Классный час "Экзамен без стресса"
классный час (11 класс)

Елена Викторовна Тышова

Не за горами государственные выпускные экзамены. Это всегда испытание. Подготовка к экзамену связана с большим напряжением организма: интенсивная умственная деятельность, повышенная статическая нагрузка, обусловленная длительной вынужденной позой, крайнее ограничение двигательной активности, нарушение режима отдыха и сна, эмоциональные переживания. Изменить предэкзаменационную и экзаменационную ситуацию невозможно (уменьшить интенсивность подготовки, изменить процедуру проведения экзамена и пр.), однако возможно воздействовать на самый важный аспект — личность выпускника. Цель данного классного часа - снижение стресса в экзаменационный период у старшеклассников через осознание своего поведения и расширение поведенческого репертуара.


Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час в 11 классе

Тема: Экзамен без стресса (психологическая подготовка к ЕГЭ)

Цель: способствовать снижению стресса в экзаменационный период у старшеклассников через осознание своего поведения и расширение поведенческого репертуара.
Задачи
1. Стимулировать обучающихся к размышлению о способах снижения предэкзаменационного волнения.
2. Формировать критическое отношение к различным путям снижения волнения — выделять продуктивные и малопродуктивные.
3. Способствовать осознанию своего психического состояния как внутренне обусловленного, способствовать формированию внутреннего контроля своего поведения. 
4. Способствовать расширению репертуара поведения в период подготовки к экзаменам.

Участники: учащиеся 11 класса, классный руководитель.

Подготовка: для классного часа потребуются на каждую группу — лист бумаги, ручка раздаточный материл «Экзамены без стресса» (см. приложение), бланки «Моя рабочая неделя»; доска, мел; анкета.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Классный руководитель. Здравствуйте! Тема классного часа выбрана не случайно. Не за горами государственные выпускные экзамены. Выпускной экзамен является мостиком, который соединяет вас со взрослой жизнью - техникум, Вуз, армия, семья и т.д. Каждому хочется достойно завершить один этап (школу) и начать новый. Экзамены вызывают разные ощущения и состояния.

Казалось бы, пора уже привыкнуть к этому страшному слову ЕГЭ, но вот опять июнь, и снова одиннадцатиклассники, их родители и учителя чуть ли не бьются в истерике, задаваясь вопросом: что будет? Можно, конечно, погадать на ромашке или довести себя до нервного срыва, но можно и просто настроиться на экзамен, принять его как неизбежность — и тогда все получится.

 Я хочу начать наше занятия с приема «Ассоциации». Ассоциации – это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Необходимо написать слово «ЕГЭ» и написать любую ассоциацию на это слово. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову.

Задание:

1.        ЕГЭ- …(напишите 10 ассоциаций). (время 5 минут)

Далее учитель записывает на доске все ответы учащихся:

Например: ЕГЭ- это

  • проверка знаний
  • испытание
  • страх
  • волнение и т.д.      

2.        Знаками «+» или  «-» обозначьте ваше отношение ко всем ассоциациям, которые вы написали в списке, какие эмоции они у вас вызывают, например, «страх»- это «минус», «боюсь»- «минус» и т.д.

3.        Подсчитайте количество  «+» и «-». Сделайте вывод, какие эмоции вызывает  у вас предстоящий экзамен.

Вывод:

 У многих  учащихся слово «ЕГЭ» вызывает отрицательные эмоции, так как «минусов» больше, чем плюсов.  Чаще всего ЕГЭ вызывает негативные эмоции  учащихся и их родителей. С ЕГЭ ассоциируется  тревога, страх и гнев. Дети говорят о том, что ЕГЭ сдать невозможно, родители – переживают за психологическое состояние детей и результатах, которые неизменно повлияют на поступление в вузы. Наличие негативного эмоционального фона осложняет подготовку к экзамену для всех участников образовательного процесса.  


