Воспитательная концепция
статья

Цырендоржиева Наталия Николаевна

Программа врспитания учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_kontseptsiya.docx54.65 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация МО «Еравнинский район»

Отдел образования

МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №2»

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=636171318-52-72&n=21

Концепция воспитательной системы

«Мир, в котором мы живем»

Классный руководитель 6 «а» класса:

Цырендоржиева Наталия Николаевна

2019-2020гг


Концепция воспитательной системы «Мир, в котором мы живем»

«Жизнь для меня не тающая свеча.

Это что-то вроде чудесного факела,

 который попал мне в руки на мгновение,

и я хочу заставить его пылать как можно ярче,

прежде чем передать грядущим поколениям».

 Б. Шоу  

Воспитание – категория вечная. Всё лучшее в человеке даётся воспитанием, и все плохое дается   тоже воспитанием. Решающую роль в воспитании сегодняшних школьников могут сыграть не новейшие изобретения, не новые формы, а всемерное возрождение подлинно народных начал во взаимном контакте детей и взрослых, младших и старших, знакомых и незнакомых.

Мы понимаем, что в настоящее время важно организовать жизнь классного коллектива  так, чтобы каждый в реальной естественной ситуации являлся сознательным субъектом нравственной практики. Ребят учит сама жизнь, дети сами способны психологически заражать друг друга и хорошим, и плохим.

Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано природой.

Ребенок – росток человеческий. В нем  изначально заложено неуемное стремление к развитию. Ребенок должен утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.

Приступая к работе в должности классного руководителя, педагог должен четко представлять себе целевые ориентиры. В своей деятельности классного руководителя я опираюсь на Воспитательную концепцию школы «Системное построение процесса воспитания», которая  основана на концепции В.А. Караковского. Воспитательная концепция класса «Мир, в котором мы живем» основана на концепции О.С.Газмана «Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития», концепцию личностно-ориентированной системы деятельности классного руководителя, где главной целью является развитие образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению.

Программа разработана в соответствии с  Законом РФ "Об образовании",  ФГОС, Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России и Примерной программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основной школы. Программа ориентирована на реализацию стратегически единой для всех образовательных учреждений страны цели образовательной деятельности – Национальный воспитательный идеал. Предусматривает обязательную организацию воспитательного процесса по всем рекомендуемым содержательным направлениям воспитательной деятельности с опорой на базовые национальные ценности.

Формирование у растущего человека целостного восприятия окружающего мира, чувства сопричастности к его судьбам, умение ценить и любить всё, что окружает ребёнка в настоящем, определяют для меня содержание воспитания в классе, обращённое в будущее.

Мой взгляд на воспитательный процесс сегодня заключается в следующем:

*    Поворот к личностно – ориентированному воспитанию уже не тенденция, а реалия современной школы.

*    Сотворчество детей и взрослых и связанное с этим общение являются главными механизмами становления ребёнка в процессе социализации и воспитания.

*    Предоставление ребёнку возможности пробовать учиться на собственных ошибках, выбирать, предвидя последствия своего выбора, созидать на пользу себе и обществу.

*    Воспитание на современном этапе не может быть успешным без личного примера воспитателя, без его готовности любить и принимать каждого ребёнка таким, каким его создала природа, умеющего деликатно вносить некоторые необходимые коррективы в ходе процесса воспитания.

Исходя из вышеизложенного, я определила для себя следующие цели и задачи воспитания:

Цель:  Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, готового к осознанному  профессиональному выбору.

Задачи воспитания:

  • Формирование базовых национальных ценностей у  учащихся;
  • Формирование социально активной личности, способной к принятию самостоятельных решений, к смене социальных и экономических ролей в условиях постоянно меняющегося общества.
  • Формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни    социума, на основе социального проектирования.
  • Создание условий для укрепления здоровья учащихся, профилактики ЗОЖ.
  • Развитие системы детского самоуправления.
  • Сотрудничество с родительской общественностью.

