ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «КОТЫ САНКТ -ПЕТЕРБУРГА»
классный час (6 класс)

Ларина Марина Германовна

Описание материала: предлагаю разработку занятия (классного часа) для 5-7 классов. Данная разработка будет полезна педагогам дополнительного образования, классным руководителям, учителям, воспитателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx475.54 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «КОТЫ САНКТ -ПЕТЕРБУРГА»

Описание материала: предлагаю разработку занятия (классного часа) для 5-7 классов. Данная разработка будет полезна педагогам дополнительного образования, классным руководителям, учителям, воспитателям.

Автор:

 Ларина М.Г., учитель русского языка и литературы, куратор класса – комплекта 5-7.

 

Цель:

 Познакомить детей с историческим прошлым нашей страны, с блокадой города-героя Ленинграда, с кошками как верными помощниками людей во время тяжелых испытаний.

Задачи: 

- Воспитание чувства гордости за героическое прошлое своей страны;

- Формирование интереса к истории своей страны

-  Воспитание любви к животным

- Знакомство с поэтом И. Бродским и художником В. Румянцевым

- Развитие речь   и творческих способностей детей

- Воспитывать любовь к животным

 

 Оборудование:

 презентация,

видиофильм «Коты художника РУМЯНЦЕВА»  https://ok.ru/video/1490752901540   

Начать наш сегодняшний разговор я предлагаю с этих 2 фотографий.  Презентация (кадр1)https://www.ridus.ru/images/2017/7/4/607177/in_article_751c3084c5.jpg

https://www.ridus.ru/images/2017/7/4/607178/in_article_f3445b24f2.jpg 

Никто из вас, ребята, знает, что это за кошки? Как их зовут? Где их родина?

Знакомьтесь: Кот Елисей и гуляющая сама по себе его подружка кошечка Василиса.

Это знаменитые санкт-петербургские коты.

Вы были в городе Санкт-Петербурге? Что вы о нем знаете?

 Об этом чудесном, самом красивом, на мой взгляд, городе России можно говорить много и долго. А мы с вами побеседуем вот на какую интересную питерскую тему: Знаменитые коты Санкт-Петербурга. И говорить будем не о всем кошачьем племени, живущем в городе на Неве, а лишь о некоторых знаменитых кошках города.

Во время нашего занятия предлагаю делать записи на ваших листочках. Под первым словом КОШКИ мы будем записывать нужные прилагательные и существительные. Но это чуть позднее.

К кошкам жители Санкт-Петербурга относятся с особым теплом. И чтобы объяснить эту особую теплоту и любовь к кошкам, нужно вспомнить историю.

 Шла Великая Отечественная война. Немцы хотели стереть с лица земли чудесный русский город на Неве, нынешний Санкт- Петербург, ранее Ленинград А жители Ленинграда не сдавались. Тогда фашисты задумали окружить город, отрезать его от всего мира и уничтожить непокорных советских людей. Началась почти 900-дневная блокада. Жителям города на Неве была уготована страшная судьба. Город нещадно бомбили самолетами. И люди постепенно привыкли к бомбежкам, даже к смерти. А вот к голоду привыкнуть было нельзя. Люди падали прямо на улицах, ежедневно умирали сотни жителей города. И холод зимой 1942 года был такой сильный, что воробьи замерзали на лету. В таких условиях люди съедали животных. Такие трудные времена были. Впоследствии  ленинградцы с гордостью рассказывали о коте Максиме, который чудом пережил блокаду. Чудом, без преувеличения. А вот и доказательство. Вы видите фотографию дневника ленинградского мальчика Валеры Сухова. Читаем надписи : «2.12. 1941 г. Поймали и убили кошку»  «3.12 Съели жареную кошку. Очень вкусно».

https://static1-repo.aif.ru/1/55/96223/c/c819d2aa42ef66cdaf24a4acecd49387.JPG

Презентация (кадр 2)

Итак, история кота Максима, чудом пережившего блокаду.

 Вера Вологдина пишет: Кот Максим тоже был еле жив. Он даже не мяукал, прося еду. Шерсть у кота вылезала клоками. Дядя чуть ли не с кулаками требовал, что кот пошел на съедение, но я и мама защищали животное. Когда мы уходили из дома, то запирали Максима в комнате на ключ. Однажды во время отсутствия хозяев кот Максим смог залезть в клетку к попугаю. В мирное время быть беде: кот бы непременно съел свою добычу.

