Занятие "Работа в команде"
методическая разработка

Петушкова Ирина Николаевна

Методическая разработка открытого занятия с классом "Работа в команде", направленного на выработку позиции ценности партнера, способности к позитивному взаимодействию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_rabota_v_komande.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия  «Работа в команде»  

(рук. – И.Н. Петушкова)

Тема:     «Ценность  партнера  как  этическая  основа  взаимодействия»

Цель: Формирование  уважительного и доброжелательного отношения к партнерам по общению и взаимодействию.

Задачи:

  • создание условий для проявления и осознания учащимися собственной стратегии отношения к партнерам по общению и взаимодействию;
  • помощь в осознании оптимальности позитивного и бесконфликтного общения для достижения результата;
  • развитие умений и навыков общения и взаимодействия на основе взаимного уважения.

Основной формой организации занятия является работа в кругу с последующей общей рефлексией.

Организация  пространства:

  • стулья поставлены в круг таким образом, чтобы расстояние между ними было примерно равным ширине стула;
  • педагог (ведущий) является одним из участников круга; его место позиционно ничем не выделено.

Необходимый реквизит:

  • предмет-«эстафета» для передачи по кругу – чаще всего мягкая игрушка (позволит ведущему не предоставлять слово каждому по очереди + поможет держащему его в руках корректировать свои эмоции);
  • мяч (резиновый, среднего размера);
  • набор деталей (конструктор) «Город» - пластмассовые или деревянные прямоугольники, конусы, арки и т.д.

ХОД   ЗАНЯТИЯ

1. Организационный  момент:

  • вход и рассадка в кругу;
  • приветствие;
  • задачи занятия;
  • напоминание правил работы круга:

- «В кругу – один ведущий» (не стоит пытаться предлагать изменить или   убрать задание);

- «Не учи соседа!» (своей подсказкой, высказанной вслух идеей не отнимай у человека возможности вырасти, придумав это самому);

- «Без трёп-н-ролла!» (стараемся сдерживать несвоевременный выплеск эмоций и остроумные комментарии, чтобы не сбивать общего настроя).

2. Упражнения:

  • «Адресная  переброска».

Идея упражнения. Мяч можно бросить, имея одну из двух (чаще всего неосознаваемых) мотивов: или чтобы избавиться от него, или желая помочь кому-либо его приобрести. В первом случае нет необходимости задумываться о силе, направлении и высоте броска; во втором – выбрав партнера, нужно осознанно удерживать эти установки. При этом чем сложнее и объемнее набор обстоятельств, тем больше избирательность как свойство нашего сознания будет выталкивать «лишнее» - то, с чем уже трудно справиться.

Процедура проведения упражнения. Мяч перебрасывается в кругу в произвольном порядке (кто кому хочет); затем, сказав: «Стоп!», ведущий предлагает проанализировать работу.

Позиции анализа. Кому было трудно, неудобно ловить мяч? Почему? От кого? Почему бросок получился таким? А кому было удобно принимать мяч? С чьей подачи?

Усложнение упражнения.

- Ведущий вводит дополнительное условие – ритм (отхлопывает в ладоши, показывая). Бросок можно осуществлять только в момент его хлопка.

        В анализе необходимо сделать акцент: стало ли сложнее? Снизилась ли концентрация на мысли об удобстве партнера? Чьи броски были по-прежнему адресны и удобны?

- Вводится второй мяч – маленький, типа теннисного (его может заменить мягкая игрушка круглой формы). Большой мяч перебрасывается по-прежнему, а маленький нужно передавать по кругу из рук в руки.

  В анализе – те же акценты.

  • «Смена  мест»

Идея упражнения. Переходя на другое место, пересекая некую жизненную территорию, которая является общей для многих, можно сконцентрироваться только на своей цели и идти к ней, не обращая внимания на других; а можно не считать их только «досадными обстоятельствами» и просчитывать свое движение с учетом их удобства. Это – в некоторой степени «калька» нашей жизненной стратегии, наших действий в подобных жизненных ситуациях.

Процедура проведения упражнения. Ведущий называет (парами) имена 4 участников; необходимо по его хлопку поменяться местами в паре.

Позиции анализа. Были ли столкновения внутри круга? Почему? Какие разные типы тактик вы увидели? Какие из них более продуктивны? Были ли среди продуктивных негуманные, ограничивающие возможности других участников?

Усложнение упражнения.

