«Организация воспитательной работы по профессиональному самоопределению школьников на основной ступени образования»
статья

Салмина Марина Львовна

Профессиональное самоопределение- одна из важнейших проблем подрастающего поколения. Решить эту проблему помогает система работы классного руководителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Организация воспитательной работы по профессиональному самоопределению школьников на основной ступени образования»

 

«В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни.
(Леонардо да Винчи)

  Не профессия выбирает человека, а человек профессию.
(Сократ.)

«Если у каждого ребенка сбудется заветная мечта,

наш мир заполнят пожарные и милиционеры

Концепция развития образования РФ   одним из приоритетных целевых ориентиров ставит предоставление возможностей всем обучающимся старших классов осваивать индивидуальные образовательные программы, в том числе профильное обучение и профессиональную подготовку. Таким образом, введение профильного обучения на старшей ступени направлено на повышение способности будущего выпускника к самостоятельным действиям на рынке образовательных услуг, конструированию собственного образовательного маршрута. Поэтому в наш стремительный век  актуальной становится целенаправленная, систематическая работа по профессиональной ориентации начиная  с младшей школы. На первом этапе целью работы являются развитие интересов и способностей младших школьников в различных сферах деятельности. Этому способствуют внеурочная деятельность, беседы с родителями, экскурсии, а также внеклассные  мероприятия, об одном из которых мы рассказали на страницах школьной газеты.

Отрочество — один из самых ответственных периодов становления личности. В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям.

Подражание внешним формам поведения взрослых приводит к тому, что мальчики-подростки ориентируются на романтические профессии “настоящих мужчин”, обладающих сильной волей, выдержкой, смелостью, мужеством (спасатель, автогонщик и др.) и технические специальности. Девочки начинают ориентироваться на профессии “настоящих женщин”, обаятельных, привлекательных и популярных (топ-модель, эстрадная певица, телеведущая и др.) или творческие профессии, связанные с их хобби- увлечениями( музыка, танцы, живопись и т.д.)Но, как говорится, если у каждого ребенка сбудется заветная мечта, наш мир заполнят пожарные и милиционеры.

Ориентация на  эти профессии складывается под влиянием средств массовой информации, тиражирующих образцы “настоящих взрослых”. Формированию такой  профессиональной ориентации способствует также стремление подростков к самовыражению и самоутверждению.

Дифференцированное отношение к разным учебным предметам, занятия в кружках художественного, технического творчества формируют у подростков учебно-профессиональные намерения и профессионально ориентированные мечты. Эти ориентации способствуют появлению новых профессионально ориентированных мотивов учения, инициируют саморазвитие качеств, способностей, присущих представителям желаемых профессий.

Образцы желаемого будущего, профессиональные мечты становятся психологическими вехами, штрихами профессионального самоопределения.

Цель второго этапа - помочь подросткам понять себя, свои личностные особенности, возможности и способности, обеспечить подростков средствами самопознания, формировать  мотивы  саморазвития, личностного роста, сформулировать конкретные личностные задачи профессионального и личностного самоопределения и обеспечить психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников основной общей школы (9-го класса). На этом этапе ведется активная информационно-просветительская работа на классных часах в 5-9 классах, осуществляется психологическая подготовка на тренингах (знакомство с психологией личности, исследование  собственных  способностей, особенностей, возможностей, мотивов и  ценностей.   Формирование представлений  о профессиограммах, типах и видах    профессий, с учебными заведениями среднего специального образования, с конкретной ситуацией на рынке труда), оказывается помощь в выборе профиля обучения. Кроме того, учащиеся 8-9 классов посещают   предпрофильные курсы, привлекаются   работе через ДМО,  ведется индивидуальная работа с подростками, требующими особого отношения и внимания, устраиваются  тематические родительские собрания. На данном этапе необходимо активизировать деятельность по организации экскурсий на производство, учреждения и предприятия села, района, города.

Формы работы по профессиональному самоопределению на этом этапе могут быть следующие:

  • Беседы о профессиях (форма проведения  - уроки психологии,  классный час один раз в два месяца);
  • Тематическая неделя по профориентации (игры, тренинги, конкурсы, родительские собрания, театрализованные выступления, выпуск тематических газет);
  • Целевые экскурсии на предприятия;
  • Предметные олимпиады;
  • Участие в общешкольных предметных неделях;
  • Кружковая работа;
  • Проведение конкурсных программ (к примеру, “Юные модельеры»,
    “Рукодельницы”, др.)
  • Конкурсы рисунков и сочинений.
  • Психологическая диагностика
  • Тематические занятия (форма проведения – тренинг);
  • Элективные курсы по предпрофильной подготовке;
  • Профессиональные пробы на базе предпрофильной подготовки
  • Празднование Дня учителя в форме Дня дублёра
  • Встречи с бывшими выпускниками.

С пятого класса в систему воспитательной работы с классом включаются мероприятия по профессиональному самоопределению .

 Проблема профессионального самоопределения на начальном этапе, в 5 классе, решалась игровыми и групповыми  средствами.

Например, на классном часе  организуется работа 5 или 6 групп.

  • Перед ребятами стол, на котором находятся предметы или листочки  с картинками предметов, необходимых той или иной профессии.

(Указка, мяч, рюкзак, кисточка, фотоаппарат, берет, чертёж, свод законов, журнал, каска, цветочный горшок, игрушка, мел, скакалка, карты, папка, дискета, органайзер, ручка, песочные часы, зажигалка, свечка, пирамида, вымпел, брелок, дискета и т.д.).

