Авторская программа
материал

Ахметзянова Эльмира Мирбатовна

21 век объявлен Юнеско веком образования. Система образования названа стратегически важной сферой челове­ческой деятельности в решении глобальных проблем чело­вечества. Одна из глобальных функции образования - гуманистическая.

Новые содержание образования должно быть ориентировано на погружение ребенка в реальное социоприродное окружение, в жизненный мир и жизненные проблемы, что обеспечивает становление мировоззренческ­ого отношения индивида. Активный личностный поиск способов жизнедеятельности в мире, отвечающих достиже­нию гармонии с природой.

Поэтому важен переход от технологий репродуктивного характера к технологиям творческого характера. Решению данной задачи полностью отвечает метод проектов или технология проектного обучения.

Успешно реализованная программа «Наши истоки». (Возрож­дение историко - культурных традиций русского татарско­го народов в условиях сельской школы) способствуют решению целого ряда задач:

Во-первых, участие в разнообразных видах национально ориентированный проектной деятельности представляет благоприятные условия для развития личности школьника;

Во-вторых, взаимодействие со сверстниками, старожилами и просто жителями села, учителями во время работы над проектом способствует социализация ребенка.

В-третьих, метод проектов позволяет организовать единую систему воспитательной работы.

В результате работы над данным проектом школьники овладеют системой проектировочных умений и приобретут новое интеллектуальное качество - способность учиться на собственном опыте и опыте других. Актуальность проекта определяется тем, что в современных педагогических теориях всё большее значение приобретают идеи гуманизации содержания гражданского образования и воспитания. Это получает подтверждение на практике: в общеобразовательных школах широко развиваются учебные предметы и внеклассные занятия, связанные с гуманитарной областью знаний.

В течение тысячелетий народы нашей многонациональной республики утверждали приоритеты общечеловеческой значимости: милосердие и сострадание, чувство сопричастности судьбам простого народа, высокие духовные истины нераздельности красоты, добра и любви, а также исконно национальные идеалы патриотизма и государственности. Все это может сыграть важную роль в заполне­нии мировоззренческого «вакуума» в современной школе, сформировать у учащихся нравственные установки.

Сегодня и завтра очень актуально широкое ознакомление родителей с национальной культурой воспитания, приведение в действие важнейших факторов воспитания, таких, как природа, русское слово, быт, родственные связи, фамильные традиции, культ матери и предков, почитание старейших.

Изучая историко - культурные традиции родного края, необходимо подчеркнуть их важнейшую роль в формировании нравственной сферы личности ученика, его культурного багажа, духовного развития нации в целом. Ведь богатство страны - в активном культурном развитии всех ее регионов. Очевидно, что решение множества проблем в жизни страны зависит от гражданской позиции, сформированной у учащихся уважение к историко - культурному наследию своего народа, края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Высокогорский муниципальный район Республики Татарстан

МБОУ «Высокогорская средняя школа № 4 имени Г.Баруди  Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

«Наши истоки»

(Возрождение историко-культурных традиций русского и татарского народов в условиях сельской школы)

        

Автор:

Ахметзянова Эльмира Мирбатовна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Высокогорская  средняя общеобразовательная школа №4 имени Г.Баруди  

Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Село Высокая Гора

Содержание

  1. Введение
  2. Цели программы
  3. Задачи программы
  4. Основные направления программы
  5. Форма проведения
  6. Механизм реализации
  7. Прогнозируемые результаты
  8. Заключение
  9. Приложение

Введение.

21 век объявлен Юнеско веком образования. Система образования названа стратегически важной сферой человеческой деятельности в решении глобальных проблем человечества. Одна из глобальных функции образования - гуманистическая.

Новые содержание образования должно быть ориентировано на погружение ребенка в реальное социоприродное окружение, в жизненный мир и жизненные проблемы, что обеспечивает становление мировоззренческого отношения индивида. Активный личностный поиск способов жизнедеятельности в мире, отвечающих достижению гармонии с природой.

Поэтому важен переход от технологий репродуктивного характера к технологиям творческого характера. Решению данной задачи полностью отвечает метод проектов или технология проектного обучения.

Успешно реализованная программа «Наши истоки». (Возрождение историко - культурных традиций русского татарского народов в условиях сельской школы) способствуют решению целого ряда задач:

Во-первых, участие в разнообразных видах национально ориентированный проектной деятельности представляет благоприятные условия для развития личности школьника;

Во-вторых, взаимодействие со сверстниками, старожилами и просто жителями села, учителями во время работы над проектом способствует социализация ребенка.

В-третьих, метод проектов позволяет организовать единую систему воспитательной работы.

В результате работы над данным проектом школьники овладеют системой проектировочных умений и приобретут новое интеллектуальное качество - способность учиться на собственном опыте и опыте других. Актуальность проекта определяется тем, что в современных педагогических теориях всё большее значение приобретают идеи гуманизации содержания гражданского образования и воспитания. Это получает подтверждение на практике: в общеобразовательных школах широко развиваются учебные предметы и внеклассные занятия, связанные с гуманитарной областью знаний.

