«Все – мы разные, все – мы равные!»
методическая разработка по психологии

Ольга Григорьевна Жбанова

Занятие, посвящённое Международному дню толерантности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost.docx23.8 КБ
Файл tolerantnost.pptx2.08 МБ
Файл buklet.docx852.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Все – мы разные, все – мы равные!»

Цель: Формировать толерантное отношения одноклассников между собой и с окружающими.

Задачи:

  • создать условия для осознания важности воспитания толерантности;
  • привлекать детей к участию в решении проблем и в определении способов их решений по мере того, как у них возникает чувство ответственности за свои действия и за происходящее;
  • развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
  • воспитание чувства коллективизма, сплочённости;
  • способствовать развитию уважительного отношения между учащимися;
  • развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми;
  • воспитывать чувство уважения друг к другу;

Ход мероприятия

1. Орг. момент.

2. Сообщение темы и цели занятия

Тема нашего занятия «Все – мы разные, все – мы равные!»

3. Упражнение «ПРИВЕТСТВИЯ»

Цели:

-разрядить обстановку;

-сломать стереотипные формы поведения;

-повеселиться;

-познакомиться с приветствиями в разных культурах;

-сплотить ребят.

Ход занятия:

Участники приветствуют друг друга как жители разных стран:

-сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);

-потереться носами (Новая Зеландия);

-пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);

-показать язык (Тибет);

-очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);

-помахать рукой;

Обсуждение

-понравилась ли вам игра?

-попробуйте догадаться, из каких стран происходят ваши приветствия;

-было ли трудно здороваться каким-то способом?

-показались ли какие-то из приветствий смешными?

-как бы отреагировали люди из этих стран на ваши приветствия?

- какую роль играют приветствия в нашей жизни?

3. Вводная беседа

Притча о Гармонии (Хинг Ши)

Однажды Хинг Ши сидел на берегу небольшого, но очень живописного озера с одним из своих учеников. Воздух был напоен тонкими ароматами природы, ветер практически затих, и зеркальная гладь водоёма отражала в себе всё окружающее с невероятной чёткостью. Совершенство природы, её сбалансированность и чистота невольно порождали мысли о гармонии. Поэтому, спустя какое-то время, Хинг Ши обратился к своему ученику с вопросом:

— Янг Ли, скажи, когда по-твоему наступит полная гармония в человеческих отношениях?

Юный и любознательный Янг Ли, часто сопровождавший Учителя на его прогулках, задумался. Через некоторое время, глядя на идентичность природы и её отражения в озере, сказал:

— Мне кажется, гармония в отношениях между людьми наступит только тогда, когда все люди придут к единому мнению, будут мыслить одинаково, станут как бы отражением друг друга. Тогда не будет ни разногласий, ни споров, — мечтательно сказал ученик и грустно добавил, — но разве такое возможно?

— Нет, — задумчиво ответил Хинг Ши, — это невозможно, да и не нужно. Ведь в данном случае наступила бы не гармония, а полное обезличивание человека, потеря его внутреннего «Я», индивидуальности. Люди стали бы не столько отражением, сколько тенью друг друга.

Немного помолчав, мудрец добавил:

Как вы думаете, что добавил мудрец?

— Гармония в человеческих отношениях станет возможна лишь тогда, когда каждый человек будет стремиться не к единению мнения или подражанию другим, но к уважению права другого человека на выражение своей индивидуальности.

16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно.

Толерантность – обозначает терпимость к иному мировоззрениюобразу жизни, поведению и обычаям.

Толерантность - (от лат. слова tolerantia– терпение), это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, готовность к взаимодействию с людьми иной культуры, национальности, религии или социальной среды, это возможность услышать другого, понять иного.

«Цветок толерантности» - что означают его лепестки.

Упражнение «Основные черты толерантного человека»

Какими качествами должен обладать человек, чтобы быть толерантным?

Учащиеся класса, читая описание основных черт толерантного и интолерантного человека должны самостоятельно выбрать слова, которые их характеризуют.

Толерантная личность                                                                                              

уважение мнения других
доброжелательность
желание что-либо делать вместе
понимание и принятие
чуткость, любознательность
снисходительность
доверие, гуманизм

 Интолерантная личность

непонимание   агрессивность
игнорирование
эгоизм
  цинизм
нетерпимость    равнодушие
пренебрежения
раздражительность

- Кто же такой толерантный человек?

- А какого человека называем с противоположными качествами?

( интолерантной)

Мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интолерантный

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

- Какой путь мы выберем?

 «Учимся ценить индивидуальность» 
 Оборудование: листы бумаги и ручки 

Форма работы: коллективная. 

