания

    Согласитесь, что, произнося словосочетание «Родительское собрание» многим из нас представляется одинаковая картина. Класс, за детскими партами втиснуты взрослые дамы, среди них парочка представителей ...

    Интересные формы проведения родительского собрания

    В статье рассматриваются отдельные методические приемы, позволяющие повысить эффективность проведения родительского собрания за счет:– создания ситуации открытого общения между педагогом и родителями,...

    Разговор на кухне - как новая форма проведения родительского собрания

    Не секрет, что для русских людей кухня – это самое притягательное место в доме. Очень часто, в суете будней, единственным местом, где семья собирается в полном составе, является кухня. Атмосфера на к...

    «Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями (методика организации и формы проведения родительского собрания)»

    Родительское собрание включает в себя  шесть обязательных компонентов:Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатам...

    Презентация "Современные формы проведения родительских собраний"

    Родительское собрание является важнейшей формой взаимодействия классного руководителя с семьей ученика.На собрании родители должны не только знакомиться с особенностями учебно-воспитательного процесса...

    Педагогический совет на тему: «Содержание и формы проведения родительских собраний. Технологии проведения родительских собраний»

             Родительское собрание - это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придётся рассказать каждой семье об их ...