В течение тысячелетий народы нашей многонациональной республики утверждали приоритеты общечеловеческой значимости: милосердие и сострадание, чувство сопричастности судьбам простого народа, высокие духовные истины нераздельности красоты, добра и любви, а также исконно национальные идеалы патриотизма и государственности. Все это может сыграть важную роль в заполнении мировоззренческого «вакуума» в современной школе, сформировать у учащихся нравственные установки.

Сегодня и завтра очень актуально широкое ознакомление родителей с национальной культурой воспитания, приведение в действие важнейших факторов воспитания, таких, как природа, русское слово, быт, родственные связи, фамильные традиции, культ матери и предков, почитание старейших.

Изучая историко - культурные традиции родного края, необходимо подчеркнуть их важнейшую роль в формировании нравственной сферы личности ученика, его культурного багажа, духовного развития нации в целом. Ведь богатство страны - в активном культурном развитии всех ее регионов. Очевидно, что решение множества проблем в жизни страны зависит от гражданской позиции, сформированной у учащихся уважение к историко - культурному наследию своего народа, края.

Цели программы.

В основе данной программы лежит гуманистическая воспитательная технология. Ценностная значимость программы проявляется в следующих приоритетах:

  • готовить детей к жизни во взаимосвязанном, взаимозависимом и одновременно противоречивом мире;
  • воспитывать уважение к окружающей природе и социальной среде, к разнообразию культур;
  • создавать атмосферу сотрудничества между взрослыми и детьми, учителями и учениками, юными и пожилыми;
  • учить школьников мыслить масштабно, всегда делать выбор в пользу сотрудничества и мира.

Реализация этих приоритетов лежит в основе следующих целей:

- сформировать у школьников интерес к культуре и истории родного края; познакомить с историко-культурным наследием;

- сформировать черты гражданственности, нравственного поведения, общей культуры, патриотических чувств;

-сохранить культурное наследие предков;

- обеспечить духовно - нравственное и психологическое благополучие школьников;

- вовлечь учащихся в творческую деятельность историко-познавательного направления.

Задачи программы:

- изучение истории Высокогорского района (села Высокая Гора), обычаев, традиций и духовной культуры;

- формирование гражданских и патриотических чувств, любви к родным местам;

- приобретение знаний основ культуры и искусства наших предков;

- способствовать формированию и развитию у учащихся навыков познавательной творческой деятельности;

- выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения;

- воспитание любви к родителям, близким, изучения и сохранение семейных традиций;

- воспитание стремление к сохранению и приумножению исторических и культурных ценностей (преемственности).

- создание условий для реализации детей и подростков своих интеллектуально - творческих возможностей.


Основные направления программы:

1.Изучение курса «История родного края»:

а) Далекое прошлое Высокогорского района.

б) Село Рождественское. (XVI в.)

в) Высокая Гора в годы гражданской войны.

г) Село в годы ВОВ.Труд женщин, стариков, детей.

д) Тяжелые послевоенные годы.

ё) Светлые перспективы Высокой Горы.

ж) Памятные места Высокогорского района.

2.Сбор материала по темам:

- из семейного архива (о судьбе отдельных семей в годы войны)

- семейная реликвия.

- наши ветераны.

3.Конкурс творческих работ о родном крае:

. авторские стихотворения

. рисунки

. сочинения о родном селе.

4. «Твоя родословная» (составление генеалогического древа семьи, знакомство с семейными традициями).

5.Операция «Бабушкин сундук» (сбор одежды, утвари для школьного краеведческого музея).

6.Краеведческая конференция «Летопись родных деревень»,

7.Участие в районных и республиканских конкурсах:

«Эхо войны» - конкурс творческих работ;

«Моя малая Родина».

8.Создание путеводителя «Моя Высокая Гора».

9.Благоустройство обелиска, памятника.

10.Организация встреч, праздников для ветеранов и вдов.

«Школьная страна». (Изучение истории образования в селе и районном центре Высокая Гора. Сбор материала о выпускниках школы. Оформление экспозиции «История школы»). 

Механизм реализации программы:

а) организация экскурсий в краеведческие музеи района, города и республики;

б) посещение концертов фольклорных коллективов;

в) сбор материалов;

г) создание и формирование школьного краеведческого музея;

д) проведение тематических недель и праздников;

е) обработка фото - и видеоматериалов.

Форма проведения.

  1. Краеведческие конференции «Я и мои корни»
  2. Урок - игра, викторина.
  3. Интегрированные уроки (литература, история, искусство, экология, география).

      4. Литературно - музыкальные композиции

      5. Экскурсии (в том числе и заочные).

      6.Экспедиции.