Мы часто хотим быть точно такими же, как остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, когда мы — как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить. Когда люди не похожи друг на друга: они становятся интересны друг другу, могут найти нестандартное решение проблем. 

Задание. Напишите о каких-то трех признаках, которые отличают вас от всех остальных участников группы: внешний вид, одежда, умения, какие-либо достижения. После того как вы справитесь с заданием, мы соберем ваши записи, зачитаем их, а остальные члены группы будут отгадывать, кто является автором тех или иных утверждений. 

 Сбор записей участников тренинга ведущим, их чтение с последующим отгадыванием. 

Если автора не удается «вычислить», он должен назваться сам. 

А сейчас мы будем искать, чем мы похожи.

 «Сменяющиеся команды»

Цель: получение опыта общения и взаимодействия в разных командах.

Этапы игры:

1.        Дайте сигнал (свистните или позвоните в колокольчик) и крикните, например, «Четверки!». Это означает, что игроки должны как можно быстрее образовать группы по четыре человека в каждой.

2.        Как только команды организовались, назовите действие, которое должны выполнить игроки, например: «Пожмите каждому руку и представьтесь друг другу». Затем подайте следующий сигнал.

3.        Следите за тем, чтобы каждый раз по вашему сигналу создавались новые команды. Предлагайте новые действия, интересные темы. Основная идея игры заключается в том, чтобы участники все время находились в движении, общались и разговаривали с как можно большим количеством людей.

4.        Возможные варианты раундов представлены ниже:

  • «Тройки!» — участники берутся за руки и рассказывают друг другу, какие запахи им особенно нравятся;
  • «Шестерки!» — игроки выставляют вперед правое плечо, каждый говорит о том, что умеет хорошо делать;
  • «Четверки!» — все члены команды поднимают руки над головой и сообщают о месте своего рождения;
  • «Пятерки!» — игроки поднимают брови, каждый говорит о том, кто его друг;
  • «Семерки!» — попытавшись пошевелить ушами, члены группы рассказывают друг другу о звуках, которые им приятно слышать;
  • «Двойки!» — игроки хлопают себя по плечу и вслух вспоминают свои достижения за прошлый год;
  • «Восьмерки!» — каждый участник, почесав подбородок, задает какой-нибудь волнующий его вопрос.

5.        В конце занятия игроки собираются в середине комнаты, выстраиваются в круг и обхватывают за талию стоящих рядом. Ведущий предлагает всем сделать шаг вперед, чтобы круг стал настолько тесным, насколько это возможно, и громко крикнуть: «А-а-а!»

Мы узнали чем мы отличаемся друг от друга, и чем похожи.

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Сегодня мы говорили о толерантности личности.

-А наш класс можно назвать толерантным?

Посмотрите на это дерево! Оно одиноко и безжизненно.

Творческая работа «Дерево толерантности» (фломастеры, клеевые карандаши, бумага в форме листьев (например, березы), ватман, на котором изображено дерево без листьев.)

- Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы наш класс стал пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в нём стали как можно более толерантными». Затем листочки приклеиваются на дерево.

Посмотрите! Только что оно было одиноким и безжизненным. Но наши добрые намерения (листочки) оживили его.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Однажды Хинг Ши сидел на берегу небольшого, но очень живописного озера с одним из своих учебников. Воздух был напоен тонкими ароматами, ветер затих, и зеркальная гладь водоема отражала все окружающее с невероятной четкостью. Совершенство природы, ее сбалансированность и чистота порождали мысли о гармонии.

Слайд 3

Хинг Ши обратился к своему ученику с вопросом: «Янг Ли, скажи, когда, по-твоему , наступит полная гармония в человеческих отношениях?» Янг Ли задумался и через некоторое время , сказал : «Мне кажется, гармония в отношениях между людьми наступит только тогда, когда все люди придут к единому мнению, будут мыслить одинаково, станут как бы отражением друг друга». Хинг Ши ответил : «Это невозможно, да и не нужно . Ведь в данном случае наступила бы не гармония, а полное обезличивание человека, потеря индивидуальности».

Слайд 4

О чем притча? Как вы поняли ее смысл?

Слайд 5

16 ноября - День толерантности. День, когда в 1995 году была Утверждена резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО Декларация принципов толерантности.

Слайд 6

В соответствии с Декларацией принципов толерантности толерантность определяется следующим образом: ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными,

Слайд 7

в обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, в уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов,

Слайд 8

в готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.

Слайд 9

Толера́нтность (от лат . tolerantia — терпение ) В социологии под толерантностью понимают признание и принятие другого человека или сообщества, уважительное отношение к его взглядам, образу жизни, вероисповеданию, национальности. Толерантность обеспечивает сохранение разнообразия, естественного права на отличность, непохожесть, инаковость .

