Методические рекомендации по проведению «Урока Победы»
методическая разработка (9 класс)

2020-й год объявлен Годом памяти и славы в честь 75-летия Победы, и первый урок учебного года посвящается этому важнейшему событию в истории нашей страны.

В текст Конституции Российской Федерации внесена поправка о защите исторической правды: «Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается», –  гласит ч. 3 статьи 67 (до внесения изменений этой нормы в Конституции РФ не было). Кроме того, идет уточнение исторических сведений, трактовок: так, согласно Федеральному закону от 24.04.2020 № 126-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 1-1 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России" уточнена дата дня воинской славы, связанного с окончанием Второй мировой войны, – 3 сентября (1945 год).

Главное в «Уроке Победы» – его воспитательный и духовно-нравственный потенциал, противодействие попыткам фальсификации истории, пересмотра итогов Второй мировой войны, умаления подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_urok_pobedy_.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по проведению «Урока Победы»

2020-й год объявлен Годом памяти и славы в честь 75-летия Победы, и первый урок учебного года посвящается этому важнейшему событию в истории нашей страны.

В текст Конституции Российской Федерации внесена поправка о защите исторической правды: «Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается»,  гласит ч. 3 статьи 67 (до внесения изменений этой нормы в Конституции РФ не было). Кроме того, идет уточнение исторических сведений, трактовок: так, согласно Федеральному закону от 24.04.2020 № 126-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 1-1 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России" уточнена дата дня воинской славы, связанного с окончанием Второй мировой войны, 3 сентября (1945 год). 

Главное в «Уроке Победы» его воспитательный и духовно-нравственный потенциал, противодействие попыткам фальсификации истории, пересмотра итогов Второй мировой войны, умаления подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

Проведение тематических уроков призвано:

  • обобщить и систематизировать знания о Великой Отечественной войне, актуализировать значение Победы народа в борьбе с фашизмом;
  • создать условия для воспитания бережного отношения к традициям своего народа, формированию патриотизма и чувства гордости за свою страну;
  • воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, готовности к защите Отечества.
  • Необходимо, чтобы школьники в ходе Урока Победы могли ответить на вопросы: Почему мы храним память о событиях 75-летней давности и передаем её из поколения в поколение? Какая участь была уготована фашистами России и другим республикам СССР? Почему воспоминания о Победе и в наше время сопровождаются и гордостью, и грустью? В чем значение подвига народа при защите Отечества от фашистских захватчиков? 

Характерной чертой развития школьников в 5-8 классах является потребность в самопознании. И один из важнейших вопросов, который встает перед школьниками в этом возрасте – это вопрос выбора: друзей, мнения, модели поведения, решения проблемы и т.п. Таким образом, ближе всего для школьников этой возрастной категории будут материалы, связанные с различными ситуациями непростого выбора, который возникал у людей в годы Великой Отечественной войны, их мотивы, поступки, нацеленные на Победу.  

Учащиеся 9-11 классов способны самостоятельно оценивать гипотезы, суждения и поступки. Следовательно, разговор о Великой Отечественной войне можно вести не в рамках конкретных событий, а в контексте размышлений: Почему стала возможна война? Каковы были варианты развития событий? Нужна ли память о Войне, Победе? Что в истории Войны забывать нельзя? Как сохранять память о трагических событиях? Каково значение Победы над фашизмом?

Для достижения этих целей можно использовать разнообразные современные активные и интерактивные технологий технологии, средства обучения, различные формы занятий.

Беседа, дискуссия, дебаты. Для организации дискуссий и обсуждений можно обратить внимание на следующие вопросы (темы) истории Великой Отечественной войны:

  1. Значение и цена Победы.
  2. Роль антигитлеровской коалиции в победе над фашизмом.
  3. Феномен массового героизма в годы войны.
  4.  «У войны не женское лицо?» (Участие женщин в войне).
  5.  Повседневная жизнь в тылу в годы войны. Какие нравственные проблемы вставали перед людьми?
  6.  «Из блокады никто не вышел таким, каким в нее вошел» (из блокадного дневника).
  7. Патриотическое служение духовенства в годы Великой Отечественной войны.
  8. Современные проблемы сохранения памяти о Великой Отечественной войне.

