Классный час "Спешите делать добрые дела"
классный час (6 класс)

Рогачева Мария Петровна

Данный классный час посвящен формированию высоких нравственных качеств обучающихся: доброты, толерантности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Классный час 25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 6-м классе на тему "Спешите делать добро"

Задачи:

1.Обсудить с обучающимися понятия «добро» и «зло».

2.Развивать представления подростков о добре и зле.

3. Показать  обучающимся необходимость  воспитания в себе доброты, побудить их к этому.

4. Воспитывать  доброжелательность, отзывчивость, доброту и толерантность.

5. Прививать основы нравственного поведения.

Форма проведения: беседа с элементами дискуссии.

 Оформление и оборудование: 1. Эпиграф к классному часу :

Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра. (Л.Н.Толстой)

 2. Запись песни “Дорогою добра”, сл. Ю.Энтина, муз. М.Минкова).

3.Плакаты, «сердечки», листы-«лепестки».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Классный руководитель

В словаре С.И. Ожегова даётся следующее определение. Добро – положительное, хорошее, полезное. Противоположное – зло. Зло – это нечто дурное, вредное. Это несчастье, беда, неприятность.

Знаете ребята, ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами Л – “Люди”, З – “Земля”, М – “Мыслить”, а буква Д обозначалась словом “Добро”. Даже сама азбука как бы призывала: “Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!”

Помните этот призыв. И знайте, что основное назначение человека – творить добро.

 Что значит добрый человек? Подберите однокоренные слова к слову добро. (Доброта, добрый, добросовестный и т.д.) Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты. 
Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легко ранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро. 
Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды? 
И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.


2.Ребята, а какие добрые дела совершали вы? (Ответы учащихся.)

Очень приятно, что у вас воспитано сочувствие, желание помочь близкому человеку. Это и служит началом добрых дел. Доброжелательный человек, желающий другим всего доброго, и ведёт себя соответственно. Он не может быть злым, грубым и жестоким.

3.Инсценировка  притчи

ПРИТЧА. Однажды змея ползла через лес. Вдруг прямо на неё упало дерево. Змея изворачивалась и крутилась, изворачивалась и крутилась, но как бы она не старалась, всё было бесполезно. Тем временем дровосек, который жил неподалёку, решил нарубить дров. Он взял свой топор и отправился в лес, где и увидел змею, придавленную деревом. Змея ему и говорит:

- Добрый человек, пожалуйста, освободи меня! Откати это дерево, которое придавило меня к земле!

Человек отвечает ей:

 - Нет, я не сделаю этого, потому что тогда ты меня съешь!

Змея опять:

 - Поверь мне, я не съем тебя!

А человек своё:

 - Я тебе не верю.

Но змея так долго упрашивала его, что человек пожалел её и откатил дерево прочь. Змея выползла и, так как весь день ничего не ела и была очень голодна, сказала человеку:

 - Добрый человек, я умираю с голода и поэтому сейчас съем тебя!

 - Что? Ты хочешь съесть меня, но я же освободил тебя?

 - Да. Разве ты не знаешь, что за добро платят злом?

 - Вот так дела! – сказал человек сердито.

А змея опять:

 - Ты думаешь, я не права?

 - Конечно, не права! - Ну, хорошо, - сказала змея.

– Тогда позови сюда каких-нибудь животных, и мы их спросим. Ты увидишь, что они ответят. Человек пошёл искать животных и привёл оленя, лошадь, пуму и волка. Змея стала спрашивать их одного за другим:

 - Скажи-ка, пума, правда, что за добро платят злом?

 - Да, - ответила пума.

 - А ты, лошадь, не думаешь ли, что за добро платят злом?

 - Да, - ответила лошадь. - Братец олень, платят ли за добро злом?

 - Да, - ответил олень.

Когда человек услышал, что сказали все эти животные, он и вправду испугался. Оставался только волк, и змея повернулась к нему:

 - Братец волк, платят ли за добро злом?

 И волк отвечает:

- Я не знаю, как всё произошло и говоришь ли ты правду. А потому не могу сказать, должна ли ты съесть этого человека. Ложись туда, где ты была, и тогда увидим. Все животные согласились с волком. Змея легла, а человек накатил поверх неё дерево.

 И волк сказал:

 - А теперь, змея, оставайся там!

Человек поблагодарил волка и говорит:

- Теперь, братец волк, пойдём со мной домой, я отплачу тебе, дам пару цыплят.

 - Нет, не пойду к тебе. Принеси цыплят мне завтра сюда, в лес. Человек вернулся домой, рассказал всё жене, рассказал, что обещал волку цыплят. Но его жена сильно рассердилась и велела, чтобы он вместо цыплят положил в мешок собак, которые кусают за уши. И так как человек не хотел спорить с женой, он сделал так, как она сказала. На следующий день он положил в мешок собак и отправился в лес. Волк уже ждал его.

 - Братец волк, я принёс тебе цыплят!