  • Каждой группе предлагается выбрать нужные для их профессии предметы и объяснить свой выбор 

Проектная работа (творческая).

  • Детям предлагается показать пантомиму или сценку, представив характерную ситуацию для выбранной группой  профессии.

Стимул для продолжения деятельности:

  • (У детей на партах цветочки ).
  • Напишите, пожалуйста, на лепестках свои интересы, увлечения, занятия, которые помогут вам в выборе будущей профессии.

Дети  обращаются к социальному опыту – собственному и своих товарищей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы

В рамках недели профориентации   в 7 классе проводился классный час совместно с родителями. Классному часу предшествовала большая подготовка. Были даны групповые задания сделать подборку самых опасных  профессий, самых нужных и самых добрых. На мероприятие были приглашены родители. Рассказ одного из родителей сопровождала презентация, подготовленная сыном. Рассказы родителей о профессиях были интересными, содержали неизвестную детям информацию.

Из заметки в школьную газету: «Мы узнали много новых и очень интересных профессий. Нам  понравилась игра "Плюсы и минусы". Задача игры - найти как можно больше плюсов (минусов) профессии спасатель... Думаю, в будущем нам это пригодится при выборе своей профессии.»

В 8 классе планируются встречи с представителями разных профессий, выявление профессиональных наклонностей с помощью диагностики, в 9 классе – профессиональные пробы.

Конечно, главный критерий и показатель эффективности профориентационной работы - это сама человеческая жизнь (состоявшаяся или несостоявшаяся), оценить которую можно лишь через множество лет. Сегодня очень важно знать, что в условиях рыночной экономики учащимся в процессе обучения необходимо приобретать такие способности, которые им позволят в течение всей жизни заниматься самообразованием и относительно легко осваивать в будущем все новые и новые профессии. Чтобы современному человеку быть успешным, нужно очень многое знать и уметь, владеть несколькими специальностями. Сегодня не может быть просто учителя, просто врача и т.д. Например, хороший учитель, настоящий профессионал своего дела владеет знаниями психологии, конфликтологии, валеологии, логики, разбирается в информационных технологиях.

В связи с этим современных школьников следует ориентировать на освоение нескольких специальностей. Необходимо выработать у школьников понимание того, что неверный выбор профессии, как это может выясниться в дальнейшем, никоим образом не должен приносить разочарование, а тем более стать трагедией. Ребята должны уяснить, что, во-первых, каждый имеет право на ошибку (а ошибка ли это?), а, во-вторых, в наше высокотехнологичное время, время научно-технического прогресса, необходимо осваивать множество профессий, получать как можно больше специальностей, чтобы хорошо ориентироваться в жизни и чувствовать себя уверенным. Не это ли является залогом успеха?

Если нацелить школьников на приобретение множества специальностей, воспитать в них любознательность, трудолюбие и упорство, то серьезность проблемы выбора не будет столь велика. Если на каком-нибудь курсе студент поймет, что избранная профессия ему не совсем по душе, он, тем не менее, закончит обучение и станет осваивать новую профессию, потому что четко будет понимать следующее: знания, полученные при освоении данной профессии, приобретенная специальность ему обязательно помогут в определенный момент жизни и станут трамплином для овладения другой профессией, другими специальностями. Естественно, в этом случае ни о каком стрессе, трагедии, ломке судьбы и т.п. речи уже не будет.

Литература:

  1. Рожкова М.И. Классному руководителю по профессиональной ориентации: Учебно-методическое пособие. - М.: ВЛАДОС, 2001.
  2. Лепешева Е. Программа личностного и профессионального самоопределения учащихся //Школьный психолог. - 2006. - №3, фев.

Ресурсы Интернет

  1. http://zanimatika.narod.ru/Narabotki14_2.htm#Викторина на знание пословиц о труде
  2. http://zanimatika.narod.ru/Narabotki14_1_1.htm - стихи о профессиях

  1. http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/vybor-professii-delo-seryoznoe         -разработки классных часов о выборе профессии

  1. http://profession.krsnet.ru/teacher/metod/10errors.html -профориентационный сайт г. Красноярска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитательная среда ОУ как средство профессионального самоопределения школьников»

Выступление с докладом «Воспитательная среда ОУ как средство профессионального самоопределения школьников» на научно-практической конференции ЛОИРО «Профессионально-технологическое  образование к...

Ранее профессиональное самоопределение на уровне основного общего образования

В статье представлены материалы, отражающие опыт работы МАОУ СОШ №1 г. Салехарда по проблеме раннего профессионального самоопределения подростков....

«Организация профессионального самоопределения подростков посредством учреждений дополнительного образования»

«Организация профессионального самоопределения подростков посредством учреждений дополнительного образования»...

Профессиональное самоопределение обучающихся через организацию профессиональных проб на этапе основного общего образования и профильного обучения на этапе среднего общего образования

Профессиональное самоопределение обучающихся через организацию профессиональных проб на этапе основного общего образования и профильного обучения на этапе среднего общего образования...

Эффективные практики организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях дополнительного образования.

В статье рассматривается одна из эффективных практик по профессиональному самоопределению обучающихся  в условиях дополнительного образования- проект "Моя будущая профессия", который бы...

Организация профессионального самоопределения школьников

Организация профессионального самоопределения школьников...