Методическая разработка родительского собрания по теме "Семье нужен мир"
методическая разработка

Поторочина Ольга Борисовна

Данный материал содержит сценарий родительского собрания и презентацию по теме "Семье нужен мир".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seme_nuzhen_mir.rar75.29 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое родительское собрание по теме «Семье нужен мир»

      Тема родительского собрания «Семье нужен мир». Судя по названию, вы уже догадались, о чем сегодня пойдет речь.

      Мы редко задумываемся над значением привычных слов «мир», «семья». Но ведь мир на Земле, мир в стране начинается с мира в семье. Семья – это школа любви для взрослых и детей. В семье люди становятся личностями, особенными и неповторимыми.  

     Вам всем известна фраза: «Все начинается с детства». И манера поведения ребенка, и выбор друзей и взаимоотношения со взрослыми – все берет свое начало в детстве. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. И каждый родитель в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми ребенок встретиться на своем пути, он умел преодолевать достойно и с честью. И как здорово, когда есть мир в семье.

     Но в суете повседневной жизни мы не всегда успеваем даже поговорить с нашими детьми, заглянуть им в глаза.  А ведь их воспитание является для нас одним из самых важных дел. На нас лежит большая ответственность и вы, и я это прекрасно понимаем. Всем известно, что семья и школа - это два социальных института, от согласованности действий, которых, зависит эффективность воспитания. Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, творческую и социально-зрелую личность, мы с вами должны действовать как союзники, делясь с нашими детьми своей добротой, опытом, знаниями.        

Мы, учителя, ставя перед собой воспитательные задачи, никогда не сможем конкурировать с вами. Потому что вы являетесь мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что главное для ребенка чтобы его любили таким, какой он есть и умели поддержать.

     Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их».  Мне очень хочется надеяться, что в ваших семьях любовь к детям мудрая, искренняя, которая помогает делать их хорошими людьми.

     И доказательством этого являются результаты мини-анкеты «Общение детей и родителей в лицах», которую мы проводили на прошлом родительском собрании. Вот что получилось (см. презентацию).

    Сейчас, в пору подросткового возраста противоречий между вами и детьми становится больше, и вы сами это замечаете. Мы это знаем и мы к этому готовы. Я хочу предоставить вам возможность взглянуть на некоторые ситуации, возникающие в семье, глазами ваших детей. А потом сравнить ответы с их взглядами и проанализировать результаты сравнений. Перед вами лежат бланки с вопросами анкеты «Ребенок и его семья».

     Ваша задача – попробовать поставить себя на место вашего ребенка и ответить на вопросы так, как бы ответил он, т.е. взглянуть на ситуацию его глазами…. Потом вы сравните ваши ответы с ответами ваших детей.

                            Анкета «Ребенок и его семья»

  1. Меня почти во всем поддерживают.
  2. У нас бывают разногласия, даже ссоры.
  3. Мне бывает трудно дома.
  4. Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учебе.
  5. Мне дают карманные деньги.
  6. У нас дома бывают одноклассники, друзья.
  7. Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности.
  8. Родители часто заняты своими делами.

…………………………………………………………………

    Варианты ответов:

- практически всегда;

- иногда;

- почти никогда.

          Давайте решим вот такую задачу в группах. Многие из вас сталкиваются с похожей проблемой ежедневно. Вы многократно повторяете своему ребенку: «Делай уроки!».  Он не реагирует и продолжает заниматься своими делами. Ваши действия.

       Мы часто сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя весит, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге не получаем желаемого  результата. В чем же дело? Может быть в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Ведь дети свидетели многих наших поступков. Они учатся у нас жить. Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда он оказывается в определенных ситуациях. Закончите предложения:

Если:

  1. ребенка постоянно критикуют,  он учится… (ненавидеть);
  2. ребенок живет во вражде, он учится… (агрессивности);
  3. ребенок растет в терпимости, он учится … (понимать других);
  4. ребенка подбадривают, он учится … (верить в себя);
  5. ребенка хвалят, он учится быть … (благодарным);
  6. ребенок растет в честности, он учится быть… (справедливым);
  7. ребенка высмеивают, он учится  быть … (замкнутым);
  8. ребенка понимают и дружелюбно к нему относятся, он учится …(находить любовь в этом мире).

           А сейчас послушайте мудрые мысли о воспитании.

     Принятие собственного ребенка, любовь к нему, авторитет родителей в его глазах, проявление ответственности в воспитании – это самые важные понятия.

     Чем больше времени родители проведут со своим ребенком в его детстве и в юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме.

     Чем раньше родители научатся проявлять терпение к ребенку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявление терпения от собственных взрослых детей.

     Хамство и грубость детства практически всегда возвращаются неуютной и обиженной старостью, очень грустной и очень тоскливой.

