Программа изучения личности учащегося и коллектива
материал (5 класс) на тему

В программу включены различные анкеты, диагностические карты, цветограмма, таблицы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Одним из главных аспектов воспитательной деятельности педагога является изучение личности и коллектива подростков. Не секрет, что успех воспитания во многом зависит  от знания конкретного человека и процессов, происходящих в коллективе .  

         Изучение личности и коллектива подростков, а также их воспитание – единый процесс.

                 Смирнова Н.В.,

                 учитель математики  МБОУ « Красулинская основная общеобразовательная        

                 школа» ,    с. Красулино ,  Новокузнецкого района ,  Кемеровской области .

ПРОГРАММА  ИЗУЧЕНИЯ  ЛИЧНОСТИ  УЧАЩЕГОСЯ  И  КОЛЛЕКТИВА .

      22 года я работаю в школе и являюсь классным руководителем. За это время у меня выработалась своя методика по изучению личности учащегося и коллектива, которой я хочу поделиться с коллегами. Может быть, кого-то она натолкнёт на создание своей программы изучения личности учащегося и коллектива, а кто-то возьмёт её себе на вооружение в том виде, в котором предлагаю её я. Нужно всегда помнить, что изучение личности учащихся – это не самоцель, а лишь средство для более эффективной и целенаправленной воспитательной работы по формированию личности каждого ученика и каждого ученического коллектива.

   

      Начиная или продолжая работу с детским коллективом , классному руководителю всегда очень важно знать , как относятся друг к другу все члены детского коллектива, значим ли для них коллектив, в котором они находятся длительное время вместе, каковы основные особенности взаимоотношений в классе.

      Для выявления характеристик детского коллектива я использую следующие методики.

                                         

                                         Социометрия.

      Целью социометрического исследования является изучение взаимоотношений в коллективе и определение лидеров в классе.    Каждый ученик получает список класса и выполняет следующее задание :  

Задание . Группа ребят собирается в поход. Из одноклассников должно быть только  трое. Запиши их фамилии.

      Все ученики класса подписывают отдельный листок бумаги и записывают на нём три фамилии своих одноклассников.

      После этого я заполняю карту групповой дифференциации ( таблица 1 ) .

Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма. Социограмма представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса  ( приложение 1 ). Номера мальчиков обводятся треугольником, девочек – кружочком. В первый круг

 ( центральный ) помещают тех, кто набрал наибольшее количество положительных выборов , и дальше – по убыванию количества выборов. Взаимный выбор обозначают стрелками с двух сторон ( от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал и наоборот ). Для большей наглядности указанные линии вычерчиваю различными цветами. Номера лидеров выделяю особым цветом.

                         Анкета « Наш класс»       ( приложение 2 ) .

      Анализ содержания ответов позволяет установить особенности взаимоотношений в классе .

                         Анкета « Моя учёба»        ( приложение 3 ) .

     Результаты этих анкет используются для определения программы работы с детьми, так и при составлении психолого – педагогической характеристики классного коллектива.

       

              Изучение отношения учащихся к учебным предметам.

    Для этого я предлагаю учащимся класса заполнить цветограмму                   « Настроение по предмету»     ( таблица 2 ) .

                                                                                                 

                                                                                                           Таблица 2

                      Цветограмма « Настроение по предмету»

               Уроки

Дни недели

   1

     2

     3

     4

    5

    6

Понедельник

история

матем.

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

   Каждый ученик получает бланк с таблицей. Ребята каждый день ( в течении учебной недели ) после последнего урока приходят в свой кабинет и там заполняют эту таблицу. В таблице отражается отношение

к уроку :

       -  светлое, приятное (ж);                              -  угнетённое (ч);  

       -  радостное, тёплое (с);                               -  спокойное (з);

       - тревожное, напряжённое (кор);               -  восторженное (кр).

   Анализируя цветограмму « Настроение по предмету», я исследую причины учебных проблем учеников и использую результаты в работе с классом .

 


                                                                                                                  Таблица 1    

                                    Карта групповой дифференциации

                                       Кого выбирал

п/п

Кто выбирал

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Количество взаимных выборов

1.

Апрелкова Яна

3

1

2

   3

2.

Бобровников Владислав

2

1

3

   3

3.

Бобылев Тарас

1

3

2

   1

4.

Горина Ксения

1

2

3

   1

5.

