Воспитательная концепция классного руководителя " Быть или не быть"
статья

Маннова Елена Алексеевна

Воспитательная система-это сценарий личностного становления учащихся. Целью ее является развитие качеств личности на основе нравственных и духовных ценностей способствующих формированию активной жизненной позиции, посредством коллективной творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_kontseptsiya.docx39.75 КБ

Предварительный просмотр:

Весь мир — театр, мы все — актеры поневоле,
Всесильная Судьба распределяет роли,
И небеса следят за нашею игрой!
Пьер де Ронсар

Введение

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Чем более развито общество, тем более значительную роль играет в нем воспитание - старейшее из человеческих дел. Воспитание –  процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, занять достойное место в жизни, осознавая себя личностью и  индивидуальностью. Главная идея воспитания,  на мой взгляд, состоит в том, чтобы подготовить человека к трём главным ролям реальной жизни – гражданина, работника, семьянина, сформировав и воспитав в нем такие качества, как патриотизм, гуманное отношение к людям, ценность семьи, трудолюбие и креативность. Помочь осознать и принять эти роли, а так же воспитать и сформировать выше перечисленные качества  сможет классный руководитель в совместной работе с родителями и педагогами - предметниками, взяв на себя роль «режиссера», разработав  «сценарий» воспитания своих  «актеров» - учащихся.

Как сформировать данные качества, на что ориентироваться классному руководителю в своем «сценарии», что ставить во главу воспитания?

Чтобы найти правильное решение и ответить  на  все вопросы  классный руководитель должен разработать  воспитательную  систему классного коллектива. Существует много определений что такое воспитательная система ( Л.И. Новиков, Н.Л.Селиванов,  В.А.Караковский).

Я согласна с определением  Е.Н. Степанова, что  "воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, которые способствует целенаправленному и эффективному  развитию личности учащихся"

Основой моей воспитательной системы является коллективно - творческая деятельность, направленная на сплочение классного коллектива, воспитание чувство патриотизма, духовное обогащение личности ребенка, проявление его лучших качеств: доброта, отзывчивость, милосердие.

 Коллективная деятельность становится центром целой серии творческих дел. Это совокупность разнообразных приемов и действий, выстроенных в определенной последовательности. Методика коллективной творческой деятельности предусматривает создание свободных групп, в основе которых лежит сотрудничество, сотворчество и  игровая деятельность, итогом чего является развитие личности.

Моя воспитательная система - это « сценарий» личностного становления учащихся, расписанный по этапам с учетом направлений воспитания.

 Целью ее является  развитие качеств личности на основе нравственных и духовных ценностей способствующих формированию активной жизненной позиции, посредством коллективной творческой деятельности.

Задачи воспитательной системы:

- сформировать готовность и способность личности выполнять систему  социальных ролей ( гражданина, семьянина и работника);

- формировать основы нравственного самосознания личности;

- воспитать чувство  гордости за свою страну, уважение  ее традиции и обычаев;

- развивать  самостоятельность в исполнении позитивной социальной роли, пропагандировать здоровый образ жизни;

- формировать  личность, умеющую  противодействовать асоциальным процессам в обществе;

- формировать  бережное отношение к природе.

Принципы воспитательной системы

Для достижения поставленной цели необходимо определить и создать  условия воспитывающей среды. Этого можно добиться, руководствуясь следующими принципами воспитания:

Принцип Личностного  ориентирования,  каждый учащийся это индивидуальность, имеющая свои способности личностные качества и интересы.

Принцип сотворчества и содружества. Классный коллектив-это семья.

Принцип ориентирования на ценностные отношения. В основе – семейные ценности, уважение к Родине, проявление толерантности к другим народам, гуманное отношение к природе и др.

Принцип доверия и поддержки.

Принцип субъектности: развитие способности ребенка осознавать свое я в окружающем мире.

 Принцип опоры на коллектив - исходит из того, что эффект воспитания достигается не только активностью классного руководителя, но в значительной степени обусловлен еще и воздействием тех микрогрупп, в которых проходит, как правило, процесс воспитания личности. Этот принцип требует от воспитателя умения разбираться не только в индивидуальных особенностях обучающихся, но и определять характер малых групп, регулировать их социально-психологический климат.