     Родители должны не только ставить себе вопрос: какого ребенка я хочу вырастить, но и какую старость я хочу иметь.

   На одном из классных часов я провела с ребятами анкету «Мое место в семье».

Вот ее результаты… (см. презентацию)

      Готовясь к этому собранию, я в одной из книг увидела формулу «Законы воспитания ребенка в семье» Эта формула является  результатом анализа возникновения конфликтных ситуаций. Попытайтесь ее расшифровать.

Законы семьи - Ед.тр., похв., тр.у., разд. бл.

1-й закон – единство требований отца и матери.

2-й закон – похвалы для ребенка.

3-й закон – трудового участия.

4-й закон – разделение материальных благ между взрослыми и детьми.

Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья, значит, ребенок состоится как человек и как личность.

         В заключении выполните в группах еще одно задание. Тема задания «Наши дети». В одну колонку напишите 5 качеств современных ребят, а в другую – то над чем в их характере нужно поработать. Чего им не хватает?

       Вы прекрасно знаете и понимаете своих детей и осознаете, что от вас зависит, каким вырастет ваш ребенок, как войдет он во взрослую жизнь.  И пусть вот эта

памятка «Законы родительской истины» скажет вам, как поступать в самых трудных жизненных ситуациях. Любите своих детей, и пусть мир будет в ваших семьях. Ведь от этого так много зависит.

    На одном из последних классных часов специально для сегодняшнего родительского собрания  ваши дети написали вам эти письма. Прочитайте их, пожалуйста….

    Получив эти письма, вам, наверное, захочется сказать им что-то особенное, или пожелать что-нибудь доброе и хорошее. Напишите на листочках хотя бы несколько теплых слов. Пусть они тоже будут удивлены.

          Вопросы для обсуждения в группах

  1. Вы многократно повторяете своему ребенку: «Делай уроки!».  

Он не реагирует и продолжает заниматься своими делами.

Ваши действия?

  1. Вы многократно повторяете своему ребенку: «Делай уроки!».  

Он не реагирует и продолжает заниматься своими делами.

Ваши действия?

  1. Вы многократно повторяете своему ребенку: «Делай уроки!».  

Он не реагирует и продолжает заниматься своими делами.

Ваши действия.

  1. Вы многократно повторяете своему ребенку: «Делай уроки!».  

Он не реагирует и продолжает заниматься своими делами.

Ваши действия.

Ответим вместе на вопросы (см. презентацию).

Если:

1) ребенка постоянно критикуют,  он учится ……………. ;

2) ребенок живет во вражде, он учится                        ………….… ;

3) ребенок растет в терпимости, он учится

………….… ;

4) ребенка подбадривают, он учится

…………… ;

5) ребенка хвалят, он учится быть

………….… ;

6) ребенок растет в честности, он учится быть

………….…;

7) ребенка высмеивают, он учится  быть

…………… ;

8) ребенка понимают и дружелюбно к нему относятся, он учится ………….… .

                                           Решение собрания

  1. Содействовать формированию у детей положительной адекватной самооценки, способности анализировать и правильно оценивать свои поступки.
  2. В семье и в классе поддерживать процесс становления и проявления индивидуальности личности ребенка, его полезные устремления и начинания.

Приложение

  1. Анкета «Ребенок и его семья»

1. Меня почти во всем поддерживают. ………………………

2. У нас бывают разногласия, даже ссоры. …………………..

3. Мне бывает трудно дома. ……………………………

4. Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учебе.

………………………

5. Мне дают карманные деньги. ……………………………

6. У нас дома бывают одноклассники, друзья. ……………….

7. Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности.

…………………………..

8. Родители часто заняты своими делами. ………………….

…………………………………………………………………

   Варианты ответов:

- практически всегда;

- иногда;

- почти никогда.

…………………………………………………………

  1. Письмо-обращение к самым близким и дорогим людям – моим родителям.
  1. Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Это позволяет мне знать меру и место.
  2. Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила – это все.
  3. Не давайте пустых обещаний. Это подорвет мое доверие к вам.
  4. Не заставляйте меня чувствовать себя малышом, а то я буду вести себя, как  будто я - «центр Вселенной».
  5. Не обращайте внимания на мои глупые выходки. Ваше повышенное внимание поможет их закрепить.
  6. Не делайте мне замечания в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине.
  7. Не пытайтесь меня поучать в конфликтной ситуации. Поговорите со мной тогда, когда ваш гнев уступит место здравому смыслу.
  8. Не придирайтесь ко мне и не ворчите. Иначе мне придется притвориться глухим, чтобы как-то защититься.
  9. Не испытывайте слишком сильно мою честность. Меня легко испугать, при этом я начинаю врать.
  10. Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на собственном опыте.
  11. Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени вместе. Стоит побеспокоиться о том, как мы с вами его проводим.
  12. Не забывайте, что мне нужны ваше понимание и поддержка. Я думаю, что вы и без меня это знаете.
  13. Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Я тоже хочу быть вашим лучшим другом.
  14. Не забывайте, что ваши добрые мысли и теплые пожелания, если не сейчас, то через годы вернуться к вам.
  15. Помните, что у вас  есть самое великое чудо на свете. Это чудо – Я, ваш ребенок!