Дискуссия обязательно должна строиться на основе точной исторической информации, на многообразии и вариативности источников и версий, и главное – на праве каждого высказывать свое мнение.

Беседы со школьниками на тему Великой Отечественной войны можно провести в виде обсуждения цитат из художественных произведений или фильмов, посвященных Войне. Учащимся предлагается ответить на вопрос: как вы понимаете смысл этой цитаты? Что хотел сказать автор читателям? Например, цитаты из повести В. Быкова «Сотников»: «Слишком нелегко дается жизнь человеку, чтобы беззаботно относится к ее концу», «И, хотя его оставили в живых, но в некотором отношении тоже ликвидировали», «Да и в самом деле, в чем он виноват сам? Разве он избрал себе такую судьбу?», «Наверное, ничего уже не поделаешь – такова судьба. Коварная судьба запутавшегося на войне человека» и др.

В качестве примеров можно предложить книги:

К. Воробьев «Это мы, господи!», Д. Гранин и О. Адамович «Блокадная книга», Л. Гинзбург «Записки блокадного человека», В. Шефнер «Сестра печали», С. Яров «Блокадная этика», «Блокада Ленинграда. Народная книга памяти: 300 судеб, 300 реальных историй», В. Распутин «Живи и помни», В. Некрасов «В окопах Сталинграда», Б. Васильев «В списках не значился», А. Рыбаков «Тяжелый песок» и другие. 

Интересной формой работы может стать урок «Что могут рассказать вещи?». Он может быть посвящен вещественным историческим источникам, связанным с историей Великой Отечественной войн. Во многих семьях хранятся вещи, которые вместе с их владельцами пережили войну, блокаду. Занятие начинается с беседы о видах и особенностях вещественных источников по вопросам: что могут рассказать вещи? можно ли на основании вещественных источников составить портрет человека? какие вещи хранятся в вашей семье? какие вещи вы могли бы отнести к семейным реликвиям? почему эти вещи важны для членов вашей семьи? что эти вещи рассказывают об истории семьи? В завершении занятия учитель обсуждает с обучающимися, в чем состоит ценность семейных реликвий, каким образом они помогают реконструировать историю семьи.

Дискуссия с использованием сослагательного наклонения «Что было бы, если…». Эту форму дискуссии еще можно назвать анализом альтернатив. История, как известно, обратного хода не имеет, но в те или иные исторические моменты складывается ситуация, когда существует несколько вариантов для общества и судьбы каждого человека.  Поэтому можно представить, а что было бы, если бы события развивались иначе. Такая логика урока наглядно может показать возможные страшные последствия, которые готовил нашей стране гитлеровский режим, убедить в огромной значимости Победы народа в борьбе с фашизмом.

Использование визуальных источников: фотографий, плакатов, почтовых карточек, рисунков, кинохроники.

Демонстрация фотографий – это возможность создать яркий образ события, возможность придать ему эмоциональную окраску. При выборе фотографий для урока Победы учителю необходимо избегать однозначности, выбирать изображения, которые заставят думать, и, конечно, при этом важно учесть возраст учащихся.

Можно предложить для изучения две фотографии, иллюстрирующие одно и то же историческое событие, но показывающее его с разных сторон. Анализировать фотографию можно по алгоритму, задавая следующие вопросы: Что, по-вашему, происходит на этой фотографии? Кто эти люди? Чем они занимаются? Какие это объекты? Предположите, когда был сделан снимок (если не указано время). Это естественная фотография или для нее специально позировали перед камерой? Предположите, почему фотографа заинтересовали конкретные персоналии, объект? Перечислите любые другие источники, которые могли бы помочь проверить верность выводов в отношении этой фотографии. Что вы уже знаете о событиях, происходящих вокруг места действия на фотографии? Поднимает ли эта фотография вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы?

Большие коллекции визуальных материалов, посвященные Великой Отечественной войне и блокаде Ленинграда, можно найти на сайтах «Ленинград в осаде. Архивные документы Второй мировой войны» (https://blockade.spbarchives.ru), Российской национальной библиотеки, Президентской библиотеки и др.

