Классный час "Эмоциональный интеллект"
классный час (8, 9, 10, 11 класс)

Данный классный час предназначен для учащихся 8-11 классов. Умение развивать свои эмоции и владеть ими -важное качество для человека в современном мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       Классный час  «Эмоциональный интеллект»

Цель: мотивировать детей на развитие своего эмоционального интеллекта

Задачи:

  1. Раскрыть с учащимися  понятие «эмоциональный интеллект»;
  2. Подвести учащихся к пониманию того, почему необходимо научиться управлять своими эмоциями.
  3. Развитие эмоциональной сферы ребенка,  способствующей процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.

Категория учащихся: 8 класс

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, толковые словари

Ход мероприятия:

1.Организационный момент (из класса формируется 4 группы) 

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут …Я очень рада нашей сегодняшней встрече. Надеюсь, что это будет положительный опыт для всех нас.

- Всё наше общение пронизано чувствами и эмоциями.  И даже в век технического прогресса, общаясь друг с другом в интернете, мы не можем обходиться без эмоций. И часто в конце электронного сообщения ставим условное обозначение своих эмоций – смайлик.

- Давайте  ещё раз вспомним, какими эмоциями наполнена наша жизнь.

          (Учитель показывает смайлики, а дети угадывают эмоцию)(слайд 1)

(хитрость, радость, восторг, удивление, растерянность, возмущение, злость, гнев, негодование…)

2. Мотивация

- Ребята, скажите, а какие чувства или эмоции вы  испытываете в данный момент?

 (Наводящие вопросы: Кто испытывает чувства страха?  Волнения? Радости? А кто спокоен и ничего не ощущает? )

- Спасибо.

- А кто скажет, что такое эмоция?

У вас на столах лежат толковые словари, вы можете посмотреть значение слова «эмоция».

Эмоция - это реакция человека на внешнее воздействие, имеющая ярко выраженную субъективную окраску. (слайд 2)

Чтобы это проверить, давайте сыграем в игру «Угадай эмоцию». 

                                (От каждой команды нужен 1 участник)

Четыре  игрока одновременно поднимают смайлик с эмоцией, которую испытывают, когда слышат определённые слова и выражения. Если эмоции не совпадают, нужно объяснить свой выбор (перед ребятами лежат смайлики, изображающие радость, грусть, страх, равнодушие…)

- 1 сентября

- Летние каникулы

- 9 мая

- Новый год

- Выпускные экзамены

- Урок физкультуры

- Война

- Дмитрий Нагиев

- мама

      Таким образом, мы ещё раз убедились в том, что эмоция – это субъективная реакция, каждый реагирует так, как чувствует.

3. Целеполагание

- Почему эмоции так важны?

     Американский писатель Чарльз Свиндолл сказал, что  жизнь на 10% состоит из того, что происходит с нами, и на 90% из того, как мы на это реагируем.

      Современный мир полон стрессовых ситуаций, с которыми трудно справляться как взрослым, так и  детям. В школе вы можете встретиться с  завышенными требованиями со стороны учителей, дома родители от вас ждут успехов в учебе, в спорте, в музыке и др. Даже ваши ровесники испытывают вас на прочность, ставят в ситуацию выбора,  и нередко возникают конфликты.

       Когда человек охвачен негативными эмоциями и не может объективно оценить свои чувства, желания и возможности, разрушительный эффект обеспечен. Портятся отношения с окружающими, человек замыкается в себе, теряет веру в себя, свои силы,  становится раздражительным, ещё больше запутывается в своих чувствах. И тут возникает вопрос: «Каким уровнем эмоционального интеллекта он обладает?» (распечатка вопроса) Как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать?

      Итак, темой нашего сегодняшнего разговора будет  «Эмоциональный интеллект» (слайд 3)

- Скажите, ребята, что бы вы хотели сегодня узнать на занятии?  

(приблизительные вопросы: Что такое эмоциональный интеллект? Кто ввел впервые это понятие? Можно ли развить ЭИ?  и т.п.) Прикрепить цели на доску, дописать, если что-то другое.

4. Новое знание (слайд 4)

    Вы все, наверное, слышали про IQ человека – коэффициент интеллекта.  В 90-е годы 20 века  появились статьи Джека Майера и Питера Саловей, а затем и книги Дэниела Гоулмана  об EQ-  эмоциональном коэффициенте.

- Что вы видите на картинке? (айсберг)

- Как вы думаете, правильно ли расположены IQ u EQ?

Верхушка - это лишь  малая часть айсберга. Всё остальное под водой.

- Как вы думаете, действительно ли эмоциональная составляющая важнее, чем интеллектуальная?

 (Человек может обладать высоким интеллектом, но при этом не социализироваться в обществе, не найти себя в этой жизни. И наоборот, есть люди, не обладающие высоким уровнем интеллекта, но проживают счастливую жизнь.  И всё это  благодаря высокому уровню эмоциональной устойчивости, или эмоционального интеллекта)

    Давайте попытаемся разобраться в понятии «эмоциональный интеллект». Как вы думаете, что это такое? Я предлагаю вам обсудить это в своих группах.  

(работа в группах, обсуждение, выведение определения – 2 минуты) Словари в помощь

    Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность понимать собственные эмоции и эмоции окружающих и использовать их для улучшения качества жизни. (слайд 5)

   

Как понять, что у вас хорошо развит эмоциональный интеллект?

Перед вами карточки, на которых обозначены качества и действия человека. Их необходимо распределить на две группы: развитый  уровень эмоционального интеллекта и неразвитый уровень эмоционального интеллекта.