 - Спасибо! – ответил волк. Тогда человек развязал мешок, и оттуда выпрыгнули собаки – те, что кусают за уши. Собаки вцепились в волка и отгрызли ему оба уха. Наконец, волку удалось вырваться. И он убежал в чащу леса, ворча:

 - Змея была права: за добро надо платить злом.

Вопросы для обсуждения.

- Правильно поступили змея и человек?

 - Как должны поступать люди в таких ситуациях?

4.«Волшебные слова»

Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Быть вежливым к окружающим – это тоже доброта.

Предлагаю вспомнить вежливые слова.

  • Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)
  • Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день)
  • Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо)
  • Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте)
  • Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста)
  • И во Франции и в Дании на прощание говорят … (до свидания)

4. Ситуативный практикум

Представьте себе, что ваш обидчик поскользнулся, упал. Кроме вас рядом никого нет.Как вы поступите в данной ситуации?

а) пройдете мимо
б) попытаетесь ему помочь?

– Можно ли принудить человека быть добрым?
– Если  ты умеешь прощать, это может считаться началом добрых отношений?
– Что чаще побеждает, добро или зло?

В сказках всегда побеждает добро, но жизнь – не сказка. В жизни может случиться всякое…

5.«Правила доброты»

Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты?

Давайте попробуем выработать  правила и вместе составим правила «Спешите делать добро». (на доске появляются отпечатанные правила)

  • Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
  • Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.
  • Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.
  • Делать добро для близких и друзей.
  • Не завидовать.
  • Не вредничать.
  • Не грубить.

6.Анкетирование

Классный руководитель. Молодцы. Может кто-нибудь из вас сказать по совести: “Я добрый человек”.

Давайте проведём анкету “Добрый ли вы человек?”

  1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
  2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
  3. Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
  4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
  5. Любите ли вы злые шутки?
  6. Вы злопамятны?
  7. Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?
  8. Умеете ли на практике применять свои способности?
  9. Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
  10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
  11. Вы охотно выполняете просьбы?
  12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

Классный руководитель. Подводим итоги.
Вы можете засчитать себе 1 очко за ответ “да” на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ “нет” на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12. 
Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт. 
От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались. 
Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…

7. «Пословицы о добре»

Существует множество пословиц и поговорок о добре. Я попрошу вас выполнить задание - собрать пословицу и попытаться объяснить её значение. (на доске таблички-пословицы)

Добро помни, а

       

пожнёшь

Что посеешь, то и

 

зло забывай

За добро

 

добра не делает никому

Худо тому, кто

 

добром плати

8Делать добро спеши.

Классный руководитель. А почему же мы должны спешить делать добро? 
(Высказывания обучающихся.)

Классный руководитель. Потому что добрые дела просто нельзя откладывать на потом. Их нельзя запрограммировать. Делать добро надо сегодня и сейчас. Ведь, говорят, одно сегодня стоит двух завтра.

Вчера – ушло от нас,
А завтра – не настало.
Есть лишь идущий час,
И этого немало!

Лучше жалеть о том, что ты уже сделал, чем о том, что ты мог, но не сделал. Есть такая поговорка: “Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня”.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: продолжить фразы и записать на лепестке- листе, составить на доске три ромашки из лепестков ответов.
Быть добрым в мыслях - это …

Быть добрым в словах – это …

Быть добрым в делах – это …

9.Итог

Классный руководитель

 Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

 Рвануться на выручку нужно

 В любую минуту, всегда.

И если когда-то кому-то

Поможет твоя доброта,

 Улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря! 

Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, добрая улыбка на губах.  Давайте пожелаем друг другу добра. (Ребята по очереди произносят добрые пожелания, передавая друг другу «Бумажные сердечки-пожелания»

-Я надеюсь, что все ваши пожелания от чистого сердца.

В заключении давайте исполним песню “Дорогою добра”, сл. Ю.Энтина, муз. М.Минкова).



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Спешите делать добрые дела..."

Классный час в 9А классе « Спешите делать добрые дела».       Цели: 1.     Образовательная: дать характеристику понятий «коррупция», «ко...

Классный час "Спешите делать добрые дела!"

Классный час для учащихся 5-6 классов разработан в соавторстве с Папко П. и Шутовой Е.В....

Классный час "Спешите делать добрые дела"

Особое место в учебно-воспитательном процессе  занимает классный час, на котором  формируются морально-нравственные качества личности, гражданская позици...

классный час "Спешите делать добрые дела"

Классный час "Спешите делать добрые дела" проводился в рамках муниципального конкурса "Учитель года Алтая 2013". Материал предназначен для учащихся 5- 7 классов. Цель мероприятия: формирование нравств...

Классный час: "Спешите делать добрые дела" ко дню пожилого человека.

«Спешите делать добрые дела» «Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни – почувствовать себя нужным близким людям. Знай, что приятнее отдавать, чем взять… ». А. М. Горький.Цель: ...

Классный час, посвященный дню Пожилого человека. «Спешите делать добрые дела»

laquo;Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни – почувствовать себя нужным близким людям. Знай, что приятнее отдавать, чем взять… ».А. М. Горький....