Глущенко Елена

2

3

1

   1

6.

Заботина Надежда

2

3

1

   1

7.

Исаков Дмитрий

2

3

1

   2

8.

Карповец Екатерина

3

1

2

   1

9.

Корешков Данила

1

3

2

   1

10.

Костромина Ольга

1

3

2

   2

11.

Сульдин Илья

3

1

2

   1

12.

Шелковникова Мария

2

1

3

   1

13.

Шилова Ольга

1

2

3

   1

14.

Шустов Александр

3

1

2

   1

15.

Щербаков Николай

3

2

1

   0

16.

Хоменко Дарья

1

2

3

   2

Количество выборов

8

5

2

1

1

2

6

1

4

6

1

2

2

2

0

5

      Следующим шагом по изучению личности учащегося я предлагаю ребятам заполнить   диагностическую  карту ученика    ( таблица 3 ) .

      Ребята получают диагностическую карту и оценивают себя :

                                                                                          1. ученики ;

                                                                                          2. родители ;

                                                                                          3. учитель .

      Условные обозначения :   «я» -  ярко ;

                                                     «с» -   слабо ;

                                                    «н/п» - не проявляется .

                                                                                                 

                                                                                                             Таблица 3

                                 Диагностическая карта ученика

                   Основные качества личности

      Ф.И.

         Отношение  к учёбе

          Отношение к труду  

      Долг и ответственность

      Дисциплинированность

Коллективизм и товарищество

      Доброта и отзывчивость

       Красота т скромность

        Бережливость

     Честность и правдивость

   

1.

                 

2.  Апрелкова Я.

3.

                       

  я

я

  я

я

 

  я

я

 

    После того , как сданы все диагностические карты учеников , я заполняю сводную диагностическую  карту учащихся класса  ( таблица 4 ) .

                                           


                                                                                                                 Таблица 4

                             Диагностическая карта учащихся класса

                                    Ф.И. ученика

 Основные

  качества

  личности

Апрелкова Я.

Бобровников В.

1.

Отношение к учёбе

я

с

2.

я

с

3.

я

с

1.

Отношение к труду

я

с

2.

я

н/п

3.

я

с

1.

Долг и ответственность

2.

3.

1.

Дисциплинированность

2.

3.

1.

 Коллективизм и

     товарищество

2.

3.

1.

  Доброта и

   отзывчивость

2.

3.

1.

Красота и скромность

2.

3.

1.

    Бережливость

2.

3.

1.

    Честность  и

     правдивость

2.

3.

       Затем я заполняю таблицу уровня нравственной воспитанности  

   ( таблица 5 ).  

                                                                                                                       

                         

                                                                                                                     Таблица 5

                             Таблица уровня нравственной воспитанности

                           Нравственные качества

   4 балла x 16 = 64

           

       

              Ф.И.

Исполнительность и общественно- полезная деятельность

Бережливость

Аккуратность

Дисциплинированность

Отзывчивость

Инициатива

Организаторские способности

Простота и скромность

Критичность и  самокритичность

Отношение к учению

Долг и ответственность

Чувство гордости за свою школу

Отношение к общественно-политическим событиям

1. Апрелкова Я.

 4

4

4

4

4

 4

 4

 4

 4

 4

 4

3

  2

2. Бобровников В.

 3

3. Бобылев Т.

 2

4. Горина К.

 4

5. Глущенко Е.

 4

6. Заботина Н.

 1

7. Исаков Д.

 2

8. Карповец Е.

 2

9. Корешков Д.

 4

10. Костромина О.

 4

11. Сульдин И.

 1

12. Шелковникова М.

 2

13. Шилова О.

 4

14. Шустов А.

 2

15. Щербаков Н.

 1

16. Хоменко  Д.

 2

Количество баллов

42

         Для её заполнения использую таблицу признаков  проявления нравственных  качеств      ( таблица 6 ).

                                                                                                               

                                                                                                                   Таблица 6

                               Признаки проявления нравственных качеств

Нравственные качества

           Признаки проявления нравственных качеств

   Исполнительность и       общественно-полезная деятельность

4- проявляет всегда, понимает важность дела ;

3- если задание личное и лично значимо ;

2- если ведётся контроль и ведётся соревнование ;

1- после настоятельных требований ;

0- не проявляет .      

