Программа изучения личности учащегося
учебно-методический материал

Копылова Надежда Евгеньевна

    Изучение личности школьника следует проводить в естественных условиях. Основным методом при этом является психологическое наблюдение за поведением, конкретной деятельностью и поступками ученика в учебной работе, в коллективе и вне школы. Школьный психолог – практикант ведет дневники наблюдения за учеником, в который вносит все факты, заслуживающие внимания, учеником, в который вносит все факты, заслуживающие внимания, и дает им психологическую интерпретацию. На основе накопленного материала составляется характеристика учащегося. Для того, чтобы осуществить глубокое и всестороннее изучение личности, необходимо использовать разнообразные методы изучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_izucheniya_lichnosti_uchashchegosya.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Программа изучения личности учащегося

Общие сведения:

  1. Фамилия. Имя. Отчество.
  2. Дата рождения.
  3. Домашний адрес.
  4. Сведения о семье.

а) члены семьи Программа изучения личности учащегося

Общие сведения:

1.        Фамилия. Имя. Отчество.

2.        Дата рождения.

3.        Домашний адрес.

4.        Сведения о семье.

а) члены семьи: отец, мать и другие члены семьи, проживающие вместе с учеником. Год рождения каждого, образование, профессия, место работы, занимаемая должность.

 б) социально-демографические условия: многодетная, неполная, больные родители или инвалиды и т. д.

в) материальные и жилищно-бытовые условия: низко/высокооплачиваемые, мало/хорошо обеспеченные, проживающие в плохих/хороших жилищно-бытовых и санитарно-гигиенических условиях; какие условия имеет ученик в квартире: отдельная комната, угол, отдельный стол, нет постоянного места для занятий и т. д.

г)  характер взаимоотношений  родителей и других членов семьи с учеником: слепое  обожание, заботливость,  дружба,  доверие,  равноправие, отчужденность, мелочная опека, полная самостоятельность,  независимость,  бесконтрольность.

д) социально-психологические условия: неблагоприятный психологический климат семьи, педагогически несостоятельные родители, эмоционально-конфликтные отношения в семье.

е) криминогенные условия: аморальный образ жизни родителей, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, социальный паразитизм, жес­токое обращение с детьми/отсутствие этих симптомов.

Выводы: Выявление и учет подростков, оказавшихся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих здоровью и развитию; оставшихся без попечения родителей; нуждающихся в материальной помощи: временно нуждающихся в проживании отдельно от родителей.

     Здоровье: состояние здоровья ученика (физическое развитие, особенности физического развития, особые недостатки, заболевания).

Личность ученика

1) Вступает ли в конфликтные отношения (если да, то редко или часто) с ро­дителями, с учениками, с учителями (с кем именно)?

2) Характер общительности (отсутствует, избирательный, высокий).

3) Какую роль выполняет (инициатор, организатор, исполнитель):

    а) в общественном труде;

    б) в играх со сверстниками;

    в) в учебе?

4) Проявляет ли положительные качества и формы поведения (нет/если да, то редко, часто или всегда):

              а) уважение к старшим;

б) внимательность, чуткость, доброту;

              в) скромность;

              г) трудолюбие;

              д) добросовестность;

              е) самоорганизованность;

             ж) самостоятельность;

             з) дисциплинированность.

5) Проявляет ли отрицательные качества и формы поведения (нет/если да, то редко, часто или всегда):

    а) грубость;

   д) лживость;

   б)эгоизм;

   е) упрямство;

   в) зазнайство, высокомерие;

   ж) жестокость;

   г) легкомыслие, беспечность;

   з) вредные привычки (курит, сквернословит...)?

6) Способен ли выбрать себе самостоятельное занятие? Долго ли проявляет интерес к выбранному занятию?

 Выводы: Выявление и учет детей с асоциальным поведением: уклонение от учебы; бродяжничество; попрошайничество; правонарушения; употребления спиртных напитков, наркотиков или психотропных веществ.

Личность ученика в коллективе

1) Социальный статус в коллективе (лидер, популярный, принятый, непопу­лярный, отверженный).

2) Как относится к мнению коллектива, к требованиям и критическим заме­чаниям товарищей (благожелательно, серьезно, равнодушно, враждебно)?

3) Какие и как выполняет общественные поручения (хорошо, с удовольстви­ем, удовлетворительно, плохо, не выполняет)?

4) Имеются ли близкие друзья, кто они? Какое отношение занимает по отно­шению к друзьям (ведущий, ведомый)?

5) Стремится ли воздействовать на товарищей (нет, да, редко, часто)?

Учение

1) Какое отношение (увлеченное, заинтересованное, безразличное, отрица­тельное) проявляет к учебным предметам? Отметить, если есть особые способности к предмету. Успеваемость (преобладающие оценки).

2) Общее умственное развитие, кругозор, начитанность.

3) Каков уровень внимания (высокий, средний, низкий). Способен ли удержи­вать внимание весь день? К какому по счету уроку наступает спад внимания?

4) Как запоминает материал (быстро, медленно)?

5) Каков уровень развития мышления (низкий, средний, высокий)?

6) Как выполняет свои учебные обязанности (аккуратно, небрежно, нерегу­лярно, не выполняет)?

7) Какую активность проявляет на уроке (высокую, среднюю, низкую, не проявляет)?

8) Владеет ли знаниями и навыками самостоятельного умственного труда (да, частично, нет)?

9) Как относится к требованиям учителей, к их педагогическим воздействиям (активно положительно, пассивно положительно, безразлично)?

10) Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать над книгой, контролировать себя, составлять планы, конспекты...)

Труд

1) Как относится к труду (увлеченно, заинтересованно, добросовестно, без­различно, отрицательно)?

2) Уважает ли труд или относится к нему пренебрежительно?

3) Насколько выражен фактор избирательности в труде?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа изучения личности учащихся

Программа изучения личности учащихся на первом курсе...

Пути взаимодействия классного руководителя и психолога по изучению личности учащегося

Материалы методической работы содержат описание направлений взаимодействия классного руководителя и педагога-психолога по изучению личности учащихся, с описанием сфер психолого-педагогической диа...

Изучение личности учащегося.

Для классного руководителя....

Программа изучения личности учащегося и коллектива

В программу включены различные анкеты, диагностические карты, цветограмма, таблицы....

Изучение личности учащихся

То,что учитель должен знать своих учеников, не вызывает сомнения. Чтобы человека  воспитывать, его надо знать во всех отношениях-это аксиома  педагогики.Как осуществить индивидуально-личност...

Психологический практикум "Изучение личности учащихся и ученического коллектива"

Психологический практикум "Изучение личности учащихся и ученического коллектива" содержит практический материал (анкеты, тесты, опросники и т. д.) и  поможет изучить личность учащихся и ученическ...

Методики изучения личности учащихся

Исследование личности учащихся позволяет в значительной степени организовать индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости от его возрастных, психолого-педагогических особенностей, наклонносте...