                         

  1. Памятка родителям

Закон 1

Дорожите любовью своего ребенка. Помните, что от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!

Закон 2

Не унижайте своего ребенка. Унижая его, вы формируете у него навык унижения, который он может использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будите вы.

Закон 3

Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка. Приводят к боязни и ненависти.

Закон 4

Не налагайте запретов. В природе ребенка – дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

Закон 5

Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки. Дайте возможность ребенку стать большим человеком.

Закон 6

Не идите на поводу у своего ребенка. Умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

Закон 7

Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит.

Закон 8

Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешите ребенку смеяться вместе с вами. Учите своего ребенка смеяться над собой! Это лучше, чем если над ним будут смеяться другие люди.

Закон 9

Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».

Закон 10

Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Период детства весьма скоротечен. Так много нужно успеть, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями.

Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благодарных детей.

4. Тест «На сколько ты уверен в себе?»

1. Ты узнал, что твой приятель говорит о тебе плохо.

А. Поищешь удобный случай выяснить с ним отношения.

Б. Перестанешь с ним общаться.

2. Когда ты входишь в трамвай или автобус, тебя грубо толкают.

А. Громко протестуешь.

Б. Молча пытаешься пробраться вперед.

В. Ждешь, когда войдут все и тогда входишь сам.

3. Твой одноклассник отстаивает противоположную тебе точку зрения.

А. Не высказываешь свою точку зрения, так как все равно не сможешь его переубедить.

Б. Отстаиваешь свою точку зрения.

4. Ты опоздал на школьный вечер. Все места заняты, кроме одного в первом ряду.

А. Стоишь в первом ряду и ругаешь себя за опоздание.

Б. Без колебаний направляешься в первый ряд.

В. Долго решаешь, идти или не идти в первый ряд.

5. Согласен ли ты с тем, что твои одноклассники часто используют тебя в своих интересах?

А. Да.

Б. Нет.

6. Трудно ли тебе вступать в разговор с незнакомыми людьми?

А. Да.

Б. Нет.

7. Ты купил бракованную вещь. Легко ли тебе вернуть покупку?

А. Нет.

Б. Да.

8. Можешь ли ты сказать, что твои одноклассники более уверены в себе, чем ты?

А. Нет.

Б. Да.

9. Твои друзья требуют от тебя услуги, которая чревата неприятностями. Легко ли тебе отказаться от ее исполнения?

А. Нет.

Б. Да.

10. У тебя есть возможность поговорить с известным человеком.

А. Используешь эту возможность.

Б. Не используешь.

11. Учитель поручает тебе позвонить в учреждение и договориться для класса о встрече.

А. Отказываешься.

Б. Звонишь.

12. Тебе поставили незаслуженно низкую оценку.

А. Молча переживаешь.

Б. Споришь с учителем.

13. Ты не понимаешь объяснений учителя.

Б. Не будешь задавать вопросов учителю.

В. Спокойно попросишь объяснить еще раз.

Г. Задашь вопрос после уроков.

14. Ты пришел в кинотеатр. Люди, сидящие возле тебя, громко разговаривают.

Б. Терпишь шум.

В. Просишь их перестать разговаривать.

Е. Молча терпишь.

15. Ты стоишь в очереди. Кто-то пытается пролезть перед тобой.

Б. Молчишь.

Д. Даешь отпор.

16. Легко ли тебе вступать в разговор с представителем противоположного пола, который очень нравится.

Б. Очень трудно.

В. Легко.

Г. Трудно только начать.

17. Легко ли тебе торговаться на рынке?

А. Да.

Б. Нет.

18. Волнуешься ли ты, когда нужно выступать перед классом?

Б. Да.

Д. Нет.

19. При хорошем знании предмет ты хотел бы сдавать устный или письменный экзамен?

А. Устный.

Б. Письменный

В. Любой.

Результаты теста:

А – 3 балла

Б – 0 баллов

В – 5 баллов

Г – 2 балла

Д – 1 балл

12 – сильная неуверенность в себе.

13 – 32 – низкая уверенность в себе.

33 – 60 - средний уровень уверенности.

61 – 72 – высокая уверенность в себе.

Более 72 – очень высокий уровень уверенности.

5. Тест «Довольны ли вы собой?»

1. Мечтаете ли вы родиться заново и начать все сначала?