     Бережливость

4- бережёт личное и общественное имущество, осознаёт

   необходимость бережливого отношения, побуждает к

   этому   других ;

3- бережлив, но не побуждает к этому других ;

2- допускает небережливость, но после замечаний

    исправляется ;  

1-бережёт свои вещи , ущерб обществу  

 восстанавливает   после настоятельных требований ;

0- неряшлив и нарушает порядок .  

    Аккуратность

4- аккуратен в личном и общественном ;

3- аккуратен сам , но не требует от других ;

2- не всегда аккуратен , но на замечания реагирует ;

1- неряшлив ;

0- неряшлив и нарушает порядок .

Дисциплинирован

ность

4- хорошо ведёт себя , побуждает к этому других ;

3- хорошо ведёт себя , но не побуждает к этому

   других ;

2- нарушает , но  реагирует на внешние воздействия ;

1- нарушает , не реагирует на внешние воздействия ;

0- плохо ведёт себя .

    Отзывчивость

4- отзывчив, сам предлагает помощь и тактично её

     осуществляет ;

3- откликается на просьбы товарищей ;

2- помогает, если поручает коллектив или старшие ;

1- не хочет помогать, делает лишь под давлением ;

0- не помогает .

      Инициатива

4- проявляет сам , мобилизует на дело других ;

3- инициативен , когда это сочетается с личным  

    интересом ;

2- не всегда инициативен ,не поддерживает

    инициативу ;

1- не инициативен, под давлением включается в

    реализацию предложенных дел ;

0- скептически относится ко всем предложениям .

   Организаторские   способности

4- организует и увлекает других на общественно-

    полезный  труд ;

3- организует и увлекает других на выполнение  

    отдельных дел при определённых ситуациях ;

2- старается научиться организовывать товарищей  ,

    но не  получается ;

1- не умеет , начинает делать под давлением , но не

    доводит до конца ;

0- не умеет и не делает .

Простота и скромность

4- прост и скромен всегда ;

3- прост и скромен в присутствии старших детей ;

2- с трудом сближается с людьми ;

1- эгоистичен, высокомерен , не имеет друзей ;

0- заносчив , вероломен .

    Критичность и самокритичность

4- критичен и самокритичен , тактично укажет

    недостатки и поможет исправить другим ;

3- критичен , принимает критику других ;

2- говорит о недостатках , если другие говорят о них ;

1- отличается равнодушием к критике других ;

0- говорит только плохое , злораден , в свой адрес

    отвергает любую критику .

Отношение к учению

4- хорошо учится и помогает товарищам ;

3- хорошо учится сам , помогает товарищам , если

    просят ;

2- учится удовлетворительно , но не заботится об

    успеваемости других ;

1- учится слабо , равнодушен к учению других ;

0- плохо учится , равнодушен к своей учёбе и учёбе

    товарищей .

Долг и ответственность

4- выполняет любое коллективное поручение,

    с воодушевлением ;

3- берётся за выполнение любого поручения, когда

    оно для него интересно, привлекательно ;

2- сам не стремится выполнить общественное

    поручение , задание коллектива выполняет без

    подъёма ;

1- нет желания выполнять общественное поручение ,

    берётся за их выполнение под нажимом и

    контролем ;

0- не любит общественную работу ,постоянно

уклоняется   от выполнения общественных поручений .

   Чувство гордости за свою школу

4- знает о делах школы , гордится ими и борется за их

    реализацию ;

3- знает о делах школы , гордится ими, но не

    отзывчив к отдельным интересным сторонам

    жизни ;

2- сам не интересуется жизнью и делами школы , если

    школа поручает – стремится выполнить ;

  1. равнодушен к делам и планам школы , отзывчив    под  нажимом и контролем ;

0- безразличен .

    Отношение к   общественно – политическим событиям

4- знает о делах , событиях страны , гордится ими  ,

    отвечает  своими делами ;

3- знает о делах , событиях страны ;

2- самостоятельно не следит за общественно-

    политическими событиями, но  под влиянием

   коллектива принимает участие в обсуждении и    

   реализации этих  событий ;

1- равнодушен к  общественно- политическим

        событиям, выполняет задание под контролем ;

0- скептически относится к общественно-

    политическим  событиям, не проявляет  

    общественной отзывчивости .

     

        Далее я  работаю с таблицей « Характеристика школьников» , оценивая от 1 до 4 баллов       ( таблица 7 ) .