Механизмы воспитания

Главным постулатом данной концепции выступает тезис о том, что воспитание есть не что иное, как помощь школьнику в его саморазвитии. «Воспитание, — по глубокому убеждению Олега Семеновича, — без желания самого ребенка совершенствовать себя невозможно». Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей — умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся, в свою очередь, базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации.

Механизм технологии педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах:

I этап (диагностический) – фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребёнком, вербализация постановки проблемы (проговаривание её с самим школьником), совместная оценка проблемы с точки значимости её для ребёнка;

II этап (поисковый) – организация совместно с ребёнком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (приём «глазами ребёнка»);

III этап (договорный) – проектирование действий педагога и ребёнка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;

IV этап (деятельностный) – действует сам ребёнок и действует педагог (одобрение действий ребёнка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за её пределами, безотлагательная помощь школьнику);

V этап (рефлексивный) – совместное с ребёнком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысления ребёнком и педагогом нового опыта.

Основные направления воспитательной работы

Я начала работу с новым коллективом еще до того, как перешли дети в 5 класс. В ходе многочисленных бесед с их первым учителем я старалась узнать как можно больше об особенностях детского коллектива, о сотрудничестве родителей со школой, о традициях, которые были заложены в начальной школе.

Следующим подготовительным этапом моей работы стало общение со школьным психологом, потому что он проводит большую работу с учащимися в начальном звене и его диагностика развития классного коллектива, его видение взаимоотношений между детьми оказывают неоценимую помощь в организации работы с классом. Именно школьный психолог помог мне определить проблемные моменты в развитии классного коллектива и отдельных учащихся, познакомил с возрастными особенностями и изменениями в развитии учащихся.

Еще одним направлением моей работы является сотрудничество с социальным педагогом, который непосредственно занимается изучением проблемных детей и их семей, знакомит меня с результатами собеседований, с индивидуальными коррекционными программами отдельных учащихся.

Планируя воспитательную работу с классным коллективом, я определила те приоритетные направления воспитательной работы, которые будут особенно важными в моей работе с детьми. Сотрудничество со школьным психологом и социальным педагогом дает возможность определить те проблемы, которые необходимо решить в текущем учебном году, и те, над которыми необходимо продолжить работу в дальнейшем.

Для проведения более целенаправленной работы  по оказанию помощи детям в их развитии и саморазвитии разработаны и осуществляются пять целевых программ: «Здоровье», «Моя семья», «Учение», «Досуг и культура», «Мое отечество».

Целевая программа «Здоровье». Здоровье – необходимое  условие для гармоничного развития личности. И если недостаток образования можно восполнить, то подорванное  здоровье  восстановить значительно  труднее, а нарушенное  в детском возрасте - зачастую уже и невозможно.

Цель программы: способствовать становлению и укреплению у школьников физического, духовного, нравственного и экологического здоровья. 

Направления воспитания

Задачи воспитания

Виды и формы воспитательных мероприятий

Формирование ценностного отношения к здоровью и

здоровому образу жизни.

- сформировать элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного, социально-психологического; о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

- сформировать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- развивать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

- сформировать первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

- сформировать первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

- формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания.

- беседа, просмотр учебных фильмов  (урочная, внеурочная, внешкольная);

- встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий (внеурочная, внешкольная);

- прогулки на природе для укрепления своего здоровья (урочная, внеурочная, внешкольная);

- урок  физической культуры (урочная);

- спортивные секции (внеурочная, внешкольная);

-  подвижные игры (урочная, внеурочная, внешкольная);

- туристические походы (внеурочная, внешкольная);

- спортивные соревнования (внешкольная);

- игровые и тренинговые программы в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений (внешкольная);

-экскурсии, прогулки, туристические походы и путешествия по родному краю, экологические акции, десанты, коллективные природоохранные проекты (внеурочная, внешкольная);

Целевая программа «Моя семья». 

Семья – главный фактор воспитания семьянина. Учащиеся должны знать свои семейные традиции, уметь любить и беречь своих близких. А как сделать так, чтобы ребенок понимал близких и родных ему людей, и сам был понят, чтобы ему доверяли и он доверял другим? В этом поможет направление «Моя семья».