 Но вернувшись, мы увидели чудо: Максим и  попугай Жаконя спали, крепко прижавшись друг к другу в клетке, чтобы спастись от холода. 

Презентация (кадр 3)

Картинки по запросу фотография кот и попугай спят вместе ленинград блокада

  С тех пор дядя перестал заводить разговоры про съедение кота. Зауважал его. К сожалению, через несколько дней после этого случая Жако погиб от голода. Максим выжил. Возможно, он стал единственным ленинградским котом, пережившим блокаду. После 1943 года в квартиру Вологдиных водили экскурсии – посмотреть на кота. Максим оказался долгожителем и умер только в 1957 году в двадцатилетнем возрасте.

 В январе 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. Во время блокады в городе почти не осталось кошек, и обнаглевшие крысы стали портить и без того скудные припасы еды.

 Блокадницы Киры Логиновой вспоминала: «…тьма крыс длинными шеренгами во главе со своими вожаками двигались по Шлиссельбургскому тракту прямо к мельнице, где мололи муку для всего города. В крыс стреляли, их пытались давить танками, но ничего не получалось, они забирались на танки и благополучно ехали на танках дальше. Это был враг организованный, умный и жестокий…»  Известен случай, когда из-за сгрудившейся на путях стаи крыс с рельсов сошел трамвай.   

Осознав размах катастрофы, вызванной крысами в городе, военное командование распорядилось доставить в Ленинград кошек.

Тогда из Ярославля были привезены специально коты для борьбы с крысиным нашествием (четыре вагона дымчатых кошек). Их называли «мяукающая дивизия» и в свою очередь охраняли от опасности быть съеденными. 

Четырех вагонов оказалось мало, вдобавок крыс было такое количество, что они давали своим природным врагам серьезный отпор. Часто в схватках жертвами становились именно коты.

Полностью блокада была снята только в конце января 1944 года. Тогда в Ленинград направили еще одну партию котов, которых на этот раз набирали в Сибири, преимущественно в Иркутске, Омске и Тюмени. Таким образом, современные питерские коты являются потомками ярославских и сибирских сородичей.

В память о том, что коты и кошки сделали для города, в 2000 году в Санкт-Петербурге на доме № 8 по Малой Садовой установили скульптуру кота Елисея, а напротив, на доме № 3, изваяние его подруги — кошечки Василисы. Презентация (кадр 1)

А теперь предлагаю остановиться и сделать 1 запись. Итак, какими были знаменитые кошки  времен Великой Отечественной войны? Предполагаемые ответы: смелые, несчастные, голодные, защитники города и людей, добрые.

Следующая страничка нашего разговора по теме «Самые известные питерские коты» связана с удивительным человеком. Всмотритесь в это лицо, запомните эту фамилию.

Презентация (кадр 4)

https://i0.wp.com/tailytales.ru/wp-content/uploads/2018/03/brodsky-with-cats-4.jpg?resize=539%2C700

Это поэт Иосиф Бродский. Он лауреат Нобелевской премии. Кроме того, добрый человек и кошатник.

Справка: НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ, премии, присуждаемые ежегодно за выдающийся вклад в физику, химию, медицину, литературу и экономику, а также за деятельность по укреплению мира. Учреждены по завещанию Альфреда НОБЕЛЯ в 1901 г. Награждение происходит каждый год 10 декабря. Лауреаты выббираются специальными комиссиями в Швеции и Норвегии.

Кстати, из русских писателей этой премии удостоены Бунин, Пастернак, Шолохов, Солженицын.

 Итак, мы познакомимся сейчас со стихами И. Бродского, естественно, о кошках. Слушаем стихотворение о рыжем коте.

Он был тощим, облезлым, рыжим,
Грязь помоек его покрывала.
Он скитался по ржавым крышам,
А ночами сидел в подвалах.

Он был старым и очень слабым,
А морозы порой жестоки.
У него замерзали лапы,
Точно так же, как стынут ноги.

Но его никогда не грели,
Не ласкали и не кормили.
Потому что его не жалели.
Потому что его не любили.

Потому что выпали зубы.
Потому что в ушах нарывы.
Почему некрасивых не любят.
Кто-то должен любить некрасивых.

Текст детям выдан. Перечитываем стихотворение негромко вместе.

_ Ваши  впечатления о стихотворении?

