Главные вкладки

    Классный час на тему «Наше здоровье в наших руках»
    классный час

    Дугарова Лидия Нимаевна

    Цель: в ходе творческой, самостоятельной индивидуальной и групповой работы с дидактическими материалами актуализировать и развивать знания учащихся о здоровье и здоровом образе жизни; формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации; воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kl._chas_nashe_zdorove_v_nashih_rukah.do27.67 КБ

    Предварительный просмотр:

                                 Классный час на тему

                      «Наше здоровье в наших руках»

    Цель: в ходе творческой, самостоятельной индивидуальной и групповой работы с дидактическими материалами актуализировать и развивать знания учащихся о здоровье и здоровом образе жизни; формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации; воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.

    Оборудование:

    1. Карточки одинакового размера с надписями: «Здоровье =», «Рациональное питание +», «Активная деятельность +», «Положительные эмоции».
    2. Макеты (муляжи) или рисунки продуктов питания яйца, хлеб, крупы, овощи (свекла, морковь, картофель, огурцы, помидоры и т.д.), фрукты (яблоки, груши, апельсины и т.д.),творог, жвачки, чипсы, пакетик сухариков, бутылка газировки и т.д.
    3. Карточки с рисунками лекарственных растений ( малина, брусника, шиповник, алоэ, подорожник и т.д.).
    4. Три листа с рисунками и надписями.

    • «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе» (Л. Н. Толстой).
    • «Жизнь – это движение»
    • «Любой жует, да не любой живет», «Какова еда и питье, таково и житье!».
    1. Мяч
    2. Картинка «Органы пищеварения».
    3. Небольшие сообщения, подготовленные учащимися:

    - «Почему нельзя есть на ночь»;

    - «Удивительная травка»;

    - «Зачем нужна зарядка»

    - «Если трудно встать на зарядку…»;

    -«Зачем нужно закаливание»;

    - «Как правильно закаливаться»;

    -«Удивительные точки»;

    Оформление доски: Тема классного часа, три листа с рисунками и надписями, высказывание Д.С. Лихачева: «Чтобы не попадаться в сети стресса, нужно уметь управлять своими чувствами».

    Ход классного часа

    Учитель: Всем известна пословица : «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, а здоровье потерял – все потерял». Почему так говорят?

    (Ответы детей : «Нездоровый человек не может полноценно жить, работать, учиться, радоваться жизни. Ему мешает боль, болезнь т.д.)

    Сегодня  мы ознакомимся со слагаемыми здоровья и выясним, что мешает нам быть здоровыми людьми. Ребята , а что нужно для того , чтобы быть здоровым человеком? (Ответы: «соблюдать режим дня, правильно питаться, закаляться, заниматься спортом и т.д.)

    Итак, назовем первую предпосылку здоровья.

    1. Рациональное питание.

    На доске лист с рисунком и надписью: «Любой жует, да не любой живет».

    Учитель: На первом месте, конечно, должно быть правильное, рациональное т.е. разумное, питание. Мы то, что мы едим. Другими словами, наш организм состоит из того, что мы потребляем в пищу. А что мы едим? ( Ребята перечисляют продукты питания.)

    1. Игра «Полезные и вредные продукты». На столе разложены макеты или рисунки продуктов питания, творог, жвачки, чипсы, пакетик сухариков, бутылка газировки и т.д.

    Задание: Разделить продукты питания: в одну сторону – вредные, а в другую – нужные и полезные для организма.

    1.  Игра «Витамины». Ребята внимательно поочередно из коробки муляжи или рисунки продуктов питания и рассказывают, чем полезен данный продукт и какие в нем витамины. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибается.

    Учитель: Важно не только, что мы едим , но и в какое время. Принимать пищу нужно 4-5 раз в день маленькими порциями, ни в коем случае не переедая на ночь . Почему все в один голос утверждают, что это вредно? Давайте выясним.

    1. Сообщение учащегося « Почему нельзя есть на ночь?»

    Посмотрите на рисунок: желудок, двенадцатиперстная кишка, печень, желчный пузырь – это наши органы пищеварения. Как они работают? Пища попадает в желудок, и там перевариваются самые крупные куски. Потом она отправляется в двенадцатиперстную кишку, где уже происходит полное переваривание пищи и разложение на такие мельчайшие частички ( о них мы узнаем в VIII классе), которые могут поглощаться кровью и питать наш организм. Для того чтобы пища переработалась, нужны специальные вещества – желчь и поджелудочный сок. Печень вырабатывает желчь и хранит ее в желчном пузыре. Как только пища попадает в двенадцатиперстную кишку, желчный пузырь сокращается, и желчь по протоке попадает в двенадцатиперстную кишку , а в это же время поджелудочная железа выделяет сок. Начинается процесс пищеварения. Все прекрасно! Но все дело в том, что наша двенадцатиперстная кишка ложится спать вместе с нами, «засыпает», т.е. перестает работать.