- Ведущий вводит дополнительное условие – «препятствия» (раскладывает внутри круга на полу 3-4 предмета). Задание – то же самое (для других пар; можно назвать не 2, а 3 пары).

        В анализе необходимо сделать акцент: стало ли сложнее? Изменилась ли тактика участников? Помог ли анализ действий предыдущих пар этой группе?

  • «Город»

Идея упражнения. В процессе совместной деятельности каждый выбирает свою тактику: один занимает лидирующую позицию и распоряжается, ориентируя группу на свое представление о конечном результате; другой без возражений включается в предложенную деятельность; третий пытается оспорить права лидера и выдвинуть свою идею, и т.д.  Ситуация усложняется, если одной и той же деятельностью заняты одновременно 2 бригады, а вот набор реквизита у них – один на двоих…

Процедура проведения упражнения. Группа участников делится на 3 части: две строительные бригады и группу экспертов. Задача каждой из строительных бригад – за одну минуту выстроить свой «город» (на столе или на полу). Задача экспертной группы – проанализировать после этого процесс строительства.

Ведущий обязательно должен подсказать экспертам (но – так, чтобы не слышали «строители», что необходимо наблюдать за 3 основными моментами: роль и поведение лидеров групп; слаженность взаимодействия, отношения и эмоции внутри каждой группы; отношения между группами).

Позиции анализа. Удалось ли завершить строительство? Нравится ли вам ваш город?

После этого необходимо передать слово экспертной группе.

В анализе необходимо сделать акцент: были ли конфликты внутри строительных бригад? С чем это было связано? Кто и каким образом способствовал бесконфликтному взаимодействию или разрешал конфликты? Как действовали лидеры? Были ли споры и «дележка» между бригадами?

  • «Путаница»

Идея упражнения. Вся группа находится в одинаково сложных условиях, и выход из этой ситуации зависит от слаженности действий и настроя каждого члена группы, а также от правильности выбора тактики выявляющимися лидерами и «унисонности» или противоречивости их действий.

Процедура проведения упражнения. Ведущий просит всех встать в круг и взяться за руки. Затем в одном месте он разрывает круг и просит одного из участников как можно больше запутать образовавшуюся цепочку – многократно проходя в «воротики», перелезая через руки присевших на корточки, пролезая у них меж колен, и т.д. Когда никто в цепочке больше не может никуда двигаться, ведущий снова замыкает руки крайних участников.

Задача группы: не разрывая рук, суметь вернуться в первоначальный общий круг.

     Позиции анализа. Почему получилось (не получилось)? Благодаря кому? Что было труднее всего? Какие чувства вы сейчас испытываете?

        P.S.: группе с достаточно сложившимся позитивным характером отношений это упражнение чаще всего удается. Но ведущий обязательно должен вызвать у членов группы гордость за свою удачу и свой коллектив.

3. Итог занятия:

  • мысли и выводы (каждый участник группы – по кругу);
  • аналитические мысли и общий вывод ведущего;
  • благодарность участникам;
  • до свидания!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОП – 10 класс. Тема: « Социальный проект» (тренинг на сплочение команды и умение работать в команде

Тренинг «Город Мастеров»Цель: •    эмоциональное сплочение учащихся  в процессе решения нестандартных  задач во время проведения мероприятия; •    создание по...

Команда «Australians » (9 – 11 класс) Визитка команды

На фестиваль многонациональных культур "Возьмемся за руки друзья"...

Городской конкурс компьютерного творчества семейных команд «Дружная IT команда»

Ребята и их родители участвовали в конкурсе по компьютерным технологиям, выполняли и домашние задания и очные задания в сети Интернет....

Представление команды волонтеров на городском слете волонтерских команд.

Визитка волонтерской команды на городском слете "Доброволец"....

Соревнования "Веселые старты!" среди команд: а) "Гуси" - "Лебеди" ; б) среди шести команд первых классов; в) общие собрания учащихся с родителями.

Основные моменты соревнований "Веселые старты" Соревнования проводятся при активной подготовке и непосредственном участии родителей.Совместные собрания родителей и учащихся. Планы на бу...

Команды получения справочной информации об объекте. Возможности команды Массив

Команды получения справочной информации об объекте. Возможности команды МассивПрезентация по предмету черчение  в AutoCAD....

Занятие 3. Лидер и его команда. Команда. Уровни развития команды.

Цель: Познакомить ребят с понятиями «Команда».Задачи:Познакомить ребят с понятиями «Команда», изучить уровни становления коллектива (команды).Научиться основам командообра...