                                        Если вы (если у вас)……

Общительный

Замкнутость и нежелание общаться

Открытость к знаниям

Раздражительность, вспыльчивость и агрессивность

Адекватно реагируете на замечание старших

Неспособность налаживать контакты с ровесниками

Можете извиниться, если не правы

Апатия

Знаете свои сильные и слабые стороны

Нарушения сна и постоянное чувство усталости

Знаете причину того, что вас расстраивает

Перепады настроения

Бескорыстно помогаете другим

Болезненно переживаете свои неудачи

Можете найти выход из трудной ситуации

Чувствуете себя несчастным

Не боитесь ошибок

Чувство вины или собственной несостоятельности

Умеете слушать и слышать

Проблемы с концентрацией внимания и ухудшение памяти.

Распознаёте эмоции других

Отсутствие или повышенное внимание к собственной внешности

     Итак, к чему приводит развитость или неразвитость эмоционального интеллекта? Для ребенка со слаборазвитым EQ неудача становится личной трагедией и поводом усомниться в себе. А эмоционально стабильного ребенка отличает дружелюбие и отзывчивость, уверенность в своих силах и спокойствие, целеустремленность и ориентированность на результат. Он может стать счастливым человеком. (слайд 6)

Можно ли развить эмоциональный интеллект?

Да, существует множество методик для развития ЭИ.

Тренинг № 1 Язык эмоций.

Цель: научить детей не только разобраться в собственных чувствах, но и позволить окружающим лучше вас понимать.

Инструментарий: листы А4 с фразами

Я представлю вам 2 типичных ситуации, а вы попытаетесь их проанализировать и записать, что вы чувствуете, почему  и что хотели бы сделать. 

  1. Вас не поздравил с днем рождения лучший друг.
  2. Вам подарили вещь, о которой вы долго мечтали.

Я чувствую …

потому что …

И я хотел (а) бы …

(дети зачитывают свои записи)

     Таким образом, очень важно научиться анализировать ситуацию и не боятся обсудить проблему с тем, кому вы доверяете. Пусть слова «я чувствую…, потому что…, я хотел бы…» войдут в вашу речь.

- Возникали ли у вас неприятные эмоции? Как вы с ними справлялись?

Тренинг 2. 

Цель: избавление от неприятных эмоций, возникающих в жизни.

Инструментарий: листы А4 с ситуациями

«Сейчас я раздам вам листы с разными ситуациями. Вы все вместе обсудите и запишите, чем вы можете заняться вместо этого. Например, ситуация: вы не пошли на тренировку, т.к. ее отменили. Вы пишете, за то я могу … посмотреть телевизор, погулять с друзьями и т.д…

Ситуация

Возникающая эмоция

Способ решения            (что можете сделать вместо этого)

Друг не смог с вами пойти в кино;

Мама не отпустила гулять с друзьями;

У вас отключили интернет и телевизор, т.к. неполадки сети.

Родители запретили вам играть в компьютерные игры;

Вопросы:

  • Какие эмоции вы испытывали, видя данные ситуации?
  • Зачитайте список того, что вы придумали?
  • Сложно ли было придумать, чем заняться?

     Подведение итогов:

    Эмоции – это наш компас. Они позволяют понять,  в верном ли направлении мы движемся. Если испытываем интерес, радость, удовольствие, значит все в порядке. Если гнев, страх, вину, обиду, то стоит остановиться и понять, что вызывает в нас такие эмоции.

- Вам понравилось сегодняшнее занятие?

- Что же такое эмоциональный интеллект? Нужно ли его развивать?

- Пусть каждая группа покажет смайлик, отражающий их эмоции от сегодняшнего занятия.

В завершении я хочу прочитать вам древнюю притчу.

                                         Древняя притча

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

- Что ещё слепить тебе? - спросил Бог.

- Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Вы можете лепить свою жизнь так, как желаете сами. Вы можете выбрать: жаловаться ли на проблемы, копить негатив или работать над собой, решать проблемы и наполнять свои сердца только положительными эмоциями.

Встаньте, пожалуйста, давайте все возьмёмся за руки, поделимся друг с другом положительной энергией, эмоциями. Спасибо за урок! Я желаю вам хорошего настроения, удачного дня и эмоциональной устойчивости.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Эмоция – это реакция человека на внешнее воздействие, имеющая ярко выраженную субъективную окраску.

Слайд 5

Эмоциональный интеллект ( EQ ) – это способность понимать собственные эмоции и эмоции окружающих и использовать их для улучшения качества жизни .

Слайд 6

Я - счастливый человек Быть счастливым – жить в гармонии с собой, с природой, понимать и принимать себя и других. Заниматься любимым делом, приносящим радость ему самому и окружающим, может только счастливый человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Недаром помнит вся Россия про день Бородина" классный час в форме интеллект-шоу "Своя игра"

Данный классный час разработан для учащихся 6-8 классов. Проходит классный час в два этапа: 1 - исторический экскурс, 2 - "Своя игра" по теме классного часа. Сценарий классного часа сопровождается пре...

СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

В работе описан метод психологических игр общения. Данный вид групповой работы направлен на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формированию установок, необходимых для ...

Разновидовая деятельность классного руководителя в формировании социального интеллекта школьников (из опыта работы)

Из опыта работы классного руководителя по формированию  социально активной личности...

"Символы России" классный час для детей старшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Цель: познакомить учащихся с историей государственных символов.Форма: беседаМетоды: рассказ с элементами игры....

Классный час "Какой у меня интеллект?"

На этом занятии вводится понятие " интеллектуальное развитие", " коэффициент интеллекта". Задача- привлечь внимание детей к вопросам самовоспитания, саморазвития, усилить мотивацию к учебе....

Классный час "Какой у меня интеллект"

Конспект классного часа с презентацией "Своя игра"...