 Предлагаю составить вместе синквейн. Синквейн –это такое особенное стихотворение, не рифмованное, построенное по особым правилам:

 Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл., идея, урок автора

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Предполагаемая работа:

 Кот

Рыжий, облезлый, больной, старый, некрасивый, тощий, слабый

Скитался, замерзал, болел, страдал, мучился

Почему не любят некрасивых

 Мученик! Страдалец!

 А как мы понимаем авторский урок?

На любви основана жизнь. Красивым итак хорошо. Некрасивые только нелюбимые.

 А теперь, внимание, еще одно стихотворение И. Бродского.

Самсон, домашний кот
Кот Самсон прописан в центре,
В переулке возле церкви,
И пока мы в классе пишем,
Он слоняется по крышам
Как звезда по небосводу,
А в ненастную погоду,
Отказавшись от прогулки,
На событья в переулке
Смотрит с миной безучастной
Из окна в квартире частной.
Вот он влез на подоконник...
По земле идет полковник.
У него в петлице пушка.
По стеклу летает мушка.

Размышляя о глаголе,
Дети бегают по школе.
Чересчур похож на гнома
Старичок из гастронома.
Тащит сетку, та полна.
Что там в сетке? Ветчина?
Непонятно, хоть убей!
В небе восемь голубей.
Вечер клен задел, снижаясь.
Кот мурлычет, погружаясь
В беспорядочные грезы.
Каждый глаз - как лист березы.
Обеспеченный ночлегом,
Он сочувствует коллегам:
Тот - водичку пьет из Мойки,
Тот - поужинал в помойке,
Тот - вздремнул на полчаса,
Тот - спасается от пса,
Тот - совсем больной от стужи...
Многим, муррр, конечно хуже...
Не могу им всем помочь,
Потому что скоро ночь,
Это мне не по плечу,
Потому что... Спать хочу...
Кран ворчит на кухне сонно:
"Есть ли совесть у Самсона?"

 

 Перечитываем стихотворение вместе негромко. Комментируем его.

Составляем синквейн.

Предполагаемая работа:

Самсон

Любопытный и равнодушный

Гуляет размышляет спит

Хороша жизнь домашнего кота

Баловень

Делаем 2 остановку и подбираем слова к слову КОШКИ-

Предполагаемые ответы: бедные, бездомные, счастливые, домашние.

Продолжаем нашу беседу. Кошек в Питере  еще и любят лепить, вышивать и рисовать. Предлагаю познакомиться с котами художника Владимира Румянцева.

Просмотр видиофильма «Коты художника РУМЯНЦЕВА»  https://ok.ru/video/1490752901540   

Продолжим  записи к слову  КОШКА

Итак, мы закончиваем нашу беседу о кошках города на Неве. Подведем итоги

Какими мы увидели знаменитых кошек Санкт- Петербурга?

И в заключении продолжите фразу

Сегодня на занятии я…..

Настроение у меня сейчас…..

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого мероприятия по английскому языку «Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга» среди учащихся 10-11-х классов. (на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражнения. Книга II». Автор: Гацкевич М.А.)

Конспект открытого мероприятия по английскому языку«Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга»среди учащихся 10-11-х классов.(на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражне...

Урок-закрепление (Внеклассное мероприятие) по истории и культуре Санкт-Петербурга на тему "Три собора"

Данная разработка предназначена для учителей истории и культуры Санкт-Петербурга. Материал поможет обобщить информацию по теме Петропавловский, Исаакиевский и Казанский соборы....

" Виват, Санкт-Петербург!" внеклассное мероприятие

·         Данное мероприятие направлено на формирование у учащихся чувства патриотизма и любви к своей Родине, к ее истории. Предложенный материал может быть ис...

День иностранных языков в Приморском районе «Блистательный Санкт-Петербург» Открытое внеурочное мероприятие для 4-х классов «ВИРТУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО САНКТ- ПЕТЕРБУРГУ»

День иностранных языков в Приморском районе «Блистательный Санкт-Петербург»Открытое мероприятие для 4-х классов Внеурочная деятельность. Английский язык.«ВИРТУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО С...

Сценарий театрализованного мероприятия "Блистательный Санкт-Петербург"

Изучение и сохранение культурно-исторического наследия. Воспитание любви к малой Родине, патриотизма ,расширение образовательного пространства. Организация сетевого взаимодействия....