Классный час 10 класс:Мы разные, но мы равны.
классный час (10 класс)

Понкратова Галина Анатольевна

 Классный час :  10 класс Толерантность-Мы разные ,но мы равны!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

28.11 2018 г. 9 класс

МБОУ РСОШ №4 им.С.В. Пешеходько

Классный руководитель -Понкратова Галина Анатольевна.

Классный час " Классный час :Мы разные ,но мы равны!"

Цель: Формирование представления о толерантном отношении.

Задачи:

1.Ввести и закрепить определение    термина «толерантность»; 

2.Углубить понимание его значения;

3.Отработать умение видеть межиндивидуальные различия.

4.Показать, что такое толерантное отношение к окружающим, сверстникам.

                                                        Ход занятия.

1.Вступительное слово

-Здравствуйте, дети. Я рада приветствовать вас, гости, на классном часе в стенах нашей школы.

Эмоциональный настрой. 

Давайте будем все дружить,

Вы скажите: «Не может быть?»

А я отвечу, что легко,

Ходить не надо далеко.

Что значит жить и не тужить?

Что значит дружбой дорожить?

И как вести себя ответьте,

Чтобы всегда дружили дети?

Во-первых нам не нужно драться,

Еще грубить и задаваться,

И обижать нельзя друзей,

Без ссор и жить же веселей!

Давайте будем улыбаться,

Здороваться и восхищаться,

Давайте будем так дружить,

Чтоб не хотелось нам тужить.

Давайте помогать друг другу,

Скорей протянем руку другу,

И улыбнемся до ушей,

Ведь сразу станет веселей.

Давайте так играть, друзья,

Как будто мы одна семья.

Ведь хватит места всем в игре,

Ему, тебе, и ей, и мне.

Пусть дети всей земли большой

Услышат звонкий голос мой.

Чтоб нас с друзьями поддержать

И дружными скорее стать…

Прослушивание песни «Я, ты, он, она…»

Учитель:“Я, ты, он, она – вместе дружная страна, вместе – дружная семья, в слове “мы” - сто тысяч “я”! – так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная песня в нашей стране.

Ведущий:      Но так поётся в песне, а в жизни все намного сложнее. Не так легко быть объединенными одним “ансамблем” отношений, входя в такие социальные образования, как “страна”, “семья”, “город”, “школа”, “класс”.

Ведущий:     К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа.

Ведущий:     В школах, классах очень часто встречается проблема межличностных отношений, в основе которых часто лежат явления нетерпимости

Ведущий:     Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость….

Учитель: Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как терпимость.

У этого слова есть своё понятие (ТОЛЕРАНТНОСТЬ).

2.Сообщение темы и цели.

Как вы думаете какова тема нашего классного часа? «Мы разные ,но мы равны».

На этом занятии мы познакомимся с понятием толерантность; научимся видеть и ценить межиндивидуальные различия сверстников; сможете убедиться, что, несмотря на то, что все вы разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера.

3. История понятия толерантность.

Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Понятие толерантность имеет свою историю.

Ведущий:     На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека и связано понятие “толерантность”.

4. Этимология понятия “толерантность.

 Обратимся  к этимологии понятия “толерантность”.

В английском языке понятие “толерантность” имеет три значения: устойчивость, выносливость; терпимость;  

Во французском языке “толерантность” – “уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов, терпимость ”.

В русском языке “толерантность” означает “способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам”.

- А  что же объединяет эти определения?

Термин “толерантность” объясняется, как терпимость. 

Учитель: 16 ноября. И именно в этот день жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. 

Ведущий:     Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. День терпимости посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости. 

Ведущий:     Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.    Все – мы разные, но мы – равны!     

Учитель: В последнее время наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения.     В одних ситуациях человек поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.

5.  Сценка о терпимом отношении к людям

Идёт плохо одетый мужчина. Идут юноша и девушка. Мужчина падает, травмирует ногу, тихонько стонет, в глазах – слезы.

Девушка: Подожди, я подойду к нему.

Юноша: Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу.(хватает за руку)

Девушка: Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

Юноша: А нам-то что? Он сам виноват.

Девушка: Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

Юноша: Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

Девушка: Я все равно подойду. (вырвала руку)

Юноша: Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими».

Девушка: Да как ты можешь? Ему больно! (оттолкнула парня и подошла к мужчине) Что с вами? Что с вашей ногой?

Мужчина: Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

Девушка: Нужно вызвать «скорую». Послушай, у тебя нет «мобильника»? (Парень промолчал) Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

Юноша: Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом! (Парень уходит)

Девушка: У вас открытый перелом. Потерпите! Я вызову скорую. (Отходит)

Мужчина: Девушка!  Спасибо вам!  (Девушка обернулась и улыбнулась) Вы обязательно найдете себе счастье!

Кто поступил благородно? А как бы вы поступили? Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты.

6.   Очень часто мы плохо относимся к людям не заслуженно плохо с презрением потому, что они не похожи на других они другие…… фрагмент мультфильма  аленький цветочек и анализ увиденного.

Учитель: Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?

7. Упражнение  «толерантность»

В двое сложенный листок на одной половине написать качества толерантного отношения, а на другой интолерантного  затем зачитать и порвать качества мешающие стать толерантным.