Классный руководитель. А сейчас я хочу немного рассказать вам о стрессе! Почему о стрессе, да потому, что большинство отрицательных эмоций, которые мы испытываем относятся к стрессу. Прежде всего, обратимся к биографии слова «стресс». Впервые понятие «стресс» ввел канадский врач и биолог с мировым именем, директор института экспериментальной медицины и хирургии Ганс Селье, он же обосновал свое учение о стрессе и дистрессе. 
Неверно понимать под стрессом только нервное напряжение, которое приводит к болезням, говорил Селье: «Стресс - есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Любое непривычное для организма воздействие  - чувство гнева, страха, ненависти, радости, любви, сильный холод  или жара, инфекция, реакция на прием лекарства, укол все это может вызвать стресс. Стало быть, стресс это приспособление человека к любому воздействию на него, реакция организма. Избежать стрессовых ситуаций невозможно, да и не нужно, ибо стресс, как писал Селье,- «это сама жизнь, а отсутствие стресса означает смерть». 
Если стресс это напряжение, давление, нажим, то дистресс - это горе, несчастье. Поэтому человеку необходимо бороться именно с дистрессовыми ситуациями, стремиться быстрее выходить из них. 

Однако вреден и постоянно действующий стресс. Наш организм сталкивается с необычным воздействием, и в начале отвечает на него реакцией тревоги, вслед за ней возникает фаза сопротивления стрессорам (внешним раздражителям). Но если стрессоры продолжают свое воздействие на организм, то может наступить третья фаза - фаза истощения борьбы со стрессорами. Это происходит тогда, когда исчерпались ресурсы защитных сил, и организм заболевает.
Итак, длительное психическое напряжение вызывает истощение защитных сил, может явиться причиной заболеваний, которые называются психогенными. 

Разные люди по-разному реагируют на одни и те же раздражители. Это вы знаете из своего личного опыта. Кто-то в сложной ситуации остается невозмутимым, а кто-то теряется. Кто-то даже по незначительному поводу может «взорваться», наговорить обидных, грубых слов, а кто-то объяснится совершенно спокойно. Отчего же зависит эта разница в реагировании и поведении на одни и те же стрессоры? Безусловно, это зависит от склада характера человека, от его индивидуальности. Но не только от этого. Немаловажную роль  здесь играют приобретенные средства защиты - воспитание, самовоспитание. Это, пожалуй, главное оружие в борьбе со стрессом.
Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди многих причин, вызывающих психическое напряжение у школьников.             

Скоро вам предстоят экзамены. Вы знаете, что это такое. И наверняка каждый из вас перед экзаменом испытывает волнение. Представьте себе канун экзаменов, вспомните свое состояние в этот период, оцените степень своего волнения в баллах (или, если хотите, в градусах) от 0 до 100. При этом 0 баллов означает, что вы совершенно не волнуетесь перед экзаменом, вы абсолютно спокойны, а 100 баллов — что вы очень сильно волнуетесь, не можете ничем заниматься, только «трясетесь» от предстоящих событий.

Теперь следует разделить всех участников на группы таким образом:

• в первую группу включаются несколько школьников, максимально волнующихся перед экзаменом, и столько же — минимально волнующихся;

• во вторую группу включаются несколько школьников, несколько меньше волнующихся перед экзаменом, и столько же — минимально волнующихся;

• и так далее, таким образом в последнюю группу войдут ребята со средним уровнем предэкзаменационного волнения.
После данной процедуры группы занимают места: каждая группа образует свой рабочий круг.

Классный руководитель. В каждой группе у нас есть те, кто больше волнуется перед экзаменами, и те, кто волнуется меньше. Ваша задача — поделиться своим опытом друг с другом. Тем, кто волнуется, — рассказать, что именно заставляет их волноваться, почему они не могут справиться со своим волнением. А тем, кто не волнуется, — как им это удается, какими методами они пользуются, какие приемы наиболее эффективны. В итоге вы в своей группе должны выделить и записать не менее 10 способов и приемов снижения предэкзаменационного волнения. Если во время выполнения задания у вас возникнут вопросы — обращайтесь ко мне. Если есть вопросы сейчас — спрашивайте. На выполнение задания отводится 7-8 минут. 

Классный руководитель. Теперь мы сделаем следующее: каждая группа по очереди называет какой-то один способ преодоления волнения перед экзаменами, а я их записываю на доске. Если способы в разных группах будут повторяться, мы это отметим. Пожалуйста, кто готов назвать первый способ?

