Классный час: Роль стресса и его последствий в практической психотерапии выживания в Большом Городе.
классный час по психологии (11 класс) по теме

Калашникова Татьяна Ярославовна

 

Цель: Обобщить знания о себе и создать оптимистичный настрой на усиление процесса познания и понимания самого себя.

Задачи:

  1. Совершенствование коммуникативный умений.
  2. Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье.
  3. Содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся.

Оборудование и оформление:

  1. Рабочая тетрадь и авторучка.
  2. Памятки для учащихся.
  3. Подготовленный тестовый материал.

Предварительная подготовка:

             Накануне классного часа учащимся предлагается  дома поразмышлять  на тему «Я в Большом Городе, мои ожидания и опасения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_klassnyy_chas_v_11_.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час:

Роль стресса и его последствий в практической психотерапии выживания в Большом Городе.

Цель: Обобщить знания о себе и создать оптимистичный настрой на усиление процесса познания и понимания самого себя.

Задачи:

  1. Совершенствование коммуникативный умений.
  2. Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье.
  3. Содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся.

Оборудование и оформление:

  1. Рабочая тетрадь и авторучка.
  2. Памятки для учащихся.
  3. Подготовленный тестовый материал.

Предварительная подготовка:

         Накануне классного часа учащимся предлагается  дома поразмышлять  на тему «Я в Большом Городе, мои ожидания и опасения».

План занятия:

1 .Разминка: Имя – характер.

2. Формулировка темы занятия.

3. Вводная беседа.

4.Тест «правополушарник» или «левополушарник»?

Метод экспресс-анализа характера, основанный на функциональной асимметрии правого и левого полушарий головного мозга.

5. Обсуждение результатов тестирования.

6. Завершение занятия.

6.1.Раздача памяток и их обсуждение на тему: «Оптимистическая установка и оптимистичный настой».

6.2.Ознакомление с телефонами  доверия и кризисных центров.

Участники: учащиеся 11  класса и классный                          руководитель.

Форма: Занятие с элементами тренинга.

        Цель занятия:

  1. Совершенствование коммуникативных умений.
  2. Обобщить знания о себе.
  3. Создать оптимистичный настрой на усиление процесса познания и понимания самого себя.

Предварительная работа:

Оборудование:

1. Рабочая тетрадь и авторучка.

2. Памятки для учащихся.

План занятия:

1 .Разминка: Имя – характер.

2. Формулировка темы занятия.

3. Вводная беседа.

4. Тест «правополушарник» или «левополушарник»?

Метод экспресс-анализа характера, основанный на функциональной асимметрии правого и левого полушарий головного мозга.

5. Обсуждение результатов тестирования.

6.Завершение занятия с раздачей памяток и их обсуждением: «Оптимистическая установка и оптимистичный настой».

Ход занятия:

  1. Разминка.

Приветствие.

Насколько вы работоспособны на данный момент (максимально 10 пальцев).

«Имя – характер».

Назвать свое имя и подобрать по любой из букв имени присущую черту характера.

2.Формулировка темы занятия.

Основная задача, которая стоит сегодня перед Вами: понять и осознать, что же такое на самом деле правильное размышление и правильное воображение, правильное дыхание и правильное питание, правильное расслабление и правильное движение.

3.Вводная беседа.

В этом году вы заканчиваете школу. Многие поступят учиться или устроятся на работу и уедут из родного города. Т.о. многие из вас окажутся в других больших городах.        

Статистика показывает, что выпускники школ могут обладать обширными познаниями в области литературы и истории, химии и физики, математики и географии, но они, по большому счету, не обладают теми знаниями, которые помогли бы им ориентироваться в своей собственной судьбе. Эта беспомощность при планировании своей деловой карьеры и личной жизни, неумение разбираться в себе и в окружающих, равно как и выявлять и разрешать разного рода конфликты. Как результат и следствие из всего этого - множество проблем, которые молодые люди имеют при вхождении в самостоятельную жизнь. Отсюда - неудовлетворенность жизнью, ведущая к невротическим отклонениям и компенсируемая потреблением алкоголя, наркотиков и курением.