Принцип организации активной деятельности обучающихся предполагает  активное руководство преподавателя в сочетании  с активной деятельностью самих учащихся, сохраняя свои руководящие позиции. Классный руководитель  выступает в роли организатора самых разнообразных видов деятельности, стимулирует, воспитывает и  поощряет их творчество.

Воспитать  духовно  нравственную личность с активной жизненной позицией возможно посредством определенных методов воспитания.

Методы воспитания

Существует множество определений «методов воспитания».  Но я разделяю мнение И. Ф. Харламова:  «методы воспитания - специфические способы и приемы воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них  потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а так же его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств.»

В своей практике я использую:

-метод формирования сознания;

-метод подражания (театрализация);
-методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра);

-методы контроля( включая самоконтроль) и самооценки;
-методы воздействия на интеллектуальную сферу;
-методы формирования социального опыта: педагогическое требование,  поручение, пример, ситуация свободного выбора;
-методы самоопределения личности: метод рефлексии и  
самопознания.

Этапы воспитательной системы

(Воспитательная система должна отражать коллективную потребность быть престижной, значимой в глазах учащихся, педагогов и родителей, быть естественной и носить коллективный характер.)

1 сентября 2012года МБОУ СОШ №8 распахнула свои двери 30 пятиклассникам. Уверенным, «взрослым» шагом вошли они в школу, и каждый стал демонстрировать свою значимость, свои знания, умения. А так же посыпался поток пожеланий, и всюду слышалось лишь одно: « А я…! А вот я…!, А если меня….!» Слово « коллектив» даже не приходило на ум, глядя на эту пеструю толпу детей. Тем не менее, несмотря на внешнюю уверенность, в глазах читался страх. Страх перед новым и неизведанным миром. Именно в тот момент я поймала себя на мысли   «Смогу ли я вырастить из этих детей достойную смену нынешнему поколению и создать дружный коллектив? »

Переходный этап из начальной школы на ступень основного образования подразумевает под собой множество тернистых путей. Для моего класса этот путь осложнился еще и тем, что они перешли в среднее звено не дружным, сложившимся коллективом, а смешанной из разных классов «массой». Передо мной встала задача правильного выбора направления воспитания, от которого будет зависеть будущее моих выпускников. После более детального знакомства с классом, я пришла к выводу, что самым подходящим для моих ребят  будет развитие творческого потенциала в рамках духовно- нравственного воспитания через театрализацию и коллективно-творческую деятельность.

Моя Воспитательная система рассчитана на 5 лет и состоит из трех этапов, согласно возрастным особенностям и направлениям работы.

Примерив на себя роль режиссера, я условно разделила воспитательную систему на «действия» (этапы).

Действие  1: 5-6 классы (2012-2014 гг.).

 «Преодоление барьеров».

 Это период становления  и формирования классного коллектива сопряженного с  адаптацией учащихся к среднему звену. Основной целью первого «действия» является создание  условий для формирования активной, инициативной личности, способной взаимодействовать с другими членами данного коллектива.

Достижение этой цели возможно лишь посредством решения ряда задач:

  1. Сформировать  адекватную самооценку личности и создать психологический климат  в классе, как для развития личности обучающегося, так и для развития коллектива
  2. Изучить  личностные качества учащихся, их интересы и увлечения;
  3. Воспитать уважение к культуре  и традициям своей страны;
  4. Организовывать коллективную деятельность и развивать  коммуникативные, познавательные, интеллектуальные и творческие способности;
  5. Сформировать положительное отношение к здоровому  образу жизни.

Ожидаемый результат:

 Создание дружного коллектива, с   благоприятной психологической атмосферой,  основой которого  является здоровая, творчески направленная и нравственная Личность, уважающая культуру своей страны, людей и природу.

На данном этапе работа проводилась по следующим направлениям:

  1. Социализация.
  2. Духовно-нравственное направление.
  3. Интеллектуальное направление.
  4. Здоровье.