Классный руководитель. Спасибо всем, вы отлично поработали. У нас получился довольно обширный список самых различных методов и приемов, чтобы снизить уровень волнения перед экзаменами. Ребятам предлагаются приемы снятия нервно-психического напряжения (Приложение 3) Это и общение с приятными людьми, и водные процедуры (называет 3–4 способа, предложенных школьниками). Но самым эффективным, здесь я согласна с вами, является подготовка к экзамену. Ведь если ты подготовился к экзамену, знаешь материал, то и волнение значительно снижается.

У каждого из вас есть свой опыт подготовки к экзаменам. Из того множества рекомендаций, которые существуют, каждый из нас выбирает то, что подходит именно ему. Сейчас я каждой группе дам лист бумаги, где написано 10 правил подготовки к экзаменам (Приложение 4) Внимательно в группах прочитайте эти правила и выберите из них три, которые вы реально используете (или будете использовать) при подготовке к экзаменам. Затем мы обсудим, что вы выбрали.

Классный руководитель. Теперь каждая группа назовет те три рекомендации по подготовке к экзаменам, которые считает реальными и эффективными.

Каждая группа не просто называет выбранные варианты, но и обосновывает свой выбор (почему они следуют именно этим правилам и не следуют другим).

Классный руководитель должен подвести участников к мысли о том, что наличие плана, расписания или графика предстоящей работы помогает предотвратить цейтнот и связанный с ним стресс. Участникам предлагается подумать, чем располагает школа, чтобы помочь ребятам избежать цейтнота. В высказываниях подчеркнуть: режим дня школы, расписание уроков, план работы на четверть (неделю, год), график дежурств и т.п. Можно обсудить, чем вызвана необходимость режима дня в школе? Как связан режим дня школы с режимом дня каждого участника? Удобно ли иметь расписание уроков на предстоящий день (неделю), расписание экзаменов, почему? Можно ли также распланировать свои внешкольные дела (предложить высказаться тем, кто посещает какие-либо внешкольные учреждения; выяснить, кто из них выполняет некоторые уроки заранее с учетом своей дополнительной нагрузки, удобно ли это)? Обратить внимание на нагрузку ребят по дням неделям и в течение суток.

Анализируются бланки «Моя рабочая неделя» (Приложение 2)

На этих бланках участники закрашивали дни недели и время суток цветными карандашами (фломастерами): красным цветом то время, которое совпадает с большой нагрузкой, желтым — со средней нагрузкой, зеленым — с отдыхом и развлечениями. Цвет покажет рациональность распределения сил участников в течение недели и каждого дня. Группа обсуждает, в какое время для данного участника может возникнуть опасность стресса, связанного с цейтнотом (там, где много красного цвета) и предлагает, как можно этого избежать. 

Классный руководитель подчеркивает такие варианты предотвращения цейтнота, как:
— планировать предстоящие дела, чтобы ничего не забыть и не столкнуться с внезапной необходимостью что-то срочно доделывать в последний момент;
— делать уроки заранее, чтобы разгрузить те дни, когда у участника есть внешкольные занятия;
— не браться за несколько дел одновременно.
Особо следует подчеркнуть, что, планируя, свои дела, необходимо учитывать время для отдыха и восстановления сил.


А что же делать, если вы уже на экзамене, а справиться с волнением не можете: колени дрожат, руки не слушаются? Я предлагаю пару простых упражнений:

•        сядь удобно;

•        сделай глубокий вдох через нос (4-6с);

•        задержи дыхание (2-3с);

•        сделай медленный, плавный выдох через нос (4-6с);

•        задержи дыхание (2-3с).

Упражнение выполняется в течение 2-3 минут.

Или же повторять маленькое, простое слово “покой”. Вдох — “по”, выдох — “кой”. Ты почувствуешь, как уйдет сначала мышечное напряжение, затем — внутреннее. (упражнение проводиться, что значительно снимает напряженность у ребят, работа значительно активизируется!).

Главное, не боятся экзамена и настраивать себя на положительный результат, и тогда все будет отлично.
А еще существует множество примет и советов из так называемого студенческого фольклора. Давайте вспомним некоторые из них, а вдруг поможет! (Пятак под левой пяткой, учебники под подушкой, не мыть голову перед экзаменом и .д.) Это, конечно, шутка, но ведь в любом деле необходима капелька юмора.

