Изучение личности учащихся
статья на тему

Корягина Ольга Петровна

То,что учитель должен знать своих учеников, не вызывает сомнения. Чтобы человека  воспитывать, его надо знать во всех отношениях-это аксиома  педагогики.Как осуществить индивидуально-личностную  диагностику учащихся?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_uch.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ

То, что учитель должен знать своих учеников, не вызывает сомнения. Задача  школы  сегодня- обеспечить развитие личности каждого ученика, создав необходимые для этого условия. Чтобы человека воспитывать, его надо знать во всех отношениях - это аксиома педагогики.  Как   осуществить индивидуально-личностную диагностику учащихся?

1.Изучение  должно быть направлено на выявление особенностей процесса психического развития каждого ученика.

2.Оценка результатов диагностики ученика производится путем сопоставления их с результатами предыдущих диагностических проверок того же ученика с целью выявления характера и величины его продвижения в развитии.

обучения

3.Исследование должно осуществляться на протяжении всех лет его обучения.

4. Диагностика должна выявлять не только наличный уровень развития особенности ,а проводиться с учётом возможной «зоны ближайшего развития»        

5.Изучение личности и коллектива  важно  не само но себе. Оно всегда должно быть направлено на  решение определенной педагогической задачи.

6.Педагогический оптимизм.

7.Изучение индивидуальных особенностей должно идти с учетом возрастных особенностей.

8.Исследование должно проводиться в естественных условиях учебно- воспитательнго процесса.

9.Диагностика должна охватывать всех учащихся и проводиться систе матически.

Это основные требования к изучению личности учащихся и кол лективов.

Для изучения личности учащихся и коллективов используются  методы исследования.

А)Наблюдение - универсальный метод, используется в разнообразных ситуациях. Метод длительного, планомерного, целенаправленного описания психических особенностей, проявляющихся в деятельности, поведении учащегося. Основной метод в педагогической практике. Анализ внешнего проявления поступка, анализ поведения в естественных условиях.

Б) Анкетирование - получение психологической информации с помощью вопросов (массовость обследования, большая скорость сбора информации).

В)Беседа - метод установления в ходе общения психических осо бенностей учащихся, получение информации с помощью вопросов. В беседе могут быть выявлены особенности характера, мотивы поведении, факты биографии и отношение к ним, оценка сторон жизни. Необходимо использовать косвенные вопросы.

Правила: начать общение с тематики, приятной ученику, чтобы он охотно стал говорить. Выбор времени и места беседы. В беседе получаем не объективный факт, а мнение человека.

Г) Анализ продуктов деятельности. Сочинение (литературные способности, словарный запас, образное мышление). Контрольная работа но математике, рисованию. Чертежи, поделки (индивидуально психологические особенности и способности, уровень развития мышления, знаний, навыков).

Самооценка

Самооценка- одна из разновидностей оценочных способностей. Процесс самопознания человека, в котором формируется самооценка и развивается способность к оцениванию вообще, сложен. Иногда, прожив жизнь, человек не в состоянии разобраться в самом себе, не говоря уже о понимании окружающих. Эта задача трудна в то время, когда он как личность проходит период становления, его оценочные способности только формируются.

Самооценка определяет поведение учащихся - это начало становления самосознания, успешного самовоспитания, саморазвития личности.

Адекватная и правильная самооценка побуждает к активности, к избавлению от недостатков. Завышенная самооценка приводит к тому, что ученик не реагирует на замечания.

Ошибки и недостатки в поведении могут превратиться в привычки, от которых трудно избавиться. Главная задача - путем педагогических воздействий помочь ученику самому убедиться в их существовании.

Развитие личности не прекращается в течение всей жизни. Самооценка развивается в течение всей жизни.

Самооценка связана с самосознанием, самоконтролем. Значение самооценки велико; чем старше учащийся, тем больше ориентируется на мнение окружающих, а не на свое собственное. Правильная самооценка важна для налаживания нормальных отношений школьников с учителя ми, родителями, товарищами. Завышенная самооценка - конфликты, трудноразрешимые межличностные противоречия.

Самооценка проявляется в самохарактеристике. В ней можно проследить восприятие своих положительных и отрицательных качеств. На основе того, как характеризует себя человек, можно судить о многих сторонах личности.

Анкета – самохарактеристика

Ф.И.

1.Довольны ли вы самим собой?

2.Как, по вашему мнению, относятся к вам в классе?

3.Если вам предложат перейти в другой класс, согласитесь ли им?

4.Что вам больше всего нравится в своем характере.

5.Есть ли у вас недостатки в характере?

6.Намерены ли вы устранить свои недостатки?

7.В полную ли меру своих возможностей вы учитесь? Если нет,то  при каких условиях вы учились бы лучше?

Признание недостатком- положительное явление, т.к.это необходимое условие для их устранения. Если ученики считают. что им не мешают недостатки, то это результат самоуверенности, отсутствия развитых оценочных способностей.

Самооценка определяется уровнем интеллектуального развития школьника. Человек с широким кругозором проявляет интерес к школьным предметам и к человеку, его психологии и поведению, к познанию законов формирования человеческих отношений. Заниженная самооценка неуверенность в себе –приводит  к бравированию, хулиганству.