Не меньший потенциал представляют плакаты. Сеть Интернет дает возможность познакомить учащихся с огромным количеством плакатов, созданных на различных этапах Великой Отечественной войны. Например, сайт Sovposters.ru, созданный при поддержке ЮНЕСКО, предлагает обширную коллекцию плакатов военного времени. При работе с таким источником информации ученики не только получают фактическую информацию (военные события, даты, специфика вооружения и обмундирования), но и пытаются разобраться с теми эмоциями, который этот плакат должен был вызывать. Агитационные плакаты военного времени часто используют шаржи и карикатуры (например, Кукрыниксы), которые высмеивают врага.

На сайте Российской государственной библиотеки представлены почтовые открытки, издававшиеся в блокадном Ленинграде. В ходе занятия можно познакомить учеников с несколькими вариантами настоящих писем с фронта. На основе этих писем можно обсудить, какие вопросы больше всего волновали солдат, о чем они писали домой и т.д. После этого попросите учеников заполнить такой же бланк (на сайте представлены четыре вида пустых бланков для писем с фронта), представить какое именно письмо мог получить или отправить житель Ленинграда.

Еще одним вариантом занятия может стать работа с детскими военными рисунками. Детские рисунки военных лет можно найти в книге М. Кольцова «Опаленные блокадой», в Педагогическом музее СПб АППО. Этот материал позволяет школьникам увидеть войну глазами своих ровесников. Предложите детям нарисовать свои рисунки, посвященные Великой Отечественной войне, а затем сравните их с рисунками детей, живших в блокадном Ленинграде. Обсудите чем они отличаются, на чем акцентируют внимание современные школьники и их ровесники, жившие 80 лет назад.

Важнейшим источником знаний о Великой Отечественной войне является кинохроника. Она обладает неоспоримым преимуществом – демонстрирует реальные исторические события, не допуская режиссерского вымысла. Для детей важно осознавать, что они стали свидетелями настоящей истории, события, которое произошло задолго до их рождения. Сегодня в сети Интернет появляется большое количество видеофрагментов военной хроники, причем не только советской, но и немецкой. Это дает возможность показать войну с разных сторон, посмотреть на военные события глазами не только советских, но и немецких солдат. В логике деятельностного подхода возможно выполнение задания, связанного со сравнением двух фрагментов кинохроники, иллюстрирующих одно военное событие, но с разных сторон “баррикад”, например, сравнив кадры фильма «Немецкое еженедельное обозрение» или Die Deutsche Wochenschau (Немецкая кинохроника) с советскими военными кинохрониками. Эти материалы доступны на сайте «Youtube» или при поиске информации через Яндекс Видео и Google Видео.

Электронные ресурсы, которые можно использовать для подготовки «Урока Победы»:

  1. В 2019-2020 учебном году Министерством просвещения РФ, Российским историческим обществом, Группой компаний «Просвещение» был проведен, приуроченный к 75-летию Великой Победы, международный конкурс методических разработок «Уроки Победы». В числе его задач – увековечение памяти о Великой Отечественной войне, формирование новых методик и практик патриотического воспитания, повышение профессионального мастерства педагогов. На официальном сайте конкурса представлены методические разработки финалистов Международного конкурса «Уроки Победы» –  http://prosv.ru/pobeda/9.html.

Занятия разделены на категории: урок истории, лучший классный час, лучший урок педагогов мира и др.

Региональный этап Международного конкурса методических разработок «Уроки Победы» проводился Комитетом по образованию Санкт-Петербурга. Победителем номинации «Лучший урок истории» регионального этапа конкурса стал Смирнов Николай Валентинович, учитель истории ГБОУ гимназии № 85 Петроградского района Санкт-Петербурга. Лауреатами регионального этапа Международного конкурса методических разработок «Уроки Победы» в той же номинации стали Еникеева Юлия Загидулловна, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 544 Московского района и Копланова Вероника Валерьевна, учитель истории ГБОУ гимназии № 402 Колпинского района. Дипломанты регионального этапа Международного конкурса методических разработок «Уроки Победы» в номинации «Лучший урок истории»: Жвания Медея Иманиуловна, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 12 Василеостровского района, Печникова Виктория Сергеевна, учитель истории и английского языка ГБОУ лицея № 179 Калининского района, Жербин Александр Джабраилович, учитель истории ГБОУ СОШ № 263 с углублённым изучением английского языка Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.