(Да – 4; нет – 16)

2. Есть ли у вас хобби?

(Да – 18; нет – 5)

3. Когда ваша работа на ладится, то вы говорите: «Такое случается только со мной».

(Да – 6; нет – 12)

4. Радуетесь ли вы, когда вам завидуют?

(Да – 16; нет – 2)

5. Страдает ли ваше самолюбие, если о вас отзываются как о скучном, несимпатичном человеке?

(Да – 3; нет – 12)

6. Находите ли вы какое-либо утешение, если узнаете, что с вашими друзьями произошли те же неприятности, что и с вами?

(Да – 18; нет – 5)

7. Переживаете ли вы, узнав, что какое-либо дело идет гораздо лучше без вашего участия?

(Да – 2; нет – 16)

8.Часто ли к вам приходит желание выиграть большую сумму в лотерею?

(Да – 6; нет – 20)

9. Сильно ли вы волнуетесь, когда узнаете, что вашим друзьям приобрели какую-то дорогую вещь?

(Да – 1; нет – 12)

10. Любите ли вы высказываться в присутствии большого количества слушателей?

(Да – 16; нет – 3)

Анализ результатов:

Более 120 баллов. Вы очень довольны собой. Вам не хватает самокритичности и реальной самооценки. Попытайтесь разобраться в себе с помощью друзей и близких.

60 – 119 баллов. Вы достаточно уверены в своих силах и избавлены от самодовольства и самовлюбленности.

Менее 60 баллов. Вы себе не нравитесь. Наберитесь уверенности. Возможно, вы себя просто недооцениваете.

  1. Продолжите фразы, приведенные ниже.

Наш ребенок проявляет признаки неуверенности, если ……………

Наш ребенок боится, если …………………………………… …………

Наш ребенок стесняется, если ………………………………

Наш ребенок волнуется, если …………………………………

7.

Продумайте и представьте свой жизненный девиз. Это должна быть короткая фраза, в которой проявляется ваш рецепт собственной индивидуальности, который приведет к успеху и исполнению мечты.

7.Тест для родителей

«Знаете ли вы подростковую психологию?»

Если вы согласны – «+».

Если не согласны – «-».

Если затрудняетесь – «?».

  1. Поверхностность – характерная черта подростков.
  2. Подростки не задумываются о будущем.
  3. Подросткам присуща категоричность суждений.
  4. Подростки не задумываются о принципах поведения людей.
  5. Подростки склонны преувеличивать уровень своих знаний.
  6. Подростки переоценивают свои умственные способности.
  7. Подросткам особенно нужен индивидуальный подход в обучении и воспитании.
  8. Повышенная эмоциональная возбудимость – характерная черта подростков.
  9. Чувство юмора возникает скорее в детском, чем в подростковом возрасте.
  10. В произведениях художественной литературы подростков больше интересуют реальные поступки героев, чем их мысли и чувства.
  11. Подросткам свойственно подчеркивать свои отличия от других людей.
  12. «Чувство одиночества» - характерное переживание подростков.
  13. Чувство неудовлетворенности собой в большей степени присуще подростку, чем ниже уровень его интеллектуального развития.
  14. Подростки ценят педагога и его «личные качества» выше, чем его профессиональную компетентность.
  15. У подростков есть трудности коммуникативного характера.
  16. Подростки больше интересуются музыкой, чем художественной литературой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания« Причины и последствия детской агрессии».

Родительское собрание в 7 классе " Причины и последствия детской агрессии"...

Методическая разработка родительского собрания "Адаптация учащихся 5 классов к новым условиям учебы"

Родительское собрание на тему "Адаптация пятиклассников к новым условием учебы" представляет собой материал, в котором раскрываются особенности адаптции детей в школе в среднем звене с точки зрения пс...

методическая разработка родительского собрания

Родительское собрание "В 21 век -  без наркотиков". Рекомендуется для классных руководителей старших классов...

Методическая разработка родительского собрания "Как помочь ребенку в учебе"

Цель: Повышение педагогической культуры родителей по вопросу помощи ребенку в учебе; интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.Задачи: - проинформировать родителе...

Методическая разработка родительского собрания "Взаимопонимание в семье - важнейшее условие успеха в воспитании ребенка"

Методическая разработка родительского собрания "Взаимопонимание в семье - важнейшее условие успеха в воспитании ребенка". А так же рассматривается влияние авторитета родителей на ребенка и основные ош...

Методическая разработка родительского собрания

Материал к родительскому собранию...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Родительского собрания «Родительский дом – начало начал…» (для родителей обучающихся первого курса «Сахалинского политехнического центра №5»)

Разработка представляет собой материалы к проведению родительского собрания, проводимому в форме беседы с элементами лекции, позволяющей непосредственно вовлечь родителей в процесс обсуждения и анализ...