      7.Классные часы на тему:

. семейная реликвия;

. откуда пошел мой род;

. фотография из семейного альбома;

. история моей улицы;

. о тех, кто живет рядом.

Прогнозируемые результаты.

Реализация программы способствует формированию у учащихся следующих навыков:

-бытовой культуры (поведение детей в семье, отношение к членам семьи и родственникам),

-национальной культуры (осознание человеком своей этнической принадлежности, национальной гордости, воспитание уважения к своей истории, традициям, языку),

-гражданской культуры.

Это содержание реализуется основными средствами воспитания: деятельностью, общением, отношением.

Программа рассчитана на 7 лет, с 5 по 11 классы.

В результате реализации данной программы происходит формирование творчески развитой личности, способной к самоопределению: свободной, самостоятельной, активной, проявляющей инициативу в деятельности и общении, интеллектуально развитой, имеющей собственные познавательные интересы, эмоционально отзывчивой на состояние других людей, красоту окружающего мира и произведений искусства, психологически подготовленной к переходу к новой жизни и участию в новой социальной ситуации развития.

Данная программа рассчитана на учащихся, заинтересованных в глубоком знакомстве с историко-культурными традициями русского и татарского народов, в их возрождении, а также на школьников, планирующих продолжить свое образование в гуманитарных вузах.

Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю, через знание по истории культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России, активизация духовно – нравственной и культурно – исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста, воспитания чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

Заключение

Родители, род, Родина, народ… Не случайно все эти слова являются однокоренными. Это своеобразная форма, в основе которой лежат чувства Родины, родства, укорененности в ментальной культуре, сопричастности к иному, к миру других, ответственности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Она обязательна: мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения. Родина наделяет человека родственниками, верой, любовью, надеждой, совестью и нравственностью.

Одной из причин, побуждающих начать работу над программой  «Наши истоки» (Возрождение историко-культурных традиций русского и татарского народа в условиях сельской школы) является вырождение национальных традиций, разрушение вековых отношений с природой и обществом бытовых и культурно - нравственных связей. В стенах школы ослаблены естественные механизмы гармоничного воздействия на растущую личность, перестают действовать такие свойства народного воспитания, как личный пример, непрерывность, целостность.

Основная задача современной школы - освоение лучших культурно - исторических и национальных традиций. Возрождение этих традиций в содержании воспитательной деятельности дает возможность целостного представления сокровищах, закладывает оптимальный объем воспитывающих факторов для развития личности, для гражданина страны, создает наиболее благоприятные условия для формирования самостоятельной, свободной, высоконравственной личности на основе народной педагогики, традиционной культуры национальной самобытности.

Реализация данного программы способствует познанию историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формированию гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

Говоря о нравственном воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея сил и средств. То, что мы вложим в ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд, манкуртов, не знающих своих корней - значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей - значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества!

Приложение1.

Уважаемый респондент!

Анонимное анкетирование на тему «Возрождение культурного наследия татарского и русского народов» проводится преподавательским составом Высокогорской средней общеобразовательной школы 2. Просим Вас искренне ответить на вопросы. Вашему вниманию предлагаются вопросы с вариантами ответов. Выбранный Вами вариант следует обвести знаком «о». Кроме того. предлагаются вопросы, ответ на который Вы можете дать в произвольной форме.

1. Что Вы вкладываете в значение слова «культурное наследие»?

2. Как Вы думаете, актуально ли возрождение культурного наследия в нынешнее время?

а) да б) нет в) другое

3. Считаете ли Вы необходимым проведение программ по возрождению культурного наследия в школе?

а) да  б) нет в) другое

3. Какие  из  ниже  перечисленных  мероприятий  Вы  считаете необходимыми для возрождения культурного наследия в школе?

     а) классные часы   б) введение профильного предмета   в) тематические

вечера г) экскурсии д) другое

4. Осуществляется ли проект по возрождению культурного наследия русского и татарского народов в Вашей школе?

а) да б) нет в) другое

5. Хотели бы Вы принимать участие   в реализации проекта по возрождению культурного наследия в школе? а) да  б) нет  в)другое

6. Если «да», как именно Вы могли бы помочь?

7. Ваш пол?

а) мужской б) женский

8. Ваш возраст?_______

9. Сфера деятельности

Приложение 2.

Результаты социологического опроса среди населения (жителей села Высокая Гора, учителей и учеников)

                                                                                                    15 % опрошенных не придают

                                                                                                                                        большого значения возрождению

                                                                                                                                          историко-культурного наследия                                                              

                                                   

85 % считают возрождение

историко-культурного наследия

родного края актуальной проблемой XXI в.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Рабочая программа , составленная на основе Авторской программы основного общего образования по математике под редакцией В.И. Жохова, УМК Н.Я. Виленкин и др Составила программу Тычкова И.В.

Рабочая программа по математике для 5 класса В составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ  5-7  КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...