Профориентационное занятие «Выбирай уверенно!»
классный час (10 класс)

Мельник Ирина Александровна

Занятие по профориентации для учащихся 10-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsionnoe_zanyatie.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Профориентационное занятие «Выбирай уверенно!»

Цель: формирование мотивированного профессионального самоопределения школьников через профориентационную работу.

Подготовительный этап:

1)План занятия:

Взрослые играют роли: ведущие 1, 2; консультант – представитель УПК; библиотекарь.

  • Анкетирование учащихся 10-х классов.
  • Включение в процесс – разминка. Участники делятся на 3 группы.
  • «Профессия на букву».
  • Проф. Игра «Самая – самая»
  • Упражнение «Кто есть кто?»
  • Проф. Игра «Один день из жизни»
  • Сведения из газеты (рубрика «Требуются»)
  • Библиотека – как информационный центр. Мир новых профессий. Обзор журналов.
  • Выступление представителя УПК: «УПК – как диагностический центр в помощи  выбора будущей профессии».

2) Что необходимо подготовить для данного занятия:

Мероприятие

Что необходимо

Кто готовит

Оформление выставки профориентационной литературы

Литература по профориентации, материалы практических семинаров по профориентационной работе

Библиотекарь

Провести анкету среди уч-ся 10-х классов и обработать ее

Анкеты – 40 штук

бумага

Кл.рук

Найти записи с занятия в ЦГБД (библиотеке)

Разработка «Мир профессий»

Кл.рук

Посмотреть разработки

Профессиональные  игры

Кл.рук.

Поговорить с представителем центра УПК

Выступление на открытом  уроке

Кл.рук.

Найти вырезки из газет «Требуются»

Газета «Город и горожане»

Кл.рук

Переговорить с учителем информатики

Проектор,  экран, ноутбук

Кл.рук

Подготовить карточки по играм

Бумага, ручки

Карточки: фотомодель, учитель, программист

Карточки:

- “самая престижная профессия”

- “самая гуманная профессия”

- “самая  высокооплачиваемая профессия"

Кл.рук.

Презентация по теме

Анализ занятия, составление презентации (смотри приложение 1)

Кл.рук.

ВЕДУЩИЙ 1: Если ты с детства мечтал стать врачом или космонавтом, и до сих пор не сомневаешься  в правильности своего выбора - у тебя нет проблем!

Если это так, то ты – счастливчик!

ВЕДУЩИЙ 2: К сожалению, многие ребята совершенно не  представляют, кем быть и куда поступать, и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок.

ВЕДУЩИЙ 1: Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит – это означает твою социальную и психологическую зрелость.

ВЕДУЩИЙ 2: Хуже, если тебе пока все равно: мама за ручку отведет в юридический институт (потому что тебе как бы нравиться история), а после его окончания ты с удивлением узнаешь, что терпеть не можешь перебирать  нудные бумажки и общаться с людьми

ВЕДУЩИЙ 1: Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят:

ВЕДУЩИЙ 2: Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного.

Так сложилось, что у них не проснулась любовь к каким-либо предметам, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но не чем сильно не увлекаться, жизнь их может быть довольно скучной и монотонной. А если к тому же они мало ориентируются в мире профессий. То им вдвойне сложнее определиться, чем хотелось бы заниматься в будущем.

ВЕДУЩИЙ 1: Вторая категория ребят очень активная, и не только в учебе. Им интересно все: они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив - он талантлив во всем. Однако. Он тоже не может определиться, что нравиться ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.

Как же разобраться в себе?

ВЕДУЩИЙ 2: Психологи считают, что очень важно найти профессию, которая соответствовала бы психологическим особенностям человека.

Профессия должна быть, прежде всего, интересной для тебя.

Если всегда нравились животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если любишь технику, интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика. Это залог того, что ты будешь творчески и ответственно относиться к делу, и не станешь обвинять другого в том, что выбор сделан за тебя.

ВЕДУЩИЙ 1: Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества» - например, корректору важно внимание, художнику – образное мышление и т.д.

Поэтому выбирая профессию,

важно понять, есть ли у тебя

необходимые способности.

В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально востребованы. Степень вероятности, что в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха, будет больше.

ВЕДУЩИЙ 2: Наконец, особенности характера ( личностные особенности) должны помогать в профессиональной деятельности.

Какая-то деятельность дается нам легко, а какая-то потребует напряженного внимания и усилий. Знание своей природы важно при принятии важных решений на будущее.