        Что же происходит?  Желудок  отправляет  пищу на доработку в двенадцатиперстную кишку , а она уже спит. Кишка растянута, сигнал дан : желчный пузырь и поджелудочная железа выделяет желчь и поджелудочный сок, но двигаться  им некуда  - кишка спит  и не сокращается, и они возвращаются обратно. Желчь застаивается в желчном пузыре, сгущается и постепенно каменеет. А ферменты  поджелудочной возвращаются обратно и принимаются «переваривать» ткани самой поджелудочной  железы. В итоге железа воспаляется (диагноз – панкреатит), а в худшем случае может омертветь (диагноз- некроз).

       Получается, что пока человек спит, в его организме идет настоящая химическая война. Поэтому  не зря врачи говорят, что последний раз пищу нужно принимать минимум за два часа до сна, чтобы она полностью переработалась и наш организм ночью спокойно отдыхал.

       И конечно, огромное значение имеет качество водопроводной воды, которую мы пьем, используем для приготовления пищи. Качество ее в разных городах и территориях различно. Причин здесь много. Поэтому в очень многих семьях воду очищают с помощью различных фильтров от вредных примесей. Кто из вас это делает? Какие фильтры вы используете?

     

    Учитель: Если мы недостаточно следим за своим здоровьем, то обязательно заболеваем и…лечимся. А чем лечимся? Какие вы знаете лекарства? (Называются разные таблетки.)  А какие природные лекарства вам известны? (Называются малина, шиповник, алоэ, подорожник и т.д.) Послушайте рассказ об удивительно полезной травке, по которой мы ходим и не замечаем ее, а если будем о ней знать, то и в аптеку реже ходить придется.

    1. Сообщение учащегося «Удивительная травка»

    Эта травка растет у нас под ногами. Она самая обыкновенная. Ее  можно встретить и в деревне, и в городе. Называют  ее по разному: птичий горец, гусятник, трава-мурава, птичья гречишка, а по научному ее называют спорыш. Ходим  мы по ней, не замечаем и серьезной ее не считаем. А ведь она удивительная целительница и помогает при болезнях желудка, кишечника. Спорыш – это эффективное противовоспалительное, антисептическое средство, а при гриппе и ангине – сильное жаропонижающее. Витаминов в ней больше, чем в малине, аскорбиновой кислоты больше, чем в черной смородине, поэтому она помогает при авитаминозе.

    1.  Игра «Зеленая аптека».

    Задание: выбрать те растения (карточки с иллюстрациями), которые нам помогут при:

    •  при порезе пальца;
    • простуде;
    • нехватке витаминов;

    Итог. Итак, рациональное питание- это потребление чистых, натуральных продуктов, лечение природными лекарствами и обязательное соблюдение режима питания.

     На доске появляются карточки «Здоровье=рациональное питание+».

    1. Активная деятельность.  

    на доске лист с рисунком и надписью : «Жизнь - это движение».

    Учитель: Все мы знаем, что нужно каждый день делать зарядку. А как правильно ее делать?

    1. Сообщение учащегося «Зачем нужна зарядка? Какой она должна быть?»

    Учитель: Проблема часто не в том, что не хочется делать зарядку, а в том, что очень не хочется вставать рано. Так что же делать?

    1. Сообщение учащегося «Если трудно встать на зарядку…».

    Учитель: Итак, мы делаем зарядку. А где ее лучше делать?

    (На свежем воздухе) Это уже закаливание. Чем оно полезно? Как правильно этим заниматься? Давайте послушаем.

    1. Сообщение учащегося «Зачем нужно закаливание?».
    2. Сообщение учащегося «Как правильно закаливаться».

    Учитель: Послушайте рассказ об удивительных точках, при воздействии на которые наш организм становится крепче, повышается иммунитет.

    1. Сообщение учащегося «Удивительные точки».

    Учитель:  Ну и конечно, соблюдение личной гигиены –это тоже активная работа над своим здоровьем.

    Что такое гигиена? (ответы учащихся). Вы соблюдаете ее? Поиграем в игру «Незаконченное предложение». Я начну, а вы по цепочке продолжайте.