Классный руководитель. Сегодня на занятии мы с вами обсудили очень важную тему — как действовать, что делать, чтобы экзамены прошли с наименьшими волнениями и закончились наилучшим результатом. Надеюсь, что каждый из вас узнал что-то новое на нашем занятии, что поможет ему при подготовке и сдаче экзаменов. Завершая встречу, предлагаю всем написать синквейн о вашем отношении к экзамену.
Правила написания синквэйна:  

В первой строчке тема называется одним словом (существительным).

Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных).

Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами.

Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

Пятая – итог одним словом по ассоциации с первой строкой.

Обмен мнениями.

В конце занятия все садятся в круг. Учитель предлагает ряд вопросов:

•        Понравилось вам занятие?

•        Что вам запомнилось в большей степени?

•        Что нового для себя вы узнали?

•        Была вам эта тема интересна? Почему?

Заключительное слово учителя:

Осталось полгода, чтобы выучить то, что пропустили, запомнить важные даты и события. Поднажмите на учебу. Готовьтесь к экзаменам, не пускайте все на самотек и не надейтесь на «авось», ходите на консультации. Не рассчитывайте на "списать" или "мне помогут" - это не пройдёт и скачать готовые ответы на ЕГЭ  тоже. Экзамен будет  действительно сложным. Рассчитывайте только на свои силы, больше вам никто здесь не поможет!


Мне было интересно общаться с вами, обсуждать ваши идеи. Спасибо вам! Желаю Удачи!

Приложение 1

Анкета

Друзья! Приближается время сдачи выпускного экзамена. Для нас очень важно знать, что вы думаете по этому поводу. Результаты анкеты используются только психологом.

Просим вас оценить свое согласие или несогласие с данным утверждением по 10- бальной шкале от 1- полностью не согласен до 10- абсолютно согласен. Пожалуйста, обведите цифру, отражающую ваше мнение.


1.Я хорошо представляю как проходит выпускной экзамен


Полностью не согласен


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Абсолютно согласен


2.Полагаю, что смогу правильно распределить время и силы во время экзамена


Полностью не согласен


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Абсолютно согласен


3.Я знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий


Полностью не согласен


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Абсолютно согласен


4.Считаю, что результаты выпускного экзамена важны для моего будущего


Полностью не согласен


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Абсолютно согласен


5.Я волнуюсь, когда думаю о предстоящем экзамене


Полностью не согласен


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Абсолютно согласен


6.Я знаю, какие задания необходимо выполнять, чтобы получить желаемую оценку


Полностью не согласен


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Абсолютно согласен


7.Думаю, что у выпускного экзамена есть свои преимущества


Полностью не согласен


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Абсолютно согласен


8.Считаю, что могу сдать экзамен на высокую оценку


Полностью не согласен


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Абсолютно согласен


9.Я знаю, как можно успокоиться в трудной ситуации


Полностью не согласен


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Абсолютно согласен


10.Я понимаю, какие мои качества могут мне помочь при сдаче экзамена


Полностью не согласен


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Абсолютно согласен


11.Думаю, что смогу справиться с тревогой на экзамене


Полностью не согласен


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Абсолютно согласен


12.Я достаточно много знаю про выпускные экзамены


Полностью не согласен


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Абсолютно согласен


13.Чувствую, что сдать этот экзамен мне по силам.


Полностью не согласен


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Абсолютно согласен


Спасибо!

Анализ результатов:

Низкими показателями считаются 4 и меньше баллов, высокими -8 и больше.

Знакомство с процедурой: низкие показатели по вопросам 1,4,6,7,12 указывают на низкий уровень знакомства с процедурой.

Уровень тревоги: высокий показатель по вопросу 5, низкие показатели по вопросам 8,11,13 указывают на высокий уровень тревоги.

Владение навыками самоконтроля, самоорганизации: низкие показатели по вопросам 2,3,9 указывают на недостаточное владение навыками самоконтроля.