Житель Большого Города, желающий выстроить надежную Защиту от разнообразных стрессов, должен владеть многими умениями, среди которых - правильное размышление и правильное воображение, правильное дыхание и правильное питание, правильное расслабление и правильное движение.

Только в этом случае жизнь в Большом Городе может приносить удовлетворение и радость.

Вопрос для обсуждения:

Так в связи с чем может быть связана неудовлетворенность жизнью?

Ответы…

-Первым фактором является стресс.

Что же включает в себя это понятие, которое мы так часто слышим в наши дни?

(обсуждение с учащимися}.

Стресс — состояние негативной нервно-психической напряженности, возникающее в ответ на сложные жизненные ситуации.

В обобщенном виде к ситуациям, вызывающим стресс, надо отнести следующие:

- необходимость ускоренной обработки информации в условиях дефицита времени;

- вредные экологические стимулы окружающей среды;

- осознаваемая угроза значимых для человека ценностей и целей;

- нарушение физиологических функций;

- изоляция от коллектива, остракизм, бойкот;

- отсутствие контроля над событиями и невозможность что-либо изменить в ситуации.

Что же может явиться следствием всех этих стрессовых ситуаций?

(обсуждение ответов).

Следствием всех перечисленных стрессов, которые в изобилии имеются в Большом Городе, стал так называемый синдром хронической усталости (САГУ), который медики окрестили новой чумой ХХ века. Т.к. 3% населения страдают этим заболеванием, а потенциальными носителями являются около 90% жителей.

Первоначально выдвигались гипотезы, что причины СХУ вызывают особые разновидности вирусов, неблагоприятная экологическая обстановка. Но, в конце концов, большинство исследователей пришло к выводу, что в основе заболевания лежат чрезмерные нагрузки на организм, попросту говоря — стресс.

Болезнь начинается, как банальный грипп, и ее симптомами на физиологическом уровне являются:

- небольшое повышение температуры;

- боль и першение в горле;

- увеличение лимфатических узлов на затылке и подмышками;

- боли в мышцах и в суставах;

- расстройство сна.

На психологическом уровне возникают:

- чувство непреходящей усталости и слабости;

- депрессия;

- снижение интеллектуальных возможностей;

- быстрая утомляемость;

- раздражительность.

Все эти признаки очень похожи на простудные и инфекционные заболевания. Поэтому другое название синдрома хронической усталости - «грипп молодых карьеристов».

Имеет ли последствия стресс для организма человека?

Ответы…

Психологическим следствием постоянного нервно-психического напряжения, т.е. стресса, становится невроз, который можно охарактеризовать в общих чертах как потерю вкуса к жизни и моральную неспособность заболевшего успешно справляться со своими социальными обязанностями - профессиональными, семейными, межличностными.

В зависимости от характера и личностной акцентуации это может быть неврастенический невроз, истерический невроз, невроз страха, невроз навязчивых состояний. Это уже медицинский аспект.

Хочется обратить ваше внимание на то, что еще давно, в работах древнегреческих философов, было выявлено, что самочувствие человека во многом зависит от того, каким образом он мыслит.

Многие люди сами себя вгоняют в нездоровое невротическое состояние только потому, что обладают неправильным мышлением. Неправильное мышление патогенно, то есть приводит к заболеванию. Поэтому просто необходимо попытаться научиться правильно думать.

Пожалуйста задумайтесь над двумя понятиями: гордость и гордыня.

Ответы…

Гордость — это когда человек реально оценивает свои возможности, успехи и достижения.

Гордыня - это когда он не может снизить планку своих притязаний в случае неудачи и принять свою жизнь такой, какая она есть.

Когда человек поставил себе в жизни чересчур высокие требования и к себе и к окружающей жизни, тогда он становится особенно уязвим для самокритики и самообвинений при не достижении желаемой цели. В этом случае он чересчур сильно расстраивается. Далее, как только люди стали несчастны, они склонны усугублять свои страдания. Появляется затяжная депрессия со всеми вытекающими из нее последствиями        

  1. Тест «правополушарник», или «левополушарник»?

Метод экспресс-анализа характера, основанный на функциональной асимметрии правого и левого полушарий головного мозга.