Цель программы: формировать у школьников понятия сущности социальных ролей, умение понимать и правильно разрешать возникающие семейные трудности, воспитывать семьянина, любящего своих родителей и родственников.

Направления воспитания

Задачи воспитания

Виды и формы воспитательных мероприятий

Подготовка к выполнению основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры, матери, отца.

 

- укрепление отношения к семье как основе российского общества;

- формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;

- укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

- усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;

- формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;

-Тематические классные часы «Что значит быть хорошим сыном, хорошей дочерью», «Умей беречь честь бабушки и дедушки и добрую память о них», «Забота о родителях – дело совести каждого», «Жизнь близких как забота моего я», «Семья – малая церковь» и другие,

-Создание рукописной книги «Мои истоки» ,

-Встречи с интересными людьми: «История глазами моих родственников», «Национальные традиции в моей семье», «Моя родословная»,

-Общешкольный конкурс на лучшую работу «Моя родословная»,

-Родительский лекторий:  «Сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста», «Мой сложный ребенок, мой ученик», «Правила теплой руки», «Кто стоит на капитанском мостике семейного корабля», «Роль родителей в этнокультурном образовании учащихся», «Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства»,  

-Праздник, посвященный «Дню матери»

-Конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья»

-Конкурс Папа, мама, я – читающая семья»

-Конкурс «Папа, мама, я – поющая семья»

 

Целевая программа «Учение и труд». Программа направлена на формирование у школьников положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях. 

Цель программы: Осознание ребенком необходимости учения для будущего личностного самоутверждения и адаптации в окружающем мире. 

Направления воспитания

Задачи воспитания

Виды и формы воспитательных мероприятий

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

- сформировать первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

- воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

- сформировать элементарные представления о профессиях;

- сформировать первоначальные навыки коллективной работы;

- развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

- формировать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.

- экскурсии на производственные предприятия, встречи с представителями разных профессий (урочная, внеурочная, внешкольная),

- беседа (урочная, внеурочная, внешкольная).

- презентации «Труд наших родных»,  сюжетно-ролевые экономические игры (урочная, внеурочная, внешкольная);

- праздники труда, ярмарки,  город мастеров  (внеурочная, внешкольная);

- конкурсы  (урочная, внеурочная, внешкольная);

- организации работы детских фирм (внеурочная, внешкольная);

- работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции (внеурочная, внешкольная).

Целевая программа «Досуг и культура». 

Цель: Наполнить работу учащихся интересной, разнообразной творческой деятельностью, развивающей   индивидуальные качества личности.   

Направления воспитания

Задачи воспитания

Виды и формы воспитательных мероприятий

Формирование ценностного отношения к прекрасному,

формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

- сформировать представления об эстетических идеалах и ценностях;

- сформировать представления о душевной и физической красоте человека;

-сформировать эстетические идеалы, развивать чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

- развивать интерес к чтению, произведениям искусства, детским

спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

- развивать интерес к занятиям художественным творчеством;

- развивать стремление к опрятному внешнему виду;

- предметные уроки (урочная);

- беседа, просмотр учебных фильмов (урочная, внеурочная, внешкольная);

-экскурсии, посещение музеев, выставок  (внеурочная, внешкольная);

- посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок (внеурочная, внешкольная);

- проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров (внеурочная, внешкольная)

- участие в художественном оформлении помещений (внеурочная, внешкольная).

Целевая программа «Мое отечество». Программа призвана воспитать у учащихся готовность к защите своей Родины, гордость и любовь к своему краю, уважение к истории и жителям.

Цель программы: Создание условий для социальной адаптации учащихся через приобщение к историческому опыту своего народа. 