Для достижения ожидаемого результата   велась как индивидуальная, так и групповая работа, во время которой ученики  познавали, что такое ответственность, сплоченность, взаимопомощь.

 С первых дней  с ребятами проводилась диагностические  работы, с целью  выявления  индивидуальных особенностей личности, типов темперамента, стилей  семейного воспитания, увлечений и интересов (проводилось анкетирование «Уровень воспитанности», « Уровень школьной мотивации», «Социометрия», « Стиль семейного воспитания»).  

Следующим шагом  на пути к достижению моей цели стало распределение ролей. Выбор «Глашатого» (староста) класса определился большинством количеством учеников  ( Гусейнов Элсун и по сегодняшний день занимает позицию лидера), который курирует организацию работы всех секторов самоуправления, помогает учителям – предметникам, работающим в классе, в обеспечении учебного процесса.  Я предложила  распределить  роли (обязанности) всех учащихся по секторам. Каждый сектор планирует и организует деятельность учащихся по конкретному направлению, организует и оценивает результаты соревнования учащихся в общественно полезной и досуговой деятельности.

Роли «актеров» (учащихся)

«Мудрейшие» (учебный сектор)  

- помощь в проверке дневников;

- организация работы по развитию                                          

познавательных интересов;

- формирование команд к участию в викторинах, интеллектуальных марафонах;

- организация помощи отстающим в учебе.              

- учет посещаемости.                                                                                                                                                                                                      

«Портняшки» (трудовой сектор)

- организация дежурства по  классу;

- участие в трудовых акциях;

- работа по оформлению кабинета (озеленение, поддержание хорошего состояния мебели, поддержание чистоты).

- проведение субботников;

«Богатыри» (спортивный сектор)

- участие в спортивно-оздоровительных                  мероприятиях класса и школы;  

- формирование команды к спортивным                  турнирам, эстафетам.  

- сбор информации о спортивных достижениях учащихся класса.

                                                                                                                              

«Скоморохи» (культмассовый сектор)

- организация классных огоньков;

-общешкольные и внутриклассные праздники;

- посещение театров, музеев, проведение  экскурсий.

                                                                                     

«Писари» (пресс-центр)

(редколлегия)

- выпуск газет к важным датам и мероприятиям и информационных листов  о жизни класса;

- оформление портфолио класса.

Духовно-нравственное  направление  на данном этапе реализовывалось через участие  в  различных школьных и районных мероприятиях; всероссийских и международных конкурсах, проведение классных часов. Учащиеся моего класса ежегодно принимают участие в военно-патриотической игре «Зарница»; являются участниками фестиваля военно-прикладных видов спорта «гренадеры Кубинки»; совершенствуют свои знания по истории своей страны и своего города (конкурс «Путешествие по Подмосковью»). Ребята  вместе с родителями работают над  написанием исследовательских работах и занимают призовые места («Права глазами ребенка»). Воспитание уважения  к природе и людям реализуется через участие во всероссийском конкурсе рисунков «Сохраним наше будущее», где обучающиеся предлагают свои  решения экологических проблем.  Принимаем участие в различных благотворительных ( « Книжки – детям») и экологических акциях  « Луковка», «Кормушки для птиц» накормим бездомных животных», «Соберем макулатуру сохраним лес».

   Развитию творческого потенциала моих учащихся помогает участие в музыкально-драматическом конкурсе «Радуга», где второй год мы становимся победителями, а так же конкурсы «Созвездие», «Юный техник», «Души полеты музы вдохновенья», «Одинцовский соловей».Принимали участие в районной выставке «Золотые руки», где заняли призовое место, районном конкурсе «Детский экополис2014» являемся лауреатами 3 степени, конкурсе  социальных проектов «Наше Подмосковье»

 Совместно с родителями проводились классные часы: «Русские посиделки»  (возрождение русских традиций), «Новый год-пора чудес (родительское собрание - концерт, проведенное ребятами). Родителями были организованы поездки в «Алмазный фонд России», «Оружейную палату», Захарово, Коломенское, Волоколамск. Ежегодно учащиеся принимают участие в школьных олимпиадах, во всероссийских и международных конкурсах, интеллектуальных марафонах, где являются призерами и победителями.