5. Обсуждение результатов тестирования.

Расшифровка прилагается с тестом.

6.Завершение занятия.

Известный американский психолог Альберт Эллис считал, что для того чтобы человек научился позитивно мыслить, ему необходимо понять три важные вещи:

1.   Причина плохого настроения - не в том, что произошло, а в том, как человек объяснил самому себе и оценил возникшую ситуацию. Как говорил Сенека, «горек не урон, а мнение о нем».

2.   Эмоции, которые человек испытывает в данный момент, основаны на иррациональных догматических установках долженствования, которые, если провести логический эксперимент, окажутся необоснованными.

3.   Все можно исправить и вернуться в нормальное эмоциональное состояние только в том случае, если человек сам согласен на тяжелую и упорную работу по перестройке своего мышления.

У своих клиентов А.Эллис пытался сформировать стиль мышления, схожий с мировоззрением стоиков: «У меня все и не должно быть лучше, чем у остальных людей, - так уже происходит в жизни! Чертовски плохо, да! Но даже если все это так и будет продолжаться, и даже если я никогда не получу многое их того, что хотелось бы иметь, то, возможно, так тому и следует быть. Это чертовское невезение, но это не конец света. Я могу не брать все это в голову и принять мир таким, каков он есть, пусть и неприятным!».

6.1.Раздача памяток: «Оптимистическая установка и оптимистичный настрой».

Обсуждение.

6.2.Ознакомление с телефонами доверия и кризисных центров г.Москвы.

- Служба психологической помощи для женщин, пострадавших от сексуального насилия (тел.301-72-04).

- Московский медико-социальный кризисный Центр (тел.124-61-85).

- Социально-психологический Центр «Вера» (тел.534-17-85).

- Молодежный телефон доверия (тел.122-32-77).

- Телефон доверия для детей и подростков (тел.160-03-63,169-03-03).

- Телефон экстренной медико-психологической помощи  (тел.205-05-50).

- Телефон акушерского доверия при департаменте здравоохранения г.Москвы (тел.332-21-13).

Используемые источники:

  1. Селевко Г.К., Маркова Н.Н., Левина О.Г. Познай себя. М. 2000.
  2. Личностно-ориентированный подход в работе Степанова. Творческий Центр.М.2003.
  3. Бойко Ю.П., Петрушин В.И. Практическая психотерапия выживания в Большом Городе. Научно-методический журнал. М. 2004.
  4. Севина Н.Г. Жизненный опыт учащихся в контексте личносно-ориентированного образования. Педагогика. 2001.№7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока немецкого языка в 7 классе по теме "Как ориентироваться в современном большом городе?"

Данная методическая разработка урока представлена по теме «Как ориентироваться в современном большом городе?» для учащихся 7 класса  (учебник:  Бим И.Л., Садомова Л.В., Артемова Н.А. Н...

Открытый урок "Экопортрет большого города"

Экопортрет большого города...(Урбанизированные территории)Цель: Познакомить учащихся с экологическими проблемами,вызываемых урбанизацией; выяснить причины и последствий экологических проблем, а ...

Классный час с элементами игры "Экология большого города"

Экология - одна из важных тем, которая волновала и продолжает волновать ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. И с кем, если не с детьми рассмотреть и обсудить проблемы большого города? Предлагаю Вашему вниманию презентацию д...

Конспект урока немецкого языка в 7 классе на тему "Жизнь в большом городе. Ориентировка в городе"

Данная методическая разработка может быть использована доля проведения урока немецкого языка в 7 классе по теме: "Жизнь в большом городе. Ориентировка в городе" в рамках работы по ФГОС. Использованы с...

Презентация "Жизнь в большом городе. Ориентировка в городе" для урока немецкого языка в 7 классе

Данная презентация содержит материал по темам "Движение в городе", "Транспортные средства", "Ориентировка в городе" и предназначена для урока немецкого языка в 7 классе пот теме "Жизнь в большом город...

познавательное занятие "Стресс и его последствия для организма"

Позавательное занятие для воспитанников с ОВЗ  ( 8 класс), возраст 14-15 лет...