Слайд 10

Мы все очень разные Мы носим разные наряды и прически

Слайд 11

Мы любим разные игры и разную живопись

Слайд 12

и по разному Мы мечтаем о разном

Слайд 13

А знаете ли Вы, что ваше будущее зависит от того, какими Вы видите себя и других? Разве чья-то непохожесть – повод для ненависти? Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Давайте поговорим об этом и… подумаем

Слайд 14

Если кто-то считает, что он хороший, а все другие плохие... Это значит… Он не сможет работать в коллективе, не сможет жить достойно и счастливо. Он считает себя в праве и поучать, и оскорблять других.

Слайд 15

Это значит… Если кто-то поверит, что он плохой, а все другие хорошие. Он будет мучиться, отказываясь от своих предпочтений, будет ломать себя, подстраиваясь под других. Он всегда будет закомплексован и несчастлив.

Слайд 16

Он не живет в этой реальности и не может быть в ней счастлив. Если кто-то считает, что он плохой и все другие тоже плохие Это значит… Он отказался сделать себя и этот мир лучше.

Слайд 17

Чего хотите Вы? Любви или ненависти? Если кто-то уверен, что он хороший и все другие тоже хорошие. Значит он уверен, что его любят, и он готов к любви. Его мир – мир добра и красоты. И он – счастливый человек.

Слайд 18

Давайте жить в любви и согласии!



Предварительный просмотр:

Правила толерантного поведения

  1. Оставайся самим собой, при этом анализируй свои ошибки и не допускай их вновь.
  2. Принимай людей таковыми, какие они есть. Уважай чувства и интересы других людей.
  3. Не суди о ценностях других, отталкиваясь от своих собственных, не навязывай свое мнение другим.
  4. Помни, что каждый волен выбирать свой имидж и стиль, свои привычки и пристрастия. 
  5. Будь добрым, милосердным, отзывчивым; помогай в беде; проявляй заботу о слабых.

Доброта и толерантность спасут мир!

11111111

«Если я в чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а напротив, одаряю».  

   Антуан де Сент-Экзюпери

   

«Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный»

Н.А. Добролюбов

МБОУ «Средняя школа №1» г.Велижа

Что такое толерантность

C:\Users\Андрей\Desktop\газета\tolerantnost_kartinki_1-500x497.jpg

«Будь не таким, как

другие, и позволь

другим

быть другими!»

Велиж 2017

Международный день толерантности ежегодно отмечается 16 ноября. Он был торжественно провозглашен в «Декларации принципов толерантности» ЮНЕСКО, которая утверждена в 1995 году. Согласно документам ООН и ЮНЕСКО, толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.    

C:\Users\Андрей\Desktop\газета\hello_html_m53320a60.png

orig_4045666c152243fc4d030da25af6a102

Термин «толерантность» происходит от лат. tolerantia  – терпимость, устойчивость.

     Толерантность означает уважение, принятие и понимание того, что важно и дорого другому человеку, как он выражает себя, свою индивидуальность, чем он отличается от тебя. Толерантность – признание разнообразия окружающего мира, открытость, которая духовно обогащает. Чем больше в жизни разнообразия, тем интереснее и веселее жить.

    Как скучен мир, в котором люди, деревья, растения, животные, дома похожи друг на друга!

Быть легче добрым или злым?

Наверно легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Своё тепло другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких и чужих,

И радости порой не знать

Заботясь о других.

Конечно доброму трудней,

Но всё же, посмотри:

Как много у него друзей,

А злой всегда один!

C:\Users\Андрей\Desktop\газета\48216548.jpg

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Равные и разные

Статья из цикла "Реализация стратегии "Петербургская школа 2020" в ОУ Красногвардейского района Санкт-Петербурга"...

Внеклассное мероприятие по обществознанию для 9-11 классов по теме: « Разные»-Равные в большой семье. В рамках фестиваля «Дружба народов»

Презентация к  внеклассному  мероприятию по обществознанию для 9-11 классов по теме: "Разные"- равные в большой семье, ( в рамках фестиваля «Дружба народов».)Предлагаемая презентация ...

Урок "Все мы разные, все мы равные"

Классный час для 6-8-х классов...

Урок посвященный Дню народного единства «Все мы разные – все мы равные»

Урок посвященный Дню народного единства«Все мы разные – все мы равные»...

Классный час 10 класс:Мы разные, но мы равны.

Классный час :  10 класс Толерантность-Мы разные ,но мы равны!"...