Большинство учащихся моего класса занимаются спортом, принимают участие в спортивных соревнованиях и имеют призовые места.

 Каждый праздник ребята украшают классный кабинет, поздравляют  друг друга с праздниками, дарят на день рождения подарки, вместе отмечают  дни рождения.

Таким образом, в результате диагностики, проведенной в конце  первого «действия» (этапа) мой класс представляет собой дружный  коллектив. В центре, которого  творческая Личность, уважающая культуру своего народа,  людей и природу, взаимодействующая с окружающим миром.  

Действие 2: 7-8 класс (2014-2016гг.)

«Мы – взрослеем!»

Ко второму этапу наша классная семья пришла пусть не совсем окрепшим, но уже дружным сплоченным коллективом, умеющим сотрудничать  и проявлять уважение друг к другу. Учитывая первые трудности и успехи, сложились приоритетные направления для дальнейшего развития классного коллектива. Основная  цель второго «действия»  - воспитание патриота страны, с активной жизненной позицией, умеющего ценить семейные ценности;  укрепление  межличностных отношений в классном коллективе, через совместную творческую деятельность с элементами театрализации.

  Учитывая возрастные особенности учащихся на данном этапе важно акцентировать внимание на «трудностях  подросткового возраста». Сложнее становится сосредоточить их внимание на обучении, потому что появляются значимые группы вне школы, которые оказывают свое влияние на каждого в отдельности. Друзья становятся главными советчиками и авторитетами.  В этот момент классному руководителю важно не упустить из поля зрения «трудных» детей.  

Задачами второго этапа являются:

  1. Формировать способность к духовному развитию, к развитию творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм.
  2.  Развивать у учащихся стремление к здоровому образу жизни средствами предметов и внеурочной деятельности.
  3. Способствовать профориентации учащихся, выявляя склонности и способности для выбора профессии.

 Ожидаемый результат:

Ученик с активной жизненной позицией гражданина, пропагандирующий здоровый образ жизни, с негативным отношением к вредным привычкам, трудолюбивый, творческий,  умеющий сопереживать людям, ценить семью произведения искусства и уважающий религию других народов.

Основными направлениями  второго этапа я определила:

  1. Духовно-Нравственное
  2. Здоровье
  3. Социализация
  4. Интелектуальное
  5. Профориентационное

На данном этапе каждое направление раскрывается шире и глубже и учащиеся начинают осознанно воспринимать. Именно в подростковый период нужно говорить о таких понятиях как  честь, достоинство, честность, справедливость, доброта, семья, любовь, религия.

В данном действии  «Мы - взрослеем!»  «режиссер» - классный руководитель ориентирует своих «актеров» на  изучение народной культуры, традиций и обычаев народов нашей страны и воспитывает  чувство уважения к культуре и истории других стран, формирует нравственные основы личности, проигрывает роль гражданина - патриота.

 Актуальным во втором действии становятся знакомство с «ролей-Работника», так как учащиеся  задумываться о выборе профессии.

Роль классного самоуправления в этот период  становится более весомой. Ребята сами проявляют инициативу в планировании и проведении различных мероприятий. Самоуправление дает возможность подросткам осознать себя в различных социальных ролях, научиться преодолевать трудности,  почувствовать ответственность перед товарищами. Классный руководитель выступает в роли тьютора, лишь координируя работу детей, а не является идейным вдохновителем. Ученикам можно доверить  работу по таким направлениям деятельности, как планирование и организация вечеров, новогодних огоньков, спортивных мероприятий, помощь в проверке дневников.

На данном этапе мной запланированы следующие мероприятия: «Православие и нравственность» -  внеклассное мероприятие, посвященное Дню православной книги; беседа «Будьте добрыми, человечными»; классный час «Российская Конституция – основной закон твоей жизни»; родительское собрание, организованное  детьми «Моя семья – мое богатство»; родительское собрание «Я уважаю выбор ребенка»; проведение цикла родительских собраний и классных часов, посвященных профессиональному самоопределению; участие в  благотворительных и экологических акциях, социальных проектах, спортивных мероприятиях.