Приложение 2

Бланк «Моя рабочая неделя»


День

недели

Утро

День

Вечер

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


На этих бланках закрасьте дни недели и время суток цветными карандашами (фломастерами): красным цветом то время, которое совпадает с большой нагрузкой, желтым — со средней нагрузкой, зеленым — с отдыхом и развлечениями

Приложение 3

Способы снятия нервно-психического напряжения

— спортивные занятия;

— контрастный душ;

— стирка белья;

— мытье посуды;

— свое напряжение вложить в комканье газетного листа;

— потанцевать под музыку, громко спеть свою любимую песню;

— погулять в тихом месте на природе.

– можно разрядить свои эмоции, высказавшись тем людям, которые поймут и посочувствуют.

– если ты один, можешь поколотить подушку или выжать мокрое полотенце — это поможет расслабиться, так как обычно при негативных эмоциях большая часть энергии копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах.

– произвести любые спонтанные звуки — напряжение может быть «заперто» в горле.

– можно использовать такой прием, как дыхание уступами: три-четыре коротких выдоха подряд, затем такое же количество коротких вдохов.

Рекомендации старшеклассникам

1. Придерживайтесь основного правила: «Не теряй времени зря». Перед началом подготовки к экзаменам необходимо просмотреть весь материал и отложить тот, что хорошо знаком, а начинать учить незнакомый, новый.

2. Используйте время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо думается, то есть высока работоспособность. Обычно это утренние часы после хорошего отдыха.

3. Подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и пр. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.

4. Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие. Составь план занятий. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какими именно разделами и темами займусь. А также необходимо определить время занятий с учетом ритмов организма.

5. К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз — утром.

6. Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме («план в уме»), а не зазубривать всю тему полностью «от» и «до». Можно также практиковать написание вопросов в виде краткого, тезисного изложения материала.

7. Заучиваемый материал лучше разбить на смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. Смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой. Текст можно сильно сократить, представив его в виде схемы типа «звезды», «дерева», «скобки» и т.п. При этом восприятие и качество запоминания значительно улучшаются за счет большей образности записи.

8. Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, поскольку это активная, организованная целью умственная работа. Вообще говоря, любая аналитическая работа с текстом приводит к его лучшему запоминанию. Это может быть перекомпоновка материала, нахождение парадоксальных формулировок для него, привлечение контрастного фона или материала и др.

9. Всегда, а во время подготовки к экзаменам особенно, заботьтесь о своем здоровье. В это время нужно хорошо и вовремя питаться (соблюдайте режим). Не забывайте о прогулках и спортивных развлечениях, делайте перерывы, активно отвлекайтесь. Хорошо отдыхайте — сон вам необходим. Ни в коем случае не засиживайтесь допоздна перед экзаменом!

10. Ежедневно выполняйте упражнения, которые способствуют снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа и классный час по теме "причины стресса и их преодоление"

Итоговая аттестация учащихся 9 классов часто приводит к стрессовым ситуациям. Очень важно научить школьников справляться с возникшими проблемами. В данной разработке описаны причины стресса и их преод...

Классный час: Роль стресса и его последствий в практической психотерапии выживания в Большом Городе.

Цель: Обобщить знания о себе и создать оптимистичный настрой на усиление процесса познания и понимания самого себя.Задачи:Совершенствование коммуникативный умений.Профилактика и преодоление откл...

Классный час "Защитимся от стресса"

Как защищаться от школьного стресса...

Презентация к классному часу "Стресс: тихий убийца или эликсир жизни?»

Классный час рекомендован для учащихся выпускных классов для преодоления стрессовой ситуации перед сдачей экзаменов....

Классный час Тема: Стресс враг или друг? Или как развивать в себе стрессоустойчивость

Цели и задачи: познакомить с понятием стресса, стрессоустойчивости; познакомить с профилактикой стресса и рекомендациями для восстановления....

Классный час: «Победи стресс»

Форма  классного  часа:  Практикум – самопознания.Ц е л и:1. Научить детей: гордится собой и своими достижениями; что в сложные моменты необходимо обратиться к кому-то с просьбой ...

Стресс и его причины, виды стрессов, пути снятия стресса

Наверняка, вы все не раз замечали, что ваши знакомые, друзья или даже родные бывают в каком-то подавленном состоянии, у них наблюдается повышенная раздражительность и иногда, наверное,  они даже ...