    1. Игра «Незаконченное предложение».

    Я аккуратный, чистоплотный человек. Я умею следить за собой, потому что я уже взрослый. Я соблюдаю правила личной гигиены.

    Утром я …

    В школе я …

    Когда прихожу из школы …

    А вечером я всегда …

    Существует  прекрасное выражение: « В жизни все в твоих руках – держи их в чистоте!»

    Итог. Соблюдение личной гигиены, закаливание, зарядка – все это составляющие активной деятельности.

     На доске появляются карточки

     «Здоровье = рациональное питание +активная деятельность+»

    1. Положительные эмоции.

    (На доске лист с рисунком и надписью : «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе». Л.Н. Толстой )

    Учитель: Зная все это, не все и не всегда стараются изменить свой образ жизни ( т.е. то ,как мы живем каждый день). Что же нам мешает? Какую  причину вы считаете главной?

    (Ребята перечисляют : отсутствие времени, лень и т.д.  Идет обсуждение. )

         Да, конечно, лень, но с ней способна справиться только личная воля человека. Нужно поставить перед собой цель и добиваться ее во что бы то ни стало. Немецкий философ Ницше сказал : «Тот, кто знает, зачем жить, может вынести любое как». Но бывает, что человек на протяжении долгого времени находится в переживании, стрессе, волнении или на кого-то сердится, кому-то завидует, даже злорадствует. Другими словами, он испытывает отрицательные эмоции. Конечно , обстоятельства бывают разные, всегда может произойти то, что принесет грусть, печаль, иногда и горе. А что зависит от самого человека? Что может и должен делать сам человек, чтобы иметь не только физическое и психическое здоровье?

    ( Надо быть добрыми, помогать друг другу, говорить друг другу комплименты…).

    1. Игра «Давайте говорить друг другу комплименты».

    По кругу ребята кидают друг другу мяч, делая комплименты.

    Учитель: Прочитайте высказывание Д.С. Лихачева (на доске): «Чтобы не попадаться в сети стресса, нужно уметь управлять своими чувствами». Сделать это бывает непросто. Давайте представим различные ситуации.

    1. Разыгрывание ситуаций.
    • Вы пришли с улицы на три часа позже, чем обещали; вас встречает рассерженная мама, готовая вас отругать. Ваши действия (помните: не должно быть отрицательного эмоционального всплеска).
    • Вы получили двойку, и, может быть, вам за нее попадает. Что вы скажите родителям? А как бы вы поступили на месте родителей?
    • Предложите свои ситуации и их решение.

    Итог. Вывод напрашивается сам: «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе» ( Л.Н. Толстой). Дошло до нас и мудрое наставление древнего китайского философа Конфуция: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы поступали по отношению к тебе». Положительные эмоции – это третье слагаемое здоровья.

       На доске появляются карточки «Здоровье=рациональное питание+ активная деятельность+ положительные эмоции».

       А в заключении познакомьтесь с самым лучшим рецептом здоровья и счастья: «Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути».

    Литература:

    1. Драгомилов А.Г. Биология. 8 класс.- М.:Вентана-Граф,2001.
    2. Первое сентября (газета). 2 ноября 1999.
    3. Плешаков А.А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов.-М.: Просвещение, 1996.
    4. Товпинец И.П. Естествознание : Учебник-хрестоматия для 3 класса.-М.: Просвещение, 1997.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час по теме "Наше здоровье в наших руках"

    В работе приводится разработка классного часа по здоровьесберегающим технологиям....

    классный час в 6 классе "Наше здоровье - в наших руках

    классный час с презентацией и викториной в 6 классе...

    классный час на тему "Наше здоровье- в наших руках"

    Материал содержит разработку для учащихся 5-7 классов на тему " Наше здоровье - в наших руках!" в форме личностно-ориентированного классного часа....

    классный час "Наше здоровье в наших руках"

    Целью классного часа является  формирование у учащихся понимания необходимости вести здоровый образ жизни....

    Открытый классный час на тему «Наше здоровье в наших руках»

    Цели: расширить представление детей о здоровом образе жизни;способствовать формированию положительного отношения к здоровью как величайшей ценности; побуждать детей к соблюдению навыков здорового обра...

    Классный час на тему " твое здоровье в твоих руках"

    В данном материале подробно описано как проводить классный час...

    Классный час на тему: "Мое здоровье в моих руках"

    Классный час на тему: "Мое здоровье в моих руках"...