  1. Победа 1941-1945.  http://victory.rusarchives.ru/index 

Сайт разработан профессиональными историками и архивистами при координации Федерального архивного агентства. Сайт содержит большую коллекцию фотографий, аудиодокументов и видео фрагментов, посвященных различным этапам Великой Отечественной войны.

  1. Книга Памяти Великой Войны. http://lenww2.ru 

Сайт содержит подробную информацию (в том числе и фотографии) о фортификационных сооружениях, мемориалах, воинских захоронениях, памятниках, мемориальных досках, связанных с войной и расположенных на территории Санкт-Петербурга и различных районах Ленинградской области. Кроме этого, имеется подробная информация о Героях Советского Союза, Героях Российской Федерации и полных кавалерах ордена Славы, получивших эти награды за подвиги в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. и советско-японской войне 1945 г., похороненных в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

  1. Память народа. https://pamyat-naroda.ru 

На сайте можно установить судьбу родственников, принимавших участие в Великой Отечественной войне, найти информацию о награждениях, ознакомиться с подлинными архивными документами, содержащими информацию об участниках и о ходе войны: донесения о погибших и пропавших без вести, наградные листы, журналы боевых действий. Имеется большое количество фотоматериалов.

Раздел «Истории пользователей» хранит обширный материал об обычных людях, прошедших войну. Целая коллекция фотографий, находящихся в личных архивах, дает возможность учителю показать подвиг рядовых граждан, внесших свой вклад в Победу.

  1. Ленинград. Блокада. Подвиг.  http://blokada.otrok.ru 

Сайт содержит большое количество информационных материалов, связанных с блокадой Ленинграда. Имеется коллекция плакатов для ленинградцев военного времени, которые можно использовать на уроках, внеурочной деятельности и внеклассной работе, для иллюстрации или анализа того, какие визуальные и графические формулы использовались для агитации населения во время Великой Отечественной войны. Этот аспект важен для осознания школьниками ценностей, присущих советским гражданам.  

  1. Карта истории России XX века – https://kartaistorii.ru

Документальная игра, благодаря которой можно стать участниками главных событий ХХ века (в том числе и Великой Отечественной войны). Она дает возможность поставить себя на место героев прошлого и через их выбор понять, каково это -  оставаться Человеком на войне.

  1. Непридуманные рассказы о войне – http://world-war.ru/dnevnik-tani-savichevoj/ 

На сайте представлены различные дневниковые записи, записанные во время Второй мировой войны.

  1. Сайт Музея обороны Ленинграда – http://www.blokadamuseum.ru.

Данный сайт представляет собой проект, участниками которого являются музеи и библиотеки Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Материалы разделов «Занятия в классе» и «Городские путешествия» предоставлены Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования. Большую помощь педагогу могут оказать представленные аннотированные ссылки на интернет-ресурсы, книги и фильмы блокадной тематики. Здесь также размещены ссылки на архивы и организации, обладающие правами на изображения и другие материалы и официально размещающие их в свободном доступе.

Для современного школьника, который имеет практически неограниченный доступ к самой разной информации, важно осмыслить исторический материал, почувствовать величие подвига народа в Великой Отечественной войне и гордость за Победу в борьбе с фашизмом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...

методические рекомендации к проведению урока-лаборатории по русскому языку

Развивающее и  проблемное  обучение предполагает более глубокое проникновение в лингвистический материал на уроках русского языка. Помогут в этомтакие нестандартные уроки . как уроки-лаборат...

Методические рекомендации для проведения урока истории России в 6 классе. Тема урока: «Жизнь и быт горожан»

Рекомендации к проведению урока истории в 6 классе. Продолжение изучения темы «Общественный строй Древней Руси"....

Методические рекомендации для проведения Урока Знаний "Наш великий могучий русский язык"

Сценарий Урока Знаний или классного часа«Наш великий могучий русский язык»...

методические рекомендации для проведения уроков биологии

Методические рекомендации помогут при проведении уроков, предусмотренных программой по биологии, а также дадут возможность организовать занятия дополнительного образования или кружка...

Методические рекомендации к проведению урока. Тема урока: «Население и политическая карта Африки»

Методические рекомендации к проведению урока. Тема урока: «Население и политическая карта Африки»Тип урока. Изучение нового материала.Цели урока:Обучающие: познакомить с народами, населяющ...