                                                                                                             


       Таблица 7

                                             Характеристика школьников

     Ф.И.

Общественная и трудовая активность

Нравственная  воспитанность

Отношение к учению

Культурный кругозор

Интересы и склонности

Умение  выделять главное в учебном предмете

Умение планировать учебную деятельность

Умение в темпе класса читать и писать

Умение осуществлять самоконтроль

Настойчивость в учении

Состояние здоровья , работоспособность

Воспитательное влияние семьи

Воспитательное влияние коллектива класса

Рекомендации

1.Апрелкова Я.

4

4

4

 3

3

  4

 3

4

3

3

 4

 4

 3

2.Бобровников

2

 2

 2

 2

2

 3

 2

3

2

2

 3

 3

 2

 3


    Рекомендации :

1.  Усиление индивидуального подхода на уроках .

2.   Индивидуальный план устранения пробелов .

3.   Вовлечение в общественную и внеклассную работу .

4.   Дополнительные занятия .

      И на основании этой характеристики я составляю обобщённую характеристику класса                ( таблица 8 ) .

                                                                                                             Таблица 8

                                    Обобщённая характеристика класса

п/п

           

   

            Основные элементы

            характеристики класса

  Уровень сформированности

     ( отметить знаком «+» )

в основном

соответствует

предъявленным

требованиям

нуждается   в

значительном

улучшении

1.

Общественная активность коллектива

          +

2.

Отношение к общественно – полезному труду

          +

3.

Сформированность общественного мнения

          +

4.

Отношение к учению

          +

5.

Сознательность дисциплины класса

          +

6.

Учебная подготовленность класса

          +

     Важными характеристиками, существенно влияющими на обучение и воспитание ребёнка , являются его темперамент и особенности характера .

     Для этого провожу всем известные тесты « Определение темперамента» и    « Черты характера» .

    После выполнения данной программы по изучению личности учащегося и коллектива , я составляю психолого – педагогическую характеристику своего класса .

     Таким образом , диагностические исследования личности учащихся и их коллективов должны быть одним  из важнейших разделов плана воспитательной работы .

                                                                                                  Приложение 1

                                              Социограмма

                                                                                              Приложение 2

                                     Анкета « Наш класс» :

1.  Одинаково ли я отношусь ко всем одноклассникам ?

2.   Почему к некоторым я отношусь лучше, чем к другим ?

3.   Доволен ли я отношением одноклассников ко мне ?

4.   Кто мои самые близкие друзья ?

5.   Почему я дружу с каждым из них ?

                                                                                               

                                                                                               Приложение 3

                                     Анкета « Моя учёба» :

1.    Какие предметы и формы обучения нравятся больше всего и почему ?

2.    Какие предметы интересные, трудные, скучные, лёгкие ?

3     Какие предметы представляют наибольшую важность для вашей

       будущей    специальности ?

4.    Что нужно сделать для того, чтобы было интересно учиться ?

5.    Факторы, влияющие на успех учения :

        а)   идеал учителя ;

        б)   качества,  которые присущи вашему классному руководителю

              ( аккуратность, общительность, эрудированность, гордость,

                инициативность, заботливость, искренность, критичность,

                любознательность, наблюдательность, нежность, настойчивость,

                принципиальность, решительность. самостоятельность,

                тактичность, сообразительность, требовательность, увлечённость,

               отзывчивость, поэтичность, чувство юмора, упорство,

                эмоциональность ,энтузиазм, умение излагать материал,

                жизнерадостность, активность ) .      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа изучения личности учащихся

Программа изучения личности учащихся на первом курсе...

Психолого – педагогическая диагностика личности учащегося и коллектива.

Психолого – педагогическая диагностика личности учащегося и коллектива....

Программа "Развитие личности в классном коллективе"

Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность  в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личност...

Психологический практикум "Изучение личности учащихся и ученического коллектива"

Психологический практикум "Изучение личности учащихся и ученического коллектива" содержит практический материал (анкеты, тесты, опросники и т. д.) и  поможет изучить личность учащихся и ученическ...

Программа изучения личности учащегося

  Изучение личности школьника следует проводить в естественных условиях. Основным методом при этом является психологическое наблюдение за поведением, конкретной деятельностью и поступками ...

Воспитательная программа "Развитие личности в классном коллективе"

Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личност...