Скажем, если ты очень общителен, ни дня не можешь прожить без своих друзей, и при этом мелкие неприятности не могут «выбить тебя из колеи», и долгая кропотливая работа – точно «не твое», то тебе больше подойдут профессии, связанные с человеческим общением.

Если же время, проведенное с книгами, доставляет тебе больше удовольствия, чем шумная вечеринка, то, скорее всего, ты сможешь выполнять работу, требующую концентрации и усидчивости.

ВЕДУЩИЙ 1: Итак, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо, прежде всего, познать и понять себя. Некоторые люди считают, что уж себя-то они понимают на все сто процентов. Другие испытывают сомнения относительно того, что же они могут и чего, в конечном счете, хотят.

Однако и те и другие не упускают случая, чтобы узнать больше о себе, разобраться в своих желаниях.

И наше сегодняшнее занятие поможет вам сделать следующий шаг, чтобы разобраться в себе, в своем желании выбора дальнейшей профессии.

ВЕДУЩИЙ 2: Вам всем была предложена анкета по профессиональной ориентации и вот результаты:

 Было опрошено - 24 ученика 10Б, 16 учеников 10В, итого 40 учеников.

(СЛАЙД № 2)

 Где собираетесь продолжить образование?

Железногорск

Красноярск

Томск

Новосибирск

Омск

Иркутск

С-Петербург

Москва

Очень хорошо, что большинство ребят выбрали учебу в красноярских ВУЗах. Красноярский край развивается быстрыми темпами, ведь недаром еще великий М.В. Ломоносов сказал, что «Россия будет прирастать Сибирью», а мы добавляем и молодыми квалифицированными специалистами.

ВЕДУЩИЙ 1: А теперь мы хотели бы предложить вам небольшую разминку. (Участники сидят по 3-м группам.) Игра: «Профессия на букву», которая позволит нам расширить знания о мире профессионального труда.

 Сейчас будет названа буква, например «м», ваша задача — назвать как можно больше профессий, начинающихся с этой буквы, т.е. показать, насколько мы знаем мир профессий. Каждая группа будет называть профессии на заданную букву”. (Буквы: м, п, с).

БИБЛИОТЕКАРЬ: Мир профессий многогранен, а, особенно мир профессий 21 века.

(СЛАЙД № 3)

Профессии:

М

П

С

Менеджер

Маркетолог

Машинист

Модельер

Механик

Монтажник

Мерчендайзер

Медсестра

Металлург

Маляр

Милиционер

Программист

Повар

Продавец

Пекарь

Плотник

Парикмахер

Политолог

Психолог

Преподаватель

Писатель

Портной

Секретарь

Слесарь

Сварщик

Столяр

Страховой агент

Стилист

Стоматолог

Станочник

Строитель

Судья

Судебный пристав

Поэтому важно знать, что стоит за красивым названием профессии. Существуют сборники профессиограммы, в которых вы можете познакомиться с содержанием профессий.

(СЛАЙД № 4)

Профессиограммы:

- Общая характеристика профессии

- Требования к индивидуальным особенностям специалиста

- Медицинские противопоказания

- Требования к профессиональной подготовке

- Пути получения профессии

- Возможности предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности

- Родственные профессии (специальности)

ВЕДУЩИЙ 2: В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются не престижными. Юрист или экономист ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться, но после учета твоих интересов и способностей. Иначе будешь владеть (если будешь) «модной», но не приносящей удовольствия специальностью.

А что же является в жизни главным для наших гимназистов?

(СЛАЙД № 5, 6)

Что является главным в жизни:

Что является главным в жизни

10Б

(24 анкеты)

10В

(16 анкет)

Общее (40)

В %

материальное благополучие  

19

15

34

85%

уважение окружающих

18

11

29

72,5%

самореализация

16

12

28

70%

карьера

15

9

24

60%

создание семьи, слава

13

10

23

57,5%

высокая квалификация

6

12

18

45%

власть

6

2

8

20%

спокойствие

4

3

7

17,5%

польза стране

0

1

1

2,5%

личное счастье

1

1

2,5%

отношение людей, понимание

1

1

2,5%

ВЕДУЩИЙ 1: А давайте сейчас попробуем определить «Самую – самую» профессию. Например, какая профессия является самой смешной.

Итак, (раздаем карточки по группам) вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени данной характеристике подходят.