Направления воспитания

Задачи воспитания

Виды и формы воспитательных мероприятий

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

- сформировать элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его символах и институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

- сформировать элементарные представления об институтах гражданского общества и общественном управлении; о правах и обязанностях гражданина России;

- развивать интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

- сформировать уважительное отношение к русскому языку, к своему национальному языку и культуре;

- сформировать начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

- сформировать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

- мотивировать стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

- воспитывать уважение к защитникам Родины;

- развивать умение отвечать за свои поступки.

- беседа, экскурсия (урочная, внеурочная, внешкольная);

- классный час (внеурочная);

- туристическая деятельность, краеведческая работа (внеурочная, внешкольная);

- просмотр кинофильмов (урочная, внеурочная, внешкольная);

- путешествия по историческим и памятным местам (внеурочная, внешкольная);

- сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная);

- творческие конкурсы, фестивали, праздники,спортивные соревнования (урочная, внеурочная, внешкольная);

- изучение вариативных учебных дисциплин;

- участие в социальных проектах и мероприятиях (внеурочная, внешкольная);

- встречи с ветеранами и военнослужащими (урочная, внеурочная, внешкольная)

Ожидаемый результат воспитательной концепции «Мир, в котором мы живем»

Активная и свободная личность, способная самостоятельно действовать с учетом индивидуальных способностей и собственных интересов, готовая к творческой деятельности, заботящаяся о своем здоровье, психическом равновесии, с развитым чувством собственного достоинства, способная сочувствовать как людям вообще, так и конкретным людям, среди которых живет.

Воспитание может показаться делом легким и понятным всем, кроме тех, кто этим занимается. Нельзя не согласиться, что «воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров, а для такого творчества нужна и глубокая интуиция, и глубокие знания. К воспитанию детей стоило бы относиться как к самой важной из всех земных профессий…» Нам доверено, действительно ни много ни мало – будущее нашей Родины.

Организуя воспитательную работу в своем классе, я стараюсь придерживаться правил, которые разработал О.С.Газман для педагогов:

1. Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.

2. Самореализация педагога – в творческой самореализации ребенка.

3. Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.

4. Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.

5. Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.

6. Дети – носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой            растущего поколения. Воспитание – диалог культур.

7. Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.

8. Доверяя – не проверяй!

9. Признавай право на ошибку и не суди за нее.

10. Умей признавать свою ошибку.

11. Защищая ребенка, учи его защищаться.

В.А.Сухомлинский писал: «Воспитывает каждая минута жизни, каждый уголок земли, каждый человек, с которым личность соприкасается подчас как бы случайно, мимоходом. Осмысливать многогранные воздействия окружающего мира – в этом как раз и заключается организующая воспитательная роль школы, педагога».

Мой 6 «А» - это мой класс, моя гордость, мои  переживания и мои радости! С каждым днем они становятся старше, узнают что-то новое, стараются прожить день достойно.

Я очень хочу, чтобы то взаимопонимание, которое существует между нами сейчас, никогда не исчезло. Чтобы взаимная поддержка все больше перерастала в уверенность, что здесь все свои, что вместе мы – сила, которой все по плечу и которой не страшны никакие преграды!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная концепция "Дорога к самому себе"

Непросто вырастить и воспитать ребенка, но еще сложнее помочь ему стать самим собой. Основной целью концепции является воспитание индивидуальности, т.е.помощь ребенку в поиске нравственных ф...

Воспитательная концепция "Мы - родственники по детству"

Воспитательная концепция "Мы-родственники по детству". Интересная концепция, реализованная на практике....

Презентация воспитательной концепции "Мы - родственники по детству"

Реализованная на практике воспитательная концепция. Оригинальная, авторская презентация....

Воспитательная концепция "Вместе мы сила"

Перед современной школой стоит актуальная задача перехода от состояния сосуществования с родительской общественностью к сотрудничеству и партнерству. При   этом   следует...

Воспитательная концепция "Есть корабль, где все капитаны"

Воспитательная концепция "Есть корабль, где все капитаны"...

Моя воспитательная концепция

Выступление на конкурсе в стихах...

Воспитательная концепция "Гармония"

«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».Л.Н. Толстой...