Самооценка младшего школьника

На вертикальных линиях(хороший,умный,добрый,красивый,весёлый) ребенок должен отметить то место, где он поставил бы себя. Вдоль линии: вверху - хороший, внизу - плохой, посредине нехороший и не плохой - так себе. Аналогично можно отметить каким он хочет быть, как видит его мама, учитель. Где бы поставил себя. Или ступеньки. Поставить себя и каким он хочет быть. Так же можно заменим, слова в тексте (добавить) здоровье, характер, счастье.

«Кто я?»

В 20 предложениях или словах ответить на вопрос: «Кто Я?»

«Мишень»

Суть- узнать, как подростки сами оценивают свою позицию в коллективе, и какой они ее хотят видеть? Круги условно обозначают активность ребят: 1-й круг - ребята всегда активны, от них исходит инициатива на; 2-й круг - ребята активно откликаются на предложения, приходят на помощь, хотя сами инициативы не проявляют; 3-й круг - активность и пассивность соседствуют рядом, ребят трудно поднять на дело, но они его выполняют, если вы потребуете; 4-й круг - в делах класса участвуют  редко, и то в качестве зрителей, исполнителей; 5-й круг - избегают общих дел, отказываются участвовать в них. Ребята должны отметить в первой мишени знаком «+», как далеко от центра круга находится каждый; во второй мишени «-», где бы каждому хотелось находиться. Листы должны быть подписаны. Результаты переносятся на две большие мишени, в круги мишени вписываются номера ребят по списку журнала. Появится картина самооценки ребят, их реальной позиции в классе и желаемого положения. В классе, который живет активной жизнью, большинство отметок первой мишени располагается в 1-3 кругах. Вторая мишень расскажет о степени удовлетворенности ребят своей позицией в классе. Если подростки стремятся занять более достойное место в коллективе, чем-то, которое они занимают, - это сигнал для классного руководителя, для его действий. Диагностика проводится в начале года, в середине и в конце.

Барометр настроения «Цветопись»

Цвет передает психологическое настроение, можно узнать, чем «дышит» коллектив. Цветопись - цветовой дневник настроения.

К (красный) - восторженное.

О (оранжевый) - радостное, теплое.

Ж (желтый) - светлое, приятное.

(зеленый) - спокойное.

С (синий) - неудовлетворительное, грустное.

Ф (фиолетовый) - тревожное, напряженное.

(черный) - упадок, уныние.

Ежедневно после занятий обозначить настроение. После отметок их собирают. Обобщение - составляется таблица, куда ежедневно переносятся данные из индивидуальных дневников, - напротив фамилии закрашиваются квадратики. Цветовой ковер даст возможность увидеть в цвете настроение ребенка, какое настроение, в какие дни преобладает в коллективе: по вертикали у  всех вместе и у каждого в отдельности в течение дня; по горизонтали - у каждою и у всех на протяжении всего времени обучения. Можно проследить, как эмоционально учащиеся откликаются на ту или иную ситуацию, на какое-то событие в коллективе. Можно посмотреть, существует ли единство в переживаниях ребятами значимых ситуаций.

Обратите внимание на настроение отдельных ребят. Если кому -то длительное время плохо, постарайтесь выяснить, в чем дело, что случилось с этим человеком.

Настроение- это интимный мир каждого, и вторгаться туда с бесцеремонными расспросами не совсем прилично. Согласие всех на добровольное ведение цветодневников. Гарантировать тайну эмоциональной «исповеди». Убедить их быть искренними в своих оценках настроения.

Изучение коллектива

Изучение межличностных отношений.

Взаимоотношения между учащимися, выделение в структуре класса звезд, изолированных.

«Мы выбираем, нас выбирают»

Лист бумаги сложить пополам. 1-я сторона - «Мы выбираем» - под ней в алфавитном порядке в столбик фамилии учащихся класса. Свою фамилию вычеркивают. В зависимости от степени симпатии или антипатии против фамилии «+» или «-», можно ставить 2 и более «+» или «-», равнодушие 0. На 2-ой половине листа — «Нас выбирают» - список по алфавиту, вычеркивает себя. С помощью знаков «+», «-», 0 он выражает предположение о том, кто и как к нему относится.

Учитель собирает листы, обобщает информацию, сохраняет в тайне, данные сообщаются индивидуально.

«Самый-самый»

Написать фамилии  (по 1-2 человека) - самый смелый, умный, справедливый, общительный, честный, добрый, веселый, надежный. Можно увидеть популярных и непопулярных.

138


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа изучения личности учащихся

Программа изучения личности учащихся на первом курсе...

Пути взаимодействия классного руководителя и психолога по изучению личности учащегося

Материалы методической работы содержат описание направлений взаимодействия классного руководителя и педагога-психолога по изучению личности учащихся, с описанием сфер психолого-педагогической диа...

Изучение личности учащегося.

Для классного руководителя....

Программа изучения личности учащегося и коллектива

В программу включены различные анкеты, диагностические карты, цветограмма, таблицы....

Психологический практикум "Изучение личности учащихся и ученического коллектива"

Психологический практикум "Изучение личности учащихся и ученического коллектива" содержит практический материал (анкеты, тесты, опросники и т. д.) и  поможет изучить личность учащихся и ученическ...

Методики изучения личности учащихся

Исследование личности учащихся позволяет в значительной степени организовать индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости от его возрастных, психолого-педагогических особенностей, наклонносте...

Программа изучения личности учащегося

  Изучение личности школьника следует проводить в естественных условиях. Основным методом при этом является психологическое наблюдение за поведением, конкретной деятельностью и поступками ...