- “самая престижная профессия”,

- “самая гуманная профессия”,

- “самая высокооплачиваемая профессия".

2 минуты на обсуждение. Рассказывает представитель от группы.

(После обсуждения) ну что ж, благодаря вам, мы сегодня узнали, какие профессии, по вашему мнению, самые – самые.

ВЕДУЩИЙ 2: Один из вопросов анкеты звучал так: Выбери, какие профессии наиболее интересны для тебя, и вот что получилось:

(СЛАЙД № 7)

Наиболее интересные профессии:

Программист (веб-мастер, дизайнер)

Экономист

Юрист, адвокат, судья, прокурор

Менеджер по рекламе

Дизайнер

Психолог

PR-технолог

Международные отношения, знание англ. языка

Журналист, писатель

Архитектор

Бизнесмен

Специалист по связи с общественностью

Интересно, а в какой профессии вы увидели бы друг друга. Давайте поиграем в игру

«Кто есть кто?» Посмотрите друг на друга и попытайтесь определить, какая профессия подойдет кому – либо из присутствующих здесь ребят. И объясните почему?

Обратная связь – посмотреть. сколько было попаданий в «+» и «-» и подсчитать.

При выборе профессии очень важно знать содержание профессии, что стоит за ее красивым названием, чем и как живет данный специалист.

ВЕДУЩИЙ 1: Предлагаем вам следующую игру «Один день из жизни». Она покажет, насколько хорошо мы представляем себе работу, например, фотомодели, учителя, программиста, а также мы выясним, способны ли мы к коллективному творчеству.

Например, я попытаюсь составить рассказ о типичном трудовом дне продавца. Это будет рассказ только из существительных. К примеру, рассказ о трудовом дне продавца мог бы быть таким: звонок — завтрак — автобус — магазин — прилавок — покупатель — деньги — касса — чек — продукты — покупатель — касса — сдача — сигнализация — дом — ужин - сон.

Ребята тянут карточки «фотомодель», «учитель», «программист». Раздать чистые листы.

Итак, у вас есть 3 минуты.

Как вы считаете, получился целостный рассказ или нет? Если рассказ получился путаным и сумбурным, то просьба - кого-то из ребят рассказать своими словами, о чем же был составленный рассказ. Ребята, на ваш взгляд, насколько правдиво и типично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала?

Вывод: легко вам было составить цепочку, если нет, то почему. Значит, мы не знаем все стороны профессии, как мы считаем, и нам это еще предстоит.

(СЛАЙД №8)

ВЕДУЩИЙ 2: Но всегда помните окончательный выбор только за вами, потому что, выбирая профессию, Вы выбираете  свою судьбу

А если профессия приносит удовлетворение (положительные эмоции) и обеспечивает максимальную реализацию твоих способностей (пользу обществу),

то такую судьбу смело можно назвать счастливой.

Выступление представителя УПК: «УПК – как диагностический центр в помощи выбора будущей профессии».

Литература

1. Методичка «Выбирай уверенно!» под редакцией Н.В Устиновой, У.В. Володиной.

2. Материалы практических семинаров по профориентационной работе с учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к профориентационному занятию

Профессия - экономист. Экономист — это специалист в области финансового планирования, исследования и управления финансово-хозяйственной деятельностью. Экономист принимает участие в сист...

Профориентационное занятие "Три кита"

Как же принять правильное решение, о котором не пришлось бы потом пожалеть? Выбор профессии – один из самых важных выборов в вашей жизни: его случайность или необдуманность может привести к тяжелым по...

Профориентационное занятие "Темперамент и выбор профессии"

Данное занятие будет полезно в практике педагогов, которые занимаются профориентационной деятельностью. Занятие очень интересное, полезное и нравится ребятам....

Профориентационное занятие: "Страна профессий" и материал к занятию (презентации, музыкальное сопровождение и т.п.).

Расширение кругозора о профессиях, формирование интереса к людям рабочих профессий....

Конспект профориентационного занятия с использованием игровых технологий для учащихся 7-9-х классов "Как правильно выбирать профессию"

Предлагаем в качестве одной из форм профориентационной работы с учащимися 7-9 классов игровое профориентационное занятие, цель которого - дать участникам представление о мире профессий, о некоторых св...

Конспект занятия "Быть уверенным-это здорово!"

Занятие на отработку приемов уверенного поведения и содействие чувству уверенности в себе....