Толерантное отношение должно быть везде : Не планете, в стране, в регионе, в семье.

Классный руководитель: Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Давайте послушаем китайскую притчу «Ладная семья».
8.Притча. Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.
- Как вы поняли эту притчу?


.Нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно.

- Обратимся  к надписи:  НЕ ОЦЕНИВАЙТЕ ЛЮДЕЙ, А ЦЕНИТЕ! Слово -  цените”, закрыто. Мы с вами очень разные. Давайте не оценивать людей, а…

- Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями, потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.

-Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других.. Выполним упражнение

9.Упражнение "Цветик-семицветик"

(У каждого на столе подготовлен цветок с семью лепестками.)

- Каждый из вас на своём цветке в центре-сердцевине напишет своё имя. Затем, на лепестках одним словом напишите:

на 1 - своё любимое животное;

на 2 - любимый цвет;

на 3 - любимое время года;

на 4 - любимый цветок;

на 5 - любимый урок в школе;

на 6 - любимое занятие, увлечение;

на 7 - любимая блюдо.

- Сейчас в паре зачитайте друг другу свои особенности и найдите общее у вас.

- Поднимите руку, кто нашёл.

- Теперь парами повернитесь друг к другу по 4 человека в группе, и найдите общее для 4 человек.

- Поднимите руку те группы, у которых нашлось общее для всех. Поделитесь вслух, что общего у вашей группы.

- Как вы считаете, хорошо или плохо, что у нас нашлось столько различий?

- Да, действительно, у нас есть много общего, есть и различия. И это здорово, потому что разнообразие делает нашу жизнь в классе и школе интересной, весёлой, нескучной.

Ведь мы с вами такие разные… 

         

Ведущий:     Иногда действительно хорошо, что мы - как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить

Ведущий:     Люди не похожи  и похожи друг на друга: этим они и интересны друг другу. Мы можем найти нестандартное решение проблемы, мы  учимся друг у друга.

Ведущий:      Если бы мы ценили собственную индивидуальность, нам было бы легче принимать особенности  партнера.

10. Упражнение «Учимся ценить индивидуальность».

- Я прошу встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, какие  красивые.

- А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные.

- Прошу подняться ребят, у кого тёмные волосы, а теперь - у кого светлые?

- Соберитесь в группы кареглазые, голубоглазые, зеленоглазые, сероглазые.

-  Подумайте и скажите: «Какие все мы?»

Ответ учащихся: «Все мы разные, но  мы равны.»

11.Теперь давайте пофантазируем. Упражнение «Давайте пофантазируем…» Представьте, что многообразие исчезло. Весь мир стал однообразным: животные одного вида, растения одного сорта, дома одной конструкции, машины одной марки, в магазине один вид продуктов, моды нет- люди одеты в одинаковую одежду  и т.д. интересно было бы жить в таком мире? 

                1.Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?

2.Хорошо или плохо, что мы все разные?

3.Как жить в мире, где столько разных людей?

 Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества, необходимо уметь уважать мнения других…….

12. Упражнение « А я считаю….»

 Анализ .

Ведущий:      Термин “толерантность” объясняется, как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Давайте попробуем составить правила толерантного общения.  

13. Правила толерантного общения: ( на столе выбрать правило)

  • Уважай собеседника.
  • Старайся понять то, о чем говорят другие
  • Отстаивай свое мнение тактично.
  • Ищи лучшие аргументы.
  • Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
  • Стремись учитывать интересы других.
  • Прощай
  • Уважай права другого
  • Уважай человеческое достоинство
  • Принимай другого таким, каков он есть
  • Сострадай
  • Проявляй терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

- Я надеюсь, что правилами толерантного общения вы впредь будете пользоваться.

- Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый первый  шаг в этом направлении.

Рефлексия:

- У вас на столах лежат бабочки, возьмите их в руки. Допишите сами такое предложение:

Сегодня я понял, что толерантность это:  …………..

Звучит песня «Дети всей Земли»

- Мы сейчас вместе создадим свою классную поляну толерантности: все цветы с нашими особенностями мы приклеим на эти листы внизу, а бабочек на голубом фоне вверху

 Учитель и учащиеся приклеивают цветы и бабочек на панно.

Теперь попрошу всех встать в ровный круг очень тесно друг к другу, положите руки друг другу на плечи, поднимите  правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по моей команде все делают шаг внутрь, и хором весело произнесём тему нашего занятия: Мы разные ,но мы равны!

Танец- флешмоп ( с разноцветными лентами)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час - концерт «Мамы разные нужны, мамы разные важны».

«Мама» - самое первое слово, его малыш произносит, не научившись еще и ходить. Пока ребенок маленький, мама и кормит его, и поит, и укачивает в колыбели. Мама и пожалеет, и приласкает, и наставит на п...

Урок "Все мы разные, все мы равные"

Классный час для 6-8-х классов...

«Все – мы разные, все – мы равные!»

Занятие, посвящённое Международному дню толерантности....

Урок посвященный Дню народного единства «Все мы разные – все мы равные»

Урок посвященный Дню народного единства«Все мы разные – все мы равные»...