Действие 3: 9 класс (2016-2017гг.).

 «Проектируем будущее – проектируем успех»

Современное общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны, восстановить русскую духовную культуру. Поэтому выпускники должны быть  подготовлены к новым общественным отношениям, социально защищены, должны быть нравственно стойкими, социально закаленными, чтобы противостоять всякого рода соблазнам; должны быть подготовлены к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности; быть здоровыми физически и психологически. И главное, ученики должны быть способны к саморазвитию, к непрерывному совершенствованию и саморазвитию.

Цель: Высоко  нравственная личность с активно жизненной позицией, социально адаптированная, готовая к самоанализу и самосовершенствованию, профессионально 

Задачи:

  1. Формировать личность, обладающую интеллектуальным и нравственным потенциалом, необходимым для любого вида деятельности, умеющую выстроить себя в современных условиях, социально адаптированную к окружающему миру через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.
  2. Повысить  социальную активность учащихся, их самостоятельность и ответственность в организации жизни детского коллектива и социума
  3. Развивать  стремление к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию.
  4. Создать психологическую основу для выбора дальнейшего образовательного маршрута и  формировать готовность участвовать в социальных проектах.

Ожидаемый результат:   

Сформированы активные гражданские позиции молодого человека на основе участия в социально значимой деятельности, способствующие развитию у подростков навыков решения разнообразных проблем; высокая творческая атмосфера в классном коллективе. Учащиеся осознают  свою причастность  к преобразованию социальной среды, общественной значимости деятельности.

Направления третьего этапа:

  1. Профориентационное (выбор специальности)
  2. Интелектуальное
  3. Духовно-Нравственное
  4. Здоровье
  5. Социализация

В связи с тем, что обучающимся предстоит пройти государственную (итоговую) аттестацию  в форме ОГЭ  акцент должен быть сделан  на  интеллектуальное воспитание.  Классный руководитель должен проводить  как групповые, так и  индивидуальные беседы с учащимися, классные часы и родительские собрания, обращая  внимание  на учебную деятельность.  

Профессиональное самоопределение на данном этапе играет важнейшую роль в жизни учащегося. Необходимость профессионального выбора в этом возрасте обусловлена также и внутренними причинами — глубоко личной потребностью каждого молодого человека найти себя в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечивающую достойное существование, прожить счастливую жизнь.  На данном этапе   классный руководитель тесно сотрудничает    со  школьным психологом, социальным  педагогом, с высшими и средними учебными заведениями службой занятости населения и родителями,  с целью профессионального самоопределения выпускников учреждений.  

Заключение

9 класс - заключительное действие нашего спектакля. Занавес. На аван-сцену выходят 28 исполнителей главных ролей. Публика одаривает их восторженными аплодисментами. 

На сцене дружный и сплоченный коллектив, который пользуется авторитетом среди учащихся школы. Учителя относятся к нему с большой симпатией. В центре коллектива духовно-нравственная, социально-адаптированная, образованная, самостоятельно принимающая решения,  ответственная и творческая  Личность, которая с гордостью будет играть жизненные роли Гражданина, Семьянина и Работника.( Я могу быть спокойной за будущее своих «актеров») .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первое направление из концепции воспитательной системы классного руководителя. Пропаганда и организация спортивно-массовой занятости учащихся 9 «В» класса

краткое описание работы  по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся...

Первое направление из концепции воспитательной системы классного руководителя. Пропаганда и организация спортивно-массовой занятости учащихся 9 «В» класса

краткое описание работы  по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся...

Концепция классного руководителя или нестандартный стандарт.

Тезисы выступления на районном семинаре по организации работы классных руководителей....

Программа создания воспитательной системы классного руководителя Венковой С.И. Классный руководитель и моделирование нравственной атмосферы в семье!

Характер и нравственное  поведение ребенка – это слепок характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение....

Планирование воспитательной работы классного руководителя с классным коллективом 9 "Г" класса

Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению.Макаренко А.В воспитании детей подросткового возраста (уровень основног...